Как живете можете ноты

Салманов Вадим Николаевич

В. Н. Салманов родился 22 октября (4 ноября) 1912 года в Санкт-Петербурге. С детства учился играть на фортепиано под руководством отца. В восемнадцать лет серьёзно увлёкся геологией, но в 1935 вернулся к музыке. К этому времени относятся первые композиторские опыты Салманова. После частных занятий с А. П. Гладковским в 1936 году Салманов поступил в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова в класс композиции М. Ф. Гнесина. В 1941 году он окончил консерваторию и почти сразу же отправился на фронт. Пройдя всю войну, в 1945 году он вернулся к творческой деятельности, создав Первый струнный квартет, скрипичную сонату, песни и романсы на слова Блока и Есенина. В сочинениях этого периода проявляется влияние военных впечатлений. На рубеже 1940-х ― 50-х Салманов обращается к оркестровой музыке, важным событием становится создание Первой симфонии, в которой композитор использовал славянские мотивы. В 1946―1951 Салманов преподаёт в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, с 1951 года ― в самой консерватории (с 1965 ― профессор). В 1950-е он пишет ряд крупных сочинений, в том числе сюиту «Поэтические картинки» по Андерсену и поэму-ораторию «Двенадцать» на текст Блока.

Наибольшую известность получили поздние сочинения Салманова ― Вторая, Третья и Четвёртая симфонии, Скрипичный концерт, струнные квартеты, отмеченные лаконичностью и ёмкостью изложения, яркой выразительностью, строгостью формы. Важное место в творчестве композитора также принадлежит вокальной музыке. В романсах для голоса и фортепиано на стихи Лорки, П. Неруды, Т. Ружевича мелодическая линия следует за изгибами речи, а гармония оригинальна и богата. Широкое признание получили хоровые сочинения Салманова, в которых гармонично претворяются элементы русского фольклора. Салманов ― один из композиторов, возродивших жанр хорового концерта и наполнивших его новым содержанием.

Читайте также:  Гомоляка ноктюрн ноты для скрипки

С 1968 году Салманов занимал пост секретаря правления СК РСФСР.

В. Н. Салманов умер 27 февраля 1978 года в Ленинграде.

Награды и премии

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1970) — за хоровой цикл «Лебёдушка»

народный артист РСФСР (1972)

балет «Человек» (1966)

Четыре симфонии (1952, 1959, 1963, 1976)

«Лес», симфоническая картина (1948)

Русское каприччио (1950)

«Славянский хоровод» (1954)

«Поэтические картинки», симфоническая сюита по Андерсену (1955)

«Приветственная ода» (1961)

«Детская симфония» (1962)

Концерт для скрипки с оркестром № 1 (1964)

«Ночи большого города» для скрипки и камерного оркестра (1969)

Концерт для скрипки с оркестром № 2 (1974)

«Двенадцать», оратория-поэма на текст Блока (1957)

«Ода Ленину» (1969)

«Лебёдушка», хоровой концерт № 1

«Добрый молодец», хоровой концерт № 2 (с английским рожком и аккордеоном)

In memoriam, De profundis для сопрано, хора и органа

Шесть струнных квартетов (1945, 1958, 1961, 1963, 1968, 1971)

Две сонаты для скрипки и фортепиано (1945, 1962)

Два трио (1946, 1949)

Фортепианный квартет (1947)

Соната для виолончели и фортепиано (1963)

«Монолог» для виолончели и фортепиано (1970, оркестровка 1972)

Вокальные циклы на стихи А. А. Блока (1940-45), А. А. Фета (1947), Я. Купалы (1947), С. А. Есенина (1955), «Испания в сердце» (стихи Ф. Гарсиа Лорки и П. Неруды, 1959), «Песни об одиночестве» (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1967), на сл. Ф. И. Тютчева (1970), Т. Ружевича (1971)

Источник

Вадим Салманов — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора Вадима Салманова для голоса, вокала в pdf


В. Салманов
Романсы

для голоса и фортепиано
составитель Г. Краснов
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6302к
(pdf, 5.48 Мб)

Вадим Николаевич САЛМАНОВ (1912—1978)— замечательный советский композитор, один из наиболее ярких представителей ленинградской композиторской школы. Воспитанник М. Ф. Гнесина и М. О. Штейнберга, он отличался высочайшим профессионализмом, верностью лучшим традициям отечественной музыки и постоянной пытливостью в поисках нового.
Слова В. Гёте: «Дело не.6 том, чтобы разрушить, но в том, чтобы построить нечто такое, что дает человечеству чистую радость»,— в полной мере могут служить девизом творчества композитора.
Как у всякого художника, мир музыки Салманова очень богат. Здесь картины революции — оратория «Двенадцать» и возвышенный образ вождя— «Ода Ленину», и чарующая поэзия детства — «Поэтические картинки», Детская симфония, и русская старина—хоровые концерты «Лебедушка», «Добрый молодец», и народные празднества — «Русское каприччио», «Славянский хоровод», и разнообразные, неожиданные, порой причудливые, картины природы—«Лес», Вторая симфония. И во всем этом — биение нашего времени, чуткое ухо, любовный и меткий глаз нашего современника. Таков Салманов в произведениях крупной формы, таков он в камерно-инструментальном творчестве, таков он и в вокальной лирике.
Музыку для пения композитор создавал на протяжении всей своей творческой жизни, и она занимает в его наследии значительное место.

Вокальное творчество В. Салманова можно условно разделить на три периода.
Первый (1939—1960) — сочинения на стихи преимущественно русских классиков (А. Блок, С. Есенин, А. Фет), второй (1960—1970)—испано-американский (Г.Лорка, П. Неруда), третий (1970— 1977) — русский (народная поэзия, Н. Рубцов, Ф. Тютчев).
В разное время композитор обращается также к поэзии Н. Хикмета, Я. Купалы, П. Шелли, Э. Верхарна, П. Верлена и других.
При всей множественности авторских забот композитор всегда остается самим собой — и в поисках, и в находках. Гармоническая и линеарная терпкость, порой резковатость, драматизированное видение вокальной линии, часто опертой на неожиданную гармонию и ею продиктованную, требует от слушателя внимательного, активного восприятия, а от исполнителя—не менее внимательного изучения и серьёзной настройки. Эти условия значительно облегчаются правдивостью чувств, выражаемых композитором, и очень-легкой формой.

Вокальные сочинения В. Н. Салманова много исполнялись и исполняются сейчас с большим и неизменным успехом. Но при жизни композитора была напечатана лишь незначительная их часть. Предлагаемое вниманию знатоков и любителей издание включает сочинения ранее не опубликованные, охватывающие период творчества композитора с 1939 по 1961 год. Сочинения расположены в хронологическом порядке.
Думается, что это издание будет встречено с большим интересом.
В. Гаврилин

  • ТРИ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Мы встречались с тобой
    • Перстень-страданье
    • Улица
  • ДВА РОМАНСА
    • Сбор винограда. Слова П. Верлена, перевод Ф. Сологуба
    • Нищие. Слова Э. Верхарна, перевод Б. Томашевского.
  • ЧЕТЫРЕ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Медленно в двери церковные
    • Медлительной чредой
    • Песня Офелии
    • Ночью вьюга снежная
  • СВЕТЛЫЕ МИНУТЫ. Лирический цикл на слова А. Фета
    • Только что спрячется солнце
    • Я не знаю
    • Следить твои шаги
    • Призыв
    • Горел напрасно я душой
    • Все, как бывало
    • Спи, мое дитя
  • ВИТЯЗЬ. Цикл на слова П. Катенина
    • Нашествие
    • Поражение
    • После боя
    • Схватка
    • Витязь
  • ДВА РОМАНСА на слова С. Давыдова
    • Спозаранок
    • Осень
  • БАЛКОН Слова, Гарсиа Лорки, перевод И. Тыняновой.

Скачать ноты

Источник

Как живете — можете

Характеристика произведения «Как живете — можете» Вадима Николаевича Салманова — выдающегося композитора ХХ века. Ознакомление с самыми известными и оригинальными произведениями для хора без сопровождения. Анализ творчества Гамзатова Расула Гамзатовича.

Рубрика Музыка
Вид краткое изложение
Язык русский
Дата добавления 20.12.2017
Размер файла 18,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Хор «Как живете — можете»

Муз. Салманов В. Н.

Сл. Гамзатов Р. Г.

Галкина А. ДХО I курс

Класс преподавателя Захваткиной О. Е.

Произведение «Как живете-можете» Вадима Николаевича Салманова — хор a capella, написано в 1962 году на стихи Расула Гамзатова.

Салманов Вадим Николаевич — выдающийся композитор ХХ века. Родился 22 октября 1912 года в Санкт-Петербурге. С детства учился играть на фортепиано под руководством отца. В 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции М. Ф. Гнессина. В 1941 г. он окончил консерваторию и почти сразу же отправился на фронт. Пройдя всю войну, в 1945 г. он вернулся к творческой деятельности, создав Первый струнный квартет, скрипичную сонату, песни и романсы на слова Блока и Есенина. В 1946Ї1951 Салманов преподает в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, с 1951 года Ї в самой консерватории (с 1965 Ї профессор).

На рубеже 1940-х Ї 50-х Салманов обращается к оркестровой музыке, важным событием становится создание Первой симфонии, в которой композитор использовал славянские мотивы. За 15 лет сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина «Лес», вокально-симфоническая поэма «Зоя», 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита «Поэтические картинки» (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма «Двенадцать» (1957), хоровой цикл «Но бьется сердце» (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др. Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля: происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла; усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем.

С середины 60-х гг. начинается вершинный период в творчестве композитора. Он сочиняет хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976), которая стала итогом в развитии симфонической музыки композитора. Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет. Вновь появляется «русская тема», но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты «Лебедушка» (1967) и «Добрый молодец» (1972). В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.

Свои первые хоры a capella В. Салманов сочинил в 1950 году, уже будучи автором произведений для камерно-инструментальных ансамблей и симфонического оркестра. О. Коловский говорил в своей статье: «… в хоровом жанре это была еще только проба пера…» Только после десяти лет плодотворной работы В. Салманов обратился к жанру хорового искусства a capella . » Так же Коловский писал: «… В 1959 году он закончил одну из лучших своих хоровых партитур — шесть поэм для смешанного хора на стихи Назыма Хикмета «… Но бьется сердце». Поэмы быстро вошли в жизнь, неоднократно исполнялись ведущими хоровыми коллективами и приобретали хрестоматийное значение в педагогической практике хоровых отделений музыкальных училищ и консерваторий. Отныне композитор, уже зрелый и опытный мастер, до последних дней своей жизни уделяет большое внимание сочинению хоровой музыки, что свидетельствует о его устойчивом интересе к вокально-ансамблевому искусству, составляющему одно из ведущих и традиционных жанровых направлений в русской музыке…»

Вадимом Салмановым всего было написано семьдесят одно сочинение для хора, множество которых объединены в циклы; по количеству и качеству это «большой, весомый вклад в отечественную хоровую музыку».

С конца 50-х до начала 70-х годов были написаны самые известные и оригинальные произведения для хора без сопровождения: шесть поэм на стихи Н. Хикмета (1959), три хора на стихи Я. Купалы (1960), «Восьмистишия» на стихи Р. Гамзатова (1962), хоровой концерт «Лебедушка» (1966), три хора на стихи Ф. Тютчева (1970).

«…художественно-образный мир хорового творчества Салманова в основном определяется его созерцательно-лирическим (порою даже с элегической окраской) и в высшей степени поэтическим видением, всегда внимательным, чутким и заинтересованным отношением к тому, что происходит в современном мире. Гражданская позиция Салманова не всегда бросается в глаза, но ощущается почти в каждом его сочинении — даже в скромном лирическом музыкальном пейзаже, представляющем собой не просто зарисовку картины природы, а опоэтизированный «портрет» родной природы, прекрасной и всегда загадочной и «певучей»…» — писал О. Коловский об особенностях хорового стиля В. Салманова

К примеру, таким образцом «поэтических зарисовок» может служить цикл из трех хоров на стихи Ф. Тютчева. В этом произведении, по словам Коловского, «объединились все самые сильные стороны таланта Салманова как автора хоровой музыки: филигранное мастерство вокально-ансамблевой звукописи, тонкая и верная интонационная интерпретация словесного текста, безупречная, поистине «лядовская» чистота и плавность голосоведения. Ничего лишнего, никакой фактурной и гармонической перегрузки»… «…Салмановский хор далек от хорала, в нем господствует арабеск мелодических линий, образующих в совокупности своеобразную, именно салмановскую гетерофонно-подголосочную ткань — с обилием одноголосных и двухголосных эпизодов, с эпизодическим «расщеплением» хоровых унисонов в красочные гармонические комплексы…».

В. Салманов отдает предпочтение поэтам, в творчестве которых образы природы обладают эпическим подтекстом и неразрывно связаны с родиной, Россией.Не случайно его привлекают философская лирика Тютчева и Гамзатова, пронзительно-печальные русские мотивы в поэзии Есенина и Рубцова.

Хочется остановиться на цикле поэм на стихи Н. Хикмета без сопровождения. Жанр поэм занимает особое положение в хоровом творчестве композитора. Это — высшая степень выражения в музыке «революционного и гражданского пафоса» композитора. Но поэма — не единственная драматургическая кульминация. Например, оратория «Двенадцать» и цикл на стихи П. Неруды и Ф. Гарсиа Лорки «Испания — в сердце». В этих произведениях, пронизанных идеей активной борьбы против зла во имя свободы, отчетливо проявляется созерцательно-лирический взгляд на явления действительности.

«…Салманов больше склонен к размышлению и анализу, нежели к действию, активному вторжению в водоворот жизненных событий…» Вадим Салманов любуется жизнью и благодаря этому он пишет такие замечательные произведения, как циклы на стихи Тютчева, Гамзатова, Есенина, Хикмета, хоровой концерт «Лебедушка».

Гамзатов Расул Гамзатович родился 8 сентября 1923 г. В селени Цада Хунзахского района Дагестана в семье народного поэта Дагестана — Гамзата Цадасы (1877 — 1951). Окончил Аварское педучилище в 1939 году. До 1941 года работал школьным учителем, затем — помощником режиссёраа в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Расул начал писать стихи в 9 лет, а когда он учился в 7-м классе, в газете «Большевик гор» опубликовали его стихотворение. Первый сборник стихов Расула Гамзатова «Горячая любовь и жгучая ненависть» вышел на аварском языке в 1943 году.

В 1947 году вышла первая книга стихов Расула Гамзатова на русском языке. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг. Среди них: «Наши горы» (1947), «Земля моя» (1948), «Год моего рождения», «Родина горца» (1950), «Слово о старшем брате» (1952), «Дагестанская весна» (1955), «В горах мое сердце» (1959), «Горянка» (1958), «Высокие звезды» (1962), «3арема» (1963), «Письмена» (1963), «И звезда с звездою говорит» (1964), «Мулатка» (1966), «Третий час», «Берегите друзей», «Журавли», «Клинок и роза», «Граница», «Книга о любви», «У очага», «Последняя цена», «Сказания», «Четки лет», «Остров Женщин», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «Полдневный жар», «Персидские стихи», «Таинственность», «Мой Дагестан» (1968), «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты», «Конституция горца» и многие другие. гамзатов салманов композитор хор

В литературном тексте автор указывает на то, что все в семье зависит от женщин, ведь в любом случае им приходится тяжело. Текст изложен в форме диалога, похож на рассказ. Первая строфа представляет диалог женщин с мужчинами, во второй строфе наоборот — мужчин с женщинами. Присутствуют черты народности.

Жанр произведения — хоровая миниатюра. Форма строфическая. В каждой строфе по два предложения по 4 такта. Первая строфа — с 1 по 8 такт, вторая — с 9 по 16, третья с 17 по 26, четвертая с 27 по 34 такты. Всего в произведении 4 строфы.

Преобладает движение восьмыми, но так же присутствуют шестнадцатые, четверти, половинные и целые. Темп произведения allegro moderato (умеренно скоро). В третьей строфе происходит отклонение от темпа. Предслышать новый темп помогает фермата в 20 такте. Четвертая строфа начинается в темпе начала. Фермата и ritenuto в 30 такте помогают настроиться на более подвижный темп. Фермата в 32 такте готовит к заключительному ff.

Основная тональность произведения — F-dur, вторая часть второй строфы в тональности D-dur, третья строфа начинается в As-dur , продолжается в d-moll (гарм.), последняя строфа возвращается в As-dur и заканчивается в основной тональности.

В некоторых репликах (1-4 такты,21-23 такты) присутствует квинтовое параллельное двухголосие. Гомофонно-гармоническая фактура.

Произведение написано для полного состава смешанного хора (сопрано, альт, тенор, бас). Развиты дивизи у сопрано, теноров и басов. Диапазон сопрано — фа первой октавы — ля второй октавы, альта — до первой октавы — ре второй октавы, тенора — соль малой октавы — фа первой октавы, баса — ля большой октавы — си малой октавы. Общий диапазон хора — три октавы.

Динамика разнообразная, связано это с женским и мужским образами. Начинается все в динамике mf, когда вступает мужской хор динамика усиливается до f . Вторая строфа начинается с p, затем небольшое crecsh. к 11 такту, снова p, небольшая кульминация, dim. в 14 такте. Третья строфа начинается в мужском хоре с pp, женский хор отвечает волнообразным движением (mfpmfp), кульминация в 23 такте, после, постепенное угасание. Четвертая строфа снова в динамике pp, затем m p и после ферматы ff.

Главная сложность любого произведения a cappella — удержание строя. Для этого каждый голос должен уметь слушать не только свою партию, но и все остальные, выстраивая правильные аккорды. Для хорошего, качественного унисона в хоре необходимо единство и во всех критериях исполнения — интонации, атаке звука, тембру, силе звука, окраске гласных и т.д. такие моменты требуют особой отработки. Звук должен быть протяжным, на опоре.

Главное — не упустить образ, картину всего происходящего. На протяжении всего произведения важно показать контраст и различие между партией мужчин и женщин, ведь только в последнем такте хор поёт всем составом. Нужно постараться выстроить все в форме диалога, чтобы исполнение казалось более живым и осмысленным.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Биография отечественного композитора Вадима Салманова, его творческая деятельность. История создания концерта для смешанного хора «Лебедушка». Особенности драматургии произведения. Реализация принципа контраста и цикличности в хоровой постановке концерта.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 22.11.2010

Обзор творчества Сметаны. Поэзия Сладека. Анализ поэтического текста, музыкального сопровождения и лирико-выразительных средств трёхголосного хора «Моя звезда». Оценка исполнительских средств, технических трудностей. Разработка плана репетиционной работы.

[15,5 K], добавлен 30.03.2015

Детские годы выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Первые испытания и победы. Первая любовь и борьба с болезнью. Завоевание признания на Западе. Творческий расцвет великого композитора, авторские концерты. Последние годы жизни.

реферат [50,0 K], добавлен 21.04.2012

Жизнеописание русского композитора и режиссера Алексея Николаевича Верстовского: происхождение, образование, первые произведения. Анализ вокальной лирики композитора: баллада «Чёрная шаль», романс «Цыганская песня». Оперное творчество А. Верстовского.

курсовая работа [3,6 M], добавлен 31.01.2016

Пространство сцены и пространство сознания пианиста-концертмейстера хора. Текст хорового произведения в воспроизведении концертмейстера хора. Типы нотного текста и методические опыты освоения. Язык дирижера как составляющая текста изучаемого произведения.

дипломная работа [105,0 K], добавлен 02.06.2011

Источник

Оцените статью