Как записываются ноты для гитары

Запись нот

Для записи музыкальных произведений существует нотная система. Ноты записываются на пяти основных линейках, называющихся нотоносцем.

НОТОНОСЕЦ

Нотные знаки обозначаются в виде овала или черной точки , со штрихами и без штрихов, в зависимости от их длительности, и пишутся на линейках, между ними, над и под линейками:

Название нот определяется ключом, который выставляется в начале нотоносца.

Для гитары употребляется скрипичный ключ, или ключ Соль: он показывает, что на второй линейке пишется нота соль, и от этой ноты можно определить нахождение всех остальных нот.

Все звуки на пяти линейках поместить невозможно, поэтому существуют добавочные линейки сверху и добавочные снизу.

На добавочных линейках нотные знаки пишутся так же, как и на главных: на линейках, между линейками, над и под ними.

Звукоряд из основных звуков в ключе Соль:

Музыкальные звуки бывают длинными и короткими. Основной единицей длительности считается целая нота. В целой ноте содержится: 2 половины, или 4 четверти, или 8 восьмых, 16 шестнадцатых, 32 тридцатьвторых.

Для того чтобы получить ясное представление о длительности, посмотрите схему:

Целая нота считать: раз, два, три, четыре.

Примечание, Каждая из этих нот имеет абсолютную длительность, которая зависят от исполнения более быстрого или более медленного.

Пока остановимся на этом простейшем делении, а с более сложным познакомимся позднее.

ПАУЗЫ

В музыкальных произведениях часто встречаются моменты молчания. Такие перерывы называются паузами.

Паузы также имеют определенные длительности и обозначаются особыми знаками, соответствующими этим длительностям.

РАЗМЕР. ТАКТ

Чередование длительностей в разных комбинациях называется ритмом. Музыкальные произведения, записанные на нотоносце, делятся на отрезки вертикальными чертами, расстояние от одной черты до другой называется тактом, а черта, отделяющая один такт от другого, называется тактовой чертой.

Если взять любое стихотворение, можно различить в нем сильные и слабые доли.

Так и в музыке — существует чередование сильных и слабых долей. Первая доля в такте должна соответствовать сильному времени, поэтому она должна звучать громче и с некоторым ударением.

В зависимости от характера музыкального произведения счет может быть двухдольным или трехдольным. Например, марш имеет двухдольный размер, и считать его следует: раз, два, раз, два, а вальс имеет трехдольный размер, и считать надо: раз, два, три.

Так как такты по количеству долей могут быть самыми разнообразными и на каждую долю такта может приходиться любая нота по длительности, то для ясности в музыкальных произведениях перед ключом выставляют счет, который обозначается двумя цифрами

Нижняя цифра указывает, какая длительность приходится на каждую из долей такта, а верхняя — сколько надо считать. Счет на иногда обозначается буквой “”, а перечеркнутая буква обозначает, что музыкальное произведение исполняется в два раза быстрее, чем при обозначении .

После того как вы внимательно проработали теоретическую часть и усвоили нотную запись, запомнив названия нот и местонахождение их, метрическое деление и ритм, — можно перейти к практическому освоению инструмента.

Источник

Игра на гитаре

Как читать ноты?

Чтобы сыграть произведение, записанное в нотах, нужно просто сопоставить каждую нотку на нотоносце (нотных линейках) с нотой, сыгранной на гитаре. В начале каждой строки в гитарных нотах можно увидеть знак скрипичного ключа , он означает в точности то, что все ноты в строке имеют следующее соответствие со звуковым рядом гитары:

Для других инструментов – фортепиано, балалайки – чего угодно и скрипичного ключа, имеется свое соответствие. Например, для фортепиано:

То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.

Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть то же самое, что , а = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх = , = .

Перерывы в звучании музыкального произведения называются паузами. Формально, это тоже ноты, представляющие молчание (отсутствие звука):

  • – целая пауза, равна по длительности целой ноте,
  • – половинная пауза,
  • – четвертая,
  • – восьмая,
  • – шестнадцатая,
  • – тридцать вторая.

Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.

  • = +
  • = +

Точка может стоять и у пауз.

    = +

  • = +
  • В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.

    В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.

    Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,

    играется так: ФаPeСиФа ФаФа ФаPeСи.

    Знак бекара означает отмену диеза или бемоля для ноты, рядом с которой он стоит, и всех последующих в такте этой же высоты:

    ФаPeСиФа ФаФаФаPeСи.

    Диез или бемоль, поставленные рядом со скрипичным ключом влияют на все ноты в строке с этим же названием:

    Фа PeСиФа Фа СиФа PeСи. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.

    Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,

    играется Фа PeСиФаФа ФаФа PeСи.

    Обозначения.

    Цифры в кружочке , , , , , – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.

    Римские цифры I, II, III,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.

    Пальцы правой руки:

    • i – указательный,
    • m – средний,
    • a – безымянный,
    • p – большой.

    Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.

    Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:

    Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии, 0 означает, что нота играется на открытой струне.

    Как играть?

    Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами. Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания. Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми). При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.

    Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально. Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть. Паузы в десятом и одиннадцатом такте означают перерыв в звучании второго голоса (здесь два голоса: сольный и басовый, басовый играется на двух верхних струнах, сольный – на всех остальных).

    Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй . Если вольт нет, то играется просто два раза.

    Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.

    Источник

    Читайте также:  Детские ноты для вокалистов
    Оцените статью