Как заполнить такты только шестнадцатыми нотами

Основы нотной грамоты автор: Kelly Paletta

В этой серии уроков мы попробуем разобраться в основах нотной грамоты на примере самого распространённого размера 4/4. На первом уроке разберём длительности нот.

Длительность звука, время его звучания, зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Упругое тело (пластики барабана и кадушка) при своем колебании создаёт в окружающем воздухе звуковые волны. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем больше длительность звука.

Не будем вдаваться в излишние подробности, про пять линеек нотного стана и что ноты состоят из трех основных элементов – головки, штиля (палочки), и флажка, а сразу посмотрим на основные длительности нот.

На верхней нотной линейке изображены шестнадцатые ноты, ниже восьмые, на третьей четверти, на следующих — половинные и целая. Рисунок позволяет, во-первых, увидеть каким образом записываются данные длительности, а во-вторых, понять принцип кратности нот и то, какое их количество может содержать один такт размера 4/4. Из рисунка видно, что самой большой длительности (при условии неизменного темпа) соответствует целая нота (самая нижняя). Длительность половинной ноты в два раза меньше. Или другими словами – две половинные ноты равны по длительности одной целой. Все остальные ноты обозначают доли от целой ноты, полученные путем деления на две, четыре, восемь и т.д. частей.

Кратность длительностей удобнее всего рассмотреть на примере четвертей, которые в размере 4/4 являются единицами счета. Четвертная нота записывается в виде закрашенной головки и палочки (штиль).

Помните заполнение Ринго Старра перед припевом в песне Lucy in Sky with diamonds? Он играет его четвертями.

Читайте также:  Женский парфюм с нотой нарцисса

Каждая четверть может быть разбита на две восьмые или группу из четырех шестнадцатых (две верхние нотные линейки). Будет еще нагляднее, если Вы проведете воображаемую черту вниз после каждой группы шестнадцатых через все нотные линейки. Так Вы поймете, как могут и должны располагаться ноты в такте и как соотносятся между собой их длительности.

В начале каждого нотного текста ставится размер произведения: две цифры в виде дроби. Верхняя указывает, сколько единиц счета содержится в такте, а нижняя – какие это единицы. Размер 4/4 означает, что в каждом такте содержится четыре единицы счета.

Разберем простой пример: если в такте стоит целая нота, то никаких других длительностей такт размером 4/4 содержать больше не может.

Половинная нота звучит (играется, занимает) две доли такта, следовательно, остальные доли (третья и четвертая) могут содержать две четверти, четыре восьмых или восемь шестнадцатых.

Многие известные барабанщики, Peter Erskine, Billy Ward и другие, любят повторять, что промежутки между нотами – самое важное. В этой части урока мы рассмотрим, как в нотной записи обозначается тишина. Паузы записываются специальными знаками. Длительность пауз соответствует длительности нот. Любая длительность – целая, половинная, четверть, восьмая и т.д. может быть выражена паузой.

Наименование и расположение пауз на рисунке совпадают с рисунком, изображающим ноты – на верхней линейке пауза длительностью одна шестнадцатая, на нижней – целая. Кратность и возможное количество пауз в такте 4/4 также аналогично нотам.

Скорость и темп.

Темпом называют частоту пульсирования метрических долей. Важно понимать, что длительность нот может служить индикатором скорости только при условии неизменного темпа. Восьмые ноты обозначают в два раза меньшую скорость, чем шестнадцатые, т.к. длительность «восьмушек» в два раз больше. Точно так же четверти обозначают в два раза меньшую скорость, чем восьмые. Но это относительно друг друга, без соотношения с единицами времени. Темп – это индикатор соотношения времени и играемых нот. Темп обычно определяется количеством ударов в минуту (beats per minute — bpm) в следующем формате:

Это «математическое» равенство означает, что в минуту времени играется 120 нот длительностью в одну четверть (две четверти в секунду) и все другие длительности должны быть сыграны в соответствие с этим (240 восьмых, 60 половинных в минуту). Как вы понимаете, четверти, играемые в быстром темпе, скажем 290 bpm в стиле бибоп (bebop, направление джаза), будут значительно быстрее восьмых в поп-балладе. Поэтому когда друзья спрашивают Вас об умении играть на бас-барабане 32-ые, с гордостью и честно отвечайте «Конечно!»

Так как, повторюсь, длительность нот относительна, и 32-ые в темпе 4 bpm не такие уж и быстрые.

После столь близкого знакомства с длительностями нот и пауз, давайте приступим к отработке изученного на малом барабане. Для начала разберем некоторые фразы, которые могут вызвать трудности. Во избежание затруднений, распишите каждый счет четвертями 1, 2, 3, 4 — шестнадцатыми 1e&a, 2e&a, 3e&a, 4e&a (или в русском варианте счета 1таИта – прим. переводчика). Считайте (а лучше пропевайте) все время, даже если стоит пауза.

Второй такт: пауза-восьмушка на счет 3.

Четырнадцатый такт: пауза-шестнадцатая на счет 3.

Источник

Как заполнить такты только шестнадцатыми нотами

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота


Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .

Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):


Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Тот же пример, но уже без пауз:

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?

Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?

Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?

Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?

Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?

Ответ:

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?

Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4

Ответ:

Источник

Оцените статью