Как записывать партию гитары

4.1 Запись электрогитар

Ура! У нас отредактированы барабаны, , и можно приступать к записи остальных инструментов. Обычно вокал записывают в последнюю очередь, поэтому я расскажу о нём чуть дальше, а сначала займёмся гитарами. Перед тем, как отправиться на студию, хорошенько подготовимся к записи и придумаем все необходимые партии гитары.

Придумываем гитарные аранжировки

Так как в нашей группе только один гитарист, то на репетициях мы придумали только основные гитарные партии. Займёмся теперь тем, что придумаем дополнительные гитарные аранжировки, чтобы наши песни зазвучали музыкально богаче и интереснее.

Представим себе то, как мы будем записывать гитары: обычно записываются по два раза и панорамируются в миксе влево и вправо, а партии звучат по центру. Отталкиваясь от этого, нарисуем придуманную партию гитары, раскладывая её на три (две боковые и центральная). Это поможет нам легче ориентироваться в песне и увидеть её целиком.


[иллюстрация] Гитарный план (первая страница)


[иллюстрация] Гитарный план (вторая страница)

Вот мой гитарный план для нескольких песен. Я рисую линии синей ручкой там, где звучит чистая гитара, и чёрным маркером — где играет гитара с перегруженным звуком. Сначала рисую те партии, которые уже придуманы.

Теперь подумаем, чего нам не хватает. Возможно там, где играет одна , нужны дополнительные партии по бокам. Чтобы разнообразить партии , можно придумать дополнительные . Чуть ниже я приведу конкретные примеры.

Как придумывать такие аранжировки? Сначала их можно представить мысленно, как бы услышать у себя в голове. Для этого послушаем свои репетиционные записи с одной гитарой и пофантазируем, чего там не хватает.

Как только появляется чувство, что в этом месте можно добавить дополнительную гитару, и вы примерно представляете, что она может играть, записывайте свою идею на бумагу или просто рисуйте линию. Пока хватает терпения, пройдитесь так по нескольким песням, а потом начинайте воплощать идеи с гитарой в руках.

Запишите в компьютер те партии, которые вами уже придуманы, расставьте их так, как задумано в вашем гитарном плане. Затем под те партии, которые вы уже записали, придумывайте и записывайте дополнительные гитарные аранжировки.

Приведу пример того, что смог придумать я сам. Сначала идёт версия песни с одной гитарой, как мы играли её на репетициях и концертах, затем — с тремя гитарами, разложенными так, как я представляю их себе на записи. Гитары записаны дома через преамп Tubeman.

Как вы можете слышать, дополнительные партии не обязательно должны быть сложными — иногда достаточно добавить несколько аккордов, рифф на струнах или простую мелодию. Главное, чтобы это было к месту и не повторяло основную партию, а дополняло её.

Черновики я даю послушать остальным ребятам, чтобы они высказали своё мнение, подходят ли новые партии к нашим песням.

Во время записи на студии эти черновики и гитарный план будут мне помогать: я точно буду знать, что и куда записывать, как будут сочетаться партии гитар, какой звук и в каких песнях будет нужен. Также в гитарном плане удобно отмечать то, что уже сделано. В него можно заглядывать и при сведении, чтобы вспомнить свои первоначальные идеи.

Запись электрогитар

Итак, у нас записаны и отредактированы барабаны, ; мы придумали гитарные аранжировки и готовы приступить к записи чистовой гитары на студии.

Чтобы гитара звучала ярко, желательно поставить новые струны (лучше за , чтобы они «уселись» и гитара хорошо держала строй) и немного поиграть на них. Вечером перед записью желательно повторить все свои партии дома, чтобы на студии быть готовым их уверенно и быстро записать.

Чтобы исполнение звучало энергично, нужно играть максимально радостно и сильно. Если это партия на перегруженном звуке, то лучше сделать небольшой DRIVE на усилителе, и играть так, чтобы драйва было много от звукоизвлечения, то есть играть с большой отдачей. Чтобы хорошо совпадать по времени с барабанами и басом, не опережая и не отставая, можно представить себе, что вы как будто играете все вместе на репетиции или на концерте. Я старался мысленно представить, как играют Серёжа и Костя (наши барабанщик и басист), и играл, как будто мы все рядом в одной комнате.

Звук гитары желательно сразу найти такой, какой вы хотите получить в сведённой песне (или близкий к тому), чтобы гитара хорошо ложилась в микс уже на этапе записи.

У нас с Михаэлем было свободное время в одну из смен после записи барабанов. Я привёз свою гитару, и мы сделали несколько пробных дублей. из этих записей даже попало в итоговое сведение, но главное — мы заранее получили представление о том, какой звук у нас уже есть и куда мы хотим двигаться дальше.

Когда мы вплотную приступили к записи гитар, мы выставили найденные ранее настройки и уделили ещё пару часов экспериментам. Михаэль двигал микрофоны и крутил ручки на комбике, а я играл, потом мы вместе слушали то, что записали. И в итоге нашли тот звук, который нам обоим понравился — он был достаточно яркий, радостный, но не резкий, хорошо сочетался с уже записанными барабанами и басом. С этим звуком мы и записали большинство песен.

Первоначально у меня была идея записать гитары дома, а на студии сделать реампинг (от английского ), то есть пропустить уже записанный звук со звукоснимателя через гитарный усилитель. Эта идея привлекала меня тем, что она даёт возможность реампить гитары в любой студии, где умеют добиваться классного звучания. Дома можно сделать сколько угодно дублей, сыграть так, как нужно, отредактировать свою партию, а на студии остаётся поставить микрофоны, найти нужный звук и прогнать через него заранее записанный материал.

Однако у этого способа есть и свои недостатки: , качество звука может быть ниже, чем при обычной записи гитары, поскольку при реампинге сигнал со звукоснимателя проходит через много устройств, прежде чем доберётся до гитарного усилителя. , нет возможности сделать эффект «заводящейся» гитары, так как нет обратной связи от усилителя к звукоснимателю. И , исполнение в домашних условиях может отличаться по своей энергии и настроению от исполнения на студии.

Подумав, пообщавшись с Михаэлем и послушав звук, который у нас получается, я решил записывал гитару классическим способом, находясь с усилителем в одной комнате.

Каждую партию электрогитары мы записывали на четыре дорожки: два ближних микрофона на комбике, (чистый сигнал с датчика) и talkback-микрофон, который использовался для общения и находился в нескольких метрах от усилителя.

Если вы точно знаете, какой звук будет нужен, то можно записывать гитару на одну-две дорожки, этого может быть вполне достаточно. Но мне хотелось поэкспериментировать, поэтому мы записывали так много. Сразу скажу, что на сведении я использовал примущественно два ближних микрофона, только иногда добавляя к ним talkback для ощущения пространства и щелчков медиатора. Чистый сигнал с пригодился мне только пару раз, когда потребовалось сделать у гитары совсем другой звук с помощью компьютерного «реампинга» и эффектов.

Вот примеры записанного звука электрогитары (без эквализации и дополнительных обработок).

[аудио] Желания (запись гитары, ближние микрофоны)
внешний кабинет, два ближних микрофона, затем только SM57 (более яркий), только MD 441 (более глухой), оба, SM57, MD 441, оба
[аудио] Желания (запись гитары, две гитары в стерео)
внешний кабинет, ритм гитары в стерео, отдельно и вместе с барабанами и басом
[аудио] Желания (запись гитары, чистая гитара с tremolo)
внешний кабинет, все три микрофона (два ближних и talkback), затем только два ближних, только talkback, все вместе
[аудио] Куклы (запись гитары, ближние микрофоны)
встроенный динамик комбика, два ближних микрофона, затем по отдельности MD 421, C 414, затем вместе с talkback микрофоном, только talkback, все вместе, без talkback, с talkback
[аудио] Куклы (запись гитары, две гитары в стерео)
две ритм гитары в стерео, снятые ближними микрофоны, отдельно и вместе с барабанами, басом и центральной гитарой
[аудио] Une femme a sa fenetre (запись гитары, соло)
внешний кабинет, три микрофона (два ближних в центре панорамы и talkback слева), затем вместе с другими инструментами
[аудио] Une femme a sa fenetre (запись гитары, чистая гитара с и через усилитель)
две гитары в стерео, чистый сигнал со звукоснимателя (через ), затем пропущенный через tremolo и снятый двумя ближними микрофонами на комбике

Мы записывали гитару через комбоусилитель Mesa Boogie Mark IV, используя встроенный в него динамик, а также подключая к нему внешний кабинет Mesa Engineering 2×12 Rectifier Guitar Cabinet. На внешнем кабинете мы записывали преимущественно перегруженные гитары, а на комбике — в основном чистые. Но экспериментировали от песни к песне, переключая динамики и каналы усилителя (Rhythm 1, Rhythm 2 и Lead), чтобы выбрать нужный характер звука для каждой партии.

Я использовал на записи две электрогитары: мастеровой Explorer и купленый в магазине недорогой Telecaster. На первой стоит активный датчик EMG 89 (humbucker/single) и она выдаёт более плотный звук, подходящий для мощного overdrive, а на Telecaster стоит активный EMG RT (single) и на нем хорошо звучат партии с чистым звуком и более лёгким overdrive.

Расстановка микрофонов

Меня интересовало, как Михаэль расставляет микрофоны для записи электрогитары, и он рассказал мне основные принципы.

Сначала нужно выстроить нужный звук на усилителе, чтобы нам понравилось то, что мы слышим напрямую, а затем выставлять микрофоны. Проще всего снимать звук одним микрофоном, но иногда этого бывает недостаточно. Если хочется иметь более полное звучание, то можно добавить второй микрофон, который будет восполнять то, чего не хватает первому (по тембру, по динамике).

Когда используется два микрофона, то чтобы решить проблему с фазой (когда сигналы с двух микрофонов негативно влияют друг на друга), можно поставить микрофоны на равном расстоянии от динамика. Михаэль ставил микрофоны близко к решётке, но не вплотную, а примерно на расстоянии 3–5 см.

Если микрофон направлен прямо по оси в центр динамика (это расположение называется On Axis), то звук будет ярким, резким и с максимальной динамикой (так как диффузор динамика сильнее всего двигается в центре). Если сдвигать микрофон от центра к краю (сначала это будет называться Off Axis, затем Edge), то звук будет становиться глуше и мягче, высокие частоты будут спадать, динамика смягчаться. Если поставить микрофон под углом (Angled), то будет играть роль как диаграмма направленности микрофона, так и его положение относительно оси динамика.

Микрофоны отличаются друг от друга тембральными и динамическими свойствами (некоторые микрофоны выдают более яркий и резкий звук, другие более глубокий и полный). Сочетая микрофоны с разными свойствами и располагая их подходящим образом можно добиться желаемой полноты, тембра, динамики получаемого звука.

Вот как были расставлены микрофоны на внешнем кабинете Mesa Engineering 2×12:

Shure SM57 (направлен в центр, под углом) — даёт больше яркости,
Sennheiser MD 441 (направлен прямо, но сдвинут от центра на 5–7 см) — дополняет более глубоким звучанием.

На встроенном динамике комбика Mesa Boogie Mark IV:

Sennheiser MD 421 (направлен в центр, под углом, даёт больше середины),
AKG C414 (сдвинут от центра динамика на 7–9 см, даёт больше верха и низа)

Ещё один Sennheiser MD 421 был использован как и находился на расстоянии около метров от усилителя.

На запись всех партий электрогитар к 11 песням нам потребовалось 26 часов на студии.

Редактирование электрогитар

Как и с , редактировать записанные партии гитары легче всего сразу же после записи, оставляя только хорошие дубли и переписывая в них неудачные места. Но в нашем случае редактирование я делал дома.

После того, как все партии электрогитары записаны, можно расставить их в проекте и, прослушивая поочерёдно, выбрать наиболее подходящие по звуку и настроению дубли. В некоторых песнях у нас были записаны с разным звуком (на разных гитарах и в разных режимах усилителя), так что можно выбрать наиболее интересные варианты и их сочетания.

Сделаем нужное количество дорожек, чтобы разложить гитары в проекте по аналогии с гитарных планом: например, у нас каждая гитара записана на четыре дорожки, значит сделаем по восемь дорожек для левой, правой и центральной гитары (по восемь — чтобы в каждом канале могли поместиться по две гитары — перегруженная и чистая).

Затем отредактируем выбранные дубли и доведём их до совершенства: исправим ошибки, если нужно — слегка подвинем по времени, чтобы гитары играли более синхронно с басом и барабанами.


[иллюстрация] Редактирование электрогитар

Как уже упоминалось в главе о редактировании барабанов, многодорожечные партии удобно перед редактированием сгруппировать.

На редактирование электрогитар потребовалось около двух недель.

Если информация с этого сайта представляет для вас ценность, окажите финансовую помощь проекту! Средства пойдут на оплату хостинга и развитие других проектов.

Источник

10 идей как круто записать гитары!

Запись гитар кажется простым делом на первый взгляд, но когда речь заходит о том, чтобы получить крутой звук, задача оказывается не такой уж простой. Вот несколько полезных советов, которые помогут вам получить лучший гитарный звук.

1. Настройте вашу гитару

Крутой гитарный звук начинается с гитариста. Хотите записать хорошую песню? Вам нужен хороший гитарист. Помимо гитариста, в порядке должен быть также и инструмент. Лучший вариант — отнести гитару к мастеру, который сможет профессионально ее отстроить таким образом, что гитара будет держать строй, струны не будут звенеть, датчики не будут фонить, потенциометры не будут хрустеть и т.д. После профессиональной отстройки на гитаре станет элементарно проще играть, вы это сразу почувствуете и это поможет записать более энергичные треки.

2. Изолируйте ваш кабинет (комбо) от пола

Когда вам приходится записывать гитару в небольшом помещении, например дома или в маленькой проджект-студии, очень большое значение имеет то, стоит ли кабинет или комбо на полу. Если да — комбик/кабинет будет вибрировать сильнее вместе с полом. Таким образом усиливаются низкие частоты, которые потом очень трудно убрать при сведении, а сама запись звучит мутно.

Если комбик/кабинет поставить на звукоизоляционную панель типа Auralex Gamma Pad либо просто на подставку, усилитель будет адекватно воспроизводить низкие частоты, не вызывая вибраций самой комнаты. Это очень важно особенно если вы записываете много гитарных треков и наложений (даблтреков). Если подойти к этому вопросу спустя рукава, получается мутная запись, гитары не читаются, ваша песня в итоге звучит как каша.

3. Разберитесь с вашей комнатой

Звук усилителя очень сильно зависит от комнаты, в которой он находится. Стоячие волны возникают, когда гитарный усилитель работает на большой громкости в небольшой комнате. Чтобы минимизировать влияние стоячих волн, разверните кабинет/комбик под углом 45 градусов к параллельным стенам. Так вы избежите усиления и подавления отдельных частот в комнате.

Для большего контроля над звучанием комнаты, попробуйте занавесить кабинет плотным покрывалом. Так вы уберете звук комнаты из микрофонов, которые снимают близкий сигнал с динамиков. Вы всегда можете использовать дополнительный микрофон для записи эффекта помещения (room mic), в дальнейшем просто примешивая его к основному звуку на стадии сведения. Так вы создаёте себе простор для экспериментов со звучанием. Например, румовый микрофон можно вывести в противоположный канал основному микрофону. Добавив немного задержки к румовому микрофону, получится классный объёмный звук.

4. Эквализация при помощи расположения микрофонов

Конечно же на гитаре есть ручки тона, а на усилителе — ручки эквалайзера. Но несмотря на то, что эти ручки так и тянет покрутить, радикальные настройки на усилителе могут сделать звук грубым и раздражительным. Менее удобный, но не менее эффективный и правильный способ эквализации — подобрать правильное расположение микрофонов напротив динамиков. Чем ближе микрофон к центру динамика, тем больше низов и высоких будет им снято. Сдвигая микрофон от центра динамика становится более яркой середина.

Также большое значение имеет угол под которым микрофон направлен к плоскости диффузора динамика. Меняя угол, вы значительно меняете общее звучание. Развернув микрофон на 45 градусов от динамика вы значительно уберете средние частоты. Соответственно, под углом 45 градусов к динамику вы сильно поднимете нижнюю середину.

5. Выбор медиатора

Хотя у вас наверняка есть любимый медиатор, который отлично подходит под ваш стиль игры, вы не представляете насколько большое влияние оказывает эта маленькая штучка на звук вашей гитары. Для более яркой и чёткой атаки на соло отлично работает металлический медиатор. Звук можно сделать ярче без дополнительных настроек на педалях и усилителях.

В то же время, мягкий тонкий медиатор отлично подойдёт для записи спокойных партий ритм гитары, в итоге гитара будет отлично сочетаться с клавишными инструментами и фортепиано. Прежде чем тратить кучу денег на новые усилители или педали эффектов, зайдите в музыкальный магазин и выберите себе несколько разных медиаторов. Они вам очень пригодятся в студии.

Часто прямолинейный даблтрек — это как раз то, что нужно, для того, чтобы получить плотный гитарный звук. Однако, двойные партии гитар в насыщенных аранжировках зачастую являются источником проблем уже при сведении. Здесь может помочь следующий приём: когда вы пишете даблтрек, играйте не полностью ту же самую партию пауэркордов, а дублируйте только основные ноты аккордов в прогрессии. Таким образом звучание получится более мощным и не будет перенасыщено излишней информацией.

Второй даблтрек с теми же нотами но на октаву выше работает просто на ура, особенно если вы отпанорамируете его в противоположную сторону (основной даблтрек в правой колонке, октава — в левой). Припев, как правило, должен звучать мощно, поэтому есть смысл играть полные аккорды в даблтреках. Если же вы играете тяжёлый рок, есть смысл сыграть даблтреки с меньшим дисторшном, чем у основных дорожек. Таким образом вы добавите чёткости и яркости в ваши партии, аккордовые последовательности станут более выразительными.

Если вы играете менее тяжёлый поп-рок или кантри, полные аккорды в даблтреках добавят вашим партиям больше объема, сделают звук более пространственным и не будут мешать вокальным партиям за счёт того, что вы не добавляете никаких лишних мелодий.

7. Эквализация: на усилителе или на сведении?

Главное правило в звукозаписи — крутой звук должен быть изначально. Исправить его при сведении вам, скорее всего, не удастся. Однако, из каждого правила есть исключение. Одно из исключений относится к эквализации гитар. Если вы меняете настройки эквалайзера на самом усилителе, гитарный звук меняется, при этом меняется общая звуковая картина. Если раньше гитара хорошо сидела в пачке, то после изменения настроек на усилителе не факт, что она будет сидеть так же хорошо.

Отнеситесь к эквалайзеру усилителя как к педали эффектов. Меняя настройки на нём вы меняете положение гитары в миксе и ее назначение. Например, для главных партий одни настройки, для наложений — другие. Изменение настроек эквалайзера на стадии сведения намного сильнее сказывается на звуке гитар.

Есть смысл изменять низкие частоты гитарных треков при сведении, а высокие корректировать при помощи настроек на усилителях и при помощи бустеров еще на стадии трекинга. Так вы сможете записать адекватный гитарный звук, не переборщив с низкими частотами, из-за которых звук получается мутным. + там, где надо, вы вкусно перегрузите высокие частоты на усилителе еще на стадии трекинга.

8. Полегче с реверберацией

Обычно чем меньше реверберации вы используете при записи гитар, тем лучше. Как правило она не нужна вообще. Если вы, конечно, не законченный пост-рокер или сёрфер. Реверберацию всегда можно добавить после — при сведении. Ревер может звучать круто с одной гитарой, но как только вы начнёте записывать даблтреки и наложения, звучание становится любительским и дешёвым.

9. Подключаем эффекты

Ваш педалборд, возможно, круто звучит на концертах, вы творите с ним чудеса спецэффектов, но использовать его на записи — далеко не самая лучшая идея. Вообще, чем меньше эффектов вы используете при записи гитары, тем лучше. Старайтесь получить идеальный гитарный звук минимальными средствами.

Если в цепочке в момент записи находятся педали, которыми вы не пользуетесь прямо сейчас, скорее всего они будут портить ваш гитарный сигнал, вызывая дополнительные шумы. Выбрасывайте из цепочки все педали, которыми вы не пользуетесь! Звучит как здравый смысл, однако далеко не каждый понимает, что лучше использовать самые короткие и самые дорогие провода, которые вам доступны. Это касается соединения гитары с педалями, педалей между собой и в меньшей степени соединения педалей с усилителем. Отнеситесь максимально критично к вашим педалям и порядку их подключения. Даже если вам кажется, что у вас клёвый дисторшн, который сам по себе звучит отлично, совершенно не факт, что он подойдёт для записи. Идеальный вариант — ламповый усилитель и педаль-бустер (gain boost), которая раскачает его до нужной степени перегруза.

Крутая идея — использовать педаль перегруза после педалей reverb и delay. Вы получите сумасшедшие космические звуки, которые будут звучать еще круче, чем если бы эффекты модуляции стояли после перегрузов. Попробуйте добавить эквалайзер после задержки и реверберации.

10. Возьмите директ-бокс

При записи гитар всегда снимайте сигнал напрямую в пульт через DI-box. Делать это нужно еще до того, как сигнал попадает в усилитель или первую примочку. Зачем? Есть две причины. Если дубль получился крутым по исполнению, но вам нужно изменить его звучание в миксе, вы можете использовать директ сигнал при реампинге (пропустить его через усилитель с другими настройками или просто через другой усилитель). Это отличный способ сэкономить время на экспериментах при записи основных гитар.

Интересная фишка — покачивать микрофоном над динамиком кабинета, лежащего на полу с динамиками, смотрящими в потолок, в то время, как через кабинет играет уже записанная ранее партия. Вы получаете уникальный фейзер-эффект, который невозможно воссоздать никакими гитарными педалями. Вторая причина снимать директ сигнал — это уплотнение общего звучания гитар в миксе. Особенно это касается партий гитар с низким строем, у них обычно проблема с передачей низких частот.

Хотите сделать звук мощнее без даблтреков — примешайте директ сигнал к основному звуку. DI сигнал добавит ясности низким частотам и при этом никак не повлияет на ритмичность и упругость ваших гитарных партий.

Источник

Оцените статью