История появления и эволюция шестиструнной гитары
В этой статье мы прольем свет на историю возникновения и развития современной шестиструнной гитары. В современном мире гитара — это, пожалуй, самый популярный музыкальный инструмент, но как и почему гитара стала именно такой, какой мы ее видим сегодня? Ответы в статье!
Музыка в древности
Первый музыкальный инструмент появился в каменном веке, то есть более 20 000 лет назад. Часть инструментов, появившихся с тех пор, можно встретить во многих музеях по всему миру.
Свисток и дудка
Два самых старых обнаруженных музыкальных инструмента — это свисток и дудка. Впервые они были найдены в пещере Пекарна в Моравии.
Свисток — это простой кусок полой кости северного оленя с мундштуком на конце, чтобы можно было дуть в кость, издавая звук. Сначала эти свистки использовались только во время охоты, но затем древние люди оценили возможности этого нехитрого приспособления и стали использовать его и для музыкальных целей. Так свисток начал совершенствоваться, добавлялись новые мундштуки для оптимизации звучания и т.д.
Свисток является предшественником духовых инструментов. Он очень близок к нынешней флейте, на которой многие учились играть еще в школе. Дудки, хоть и состояли из костей северного оленя, были гораздо более сложными, чем свистки. На этот раз оленья кость была цельная и зазубренная так, что при ритмичных ударах деревянной палочкой извлекались самые разнообразные ноты.
Конечно, наши предки не только свистели и дудели. В то время были и другие музыкальные инструменты, например, ударные, такие как глиняные барабаны или нефийские гонги. Также древние люди использовали и струнные инструменты, на которых мы в этой статье остановимся подробнее.
Археологи находят доисторические инструменты на всех континентах нашей планеты, от Африки до Северной Америки. Благодаря этим инструментам, наши предки обучались музыкальному искусству, получали все больше и больше знаний, которые позволяли им постоянно совершенствовать свои навыки игры.
Цитра и музыкальный лук
Со временем инструменты становились более сложными. Через какое-то время после появления свистков и дудок, люди придумали первую цитру. Она представляла собой пластину, вырезанную из дерева, по краям которой с помощью бамбуковых кольев натягивались струны, например, из ротанга. Звук извлекали ударом по ротангу деревянной палкой. Это был первый струнный инструмент, и он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие музыкальных инструментов такого вида.
Примерно в это же время появился музыкальный лук. Он состоял из струны, натянутой между концами согнутого в дугу прута. Звук извлекался путем защемления “тетевы” или трения о нее деревянной палки (как у современной скрипки). Хотя музыкальный лук очень прост, он является предком многих современных струнных музыкальных инструментов, например, таких арфы, лиры и скрипки. Струны в древности делали из кишок животных, человеческих и конских волос, лиан, ротангов и т.д.
Цитра, музыкальный лук, а также арфа и лира являются самыми древними струнными музыкальными инструментами. Они пересекли века и континенты и даже сегодня используются во всем мире. Конечно, эти инструменты претерпели изменения, но суть осталась та же.
Итак, мы вкратце прошлись по истории создания трех главных семейств музыкальных инструментов: духовых, струнных и ударных. Все, известные человеку инструменты, принадлежат к одному из этих семейств.
Предпосылки к появлению гитары
В древности Греция была самой “музыкальной” страной. Уже из Греции многие музыкальные инструменты отправились в путешествие в другие страны и на другие континенты. В Греции широкое распространение имели цитра, лира, арфа, китара и лютня. Китара состояла из призматической резонансной коробки, в которую были вмонтированы ручка и струны. Этот инструмент был очень популярен в Греции, и он, вероятно, является прямым предком современной гитары. Это возможно, потому что название гитары происходит от греческого “китара”. Тем не менее, ни один историк не может это подтвердить.
В то время музыкальные инструменты выпускались мастерами в небольшом количестве. Большинство были редкими и дорогими. Поэтому их использование было ограничено. В основном они использовались во время публичных мероприятий, таких как военные кампании, театральные представления или гонки на колесницах.
Постепенно эти инструменты получили распространение и в других европейских странах, таких как Франция, Англия и Германия. Но, несмотря на увлечение музыкой, исторические события резко замедлили развитие музыкальных инструментов в начале новой эры. С приходом христианской эпохи Отцы Церкви твердо отвергали музыку, которую считали вредной для общества, особенно для христианской молодежи. Этот решение было категоричным и единодушно принятым, оно было в силе до самого средневековья. Например, в четвертом веке нашей эры Совет Арля отлучил актеров и театральных деятелей, в том числе органистов и китаристов, от решения политических и церковных вопросов. В пятом веке нашей эры св. Иероним писал одному из своих прихожан: «Стремитесь дать вашей дочери образование, достойное ее звания. Она должна быть глуха к музыкальным инструментам и игнорировать то, что говорят флейты и цитры». Репрессии, навязанные музыкантам Церковью, заставили их выбирать новые профессии. Многие музыканты и трубадуры отказались от своих инструментов. Музыкальная практика была почти нулевой в христианских странах до средневековья.
Только в середине прошлого тысячелетия инструментальная и музыкальная жизнь возобновилась. Церковь прекратила свои репрессии. Струнные инструменты в то время играли важную роль, и в 1552 году была написана первая табулатура. В дополнение к рождению табулатуры, в шестнадцатом веке мастерами было сделано более тысячи струнных инструментов. Музыка изменилась и стала популярной в обществе. В средние века струнные инструменты часто использовались странствующими трубадурами, которые бродили по регионам, чтобы играть в деревнях или были наемными работниками в королевских и княжеских дворах.
Первая гитара
Исторически первые доказательства существования гитары, которыми мы обладаем, относятся к шестнадцатому веку. Первой известной гитарой была гитара или квинтерна, появившаяся как раз в это время. Ее корпус состоял из закругленной спинки, состоящей из прилегающих деревянных досок, которые были связаны с декой перпендикулярными ребрами. Ее тело напоминало лютню или мандолину. Нижняя часть инструмента состояла из деки с вырезанным в ней резонансным отверстием. Розетка была выложена красивыми вставками из перламутра, слоновой кости или черного дерева. Центр отверстия был украшен пергаментной розой, вырезанной и склеенной на нескольких уровнях, создавая поразительный рельефный эффект. Окантовка была сделана из дерева в различных формах. Гитарные мастера часто добавляли деревянные украшения и вставки на деки. Эстетические дополнения позволяли литейщикам демонстрировать свои ноу-хау и поднимать производство до уровня произведений искусства высокого качества.
Гриф представлял собой простой кусок дерева, который был разделен на лады. Чаще всего они размещались интуитивно, это подрывало точность инструмента. Голова грифа являлась также куском дерева, резные края которого образовывали волны. На эти волны были прикручены маленькие кусочки дерева с отверстиями для наматывания струн. Гитара была оснащена четырьмя двойными или тройными струнами. Струны были расположены не так, как на современных гитарах. Они соответствовали четырем нотам: Re — Sol — Si — Mi. В то время в Европе веревка ассоциировалась с сердцем. Поэтому гитара с четырьмя струнами была названа «гитарой четырех сердец».
Гитара того времени была больше похожа на скрипку. Ее маленькое тело ограничивало громкость звука, тем не менее, акустические качества гитары были на высоте. Гитара сильно отличалась от своих братьев: цитры, арфы или лютни. Она была намного меньше, проще, и ее акустика не имела себе равных. Но популярность к новому инструменту не пришла мгновенно. Сначала люди не доверяли гитарам, но по прошествии времени этот инструмент завоевал сердца и имел большой успех, потому что на нем было легко играть, и он обладал исключительными звуковыми качествами.
В дополнение к этому, гитара была принята великими музыкантами того времени. Среди них были Адриан Леруа, известный музыкант и первый автор обучения по игре на гитаре, и Алонсон Муддарра, испанский гитарист.
Пятиструнная гитара
В середине восемнадцатого века у Винсента Эспинеля (гитариста и испанского поэта) возникла идея добавить пятую струну к гитаре, струну La. Новая пятиструнная гитара или «гитара пяти сердец» была названа гитарой в стиле барокко. Это связано с периодом развития именно этого стиля в европейской культуре. Новый вариант гитары сохранил старые основы, но был и ряд нововведений. Изгибы тела были увеличены, само тело и гриф были удлиненны и расширены, что привело к увеличению камертона струн. Ноты стали такими: La — Re — Sol — Si — Mi.
Эти изменения оказали влияние на увеличение громкости звука и улучшение его качества. Улучшения увеличили популярность гитары, и она заняла достойное место среди других музыкальных инструментов того времени. Устаревшая гитара постепенно отдала свои позиции гитаре в стиле барокко. В дополнение, “барочную” гитару стали использовать великие композиторы того времени, которым понравился этот инструмент. Среди них Франсуа Кампион (1688 — 1748), Антуан Карре или Сантьяго-де-Мурсия.
Гитара в стиле барокко положила начало популяризации струнных музыкальных инструментов, которая продолжается и в наши дни.
“Битая” гитара
Несмотря на упадок гитары старого вида, гитара в стиле барокко была не единственным популярным гитарным воплощением. Ей пришлось поделиться славой с другими изобретениями, появившимися после того, как в Европе пошла “мода на гитару”.
Среди них, например, “битая” гитара. Это гитара южной Италии с щипковыми струнами, которая была изобретена в семнадцатом веке. Еео название «chitarra battente» дословно переводится, как “гитара для избиения”, то есть гитара, которая бьет ритм музыки. Эта гитара — двоюродная сестра португальского альта. В то время он использовался только на юге Италии. Сегодня он все еще используется в популярных итальянских и португальских оркестрах.
«Chitarra battente» кардинально отличалась гитары в стиле барокко. Она была длиннее и шире (это касается всех ее компонентов), а ее звуковая коробка была глубже и более изогнутой. Ее резонансное отверстие было необычно смещено относительно оси грифа, розетка была обшита (принцип, который используется повсеместно с тех пор) и заполнена спиральным проводом, который вибрировал от звука струн, создавая особый и приятный дополнительный звук.
Состав и форма головы грифа были такими же, как у гитары в стиле барокко, но ее механика была другой. Струны удерживались на голове не посредством фиксации на колке, а за счет прижатия к корпусу гитары.
У битой гитары было пять металлических струн, так что это также была «гитара с пятью сердцами», все струны были одинакового диаметра. Они могли быть настроены двумя способами: либо в Mi-Si-R-La-Do, либо в Mi-Si-Sol-R-La. Акустическая громкость и акустические качества гитарного боя были намного лучше, чем у гитары в стиле барокко. Это объясняет ее успех в Италии, которая в то время была очень музыкальной страной.
Итак, с шестнадцатого по восемнадцатый век гитара старого типа, гитара в стиле барокко и “битая гитара” были единственными существующими гитарами. Но на протяжении этого периода гитара развивалась как технически, так и практически. Сначала нововведения отвергались музыкантами, напуганными новизной, но позже получали одобрение как любителей, так и профессионалов. Гитары постепенно улучшались мастерами, которые в эпоху Ренессанса как никогда стремились к совершенству.
Гитара захватила новые страны, такие как Австрия, Швейцария, Бельгия или Дания. Она широко использовалась даже на королевских приемах по всей Европе. Известно, что Король-Солнце Людовик XIV, который научился играть на гитаре в стиле барокко после женитьбы на принцессе Марии-Терезе, дочери короля Испании Филиппа Кватре, со знаменитым учителем Бернаром Журданом де ла Саль, выделил прекрасное место специально для гитары в музее Версальского дворца.
Такой бурный рост и развитие гитары привели к значительному увеличению количества инструментов в обращении, количества гитаристов, количества музыкальных произведений и табулатур. Несмотря на то, что мир гитары и так процветал, в конце восемнадцатого века он пережил настоящую революцию, которая сильно изменила будущее существования гитары. Эта революция привела к изобретению шестиструнной гитары.
«Гитара шести сердец»
В 1780 году родилась первая шестиструнная гитара, вероятно, в Испании (точное местоположение и имя создателя неизвестны). Эта гитара была развитием “барочной” гитары. Форма гитары была упрощена, корпус стал длиннее и уже, а изгибы более подчеркнутыми. Резонансное отверстие стало располагаться глубже, гриф удлинился, и теперь он стал внахлест заходить на деку. Модификация грифа и новое число струн привели к установке подставки или бриджа в нижней части деки и расширению этой части. Новые характеристики инструмента создавали сильное напряжение за счет натяжения струн, без этих изменений дека могла попросту не выдержать давления. Голова грифа осталась похожа на голову гитары в стиле барокко. Украшения были сведены к минимуму.
Шестая струна была струной с низкой нотой Е. Изначально на гитаре устанавливали двойные и тройные струны, но они были быстро заменены обычными одинарными струнами, чтобы упростить инструмент. Струны были теперь расположены от самых низких до самых высоких (как сейчас) в следующем порядке: E низкая — La — Re — Sol — Si — E высокая. Все изменения привели к увеличению громкости звука, расширению звуковых возможностей инструмента и улучшению качества звучания.
Эта новая гитара получила три разных названия: шестиструнная гитара, шестизвенная гитара и романтическая гитара. Именно романтические гитары того времени вдохновляют современные мастеров на разработку и выпуск своих шедевров. Это был последний этап эволюции гитары. Хоть после этого она и претерпела много модификаций, но в целом сохранила ту же основу. Шестиструнная гитара стала основным мировым инструментом таким же, как пианино или скрипка.
Музыканты стали очень заинтересованы в ее использовании. Число великих композиторов, использовавших гитару, значительно увеличилось. Среди них знаменитые Моцарт, Бах, Альбениз, Берлиоз, Гайдн, Шуберт или Бетховен. Отмечается, что Берлиоз, Шуберт, Паганини и Вебер, среди прочего, были виртуозными гитаристами.
Также значительно выросло число музыкальных произведений для гитары, количество самих гитар и гитаристов. Игра на гитаре стала глобальным явлением. Эта эволюция продолжается и по сей день, ведь гитара является инструментом, наиболее популярным и используемым в мире.
Антонио Торрес — отец современной гитары
Улучшение качеств инструмента не имело границ, разные исполнители на разных континентах продолжали работать над романтической гитарой, чтобы улучшить ее. Среди этого гитарного безумия выделялся гитарный мастер Антонио Торрес. Антонио Торрес родился в 1817 году недалеко от Альмерии на юге Испании. В детстве Антонио изучал и практиковал игру на гитаре. Он очень любил этот инструмент. По достижении совершеннолетия молодой человек стал обучаться у мастера по изготовлению гитар, очень известного в Испании, Хосе Пернаса в Гранаде. С годами Антонио все больше и больше знакомился с основами гитароизготовления и, в конечном итоге, приобрел набор знаний и навыков, чтобы оставить свое обучение и начать работать профессиональным мастером.
Он покинул Гранаду, чтобы обосноваться в Севилье в начале 1850-х годов. Он начал свой бизнес, открыв небольшой гитарной магазин на улице Серражерия. Очень быстро, благодаря качеству своей работы, среди талантливых гитаристов Антонио стал очень популярным.
Его творческая карьера длилась около двадцати лет, с 1850 по 1869 год, в течение которых он выпустил более 300 гитар. В 1869 году его магазин был закрыт из-за финансовых проблем, которые заставили его заняться другой деятельностью. Антонио Торрес и его производство являются важной вехой в истории гитары, потому что именно он утвердил классическую или романтическую гитару, как один из главных музыкальных инструментов. Действительно, после Торреса мастера еще долгие годы использовали его наработки для изготовления своих собственных гитар.
Торрес усовершенствовал форму классической гитары, которой мы все сейчас восхищаемся. Он значительно улучшил качество звука гитары, увеличив при этом размеры инструмента. Для изготовления гитар он стал использовать более легкие материалы и более тонкие деки, чтобы большие размеры не делали гитары слишком тяжелыми.
Он разработал систему из семи вентиляторных отверстий между розеткой и нижней частью деки. Эта система была принята многими мастерами, которые использовали ее в качестве образца.
Смело можно сказать, что именно после нововведений Антонио Торреса классическая гитара приобрела тот вид, который мы знаем и любим.Но, к сожалению, несмотря на важность и революционность своих находок, Торрес так и не узнал успеха, которого заслуживал. Он умер в Альмерии в 1892 году в возрасте 75 лет.
Заключение
Изучение истории музыки позволяет сделать вывод, что инструментальная эволюция идет за счет тяжелого труда мастеров, сильно мотивированных развитием своих инструментов. На протяжении тысячелетий в зависимости от новых материалов, аксессуаров, модификаций, знаний, навыков и приемов, качество инструментов повышалось, и музыка становилась все более изысканной.
История музыкальных инструментов и музыки чрезвычайно обширна и интересна. История появления и развития гитары — это лишь малая часть. Наша нынешняя музыкальная культура в значительной степени обязана заслугам предыдущих поколений музыкантов. Мы должны уважать ту ценность, которую они смогли донести до нас и продолжать начатое ими дело — дело развития музыки и музыкальных инструментов.
Источник