Можно ли играть на электрогитаре без комбика
Известно, что без усилителя электрогитара не будет звучать, но иногда необходимо реализовать возможность усиления гитары без использования комбоусилителя. Действительно, можно ли играть на электрогитаре без комбика – как подключить её к компьютеру или применить другие способы усиления. В самом деле можно обойтись без комбика, всё довольно просто, но кое-какие вещи вам все-таки понадобятся.
Вот и сбылась мечта – теперь вы обладатель электрогитары, и, возможно, уже научились играть на ней мелодии. Выбор первого инструмента дается нелегко, ведь вы еще не знаете, что конкретно вам нужно, да еще и не хочется потратить много денег.
Стоя посреди торгового зала, вы слышите от продавца, что выбор усилителя нисколько не легче выбора самой электрогитары, ведь в основном именно от него будет зависеть звучание. Существуют ламповые усилители, которые всем нравятся, кроме того, есть не менее мощные, но гораздо более дешевые транзисторные комбоусилители. А в добавок есть портативные усилители со входом для наушников – выбор просто огромный.
Тем не менее, вы решаете обойтись без комбика. Но электрогитаре в любом случае потребуется усиление, иначе она не будет звучать. Вопрос только в том, какие средства для этого использовать.
Живя в 21 веке, нам несомненно повезло – очень быстро развиваются цифровые технологии и микроэлектроника, и в области музыкальных дел, конечно же, мир не стоял на месте. Еще 10-15 лет назад музыканты с осторожностью относились к цифровым инструментам, усилителям и эффектам, но в наше время сделан по истине крупный прорыв в этой технологии.
Подключите гитару к компьютеру
Да, гитару можно подключить к компьютеру. Цифровые усилители с высокой точностью воссоздают аналоговое звучание инструмента, вы даже не услышите разницу. И комбик вам не понадобится, только вряд ли вы сильно сэкономите. Давайте перечислим все необходимое для такого подключения.
Для подключения гитары вам понадобятся:
Компьютер или ноутбук. Обратите внимание на производительность – вам будет достаточно 4 Гб оперативной памяти для комфортной игры.
Гитарный кабель. Здесь всё очень просто – выбирайте кабель по длине. Конечно же лучше подойдет хороший кабель с экранировкой.
Аудиоинтерфейс. Это устройство еще называют внешней звуковой картой. Можно провести аналогию с видеокартой компьютера – аудиоинтерфейс забирает часть работы по обработке сигнала с процессора компьютера на себя. Звуковая карта переводит аналоговый сигнал гитары в цифровой и обратно, делая это с незаметной для человеческого уха задержкой и без потерь качества. Конечно же, на этом устройстве лучше не экономить, и выбрать модель, вроде Steinberg UR12 USB, FOCUSRITE Scarlett Solo или Behringer UMC202HD. Ими пользуются большинство гитаристов. Но на рынке встречаются еще более дешевые аудиоинтерфесы, однако их качество соответственно ниже. Подключается к компьютеру по USB.
Колонки. В идеале нужно купить студийные мониторные колонки, например YAMAHA HS5, но это вариант для студийной записи. А для простой практики сгодятся и обычные компьютерные колонки и даже наушники.
Скачайте DAW. Digital Audio Workstation (цифровая студия) — это программа, в которой происходит запись и воспроизведение музыкальных инструментов. Вы могли слышать все эти названия: Ableton, FL Studio, ProTools, Reaper, и тд.
С помощью таких программ современные музыканты пишут музыку – здесь можно записать все инструменты и вокал по отдельным дорожкам, наложить эффекты и поработать с мастерингом и сведением. В нашем случае, программа пригодится для запуска плагинов цифровых усилителей, о которых мы расскажем ниже.
Профессиональные версии DAW стоят денег, но есть и бесплатные версии, которые идут в комплекте со звуковой картой, либо распространяются бесплатно (к примеру, Audacity).
Плагины усилителя и кабинета. В наше время плагинов, которые эмулируют работу аналогового усилителя, кабинета и гитарного стека, очень много. Большинство из них платные, с безупречным качеством воссоздания всех нюансов звучания, но для практики подойдут и бесплатные плагины. Попробуйте разные и найдите свой звук. Бесплатные плагины можно скачать, к примеру, на сайте vst4free.com
Подключаем электрогитару без комбика
Подсоедините звуковую карту к компьютеру. Для правильной установки, скачайте необходимые драйверы и установите. Подключите гитару к одному из входов звуковой карты.
Запустите ваш DAW. Нужно подключить звуковую карту в настройках звука. Как правило, если драйверы установлены корректно, аудиоинтерфейс сам определится, просто выберите его из списка.
Установите скачанные плагины усилителя и кабинета. Для этого, чаще всего, их файлы нужно поместить в определенную папку внутри места расположения вашей DAW, которая предназначена для сторонних VST плагинов. После успешной интеграции, найдите нужный плагин из списка и запустите.
Отстройте уровень громкости гитары на аудиоинтерфейсе так, чтобы не было перегрузки сигнала. Затем приступайте к настройкам звука внутри плагина усилителя. Тут уже всё на ваш вкус – громкость, уровень эффекта дисторшн, регулировка эквалайзера.
Вот и всё, вы обошлись без комбоусилителя. Такая схема подключения очень полезна, если вы собираетесь, помимо тренировки, еще и записывать свои гитарные риффы. Для достойного звучания через компьютер вам все равно придется потратить некоторую сумму денег, к примеру на аудиоинтерфейс. Но эти вложения с лихвой окупятся разнообразием плагинов, обработок и функцией записи, которые даст DAW.
Гитарные усилители для наушников помогут сэкономить
Но если вы все же хотите сэкономить, то на помощь вам придет гитарный усилитель для наушников.
Это маленькое устройство, размером со спичечный коробок, работает от батареек и вставляется непосредственно в разъем гитары. К компактному усилителю нужно подключить наушники, либо небольшие колонки. Для репетиций и практики такое решение идеально подойдет, и тратить много не придется. В среднем мини усилители стоят около 5 тысяч рублей. Обратите внимание на модели VOX AP2, MARSHALL MS-2R MICRO AMP.
Источник
9 ОСНОВНЫХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ НОВИЧКИ В ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ
Несмотря на то, что это хорошо — иметь высокие стандарты и стремиться к лучшему, многие новички очень быстро разочаровываются, обнаружив, что они не способны быстро достигнуть уровня игры Джимми Хендрикса или Эрика Клэптона. Играете ли вы самостоятельно или ходите к преподавателю, очень важно избегать основных заблуждений в своем обращении с инструментом. И особенно, если вы начали играть на электрогитаре после акустики. Вот несколько ошибок, которыми грешат многие начинающие гитаристы:
1. ТРЕНИРОВКА СКОРОСТИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
Конечно, всем хочется играть так же быстро, как Эдди Ван Хален. Зачастую это и является причиной, почему мы вообще беремся за гитару — мы хотим звучать, как великие музыканты. Но важно помнить, что они своему мастерству обучились не за неделю.
Следите за правильной постановкой пальцев для каждой ноты и медленно передвигайтесь по грифу. Пока вы учите мелодические пассажи, старайтесь очень постепенно увеличивать скорость игры — только по мере того, как они будут начинать звучать без ошибок.
2. СЛИШКОМ СИЛЬНЫЕ УДАРЫ ПО СТРУНАМ
Электрогитара, безусловно, в первую очередь ассоциируется с громким и мощным рок-н-роллом. Но громкости можно достигнуть массой других способов, нежели очень сильно ударяя по струнам. Вдобавок слишком яростные удары могут привести к порезам — конечно, кровь на концертах иногда выглядит романтично, но пока вы обучаетесь, это лишнее.
Очень важно научиться ударять по струнам сбалансированно. Слишком сильные удары создают несбалансированные басы (потому что они отзываются первыми и заглушают все последующие тоны).
Использование конкретных педалей и усилителей создают нужную громкость, и поэтому вам не нужно что есть мочи лупить по струнам. Вам понадобится время, чтобы найти правильную силу ударов, чтобы громкость была идеальной для вашего стиля, а басы не заглушали всю остальную палитру звуков в аккордах.
3. ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ НАСТРАИВАТЬ ГИТАРУ
Может показаться утомительной и бессмысленной привычка настраивать гитару, если вы играете в комнате в одиночестве, и рядом нет никаких других инструментов. На самом же деле, это одна из важнейших вещей, которые необходимо принять в самом начале своего обучения. Постоянная игра на чуть расстроенной гитаре препятствует тому, чтобы слух привык к правильному звучанию нот. Гитаристы должны тренироваться, чтобы понимать, когда их струны резонируют в правильной частоте, а когда немного отклоняются “от курса”.
Также крайне важно привыкать к настройке, потому что впереди вас ждут живые выступления, и на них как раз очень легко забывать делать это простое движение — из-за суеты и нервов. Многие новички сцены, впервые выходящие играть перед публикой, начинают играть сразу, не удостоверившись, что гитара звучит так, как нужно.
4. НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОЗА
Когда вы смотрели видео со своими любимыми блюзовыми и рок-гитаристами, то наверняка замечали, что они иногда сгорбившись сидят со своими гитарами и стоят, ссутулясь и перегнувшись через инструмент.
Правильная позиция важна по двум главным причинам. Во-первых, она действительно улучшит вашу технику в долгосрочной перспективе. Гитаристы прошлых лет бесконечно экспериментировали с постановками, чтобы выяснить какие из них помогают извлекать из инструмента нужные звуки. Во-вторых, правильная поза поможет избежать физических повреждений в будущем.
Классические гитаристы всегда учатся правильно стоять и держать гитару, вместе с тем, как тренируют свою технику. А музыканты, играющие на электрогитаре, зачастую слишком сильно горбятся, тем самым портя звучание и свои спины. Другие же подвергают огромному риску свои запястья, держа их под неестественным для человеческого тела углом. Если вы собираетесь долго играть на гитаре, то еще в самом начале забега разучите правильные позиции — даже если в первое время они будут казаться вам не слишком комфортными.
5. НЕУМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ С УСИЛИТЕЛЯМИ
Раз уж электрогитара ассоциируется с рок-музыкой, а рок-музыка — с тяжестью и мощью, то наверняка где-нибудь после песни во время записи или концерта вам захочется выкрутить все ручки на полную, чтобы всем стало еще веселее. Однако саунд-инженеры и звукорежиссеры на концертах это ненавидят.
Независимо от того, играете вы концерт или записываетесь, саундчек и настройка — это то самое время, когда вам можно играться с усилителями и, главное, устанавливать максимальную для вас громкость. Таким образом, ваш звукорежиссер будет знать, что делать, когда вы нажмете на педаль овердрайва. В первую очередь, постарайтесь забыть о мысли о том, что вы звучите недостаточно громко — это не ваша задача.
Если вы хотите больше контролировать свой звук, лучше хорошенько изучите типы педалей и способы сборки педалбордов — это вам поможет гораздо больше.
6. СЛИШКОМ ЧАСТОЕ ИСПОЛНЕНИЕ НА РЕПЕТИЦИЯХ ТОГО, ЧТО У ВАС И ТАК ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ
Конечно, очень приятно слушать себя, когда что-то идеально выходит — хочется играть эти композиции еще и еще. В конце концов, это повышает нашу уверенность в себе. В то время, как вам хочется играть то, что вы знаете, помните, что гораздо важнее играть то, чего вы не знаете.
Расширение вашего репертуара и улучшение техники очень зависит от того, что именно вы играете. Запомните, что рост музыканта происходит во время дискомфортных моментов и разучивания незнакомого материала.
7. ОТСУТСТВИЕ КОНЦЕРТНЫХ РЕПЕТИЦИЙ
Практика в репетиционной комнате — безусловно, важнейшая часть музыкальной жизни. Здесь вы отрабатываете навыки, превращаете маленькие идеи и полноценные песни и, играя одни и те же куски по тысяче раз, не раздражаете окружающих людей. Также частые и интенсивные репетиции помогают запоминать песни на уровне мышечной памяти и не смотреть на инструмент во время игры. Но когда у вас на руках песни, совершенно готовые для выступлений (это значит, вы играете без ошибок и больше не должны останавливаться на одном и том же месте, чтобы отполировать какой-то кусок), самое время начинать играть их перед людьми.
Тренировка исполнения перед людьми, пусть это будет маленький бар, чья-то домашняя вечеринка или даже тур по стране помогают вам перестать стесняться делиться своей музыкой с другими, развивают ваши концертные “инстинкты” и более быструю реакцию на поведение инструмента. Музыканты, страдающие от самого серьезного страха сцены — зачастую те самые, которые больше запираются на репетиционных базах и редко дают концерты.
8. УСКОРЕНИЕ ОДНИХ ЧАСТЕЙ ПЕСНИ И ЗАМЕДЛЕНИЕ ДРУГИХ
Если у вас наконец есть песни, готовые к выступлениям, убедитесь, что каждую из них вы играете в одном темпе. Наверняка вы способны отточить постоянство темпа в одних, более легких частях песен, и иметь проблемы со сложными. Это совершенно естественно для начинающих музыкантов — начинать играть песню и немного сбавлять темп во время сложных частей.
Изначальное сбавление скорости во всех частях песни и исполнение сложных пассажей в одном темпе вместе с легкими — идеальный способ научиться играть песни правильно от начала и до конца. Старайтесь как можно больше тренироваться играть с метрономом.
Например, людям в аудитории всегда приятнее слышать песни, сыгранные медленнее, чем те, скорость в которых скачет. Музыка — это всегда больше про общее впечатление, нежели про скорость.
9. ПОЛНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИЕЙ
Отлынивание от изучения основ музыкальной теории или нот — это самая распространенная ошибка, которую делают начинающие музыканты. В то время, как очень и очень многие музыканты всю жизнь обходятся без музыкальной грамоты, подумайте — ведь это так интересно. Теория позволяет вам преуспеть на сцене в то время, как ваша память подводит, импровизировать, а также создавать новые интересные версии уже существующих композиций. Важно понимать, как аккорды формируются и вписываются в прогрессии, как интервалы соотносятся друг с другом, как использовать инверсии.
Вдобавок, изучение гамм, используемых в разных музыкальных стилях, помогает вам стать более универсальным музыкантом, способным управляться в любых жанрах.
Источник
Выбираем бас-гитару
Что из себя представляет бас-гитара, как появился и развивался этот инструмент, его главные характеристики, способы игры и настройки, советы по выбору баса – обо всем этом читайте в нашей статье.
Что же такое бас-гитара?
Бас-гитара (басистами называемая попросту басом) является струнно-щипковым музыкальным инструментом, основное предназначение которого – заполнение басового звукового диапазона.
Бас дает эффект объемности в звучании музыкального произведения, образует мелодический фундамент для выстраивания партий остальных инструментов. В роке на плечи басиста ложится создание «грува» – ритмическо-мелодического рисунка, увязывающего воедино партии ударника и остальных участников группы. Именно бас формирует тот самый «качающий» эффект, от которого и произошло названия стиля rock, из-за чего является для этого направления одним из ключевых музыкальных инструментов. Чаще применяется для аккомпанемента, однако порой неплохо себя проявляет и как средство исполнения шикарных солирующих партий.
От обычных электрогитар бас отличается некоторыми особенностями конструкции, обусловленными игрой в более низком диапазоне:
- несколько большие габариты;
- увеличенная мензура – чаще всего 864 мм (34 дюйма) в отличие от гитарной 650 мм;
- струны большей толщины;
- как правило, меньшее количество струн (классические басы – четырехструнные).
История создания и развития
В первой половине XX века самым распространенным басовым инструментом являлся контрабас. Однако этот инструмент обладает некоторыми существенными минусами – в частности, относительно тихим звучанием, крупными габаритами и большой массой, из-за чего он крайне неудобен в транспортировке. В связи с этим уже с тридцатых годов XX столетия начались попытки создания басового инструмента, лишенного недостатков контрабаса, но поначалу ни одна из них не имела сколько-нибудь серьезного успеха.
Всё перевернулось, когда в 1951 году американец Лео Фендер, изобретатель и владелец мастерской по ремонту электроники, разработал и запустил в производство электрическую бас-гитару Fender Precision Bass. Без преувеличения, эта модель совершила революцию в мире басовых инструментов, моментально обретя признание у музыкантов и в считанные месяцы завоевав рынок. Базовые принципы построения первого «Фендера» стали, по сути, стандартом и воплощаются и в бас-гитарах, выпускаемых в наши дни. Немного позднее, в 1960 году, фирма Fender выпустила новую модификацию баса – Fender Jazz Bass, быстро завоевавшую не меньшую популярность. Споры о том, какой инструмент от Лео Фендера лучше – Jazz Bass или Precision (знаменитое в интернете противостояние «»Жаба» против «Пресса»») не утихают среди бас-гитаристов до сих пор.
За несколько лет почти полностью вытеснив контрабас из обихода поп-исполнителей, еще большее распространение электрический бас получил с появлением в шестидесятые годы рок-музыки. Начали выпускаться новые версии басов – электроакустический и чисто акустический бас (в отличие от классической гитары, от акустики пришедшей к электрическому варианту, бас изначально возник как электроинструмент, и уже из него появился акустический), безладовый бас, модели с увеличенным количеством струн, без головки грифа, с активной электроникой. Получает развитие и техника игры на бас-гитаре, постепенно обогащаясь новыми приемами, как заимствованными у гитары (пул, хаммер, бенд, тэппинг, флажолеты), так и уникальными басовыми (слэп).
Виды бас-гитар
Басы, как уже говорилось выше, могут иметь разные модификации, отличающиеся как по количеству струн, так и по другим особенностям конструкции или предназначению.
Четырехструнный бас – классическая и получившая наибольшее распространение версия инструмента. Успешно применяется в любых музыкальных направлениях. Учиться играть на басу лучше всего именно на таком инструменте, так как он имеет максимальное расстояние между струнами, что облегчает наработку базовых техник. Классический строй четырехструнной бас-гитары – E-A-D-G, где самая нижняя нота – «ми» контроктавы (аналогичен строю контрабаса).
Пятиструнный бас отличается от классического наличием добавочной более низкой струны, которая в стандартном строе настраивается в ноту «си». Таким образом, пятиструнка имеет звуковой диапазон, расширенный на 2,5 тона вниз по сравнению с классическим басом, из-за чего часто применяется басистами команд, играющих в тяжелых стилях. Этот плюс, однако, уравновешивается добавочными неудобствами. Гриф у пятиструнного баса несколько шире и не так удобно лежит в руке, а расстояние между струнами, напротив, существенно меньше, что увеличивает риск зацепов «лишних» струн в процессе игры.
На шестиструнный бас помимо добавочной пониженной ставится еще одна добавочная струна – повышенная, настраиваемая в ноту «до» (а вовсе не в «си», как вторая гитарная струна – в этом моменте происходит отклонение от аналогичности строя баса и гитары, соблюдающейся через октаву в четырехструнном варианте). Диапазон инструмента расширяется не только вниз, но и вверх, что позволяет исполнять более высокие партии вплоть до соло в обычном гитарном регистре. Однако и здесь за добавочные возможности приходится платить – гриф еще шире, расстояние между струнами еще меньше, и играть на таком инструменте достаточно неудобно. Конечно же, и его можно освоить и очень эффективно применять, но для этого потребуется определенная практика.
На семиструнный бас добавляется еще одна высокая струна, настраиваемая в «фа». Инструмент встречается довольно редко.
Восьми- и десятиструнные басы являются версиями четырех- и пятиструнных, но имеют парные струны, настраиваемые через октаву – подобно двенадцатиструнной гитаре. Это дает особенный акустический эффект. Есть и двенадцатиструнный бас, но он представляет собой не шестиструнный инструмент с парными струнами, а четырехструнный со строенными. При этом одна струна из тройки настраивается как обычная басовая, а две другие – в октаву с ней и в унисон между собой. Существуют и другие варианты многострунных инструментов с уникальным строем для каждой струны, но чаще всего они предполагают игру исключительно двуручным тэппингом, и относятся скорее к стикам (о которых ниже), чем к бас-гитарам.
Безладовые басы имеют особенное звучание – менее агрессивное, более спокойное, теплое и мягкое. Струна прижимается непосредственно к поверхности накладки и при колебаниях касается грифа, благодаря чему звук «безлада» сходен со звуком контрабаса. Кроме того, отсутствие ладов делает более плавным изменение высоты звука при использовании приема глиссандо, более красивым – вибрато, а также позволяет применять микротоновые интервалы. Благодаря всем этим особенностям безладовые басы очень ценятся джазовыми басистами, а вот в тяжелых стилях применяются не так часто.
Полуакустические басы имеют корпус, пустой внутри (классический бас имеет цельный корпус), при этом применяются такие же «звучки», что и на стандартном инструменте. Полуакустику чаще используют в фолке, джазе, кантри и прочих нетяжелых жанрах.
Электроакустический бас представляет собой бас акустический, но с пьезодатчиком для усиления сигнала (обычно устанавливается под бриджем). Также преимущественно используется в «легких» направлениях.
Пикколо-бас – довольно парадоксальный инструмент: бас-гитара, но со строем на октаву выше обычного, то есть, по сути, с гитарным (за счет уменьшения мезуры либо толщины струн). Тем не менее, как гитара он не звучит – пикколо сохраняет характерный для баса плотный мясистый звук даже при исполнении довольно высоких нот. Чаще применяется для соло, чем для аккомпанемента.
Стик – скорее это даже не бас, а отдельный полифонический инструмент, охватывающий как басовый, так и гитарный диапазон, и предназначенный исключительно для игры двуручным тэппингом. На стик ставится два комплекта струн: басовый – для аккомпанирующих партий (обычно высота струн возрастает от середины грифа к верхней части, в середине стоит самая низкая) и гитарный для исполнения соло-мелодий. Как правило, левой рукой на стике играют басовую линию, а правой – мелодическую, хотя возможно и перекрестное исполнение. Одновременно на стике можно извлечь до десяти нот – по количеству пальцев.
Элементы конструкции бас-гитар – на что обращать внимание?
Звукосниматели
Как и для электрогитары, важнейшим электрическим устройством в бас-гитаре является звукосниматель. Именно он преобразует механические колебания в электроток, который после обработки дает на выходе аппаратуры звук соответствующей частоты и тембра.
Существует 3 основных вида магнитных звукоснимателей:
- Precision (P-style), онжесплит (split). Состоит из двух последовательно соединенных катушек, каждая из которых «отвечает» за две струны – одна за первую и вторую, другая за третью и четвертую. Отлично подавляет шумы, дает богатый тембр и глубокий звук. Звукосниматель такой конструкции был установлен на Fender Precision Bass 1957 года. Используется басистами всех музыкальных направлений.
- Jazz (J-style), широко известный как сингл (single). Состоит из одной катушки. Впервые появился на Fender Jazz Bass. Дает натуральный, чистый, хорошо читаемый в миксе звук, прекрасно подходит для соло-партий. Будучи установленным в одиночку, сильно фонит и дает наводки, поэтому обязательно ставится в паре со «звучком» любого вида. Плохо подходит для перегруженного звука, который через сингл получается размытым и замыленным. Применяется во всех жанрах, где нужен чистый звук баса.
- Хамбакер (humbucker). Две параллельно соединенные катушки хамбакера в противофазе успешно нейтрализуют помехи друг друга. Звучание обладает глубиной и объемом, при этом происходит срезание верхних частот. В миксе прослушивается не так четко. Хорошо передает рычащий перегруженный звук. Весьма любим басистами «тяжелых» направлений в музыке.
Кроме электромагнитных, на бас-гитарах могут стоять также и пьезодатчики, воспринимающие колебания струны непосредственно с бриджа. Чаще всего их ставят на безладовые или акустические басы. Однако без усиления сигнал с пьезодатчиков звучит довольно вяло.
Электроника
Предусилитель бас-гитары (преамп) может работать по активной или пассивной схеме.
Пассивные басы функционируют без источника электропитания, имеют 2-3 регулятора (как правило – громкость, тон и переключение звукоснимателей). На самом инструменте меньше возможностей для регуляции звука, зато нет риска, что в ходе важного концерта сядет батарейка.
Басы активные работают только с источником питания – как правило, это батарейка типа «Крона». Выходной сигнал более мощный, а на самом инструменте имеется трехполосный эквалайзер для настройки тембра.
Гриф и способы его крепления
Гриф является одной из самых важных и главных частей баса. В настоящее время существует три основных способа крепления грифа к корпусу: привинченный, вклеенный и сквозной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Привинченный гриф (bolt-on) встречается наиболее часто. В этом варианте гриф крепится к корпусу посредством четырех (иногда шести) шурупов. Такие инструменты имеют четкий звук, а в случае какой-либо поломки грифа его легко можно заменить на другой. Естественно, при замене может потребоваться регулировка прогиба грифа – она осуществляется путем закручивания или ослабления находящегося внутри него анкерного стержня.
Вклеенный гриф (set-neck) не привинчивается к корпусу баса, а вставляется в специальное гнездо и сажается на клей. Конструкция получается надежная и прочная, такие басы имеют отличный сустейн. Минусом является невозможность замены грифа в случае появления дефектов.
Сквозной гриф (neck-through) является составной частью корпуса баса, составляя с ним единое целое. Такая конструкция дает грифу дополнительную прочность, прекрасный сустейн, особенный «вкусный» звук. Минус тот же: в случае поломки гриф невозможно заменить.
Мензура
Мензурой любой гитары называется рабочая длина ее струны – иными словами, промежутка от верхнего порожка до бриджа. В стандартном варианте бас имеет мензуру 34 дюйма. Имеются также разновидности с уменьшенной мензурой (30, 32 дюйма) и увеличенной (36 дюймов). Этот параметр в значительной степени влияет на звук инструмента.
Фурнитура бас-гитары
К фурнитуре баса обычно относят колки, бридж и ручки управления. Все эти детали можно достаточно легко заменить.
От бриджа (подставки) существенно зависит не только сустейн, но и звук баса в целом. Струны могут как перекидываться через подставку, так и проходить сквозь нее. Бридж позволяет произвести точную настройку мензуры каждой из струн.
Колки служат для настройки и контроля натяжения струн. Недорогие и некачественные колки могут «сползти» при выступлении, опустив строй инструмента.
Лады
Число ладов баса для разных моделей может быть разным, от 19 до 24 ладов. Как правило, для успешной полноценной игры на басу вполне достаточно даже меньшего их количества.
Древесина
Басы, изготовленные из дерева с более высокой плотностью, звучат, как правило, ярче, отчетливее и чище, в то время как менее плотная древесина дает более сочный и насыщенный обертонами звук. Светлые древесные породы обычно звучат ярче темных. Наиболее распространенными породами дерева для изготовления грифов и корпусов бас-гитар являются клен, махагони (красное дерево), липа, ольха, тополь, ясень, для накладок грифа очень часто применяется палисандр.
Как играть на бас-гитаре?
Для того, чтобы услышать звук баса, необходим усилитель, а в идеале – специализированный басовый комбо.
Как правило, на басу играют одним из трех основных способов – пальцами, медиатором или слэпом. Они различаются по атаке и тембровой окраске, и по-разному распространены в разных музыкальных жанрах.
Самым универсальным приемом басового звукоизвлечения является щипок пальцами. Этот метод распространен практически во всех музыкальных стилях. Отличается густым плотным звуком мягкого тембра с преобладанием низов, хорошим сустейном и чаще довольно мягкой атакой – которую, впрочем, басист может сам усиливать по необходимости.
Игру медиатором чаще применяют рок-музыканты. Удар по струне медиатором дает звук с резкой атакой и сильнее проявляемыми средними и высокими частотами.
Слэп – специализированный, чисто басовый метод звукоизвлечения. Он построен на сочетании ударов большим пальцем по дающим низкие ноты струнам инструмента и резких подцепов остальными пальцами высоких струн, с очень сильной атакой. При слэпе струны бьются о лады, делая звук резким, громким и звенящим. Широко применяется, к примеру, в музыкальном направлении фанк.
Как настраивать бас-гитару?
Четырехструнный бас имеет классический строй E-A-D-G, где открытая четвертая струна дает «ми» контроктавы. Таким образом, басовый строй аналогичен гитарному (струны с третьей по шестую), но на октаву ниже. В альтернативной музыке применяют и пониженные строи: на полтона (D#-G#-C#-F#), на тон (D-G-C-F), drop-D (D-A-D-G), drop-C (C-G-C-F) и другие вариации.
Пятиструнный бас дополнительно к четырем классическим обладает добавочной низкой пятой струной «си», имея строй (B-E-A-D-G), а шестиструнный – еще и добавочную высокую «до» (B-E-A-D-G-C). Эти модификации баса тоже часто используют в пониженных строях.
Самым простым способом настройки является настройка баса с помощью тюнера, который покажет, когда струна будет настроена в правильную ноту, а если этого еще не произошло – направление отклонения от правильной ноты. Если же тюнера по какой-то причине нет, можно на слух настроить одну из струн баса по эталонной ноте на другом инструменте, а затем состроить все струны по квартам – каждая более низкая струна должна на пятом ладу давать унисонную ноту с открытой следующей по высоте. Можно также состроить свои струны с помощью флажолетов: флажолет на пятом ладу более низкой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу более высокой.
Подведем итоги – как же выбрать бас?
Даже если не брать в расчет дорогие фирменные и эксклюзивные мастеровые инструменты, стоимость басов может довольно сильно различаться и в пределах бюджетного сегмента. Инструменты подороже, как правило, изготовлены из качественной древесины или имеют более дорогие звукосниматели или фурнитуру. Но в любом ценовом диапазоне можно подобрать инструмент конкретно для себя.
- Начинающему басисту лучше для обучения взять бас с четырьмя струнами. Вариант звукоснимателя, число ладов и фурнитура в этом случае принципиального значения не имеют.
- Для любителей рока хорошим вариантом станут четырех- и пятиструнные басы с хамбакерами или сплитами, изготовленные из липы или махагони. Не повредит и наличие активной электроники.
- Басистам направлений джаз, рок-н-ролл и свинг можно приобрести как классическую, так и многострунную модель – желательно с большим числом ладов, поскольку в этих стилях бас нередко играет соло, либо вовсе безладовый бас. Звукосниматели – сингл или хамбакер. Электроника скорее пассивная – джазмены предпочитают традиционный звук.
Если вам предстоит играть тихую и спокойную музыку в жанрах фолк или кантри – стоит задуматься о приобретении полуакустического или электроакустического баса.
Источник