Как звучит электронная гитара

Электрогитара (электрическая гитара)

Электрогитара – разновидность щипкового инструмента, оснащенная электромагнитными звукоснимателями, что превращают струнные колебания в электроток. Электрическая гитара – один из самых молодых музыкальных инструментов, она создана в середине 20 века. Внешне похожа на обычную акустическую, но имеет более сложную конструкцию, оснащена дополнительными элементами.

Как устроена электрогитара

Корпус электрического инструмента изготавливают из древесины клена, красного дерева, ясеня. Накладку на гриф делают из черного дерева, палисандра. Количество струн – 6, 7 или 8. Весит изделие 2-3 кг.

Строение грифа почти аналогично акустической гитаре. На накладке находятся лады, на головке – колки. Гриф крепится к корпусу клеем либо болтами, внутри оснащен анкером – защитой от сгибания из-за натяжения.

Делают два типа корпуса: полый и сплошной, оба плоские. Полые электрогитары звучат бархатисто, мягко, применяются в блюзовых и джазовых композициях. У гитары из цельной древесины звучание более пронзительное, агрессивное, подходящее для рок-музыки.

Электрическая гитара должна состоять из элементов, отличающих ее от акустической родственницы. Это следующие части электрогитары:

  • Бридж – закрепитель струн на деке. С тремоло – подвижный, позволяющий менять струнное натяжение и высоту звука на пару тонов, воспроизводить вибрато с открытыми струнами. Без тремоло – неподвижный, с простой конструкцией.
  • Звукосниматели – датчики превращения струнных колебаний в электросигнал двух видов: сингл, дающий чистый, оптимальный для блюза и кантри звук, и хамбакер, выдающий сильное, насыщенное звучание, оптимальное для рока.

Еще на корпусе находятся подключенные к звукоснимателям регуляторы тембра и громкости.

Читайте также:  Тоника аккорд доминант аккорд субдоминант аккорд

Для игры на электрогитаре требуется приобрести оборудование:

  • комбоусилитель – главный составляющий элемент для извлечения гитарного звука, бывает ламповый (лучший по звучанию) и транзисторный;
  • педали создания разнообразных звуковых эффектов;
  • процессор – техническое устройство для одновременного воплощения нескольких звуковых эффектов.

Принцип работы

Строй 6-струнной электрической гитары такой же, как акустической: ми, си, соль, ре, ля, ми.

Струны можно «отпустить» для утяжеления звучания. Чаще всего «отпускают» 6-ю, наиболее толстую струну с «ми» до «ре» и ниже. Получается излюбленный метал-группами строй, название которого «дроп». В 7-струнных электрогитарах нижнюю струну обычно «отпускают» в «си».

Звучание электрической гитары обеспечивается звукоснимателями: комплексом из магнитов и окружающей их проволочной катушки. На корпусе они могут выглядеть как металлические пластины.

Принцип работы звукоснимателя – превращение струнных колебаний в импульс переменного тока. Пошагово это происходит так:

  • Колебания струны распространяются в поле, формируемом магнитами.
  • В подключенной, но находящейся в состоянии покоя гитаре взаимодействие со звукоснимателем не делает магнитное поле активным.
  • Прикосновение музыканта к струне приводит к появлению в катушке электротока.
  • По проводам ток проходит в звукоусилитель.

История появления

В 1920-е исполнители блюза и джаза использовали акустическую гитару, но по мере развития жанров ее звуковой мощности стало не хватать. В 1923-ем инженер Ллойд Гор смог придумать звукосниматель электростатического типа. В 1931 году Жорж Бошам создал звукосниматель электромагнитного типа. Так началась история электрогитары.

Первую электрогитару в мире прозвали «сковородой» за металлический корпус. В конце 30-х энтузиасты попытались присоединить звукосниматели в полую испанскую гитару с классической формы, но эксперимент привел к искажению звучания, появлению шумов. Инженеры устранили дефекты посредством двойной обмотки обратной направленности, гасящей шумовые импульсы.

В 1950-ом предприниматель Лео Фендер приступил к выпуску гитар «Esquire», позже на рынке появились модели «Broadcaster» и «Telecaster». Модель «Stratocaster» – самая популярная форма электрогитары – появилась на рынке в 1954 году. В 1952 году фирма «Gibson» выпустила «Les Paul» – электрогитару, ставшую одной из эталонов. Первую 8-струнную электрогитару бренда «Ibanez» сделали на заказ для шведских метал-рокеров «Meshuggah».

Виды электрогитар

Основное различие между электрогитарами – в размере. Небольшие гитары выпускает преимущественно фирма Фендера. Самый популярный компактный инструмент бренда – стратокастер «Hard Tail».

Востребованные бренды электрогитар и особенности изделий:

  • Stratocaster – американская модель с 3-мя звукоснимателями и 5-позиционным переключателем, расширяющим звуковые комбинации.
  • Superstrat – изначально разновидность стратокастера с усложненной фурнитурой. Теперь суперстрат – большая категория гитар, отличающихся от предшественника необычным контуром корпуса, сделанного из иного вида древесины, также головкой грифа, держателем струн.
  • Леспол – универсальная модель изящной формы с корпусом из красной древесины.
  • Телекастер – электрогитара, выполненная в строгом стиле из ясеня либо ольхи.
  • SG – оригинальный инструмент «рогатой» формы, выполненный из цельного куска древесины.
  • Explorer – звездообразная гитара со звуковым переключателем на самом краю деки.
  • Randy Rhoads – электрогитара с короткой мензурой. Оптимальна для быстрого перебора.
  • Flying V – гитара стреловидной формы, которой любят пользоваться метал-рокеры. На ее основе сделана King V – модель для гитариста Роббина Кросби по кличке «король».
  • BC Rich – красивые рокерские гитары. Популярные модели – Mockingbird, появившаяся в 1975 году, также электрическая и бас-гитара Warlock с «сатанинским» контуром корпуса для хэви-метала.
  • Firebird – первая модель Gibson с корпусом из цельного дерева, выпускаемая с 1963-го.
  • Jazzmaster – электрогитара, выпускаемая с 1958 года. «Талия» корпуса смещена для удобства сидячей игры, поскольку у джазменов, в отличие от рокеров, не принята игра стоя.

Приемы игры на электрогитаре

Выбор способов игры на электрической гитаре велик, их можно соединять и чередовать. Самые распространенные приемы:

  • hammer-on – удары пальцами, перпендикулярными плоскости грифа, по струнам;
  • pull-off – противоположность предыдущему приему – срывы пальцев со звучащих струн;
  • bend – прижатая струна двигается перпендикулярно грифу, звучание плавно становится выше;
  • slide – перемещение пальцев продольно струнам вверх-вниз;
  • вибрато – дрожание пальца на струне;
  • трель – быстрое поочередное воспроизведение двух нот;
  • рейк – прохождение вниз по струнам с проявлением последней ноты, одновременно струнный ряд приглушается левым указательным пальцем;
  • флажолет – слабое касание пальцем струны над 3,5,7, 12 порожками, далее взятие медиатором;
  • тэппинг – воспроизведение первой ноты правым пальцем, дальнейшая игра левыми пальцами.

Использование

Наиболее часто электрогитарой пользуются рокеры всех направлений, включая панк и альтернативный рок. Агрессивное и «рваное» звучание применяют в хард-роке, мягкое и многозвучное – в фолке.

Электрическую гитару выбирают джазовые и блюзовые музыканты, реже исполнители поп-музыки, диско.

Как выбрать

Оптимальный вариант для новичка – 6-струнный 22-ладный инструмент с закрепленной мензурой и грифом на болтах.

Чтобы правильно выбрать гитару, перед покупкой:

  • Осмотрите изделие. Убедитесь в отсутствии внешних дефектов, царапин, сколов.
  • Послушайте, как звучат струны без усилителя на всех ладах. Не берите инструмент, если звучание слишком глухое, слышны дребезжания.
  • Проверьте, ровный ли гриф, хорошо ли прикреплен к корпусу, удобно ли лежит в руке.
  • Попробуйте сыграть, подключив инструмент к звукоусилителю. Убедитесь в качестве звука.
  • Проверьте, как работает каждый звукосниматель. Поменяйте громкость и тембр. Звуковые изменения должны быть ровными, без посторонних шумов.
  • Если есть знакомый музыкант, попросите его сыграть узнаваемую мелодию. Она должна звучать чисто.

Электрогитара стоит недешево, поэтому отнеситесь к покупке серьезно. Хороший инструмент прослужит долго, позволит без проблем совершенствовать музыкальные навыки.

Источник

Формирование гитарного звука

Многие люди, после ознакомления с моими аудио- или видеозаписями, задают вопрос: «как получить/настроить такой звук на электрогитаре?». Практика показывает, что большинство людей рассчитывает получить ответ в виде некоего алгоритма, например: купить электрогитару «A», поставить на нее струны «B», купить комбик/процессор «C» (а может, еще и кучу педалей в придачу), после чего поставить ручки на них определенным образом, и получится точь-в-точь такой же звук. Посмотреть используемые мною электрогитары, оборудование и аксессуары можно здесь — секретом это не является. Однако дело тут совсем не в этом.

Как ни странно, мой более емкий и бюджетный ответ на данный вопрос иногда вызывает некое удивление и скептицизм. А ответ действительно прост: «чтобы получить такой звук, надо его правильно извлекать!». Вот и вся премудрость, в которой нет ни грамма сарказма. Дело в том, что только от звукоизвлечения гитариста зависит 95% звука (если не больше). Все остальное не столь важно, поскольку 100-95=5% — именно такой вклад вносят гитары, датчики, усилители и т.д. и т.п. Возможно, в данный факт тяжело поверить, поскольку в таком случае придется расписаться в собственной некомпетентности относительно звукоизвлечения. Но, как известно, если человек признает свою ошибку, то это уже огромный шаг вперед.

Специально для сомневающихся, в качестве доказательств своей позиции могу предложить посмотреть видео Andy Timmons, отснятое буквально на мыльницу, а может и вообще на мобильный телефон.

На этом ролике Andy у себя на кухне играет на электрогитаре в миниатюрный транзисторный комбик Vox за 100-200$. Но как же круто он при этом звучит. Поистине фирменный звук, идеальная читаемость, певучесть. Если аудиодорожку из этой записи включить человеку, который хоть немного знаком с творчеством данного гитариста, то смею заверить — он узнает маэстро с первых же нот. Аналогичные примеры можно привести с Nuno Bettencourt, John Petrucci, Paul Gilbert и другими монстрами электрогитары.

Но в таком случае возникает еще один логичный вопрос: «зачем же тогда тратить довольно большие деньги на покупку дорогих гитар и оборудования, если от них зависит всего лишь 5% звука?». Чтобы дать на него ответ, необходимо понять, какой путь проходит звук, прежде чем добраться до уха слушателя.

Факторы, влияющие на звук электрогитары

Как уже говорилось ранее, все начинается с рук гитариста. Именно от него зависит, под каким углом, с каким импульсом и по какой траектории медиатор атакует струну, зажатую левой рукой, должным образом синхронизированной с правой. А это в свою очередь оказывает влияние на динамичность, ритмичность, синхронизацию и чистоту звукоизвлечения. Если данные параметры выполняются правильно, то можно сказать, что гитарист «выжимает» максимум из своего инструмента.

Теперь рассмотрим факторы, не зависящие от звукоизвлечения. Думаю, все согласны, что струны оказывают определенное влияние на звук. Важны такие параметры, как толщина, материал и степень износа. Ровно те же самые параметры можно применить и к медиатору, которым атакованы данные струны.

Итак, атака совершилась, струна колеблется. Полученные вибрации передаются дереву, а именно грифу и накладке грифа от левой руки, прижимающей струну к ладу, а также деке (а при наличии и топу) от бриджа, к которому закреплены струны. Существенное влияние на звук электрогитары оказывают породы дерева (махагони, ольха, клен, ясень, палисандр, эбони и пр.), из которых изготовлен инструмент, качество обработки древесины, а также способ соединения грифа с корпусом (болченый, вклеенный, сквозной). Если сборка сделана добросовестно и все материалы идеально подогнаны по размеру, то гриф и корпус будут хорошо резонировать друг с другом, что положительно скажется на дальнейших колебаниях струны. Таким образом, можно сделать вывод, что степень резонанса зависит от качества сборки инструмента.

Звукосниматели (датчики) улавливают колебания струн и преобразуют их в электрический сигнал. Рекомендую обратить внимание на то, что звукосниматели оказывают свое влияние на звук уже после того, как «срезонировало» дерево. Поэтому ставить дорогие датчики на электрогитары из некачественной древесины нецелесообразно. В настоящее время существует огромный ассортимент звукоснимателей на любой вкус и цвет. Они отличаются между собой принципом действия (активные, пассивные), магнитами, уровнем выходного сигнала, сопротивлением, а также частотной характеристикой. Все вышеперечисленные параметры также корректируют сигнал, уходящий из электрогитары в стороннее оборудование.

Оборудованием могут являться комбики, стеки, процессоры, примочки или же софт, выполняющий аналогичные функции. Думаю, здесь будет излишним перечислять параметры, корректирующие звук, так как влияние оказывает практически все. Применительно к аналоговому оборудованию это: схема предусилителя/усилителя, производитель динамиков кабинета, модель ламп, модель микрофона, расположение микрофона относительно динамика и т.д. В процессорах или программах перечисленные функции также присутствуют, но только в виде имитации, от качества которой зависит степень схожести с аналоговой аппаратурой.

Далее искаженный сигнал попадает в аудиокарту, оцифровывается и графически прорисовывается в аудиоредакторе(Cubase, Nuendo, Adobe Audition, Pro Tools, Sound Forge и др.). На данном этапе, кроме конкретных плагинов (опять же разных производителей) для сведения и мастеринга, оказывает влияние уровень компетентности звукорежиссера, которому предстоит выполнять эти процедуры.

Если копнуть еще глубже, то можно к этому списку добавить «железо» на электрогитаре (бридж, колки, лады), качество пайки, как в инструменте, так и в оборудовании, кабели, АЦП и ЦАП. А еще степень аудиоподготовки помещения, уровень влажности воздуха. Ну и конечно же, атмосферное давление и количество промилле в крови.

Заключение. От чего зависит звук электрогитары

Неужели все вышеперечисленное это всего лишь 5% от общего звука? Так вот, я считаю, что да. Если гитарист не способен извлечь из своего инструмента максимум возможностей, то дай ему что американский Suhr, включенный в комбик Bogner, что китайский Phil Pro, включенный в процессор Zoom, разницы никакой не будет. Такой музыкант «завалится» еще на этапе взаимодействия медиатора со струной, т.е. о резонансе, о влиянии дерева на звук электрогитары, о датчиках и оборудовании еще даже речь не зайдет. А если он к тому же играет грязно и мимо ритма, то тут вообще полный «привет». И ни один звукорежиссер в мире ни за какие деньги это не исправит. Можно привести схожую аналогию с автомобилями: если неопытного водителя с купленными правами посадить за руль Bentley Continental, то вряд ли он будет ездить более вдумчиво и предсказуемо (и главное — безопасно). То же самое и здесь. Однако играть на вечно нестроящей гитаре со спиралевидным грифом и торчащими в разные стороны ладами все-таки не стоит. Всему есть разумный предел.

Из всего написанного следует сделать один очень важный вывод: прежде чем покупать кучу дорогих электрогитар и оборудования, необходимо посмотреть правде в глаза и самому себе ответить на вопрос, способны ли ваши руки извлекать максимум звука из электрогитары. Если же нет, а хорошо звучать все-таки хочется, то настоятельно советую заняться собственным обучением. Пользы от этого будет на порядок больше, а ваше звучание улучшится в разы. Покупка дорогостоящих электрогитар и оборудования оправдана только тогда, когда гитарист обучен правильному звукоизвлечению или же когда надо срочно удовлетворить потребности, вызванные хронической «брендофилией». Но если руки работают некорректно, то улучшения звука как не было, так и не будет.

Источник

Оцените статью