- Как знать ноты для гитары
- Как играть на гитаре по нотам. Самоучитель. Первые упражнения.
- Нота Ми, (головка ноты), находится между четвёртой и пятой линиями нотного стана (нотоносца). Нота Фа на пятой линии нотного стана (линия пересекает головку), нота Соль над пятой линией. Обратите внимание на то, что линии нотного стана и струны гитары это не одно и то-же. Нет никакой симметрии между расположением нот на грифе гитары и их расположением на нотоносце. Ноты нужно просто запоминать. Запись на нотоносце – единая система записи для многих музыкальных инструментов.
- Сыграйте первое упражнение, которое называется “Ми, Фа, Соль”:
- Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”
- Посмотрите как правильно играть упражнение “Ми, Фа, Соль”:
- Упражнение 2 – “Солнышко”
- Прослушать упражнение “Солнышко”
- ПОЖЕРТВОВАТЬ!
- Упражнение 3 – “Идём в поход”
- Внимание! Обязательно играйте ВСЕ упражнения курса ПО ПОРЯДКУ! Новые ноты, а так-же термины и техники даются в необходимом порядке.
- Прослушать упражнение “Идём в поход”:
- Упражнение 4 – “Нотка за ноткой”.
- Посмотрите следующее видео, так играется это упражнение техникой “апояндо”:
- Итак, если вы проиграли данные упражнения, то ноты Ми, Фа и Соль вы запомнили навсегда! Переходите к следующей странице курса и разучите новые ноты.
- ГРУППА В КОНТАКТЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ: https://vk.com/guitarmaestro1
- Обучение гитаре с нуля: нотная грамота
- Что такое нота
- Звукоряд и нотный стан
- Знаки альтерации
- Ноты на грифе гитары
- Длительность нот и пауз
- Заключение
- Комментарии (2):
- Добавить комментарий Отменить ответ
Как знать ноты для гитары
Сравните это с фортепиано, где сдвиг аккорда на полтона даст уже совсем другую аппликатуру, которую нужно будет учить заново. Фактически, гитара позволяет держать в голове как можно меньше информации и сразу наслаждаться осознанной игрой.
Вы можете выучить несколько аккордовых аппликатур и без проблем начать играть песни аккордами. Встретив неизвестный аккорд, вы всегда можете сдвинуть известную вам аппликатуру в нужное место грифа.
Теперь добавьте к этому понимание того, как строятся аккорды (и базовую теорию вообще), и ваши возможности вырастут безгранично.
Тут мы подобрались к еще одному интересному нюансу: гитаристы мыслят аппликатурно . Когда вам нужно взять какой-то новый аккорд, вы не раскладываете его на составляющие ноты и не ищете каждую из них на грифе гитары, чтобы потом зажать их все вместе. Вместо этого вам достаточно правильно выбрать самую нижнюю по высоте звука ноту аккорда (она зовется тоникой ), и от этой ноты построить нужную аппликатуру (которая уже «сидит» в пальцах).
На самом деле, вы их уже знаете. Точнее, вы знаете их названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль» , «ля» , «си». Знакомо?
Чтобы умело ориентироваться в гитарном грифе, вам первым делом нужно будет выучить латинские обозначения этих нот. Благо, их всего семь:
Основная разница между ними — в направлении движения.
Полутона есть между всеми нотами, кроме пар ми (E) — фа (F) и си (B) — до (C) . Таким образом, мы получаем 7 нот (обозначаются буквами) и 5 полутонов (обозначаются символами диезов или бемолей). Итого — 12 нот.
Вы обратили внимание на то, что одну и ту же ноту можно выразить как через диез, так и через бемоль? Например, C# по высоте звучания равняется Db. Такие ноты называют энгармонически равными . Выбор знака обуславливается тональностью произведения.
Большинство новичков интуитивно выбирают для себя какой-то один знак альтерации, который используют в дальнейшем. Как правило, это диез. Мы не будет отходить от этой практики и будем использовать в этом уроке только диезы.
Как мы уже договорились, в этом уроке мы будем разбирать ноты на грифе в стандартном строе.
В нотном выражении он расшифровывается как E-B-G-D-A-E . Слева тут самая первая, тонкая струна, а справа будет шестая и самая толстая.
Помните, чуть выше я просил вас запомнить последовательность нот? Так вот, с ее помощью вы УЖЕ можете построить схему нот на всем гитарном грифе.
Напоминаю последовательность:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B.
Все, что нам нужно — это нота открытой струны, от которой мы сможем отталкиваться. Например, нота открытой первой струны — ми (E) . Теперь смотрим на нашу последовательность и видим, что через полтона от E располагается фа (F) . Значит 1-й лад 1-ой струны — это нота F . И так далее: 2-й лад — F# , 3 лад — G …
После В вся последовательность повторяется: нота следующего лада — C , потом C# и так далее.
Ради интереса вы можете взять бумажку, расчертить гитарный гриф лада так до 12-го, и спокойно заполнить ноты всех ладов.
Источник
Как играть на гитаре по нотам. Самоучитель. Первые упражнения.
Итак, ноты, которые разучим вначале – Ми, Фа и Соль. Они расположены на первой струне гитары.
Ми – первая открытая струна.
Фа – первая струна, первый лад.
Соль – первая струна, третий лад.
Нота Ми, (головка ноты), находится между четвёртой и пятой линиями нотного стана (нотоносца). Нота Фа на пятой линии нотного стана (линия пересекает головку), нота Соль над пятой линией. Обратите внимание на то, что линии нотного стана и струны гитары это не одно и то-же. Нет никакой симметрии между расположением нот на грифе гитары и их расположением на нотоносце. Ноты нужно просто запоминать. Запись на нотоносце – единая система записи для многих музыкальных инструментов.
Сыграйте первое упражнение, которое называется “Ми, Фа, Соль”:
Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”
Начните игру указательным пальцем правой руки ( i ). Обратите внимание на то, что в левой руке КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ИГРАЕТ “СВОЙ ЛАД”: первый палец – 1й лад (нота Фа), третий палец – 3й лад (нота Соль). Пальцы левой руки обозначаются цифрами (1 2 3 4), а правой буквами (p i m a).
Играйте медленно, не торопясь. Проиграйте несколько раз. Лучше проговаривать (или петь) названия нот при игре, так, запомнить их будет гораздо легче. Не забывайте про длинные и короткие ноты: полая нота со штилем – половинная, (считаем “раз (и), два (и)”), закрашенная со штилем – четвертная, (считаем “раз (и)”). Нажмите на картинку с упражнением для того, чтобы увеличить и открыть его в новом окне.
Посмотрите как правильно играть упражнение “Ми, Фа, Соль”:
Обратите внимание на технику игры и на положение рук. При игре сольных мелодий на классической гитаре, после сыгранной ноты, палец правой руки должен как-бы “врезаться” в соседнюю струну (зафиксироваться) и оставаться на ней некоторое время.
Старайтесь сильно зажимать лады пальцами левой руки, иначе звук будет некачественным.
Упражнение 2 – “Солнышко”
В этом упражнении используются те-же ноты. Последняя нота Ми – целая, (считаем “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”). Обратите внимание на то, что можно считать каждую ноту по отдельности, а можно суммировать счёт в каждом такте – “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”. Считайте так, как вам будет удобно.
Две линии с двумя точками в конце последнего такта означают повторение материала ещё раз с самого начала. Этот знак называется “Реприза”.
Прослушать упражнение “Солнышко”
ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.
ПОЖЕРТВОВАТЬ!
Упражнение 3 – “Идём в поход”
Играйте это упражнение так-же, как и предыдущие.
Внимание! Обязательно играйте ВСЕ упражнения курса ПО ПОРЯДКУ! Новые ноты, а так-же термины и техники даются в необходимом порядке.
Не забывайте про длинные и про короткие ноты, а так-же про аппликатуру левой руки. Помните, каждый палец играет “свой” лад.
Прослушать упражнение “Идём в поход”:
Упражнение 4 – “Нотка за ноткой”.
А теперь внимание! Это упражнение будем играть двумя пальцами правой руки – указательным (i) и средним (m), чередуя их при игре каждой новой ноты. Это единственная правильная техника исполнения сольных мелодий на классической гитаре. Она называется “апояндо“. Вначале, конечно, можете сыграть мелодию лишь указательным пальцем (i), для того, чтобы было легче запомнить ноты. Затем начните игру двумя пальцами. Неважно с какого их них вы начинаете, главное менять их при игре нот. Не забывайте фиксировать пальцы на соседней (вышележащей) струне.
Посмотрите следующее видео, так играется это упражнение техникой “апояндо”:
Итак, если вы проиграли данные упражнения, то ноты Ми, Фа и Соль вы запомнили навсегда! Переходите к следующей странице курса и разучите новые ноты.
Продолжение: Гитара по нотам 2-класс
ГРУППА В КОНТАКТЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ: https://vk.com/guitarmaestro1
ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.
Источник
Обучение гитаре с нуля: нотная грамота
В предыдущей статье мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.
Что такое нота
Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.
Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.
Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.
Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.
Звукоряд и нотный стан
Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.
Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.
Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).
На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:
Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:
Знаки альтерации
Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.
Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.
Ноты на грифе гитары
Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.
Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:
Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:
Длительность нот и пауз
Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.
На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:
Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:
На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:
А паузы соответственно вот так:
Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.
Заключение
В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.
Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.
Комментарии (2):
Добавить комментарий Отменить ответ
В тексте ошибка! После фразы «На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы» приведены 2 рисунка, которые не совпадают между собой: на первом в диапазон гитары полностью укладывается малая и первая октавы, а на втором — первая и вторая октавы. Так какой из этих рисуноков правильный?
Да, там не правильно на нотном стане. не Малая а первая октава. На схеме грифа изображено верно
Источник