Как записывать табы для гитары

Что такое табулатура — учимся читать и записывать табы

Аннотация: Табы — это весьма удобный способ записи игры на гитаре. Табы имеют свои плюсы и минусы. В данной статье рассмотрено то и другое. Так же, прочитав эту статью, Вы научитесь правильно читать, записывать и играть мелодии, которые записаны на табах.

Табулатуры (по eng. tablature) — это один из самых старых способов записи игры на гитаре (на которой играются песни под гитару), имеет графический способ записи.

Табулатуры: преимущество и не достатки

Основным преимуществом табулатур является то, что они очень хорошо описывают тот или иной способ игры на гитаре. Т.е когда мы смотрим на табулатуру, там наглядно нарисовано, как правильно располагать пальцы рук на грифе гитары. Кстати, на табулатурах так же записываются и аккорды для гитары.

Но как и все на этом свете, табулатуры имеют свои недостатки. Табы хорошо показывают расположение пальцев на гитарном грифе, но описание, не позволяет реально ощутить длительность той или иной ноты (т.е не дает возможность точно узнать, как долго по времени необходимо играть).

Преимущества и недостатки мы узнали, давайте посмотрим как записываются и читаются табулатуры.

Учимся читать и записывать табулатуры

Общий вид записи табулатур — это изображение грифа гитары. Пример:

В первую очередь записываются гитарные струны (их обозначения мы должны помнить из первого урока). Далее идет запись грифа и струн, которые необходимо играть.

Читайте также:  Скорпионс тайм ноты для фортепиано

Цифры, изображенные на грифе — это лад, на котором необходимо зажать струну. Пример:

Т.е, данная табулатура говорит Вам, что необходимо зажать первую струну на 3-ем ладу, после чего дернуть ее.

Если необходимо звучание открытой струны, то тогда на табулатуре пишется символ O.

Играем мелодию по табулатуре

Как записываются и читаются табулатуры, Вы теперь знаете. Давайте перейдем к более сложному — попробуем сыграть какую-нибудь простую мелодию на гитаре, записанную на табулатуре.

В пример, мы возьмем вступление песни Кукла колдуна, которую исполняет группа Король и Шут.

Вот так выглядит вступление на табах:

Давайте рассмотрим, как это играется. Сначала, играется вторая струна на 6-том ладу, после два раза этажа струна на 5-том. После 2 раза вторая струна на 3-тем ладу. Далее играется вторая струна, по одному разу на 6-том,5 и 3 ладах, после чего поднимаемся вверх, т.е 3-5-6 лады на второй струне. После переходим на первую струну и играем ее 1 раз на 6-том ладу и 2 раза на 5-том. После чего, мы переходим снова на 2-ю струну и играем два раза на 6-том ладу. Опять первая струна, играем 6-5 лад и заканчиваем на второй струне, на 5-том ладу.

Надеемся, наша статья помогла Вам в очередном шаге обучения игры на гитаре! С уважением, портал PesniGitara!

Источник

Что такое табулатуры для гитары и как их читать?

В данной статье мы поговорим сразу о нескольких вещах. Я постараюсь раскрыть тему полностью и ответить на все вопросы.

Информация, которую Вы узнаете из этой статьи:

  • что такое табулатуры;
  • как читать табулатуры для гитары;
  • зачем нужны табулатуры;
  • примеры табулатур.

Табулатуры я рекомендую изучать после изучения аккордов и хотя бы парочки боев. Когда Вы уверенно можете играть несколько песен по аккордам, Вы можете потихоньку начать изучать табулатуры.

Что такое табулатуры?

Когда я делаю разборы песен на одной струне, я в каждой мелодии пишу такую фразу: «это простейший вариант табулатур на одной струне». Теперь пришло время объяснить — что же такое вообще табулатуры? Представьте себе способ представлять игру на гитаре «как есть», то есть рисовать струны и на них отмечать лад, на котором мы должны дернуть. Выглядит это примерно так:

Таким образом, табулатуры — это способ записи игры на гитаре, когда на бумаге (электронном документе) рисуется шесть струн друг под другом — и на них отмечаются лады, на котором нужно зажимать струну, прежде чем ее дергать.

Как читать табулатуры (табы)?

Что такое табулатуры мы уже разобрались, теперь хотелось бы более подробно научиться читать табулатуры. Давайте же разберемся, как читать табы для гитары (табами сокращенно называют табулатуры). На варианте выше представлена смена трех блатных аккордов: Am > Dm > E > Am. Цифры на записи означают лад, на котором нужно дернуть струну. Думаю, Вы догадались, что если цифры на табулатуре обозначены друг под другом (на одной вертикали), значит, их нужно дергать одновременно. Здесь 6 строк, которые символизируют 6 струн. Сверху — первая струна, снизу — шестая.

Бывает также табулатура такого типа

здесь играется по одной струне: сначала 6-ая дергается 3 раза, потом 5-ая, потом 4-ая

кстати, это Элвис Пресли — Pretty Woman

На табулатурах можно обозначать хаммер, слайды, вибрато, скольжение, флажолет на гитаре. Например, слайд обозначается так:

Как вы видите, чтение табулатур — совсем несложное дело, но в то же время позволяет быстро понять, как именно нужно играть песню. Чтобы читать табы — много ума не надо. Я бы даже сказал, что читать табулатуры намного проще, чем изучать аккорды и бои. По крайней мере, когда я познакомился с табулатурами, я был приятно удивлен, что можно играть красивые мелодии таким простым способом.

Примеры табов на гитаре

Табулатуры представляют песни самой разной сложности.

Вот вам пример табулатур, где играется на одной гитаре. Попробуйте их сыграть, они нереально сложные.

Но в то же время они невероятно красивы — к такой музыке стоит стремиться!

Яркий пример фингерстайла — 3 табулатуры выше.

Когда в интернете идет речь об «Дай табы» или «Скачать табы» — имеется в виду файл формата Guitar Pro 5. Любую табулатуру вы можете открыть в данной программе и сразу посмотреть, как ее нужно играть, а также послушать.

Каково же заключение? Табулатуры для гитары — прекрасный способ развиваться дальше, когда вам уже надоели аккорды, бой и переборы. Табулатуры открывают огромный «мир искусства» и игры, а читать табулатуры оказалось совсем не сложно!

Источник

Графическая запись гитарной музыки. Цифровки, табулатуры, ноты.

Речь пойдет о том, какими способами пользуются современные гитаристы для записи музыки на бумаге. Мы не ставим задачу углубленно разобрать все варианты и трактовки графической записи гитарной музыки, а лишь хотим показать ее разнообразие несмотря на наличие универсальной нотной письменности.

Как известно, самый универсальный и надежный способ графической записи музыки — это запись этой музыки нотами. К сожалению, этот способ доступен не всем гитаристам, и поэтому они пользуются целым рядом других записей. Кстати сказать, современный нотный способ записи также прошел свою длинную историю через табулатуры, цифровки и прочие графичекие вариации, однако, логично пришел к наиболее универсальному варианту, о котором мы поговорим чуть позже. А пока начнем с аккомпанемента и записи гитарной музыки цифровками.

Не для кого не секрет, что гитару повсеместно используют для инструментального сопровождения пению. А самый распространенный способ записи гитарной музыки при этом — запись аккордов или цифровки вместе с текстом. За основу берутся буквенно-цифровые обозначения аккордов из классической гармонии, однако, они порой расходятся с классическим вариантом. Так, например, аккорд B или H может по-разному трактоваться — в одних случаях это си бемоль мажорное трезвучие, а в других си мажорное и т.д. Цифровки очень хорошо знакомы также джазовым музыкантам. В их музыке цифровки — это гармоническая основа для различных импровизаций. Джазовые цифровки также отличаются своим гармоническим разнообразием в отличие от цифровок к популярным песням, гармония которых часто основывается всего на 3-5 аккордах.

Когда записывается джазовая цифровка, то она порой записывается вместе с нотами. Нотами, в этом случае, может быть записана мелодия или полные аккорды, и цифровка лишь помогает лучше ориентироваться гитаристу в нотах. Кроме того, одна и та же цифровка уже сама по себе содержит импровизационный стережнь, так как один и тот же аккорд, записанный цифровкой для гитары, можно сыграть многими способами, в разных расположениях и регистрах гитары.

Ещё один способ записи музыкального материала для гитары — запись табулатур. Этот способ также пришел к нам из классической музыки. Основная идея — указание музыканту, где должна находится каждая конкретная нота на инструменте. Каждая горизонтальная линейка табулатуры здесь означает струну гитары, а цифры на этих линейках — на каком ладу прижать эту струну для получения соответствующего звука. В записи гитарной музыки табулатурой существует много вариантов как самой записи, так и возможных толкований уже записанной музыки. Так, например, порой в табулатурах нельзя определить длительность звуков, что вносит разнотолкование исполняемого произведения. Если произведение известное и, что называется, «на слуху», то проблемы может не возникнуть, однако, иначе может обстоять дело с музыкой неизвестной. К слову сказать, это одна из причин разного прочтения старинной музыки, которая записывалась не просто табулатурой по одним канонам, а порой разные ее варианты могли встречаться уже в соседних населенных пунктах. И несмотря на это, табулатура до сих пор пользуется популярностью у гитаристов (как правило, непрофессионалов), которые ещё не разучили обыкновенные ноты.

В вышеприведенном примере табулатуры, хотя и не стоит размер, но прослеживается длительность нот. Но вот в следующем примере о длительностях нот ничего не известно. Скорее всего, подобную табулатуру можно правильно воспроизвести лишь зная описанную музыку.

И вот в табулатуре уже появляются первые описательные пояснения. К сожалению, это не решает основную проблему — в этой табулатуре не понятна длительность нот, и музыку прочитает лишь знающий, а описания говорят о способах звукоизвлечения и предостерегают исполнителя о возможных трудностях.

Так может выглядеть запись музыки электрогитары (см. ниже). Здесь мы видим тоже вариант табулатуры. Различными стрелочками указаны, так называемые, приемы подтяжки струн и пр. И снова же главный недостаток — отсутствие длительностей нот. С другой стороны — это дает исполнителю полную свободу в ритмическом отношении. Настолько полную, что можно исполнить сходу совершенно другое произведение, хотя и повторяя указанные ноты (как говорилось выше, цифрами указаны лады, на которых следует прижимать струны-линейки).

Ввиду вышесказанного об отсутствии длительностей в табулатурах, гораздо более привлекательно в этом отношении смотрится комбинированная запись, где на одной линейке записываются полноценные гитарные ноты, а на другой линейке, сразу под первой — табулатурный вариант этих же нот. Таким образом, гитарист, не знающий нотной грамоты целиком, но который уже отличает длительности нот, может гораздо более уверенно осваивать подобно записанный материал. Расположение нот на грифе без знания их названия можно найти благодаря табулатуре, а длительность подсмотреть строкой выше.

Вышеописанный способ записи будет особенно полезен для начинающих гитаристов, а также в музыке, в которой важное значение занимает аппликатура пальцев (т.е. где и как прижимать каждый конкретный лад), например, в классической музыке или в музыке фламенко. Обратите внимание на то, что подобный способ записи позволяет автору точно определить положение каждой ноты на грифе. Ведь одну и ту же ноту на гитаре можно извлечь в нескольких разных местах. Верным будет утверждение, что подобные возможности дает классичекая запись гитарной музыки, и будете абсолютно правы. Речь, конечно же, идет о записи нотами, которые в процессе длительной эволюции стали мощным и универсальным инструментом записи музыки. Здесь и длительности, и паузы безоговорочно присутствуют, а специальные гитарные обозначения определяют все нюансы положения пальцев гитариста обеих рук и т.д. и т.п. Подробную информацию о гитарных нотах можно найти в любой гитарной школе. Но, все ли под силу простым нотам?

Оказывается, что есть ситуации, в которых обычных нот также не хватает для записи музыкальной мысли автора. Ведь классическая гитара — один из самых богатых в тембровом отношении акустических инструментов. А как же все эти возможности записать, если требуется зафиксировать в нотах музыкальный материал, выходящий за пределы общепринятых приемов?

И вот в этих ситуациях авторы вносят новые обозначения в нотные записи, некоторые из которых при частом использовании в разных произведениях «приживаются» и становятся всем понятными без дополнительных пояснений. Или почти всем.

Если же автор чувствует свое полное новаторство и новизну используемых им приемов, то, для лучшего понимания его задумок, для исполнителя делаются сноски с пояснениями исполнения этой музыки. Порой, подобные сноски и пометки занимают несколько страниц описания на разных языках. Приведем в пример лишь фрагмент музыкального произведения, требующего дополнительного описания.

Таким образом, мы лишь частично соприкоснулись с многообразием графической записи гитарной музыки. Среди основных из них, как мы убедились, являются запись музыки с помощью цифровки, табулатур и, конечно же, самой главной — запись гитарной музыки нотами. Были отмечены преимущества и недостатки каждого из способов записи. Но каждый из этих видов, опять же, преследует свою узкую цель — будь то пение под гитару или исполнение современного гитарного концерта с оркестром. И пусть каждый сам определит какая запись ему ближе. От этого способа будет зависеть и то, какая музыка будет доступна этому исполнителю для чтения, исполнения и понимания.

Источник

Оцените статью