Как зашифровать свое имя нотами

Как зашифровать свое имя нотами

Привет
возможно, вопрос покажется наивным, и это имеет свое определение, но все же:
A, B, C, D, E, F, G, H — понятно
s=es тоже
i в слогах mi & si тоже

а вот как быть со всякими u, просто i, l, m, n, r, x и другими?
и еще: важно истинное звучание или название записываемых нот?
то есть: как будет записываться и звучать BACH на кларнете? а если кларнет в ансамбле?

Привет
возможно, вопрос покажется наивным, и это имеет свое определение, но все же:
A, B, C, D, E, F, G, H — понятно
s=es тоже
i в слогах mi & si тоже

а вот как быть со всякими u, просто i, l, m, n, r, x и другими?
и еще: важно истинное звучание или название записываемых нот?
то есть: как будет записываться и звучать BACH на кларнете? а если кларнет в ансамбле?
Если не ошибаюсь, важно фактическое звучание, а не запись.

И ещё: есть по сути две традиции этого развлечения, условно говоря немецкая и французская; в немецкой существуют лишь буквы с A до H (с вариациями типа Es, трактуемого как S), при этом все остальные буквы можно просто отбрасывать; во французской же алфавитом заполняются сразу несколько октав, отчего становится более важным (чем у немцев) рисунок последовательности нот. Благодаря этой второй системе становятся возможными такие изыски, как менуэт на имя HAYDN и т.д.

Читайте также:  Как сделать бумажный пианино

По-моему, это обычный ребус.

Когда в середине 90-х в СПбГК отмечали 50-летие памяти Рославца, был объявлен конкурс на лучшее произведение, в основе которого должна была лежать тема ро=ре — с=es — ла=ля — в=b — е — ц=с. Тема получилась вполне в духе Рославца — полусерия с двумя тритонами, тем не менее такой способ шифровки, по большому счёту, сомнительный. Также, согласно консерваторскому фольклору, профессор А.П. Милка послал композитору Г.Г. Белову фугу на тему g-g-b! b-ре-gis! ми-ля, ми-ля, ми-ля.

Из собственного опыта. Когда-то давно, в другой жизни, я был влюблен в девушку по имени Катя. Решив написать для неё романс, долго думал, как зашифровать посвящение, и не нашёл ничего лучше, как разместить весь русский алфавит от ноты ля по хроматической гамме вверх. Причём не потому, что ля=а, а потому, что ля — самая нижняя нота на рояле. Получилась достаточно экспрессивная темка gis2 — a1 — e2 — f3 (октавный расброс я сжал), на которую был написан романс «На пределе любви», а затем и вариации для флейты и ф-но.

Источник

Тема: Шифрование слов нотами

Опции темы
Поиск по теме

Шифрование слов нотами

Привет
возможно, вопрос покажется наивным, и это имеет свое определение, но все же:
A, B, C, D, E, F, G, H — понятно
s=es тоже
i в слогах mi & si тоже

а вот как быть со всякими u, просто i, l, m, n, r, x и другими?
и еще: важно истинное звучание или название записываемых нот?
то есть: как будет записываться и звучать BACH на кларнете? а если кларнет в ансамбле?

Ответ: Шифрование слов нотами

Привет
возможно, вопрос покажется наивным, и это имеет свое определение, но все же:
A, B, C, D, E, F, G, H — понятно
s=es тоже
i в слогах mi & si тоже

а вот как быть со всякими u, просто i, l, m, n, r, x и другими?
и еще: важно истинное звучание или название записываемых нот?
то есть: как будет записываться и звучать BACH на кларнете? а если кларнет в ансамбле?

Если не ошибаюсь, важно фактическое звучание, а не запись.

И ещё: есть по сути две традиции этого развлечения, условно говоря немецкая и французская; в немецкой существуют лишь буквы с A до H (с вариациями типа Es, трактуемого как S), при этом все остальные буквы можно просто отбрасывать; во французской же алфавитом заполняются сразу несколько октав, отчего становится более важным (чем у немцев) рисунок последовательности нот. Благодаря этой второй системе становятся возможными такие изыски, как менуэт на имя HAYDN и т.д.

Ответ: Шифрование слов нотами

Ответ: Шифрование слов нотами

По-моему, это обычный ребус.

Ответ: Шифрование слов нотами

Когда в середине 90-х в СПбГК отмечали 50-летие памяти Рославца, был объявлен конкурс на лучшее произведение, в основе которого должна была лежать тема ро=ре — с=es — ла=ля — в=b — е — ц=с. Тема получилась вполне в духе Рославца — полусерия с двумя тритонами, тем не менее такой способ шифровки, по большому счёту, сомнительный. Также, согласно консерваторскому фольклору, профессор А.П. Милка послал композитору Г.Г. Белову фугу на тему g-g-b! b-ре-gis! ми-ля, ми-ля, ми-ля.

Из собственного опыта. Когда-то давно, в другой жизни, я был влюблен в девушку по имени Катя. Решив написать для неё романс, долго думал, как зашифровать посвящение, и не нашёл ничего лучше, как разместить весь русский алфавит от ноты ля по хроматической гамме вверх. Причём не потому, что ля=а, а потому, что ля — самая нижняя нота на рояле. Получилась достаточно экспрессивная темка gis 2 — a 1 — e 2 — f 3 (октавный расброс я сжал), на которую был написан романс «На пределе любви», а затем и вариации для флейты и ф-но.

Источник

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в музыке, используется буквенная и слоговая нотация.

Составление монограммы требует большой творческой изобретательности, если учесть, что она содержит не только конструктивное начало, но и является носителем определённого подтекста музыкальной композиции. Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах и дневниковых записях.

Монограмма, пережившая века

Музыкальные монограммы существуют в сочинениях композиторов разных времён и народов. В эпоху барокко монограмма бытует чаще всего в составе тематического материала двух значительных музыкальных жанров – фантазии и фуги, достигших совершенства в творчестве И.С. Баха.

Фамилию BACH можно представить в виде музыкальной монограммы: си-бемоль (B) – ля (A) – до (C) – си-бекар (H) . Она встречается часто в сочинениях композитора, растворяясь в музыкальной ткани, приобретая значение символа. И.С. Бах был глубоко религиозной личностью, его музыка – это богообщение (разговор с Богом). Композитор используют монограмму не для увековечивания своего имени, а для выражения своеобразного музыкального миссионерства.

Как дань уважения великому И.С. Баху, его монограмма звучит в сочинениях многих других композиторов. Сегодня известно более 400 произведений, композиционной основой которых является мотив BACH . Очень ярко слышна баховская монограмма в теме фуги Ф. Листа из его Прелюдии и фуги на тему BACH.

Ф. Лист Прелюдия и фуга на тему BACH

Сокровенный смысл одной монограммы

В XIX в. музыкальные монограммы являются интонационным началом многих произведений композиторов-романтиков, тесно соприкасаясь с принципом монотематизма. Романтизм окрашивает монограмму в личностные тона. Звуковые коды запечатлевают сокровенный внутренний мир творца музыкального сочинения.

В обаятельном «Карнавале» Р. Шумана на протяжении всего произведения слышно настойчивое варьирование мотива A-Es-C-H, в нем скрывается монограмма композитора (SCHA) и название маленького чешского города Аш (ASCH) , где встретил юный Шуман свою первую любовь. Автор открывает слушателю конструкцию музыкальных зашифровок фортепианного цикла в пьесе «Сфинксы».

Р. Шуман «Карнавал»

Монограммы в современной музыке

Музыку прошедшего и нынешнего столетий характеризует усиление рационального начала. Возможно, поэтому музыкальные монограммы и анаграммы (перестановка знаков исходного кода) столь часто встречаются в музыкальных композициях современных авторов. В одних, найденных композиторами творческих решениях, они приобретают значение идеала, восходящего к духовным ценностям прошлого (как в случае с монограммой BACH ), в других – обнаруживается намеренное искажение высокого значения музыкального кода и даже трансформация его в негативную сторону. А иногда код является некоей забавой для композитора, склонного к юмору.

Например, Н.Я. Мясковский мягко пошутил над своим педагогом по классу композиции А.К. Лядовым, используя оригинальный мотив – B-re-gis – La-do-fa, что означает в переводе с «нотного языка» – «берегись Лядова» (Третий струнный квартет, побочная партия 1-ой части).

Известные монограммы Д.Д. Шостаковича – DEsCH и Р. Щедрина – SH CHED слились в «Диалоге с Шостаковичем», написанном Р.К. Щедриным. Выдающийся мастер создания музыкальных зашифровок, Щедрин написал оперу «Левша» и посвятил ее 60-летию дирижера Валерия Гергиева, используя в музыке этого интереснейшего произведения именную монограмму юбиляра.

Р.К. Щедрин «Левша»

Источник

Тайны музыки: что может быть зашифровано в нотном тексте

Музыка — неисчерпаемый в своих загадках художественный мир, наполненный знаками, неуловимо-уникальными смыслами и символами. Одна из таких загадок — музыкальная монограмма — последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами.

Наиболее распространёнными и известными примерами являются произведения композиторов, в которых они использовали свои собственные зашифрованные имена или имена своих друзей в качестве тем или мотивов.

Составление музыкальных монограмм было популярным уже в XVI веке. Считается, что этот метод был впервые использован Жоскеном Депре в его мессе «Hercules Dux Ferrariae». Теоретик музыки Джозеффо Царлино назвал этот метод Soggetto cavato. При этом способе шифрования гласным буквам в тексте ставятся в соответствие слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la) Гвидо д’Ареццо (нота до называлась ut). Таким образом, имя адресата «Hercules Dux Ferrarie» («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону Жоскена Эрколе д’Эсте) превращается в re-ut-re-ut-re-fa-mi-re, что в современной музыкальной нотации записывается как D-C-D-C-D-F-E-D.

Есть у Жоскена Депре и месса под названием «La sol fa re mi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза. По словам Генриха Глареана, швейцарского ученого и теоретика музыки, этой фразой Жоскен зашифровал свой ответ неизвестному высокому покровителю — «laisse faire moy» (не мешай мне!).

В немецкой системе обозначений, ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. В этой системе си-бемоль обозначается как B, си-бекар — H. Самый известный пример такой монограммы — мотив B-A-C-H, который был использован Иоганном Себастьяном Бахом, а также его современниками и более поздними композиторами. Бах понимал, что его имя может быть записано на нотном стане, и неоднократно использовал этот факт в своих произведениях. Самым известным из примеров стал незаконченный цикл Искусство фуги, в котором последний Contrapunctus — сложнейшая тройная фуга — заканчивается вскоре после введения третьей темы — BACH. В рукописи содержится сообщение сына композитора, Карла Филиппа Эмануэля Баха, который утверждал: «В момент, когда BACH появляется в противосложении, композитор умер».

Среди других композиций, где Бах использовал монограмму своей фамилии, канонические вариации «Vom Himmel hoch da komm ‘ich her» и ряд менее известных произведений, таких как синфония f-moll (BWV 795)

и последняя фуга из первой тетради ХТК. Значимым является тот факт, что мотив BACH является примером мотива креста (imaginatio crucis, chiasmus), который использовался в барочной музыкальной риторике, в страстях и других произведениях христианской тематики.

О существовании этого мотива знали современники Баха: о нём говорится в Musicalisches Lexikon Иоганна Готфрида Вальтера, он появляется и у сына Баха Иоганна Кристиана и ученика Баха — Иоганна Людвига Кребса. Наибольшую популярность мотив получил в XIX веке, когда музыка Баха стала предметом особого интереса музыкантов и музыковедов.

Всего насчитывается около 400 произведений 330 различных авторов, в основе которых лежит мотив BACH. Самые известные из них:

1845: Роберт Шуман: 6 фуг на имя: Bach для органа ор. 60.1855: Ференц Лист: Фантазия и фуга на BACH для органа (aр. 1871 для фортепиано).

1878: Николай Римский-Корсаков: Вариации BACH для фортепиано.1900: Макс Регер: Фантазия и фуга BACH для органа.1910: Ферруччо Бузони: Fantasia contrappuntistica для фортепиано.1926: Арнольд Шёнберг: Вариации для оркестра op. 31.1932: Франсис Пуленк : Вальс-импровизация на имя Bach для фортепиано.1937: Антон Веберн: Струнный квартет (серия на основе мотива BACH).1964: Арво Пярт: Коллаж на BACH.1968: Альфред Шнитке: Quasi Una Sonata.

Другие композиторы тоже искали способы, чтобы увековечить свои имена и послания в нотации. Сталкиваясь с необходимостью создать монограмму на основе текста, содержащего буквы, которым нельзя поставить в соответствие ноты, композиторы пропускали их, или использовали фонетическое замещение. Например, Роберт Шуман использовал лишь S-C-H-A (E♭, C, B♮, A), чтобы подписаться своим именем в цикле фортепианных миниатюр «Карнавал». Шуман назвал «Карнавал» «миниатюрными сценами на 4-х нотах». Звуки ASCH, взятые в различной последовательности и комбинациях, образуют подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы (ASCH — название небольшого города в Богемии (Чехия); это и «музыкальные» буквы в фамилии Schumann.).

Очень интересное и необычное посвящение использовал русский композитор Николай Мясковский в Квартете для струнных No. 3 — B♭, D, G♯, A, C, F, что равнозначно B, Re, Gis, La, Do, Fa — «берегись Лядова». Анатолий Константинович Лядов — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории, учитель Н.Я. Мясковского.

Ещё одна из самых известных музыкальных монограмм — D, E♭, C, B (= D, S, C, H) использовалась Дмитрием Шостаковичем ( D. Sch ostakowitsch). Тёмный, мрачно сгущённый колорит музыки Шостаковича, написанной в миноре (иногда подобная разновидность минора описывается как «суперминор»), с точки зрения техники композиции реализуется, прежде всего, в 4-ступенных звукорядах в объёме уменьшённой кварты («гемикварты»), которая символически содержится в самой монограмме Шостаковича DSCH (es1-h в d1-es1-c1-h).

Однако у Шостаковича существовала ещё одна подпись: для ритмоинтонационной стороны практически всех прелюдий, как и множества других произведений Д. Шостаковича весьма характерно частое ритмическое «постукивание» — ритмоформула «две восьмые и половинная» или «две шестнадцатые и четвертная». Без всяких теоретических мудрствований она легко ложится на имя «Митенька», а поэтому, согласно одному из предположений, в отличие от «официальной» монограммы DSCH отражает именно бытовой, интимно-дружеский облик композитора. В шостаковическом ор. 34 упомянутая ритмоформула буквально пронизывает всю прелюдию f-moll.

Личным девизом скрипача и композитора Йозефа Иоахима была фраза «Свободен, но одинок» (нем. Frei aber einsam), начальные буквы которой по-немецки — F-A-E. Ему была посвящена соната, которая так и называлась — Соната F-A-E, где начальные буквы девиза соответствуют нотам фа-ля-ми; на этой музыкальной теме и строится произведение. Это соната для скрипки и фортепиано, написанная по инициативе Роберта Шумана им самим и двумя его коллегами, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. Соната была посвящена скрипачу Йозефу Иоахиму, с которым все три композитора незадолго до этого познакомились и подружились.

Существует ещё множество других подобных примеров.

Не могу не упомянуть здесь и о музыкальной криптографии, основной задачей которой является генерация шифротекста, представляющего собой приятную для слушателя последовательность звуков. Таким образом достигается эффект сокрытия наличия сообщения. Разработан алгоритм простой замены, в котором соответствие между символами исходного текста и нотами устанавливается таким образом, чтобы шифротекст удовлетворял принципам классической музыки независимо от исходного текста.

Так что музыка иногда может быть совсем «не тем, чем кажется».

Источник

Оцените статью