Как записывать цифровое пианино

Выбор и расположение микрофонов для записи фортепиано

Цифровая эра продюсирования музыки открыла новые творческие возможности для звукорежиссеров. Использование синтезированных звуков в студиях стало нормой. Это следствие повсеместного применения рабочих станций и широкого набора цифровых приемов обработки звука. Существующие сегодня технологии позволяют исключать реальные музыкальные инструменты из процесса записи треков благодаря огромному количеству звуковых библиотек. Кажется, что возможности современных звукорежиссеров больше ничем не ограничены. Цифровизация и инновации в медиаиндустрии сделали производство музыки дешевле, быстрее и качественнее. В результате компактные синтезаторы, семплеры и MIDI-клавиатуры стали неотъемлемой частью студийного пространства, заменив рояли. Размер имеет значение, и данный факт накладывает ограничения на творческий процесс. Сложности при транспортировке и необходимость настройки фортепиано перед каждой сессией звукозаписи занимают время, что существенно при аренде студии.

При этом дешевле и удобнее не значит лучше и качественнее. Передача тембра инструмента и общая драматургия трека стали всегда зависеть от семплированных звуков. В этих условиях снижение творческого качества неизбежно, поскольку уникальные возможности реальных музыкальных инструментов игнорируются. Звук фортепиано может быть разным по тембру, окраске, характеру и привносит оригинальность и глубину в каждый трек, именно поэтому высококачественная запись реального инструмента является тем самым ключевым фактором гарантированного коммерческого успеха профессионально записанного альбома.

Читайте также:  Стойка для укулеле artiny jyc j j6

Типы микрофонов, применяющиеся при записи рояля

Акустические особенности инструмента — первый фактор при выборе микрофона. Частотный спектр рояля начинается от 26 Гц и распространяется до 20 кГц и выше. Особенностью инструмента является большая неоднородность частотного поля. Именно поэтому использование динамических микрофонов нецелесообразно при ежедневной работе. Малая чувствительность и необходимость расположения трансдьюсера на незначительном расстоянии от инструмента создают риски при записи в классических жанрах. Динамические микрофоны устанавливаются при творческо-экспериментальной звукозаписи эффектов или акцентов.

Характеристика направленности микрофона также важный параметр, определяющий конечное звучание. Не секрет, что одним из серьезных недостатков всех направленных микрофонов является «эффект близости», выражающийся в излишнем подчеркивании низких частот и искажении тембра. Поэтому ненаправленные, конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой часто будут разумным выбором при записи рояля.

Близкое расположение микрофонов над декой

Расположение микрофонов должно основываться на понимании принципов звукоизвлечения. Звук в рояле возникает при ударе молоточками по струнам. Этот процесс не является линейным и создает сложный комплекс колебаний, уникальный для каждого инструмента. В идеальных условиях струны имеют бесконечную длину и постоянную гибкость — следовательно, число гармоник стремится к бесконечности. В отличие от математических моделей, реальный колебательный процесс индивидуален и зависит от инструмента. Тембр рояля определяется совокупностью гармоник всей колебательной системы. Дека, струны и молоточки создают высокие гармоники, характеризующиеся резким, жестким, пронзительным, металлическим звуком с довольно низкой ценностью с точки зрения искусства. Для смягчения и окрашивания тембра применяется фетр. Высокие гармоники смягчаются, звучание инструмента приобретает благородство и полноту. При игре на музыкальном инструменте молоточек с фетром ударяет по струне, фетр сжимается, увеличивая площадь контакта молоточка и струны. В результате создается большое количество обертонов. Атака инструмента при этом в значительной степени определяется процессом резонирования струн.

Читайте также:  Живанши ангел или демон ноты

Выбор расстояния между микрофоном и роялем критически важен для записи, поскольку достижение баланса между яркостью звука, прозрачностью и насыщенностью является одной из главных целей звукорежиссера. При расположении оборудования необходимо учитывать жанр записываемой музыки. По мере отдаления стойки с трансдьюсером от деки звук становится мягче и полнее. Расположение микрофона на близком расстоянии от струн позволяет получить характерный яркий, жесткий, рок-н-ролльный звук. Рок и популярные жанры характеризуются высокой плотностью звучания, но при расположении микрофонов близко к струнам и деке теряется глубина тембра. Это недостаток для классики, но при записи в иных стилях можно пожертвовать частью частот, приобретя взамен плотное, насыщенное, резкое и контекстное звучание.

Расположение микрофонов в областях высоких и низких частот

Рассматривая конструкцию инструмента, легко убедиться, что из-за размеров рояля зоны с низкочастотным и высокочастотным спектрами четко разграничены, — следовательно, наличие двух высококачественных конденсаторных микрофонов в этих зонах позволит звукорежиссеру не только передать все богатство тембра инструмента, но и точно контролировать соотношение бас/дискант. Рекомендуемое расстояние для большинства популярных жанров составляет 40–60 см от инструмента. Это позволяет раскрыть характер рояля без потери тембра и уникальности.

В концертных условиях при записи классической музыки ситуация несколько иная. Хорошая акустическая подготовка помещения помогает украшать тембр, не перегружая общий баланс пронзительными высокочастотными составляющими. В концертных залах пропорция между прямым и отраженным звуком является ключевой для высококачественной звукозаписи, поэтому дистанция от инструмента может быть увеличена до 70 см — 1 м. При времени реверберации более трех секунд именно такое расстояние дает прекрасные результаты.

Прямой звук против отраженного

Современный концертный график артиста — это уравнение со многими неизвестными. Время — деньги. За аренду студии, услуги сессионных музыкантов и звукорежиссеров нужно платить. Зачастую на запись трека выделяется менее 40 минут. В условиях цейтнота звукорежиссер часто не имеет возможности экспериментировать с расположением микрофонов, при этом кажущаяся несущественной разница в 20 см между инструментом и трансдьюсером оказывает значительное влияние на тембр. В этом случае рекомендуется заранее установить несколько однотипных микрофонов на разных расстояниях от деки музыкального инструмента. Данный метод также используется, когда из-за сложных акустических условий звукорежиссер не имеет возможности применить проверенные временем творческие приемы, позволяющие получить высокохудожественный результат с одного дубля. Использование такой многомикрофонной техники дает выбор из нескольких вариантов звукорежиссеру сведения, что, в свою очередь, часто положительно влияет на творческое качество записи, позволяет раскрыть весь потенциал артиста и продемонстрировать особую акустику помещения. В этом варианте расположения оборудования каждый из микрофонов формирует уникальный баланс между прямым и отраженным звуком. Рекомендуемое расстояние между микрофонами в этом случае составляет 25 см. Чаще всего достаточно трех микрофонов, расположенных с каждой стороны деки рояля.

Влияние положения крышки рояля на тембр

При исполнении с открытой крышкой микрофон должен быть расположен выше уровня деки. Это связано с особенностями распространения и отражения волн в пространстве. Диафрагма микрофона должна «видеть» все струны, особенно если расстояние между микрофоном и инструментом — около 1 м или более. Если микрофон невозможно установить высоко в связи с требованиями телевизионных режиссеров, звукорежиссер может попробовать использовать крышку рояля как отражатель. Данный компромисс между звуком и изображением не всегда оправдан. Поиск художественного тембра инструмента в этом случае представляет собой сложную задачу, поскольку нежелательные отражения звуковых волн от пола будут критическим образом влиять на звучание.

Полностью закрытая крышка рояля — это не всегда хорошая идея. Такие записи не отличаются богатством обертонов. Закрытые пространства усиливают низкочастотные составляющие акустического сигнала. Это ведет к специфическому гулкому звуку, нечеткости тембра, смазанности акустической структуры и в конечном счете к возможным негативным эмоциям слушателя при восприятии.

Дуэт фортепиано. Особенности записи

С данным видом работы редко сталкиваются даже высококвалифицированные звукорежиссеры. Тем не менее в последнее время дуэты набирают популярность. Большинство исполнителей предпочитают располагаться рядом друг с другом. Это важно для пианистов, поскольку обе клавиатуры инструментов находятся в зоне их визуального контроля. Хороший с творческой точки зрения баланс между инструментами может быть достигнут путем расположения одного моно- или стереомикрофона за головами музыкантов. Это позволит сохранить естественность звучания и богатство тембра. Вторым базовым творческим приемом является расположение трансдьюсера симметрично между вытянутыми частями корпусов музыкальных инструментов. Звучание становится глубоким и насыщенным низкими частотами.

При этом важно учитывать, что работа с одним микрофоном имеет ряд недостатков. Прежде всего — это недостаток контроля над балансом двух инструментов и невозможность изменять амплитудно-частотную характеристику каждого рояля в отдельности. Поэтому наиболее предпочтительным способом записи роялей при этой рассадке является установка двух пар микрофонов для высоко-/низкочастотных составляющих спектра. Этот метод также предпочтителен при необходимости получения близкого, резкого, насыщенного звучания инструментов. Важным дополнительным творческим приемом в этом случае является установка общего микрофона. Микширование сигналов индивидуальных микрофонов с общим позволит продемонстрировать уникальность помещения, в котором осуществляется звукозапись.

Второй способ расположения музыкантов на сцене — напротив друг друга. В этом случае крышки роялей полностью убираются. Установка одного высококачественного конденсаторного микрофона с круговой характеристикой направленности между инструментами позволит передать тембр и нюансировку игры во всех деталях. Совершенно очевидно, что фортепиано не распространяет звук только в двух направлениях, — третье, вертикальное измерение также должно быть использовано в процессе творческой звукозаписи. Эта особенность распространения волн важна при отсутствующей крышке инструмента. Высокочастотные составляющие спектра имеют тенденцию распространяться по прямой. Таким образом, если подвесить конденсаторный микрофон на расстоянии около 2 м над инструментами, звукорежиссер получит яркий и насыщенный звук. Тембр при этом приобретет полетность и мягкость, будут подчеркнуты уникальные акустические особенности студии звукозаписи или концертного зала. Данный способ плохо работает при открытой крышке. Экранирование части волн при этом неизбежно.

Специальные техники при записи рояля

Дополнительный микрофон, расположенный под музыкальным инструментом, часто используется в качестве бустера низких частот. Данный метод нашел широкое применение при записи в популярных жанрах и музыке рок и хард-рок, а также используется при создании специальных эффектов.

Автор: Методист и старший преподаватель мастерской «Звукорежиссер» Техноград, Александр Потапов

Источник

Запись фортепиано на компьютер?

Как записывают звук на пианино ютуберы?

1.Как записать такой звук на компьютер? Объясните в подробностях, как и какие провода в какую щель?

2.Как записывать такие выплывающие квадратики? В какой программе?

3.Можно ли делать это одновременно ПУНКТ 1 И 2?

4.Как они делают такие эффекты? Это ведь все делается автоматом? Не может же быть что они накладывают на каждую ноту эффект?

Дубликаты не найдены

Для визуализации есть специальные программы. Например погуглите SeeMusic. Думаю инструкцию по работе с ней тоже найдете в интернете.

1 миди клавиатура в помощь, современные подключаются в usb

2 есть несколько программ предназначенных для обучения и рисующих такие «квадратики». Чаще всего это piano roll из fl studio или piano tutorial

3 это и делается одновременно, в тоже время и руки на камеру снимают

4 эффекты накладываются потом в видеоредакторе

2. Софтина уж точно не фрукты, это скорее всего synthesia

Запись музыки с инструмента — это не минутное дело.
Если речь идёт не об акустическом пианино, которое записывается с микрофона.
Нужен драйвер ASIO, без которого выдача звука будет идти с большой задержкой, которая сделает игру почти невозможной.
Такой драйвер обычно встроен в дискретную звуковую карту. Не в каждую конечно.
Нужна миди-клавиатура.
И программа, типа Cubase.
А ещё нужны наборы сэмплов, для присвоения звука того или иного инструмента команде с миди-клавиатуры.

Про светящиеся «кубики» не знаю.
Нахер они вообще?

Бетховен — К Элизе (кавер) | Исполняет Ансамбль домристов «Грация»

«К Элизе» (нем. Für Elise, багатель No. 25 ля минор для фортепиано соло) — фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена (1770 — 1827).

Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Оно не было известно при жизни Бетховена и было обнаружено только почти через 40 лет после его смерти. Личность «Элизы» достоверно не установлена.

Произведение было написано около 1810 года, однако опубликовано лишь в 1865 г. немецким музыковедом Людвигом Нолем, который и предоставил пьесе ее современное название.

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Боредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля. Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 г. «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 г.

В 1867 г. Людвиг Ноль впервые опубликовал имевшиеся у него материалы в том виде, в котором мы знаем эту фортепьянную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла.

Доподлинно неизвестно, кем была «Элиза» (существуют различные версии относительно интерпретации названия пьесы).

23 ноты в секунду

Фокусы на фортепьяно

Настоящие пианисты обучили ИИ — теперь он может сыграть любую мелодию

Технологическая компания «Massive Technologies» создала виртуального пианиста, который может сыграть вообще что угодно — достаточно «скормить» ему звуковой файл с нужной песней. И речь не только об исполнении, но и о визуализации игры: искусственный интеллект раскладывает музыку на ноты, а потом исполняет ее своими руками (виртуальными).

Ролик ниже — не предзаписанная анимация. Движения рук сгенерированы ИИ в соответствии с предоставленной композицией. В этом случае — записью игры Сергея Рахманинова 1919 года, исполнившего сочиненную им «Прелюдию до-диез минор».

Изначально виртуального пианиста рассматривали как помощника в обучении игре на пианино. Но в ходе разработки стало понятно, что ИИ способен на нечто большее. Правда, сперва «Massive Technologies» самой пришлось заняться его обучением. Для этого в офис компании в Хельсинки приглашали настоящих пианистов, их просили несколько часов играть для компьютера.

ИИ наблюдал и анализировал действия людей с помощью специальных устройств и сенсоров. Затем виртуального пианиста просили показать, чему он научился. Если робот где-то ошибался, инженеры Massive Technologies его поправляли и объясняли, как надо. ИИ тренировали до тех пор, пока он не научился играть на том же уровне, что и его преподаватели.

Бета-версию программы уже можно скачать в App Store.

Мем для музыкантов

Бесплатный рояль для Ника Кейва

Знаменитый музыкант Ник Кейв поделился в своем блоге забавной историей, как он пытался получить новый рояль в подарок от спонсора (юмор и самоирония присутствуют в избытке).

В середине прошлого года Ник Кейв записал соло концерт в лондонском Александра-палас, где он исполнял песни, аккомпанируя себе на рояле. Организаторы выступления предоставили ему рояль итальянской марки Фациоли — элитный производитель музыкальных инструментов, выпускающий порядка 100 роялей в год, каждый стоимостью 250-300 тысяч долларов.

По признанию самого Ника, рояль Фациоли поразил его в самое сердце своим фантастическим мягким звучанием — это был лучший инструмент, на котором ему доводилось играть в жизни.

Далее, перевод прямой речи от имени Ника:

На следующем Зум созвоне с моим менеджером я поделился, насколько мне понравился рояль Фациоли. Я напомнил ему, что у меня дома уже больше 30 лет стоит все то же раздолбанное китайское пианино. В конце концов, мне уже 63 года, и я заслужил возможность играть на каком-то приличном инструменте. Рояль Фациоли это моя мечта, сказал я менеджеру.

Не знаю в курсе вы или нет, но известные музыканты получают бесплатные ништяки от разных компаний. Чем более ты известен, тем больше ништяков получаешь — от тебя только требуется надеть фирменную маечку, или там кепочку с логотипом компании. Я, наверное, единственный музыкант в мире, который никогда не рекламировал инструменты (это расходится с моим принципами). Но мне так понравился этот Фациоли.

Короче, я говорю менеджеру — настала пора продать душу. Позвони и достань мне этот Фациоли.

Менеджер отвечает: «Считай, что сделано!»

Итак, на следуюший день мой менеджер звонит на фабрику Фациоли, что находится в городе Сачиле, провинция Парденоне, неделеко от Венеции. Итальянская женщина поднимает трубку.

— Менеджер (М): Я представляю великого артиста Ника Кейва и мы бы хотели получить от вас бесплатный рояль Фациоли (ну или что-то типа того).

— Итальянская Женщина (ИЖ): L’acttore?

— М: Нет, Кейв. К-Е-Й-В.

— ИЖ: Кто еще такой Ник Кейв?

— М: Ну, это типа самый великий музыкант нашего времени. Один из столпов современной культуры, национальное сокровище. У него миллионы фанов по всему миру, включая Италию.

— ИЖ: Вы кто такой? Что вам надо?

— М: Ммм. бесплатное фортепиано.

— ИЖ: бросает трубку

Через пару дней я снова набираю менеджера по Зуму, и вижу, что он выглядит немного смущенным.

— Ну как там прошло с Фациоли? Достал мне бесплатный рояль?

— Ну. у них оказалась очень сложная процедура по дарению роялей за 200 тыс фунтов (20 млн рублей) людям, о которых они никогда не слышали.

— Чувак, твою мать, ты мой менеджер или что? Я влюбился в этот рояль!

Так что на следующий день он снова звонит на фабрику. Трубку поднимает та же самая итальянская женщина:

— М: Это снова менеджер Ника Кейва, я бы хотел поговорить с мистером Фациоли.

— М: Вы не понимаете, моя работа на кону!

— ИЖ: кладет трубку.

Так вот, я до сих пор жду того дня, когда перед моим домом остановится огромный грузовик с моим менеджером в пассажирском сидении. На нем футболка с нарисованным фортепиано, он смеется и радостно кричит: Фациоли! Пока этот день не наступит, мне остается мой старый китайский приятель, который смотрит на меня из угла комнаты.

Источник

Оцените статью