Мандолина
Мандолина – распространенный музыкальный инструмент, пришедший к нам из древних времен (итал. mandola). Обычно относят к классу щипковых, струнных. Пользовался во все времена успеху, благодаря своей компактности в сочетании с ярким звуком. Одна из самых распространенных техник – пальцевая, но ранее использовали птичьи перья, «косточки» и др. Сейчас такие практики практически не применяются, зато в работу вовлечены разнообразные медиаторы – из пластика, дерева и других материалов.
История происхождения
Мандолина была рождена в Италии в конце XVII века. Её прародителем и образцом стала сопрановая лютня. Единственное место, где изготавливали эти «изогнутые лютни», был Неаполь. Некоторые историки отмечают, что такие экземпляры называли мандолами ещё с XV века, но встречались они крайне редко. Распространение пошло во многие Европейские страны, где инструмент ходил под разными названиями. Подобие современной мандолины впервые появилось в Генуе, название соответствовало – генуэзская мандолина. Известный путешественник Гервазио Виначия описал в своих трудах этот чудный инструмент довольно подробно. Есть и другая историческая версия, что первым конструктором мандолины был Антонио Виначиа , дата создания 1772 год; данный экземпляр находится в Лондоне в музее Виктории и Альберта . Но существует и другой экземпляр, который относят к 1744 году, находится она в Брюсселе в Королевской консерватории , имя её мастера до сих пор неизвестно.
Вилы мандолин
Самая распространенная, неаполитанская мандолина (с грушевидным корпусом) имеет 4 спаренных струны, настроенных «как у скрипки». Миланская мандолина изготавливается с 5-ю двойными струнами. Мандриола имеет четыре тройных струны, другое её название трихордия, она же «сицилийская мандолина». Иногда делают басовые струны сдвоенными, а не строенными, чтобы упростить игру. У португальской мандолины дека плоская. Существует американский стиль «блюграсс», где активно применяется мандолина, на таких инструментах есть два змееобразных выреза, звук более резкий, не менее наполненный, если сравнивать с грушевидным аналогом. Малая мандолина или «пикколо» встречается крайне редко, а октавная чаще, она настраивается на октаву ниже. Также существуют басовые разновидности инструмента, которые строятся ещё ниже. Электромандолина – это по сути электрогитара, на деку устанавливается один или несколько звукоснимателей.
Перечислим все виды мандолин, которые можно встретить сейчас в музыкальных коллективах и магазинах:
- пикколо;
- октавная;
- мандочелло;
- мандолина-люта;
- мандо-бас;
- электромандолина;
- ирландский базуки.
Конструкция
Все мандолины современного типа называют неаполитанскими , потому что они мало отличаются от своих «предков»: миндалевидное тело, которое выгнуто настолько, что напоминает некий шар с корпусом, который изготовлен в свою очередь из загнутых досточек, которые называются клепками, они имеют фиксированную длину и выемку, которую называют желобком. Корпус инструмента, как и у всех струнных, имеет верхнюю крышку, деку, она имеет изгиб, возле него устанавливается подставка, которая может передвигаться. (Схожую конструкцию можно увидеть у лютень, гитар, балалаек, и даже у скрипки.)
Конструкция мандолины на вид скошенная, но это только помогает натянуть струны сильнее, что в конечном итоге сказывается на пронзительном звуке. Гриф изготавливается из лиственницы или других древесных пород, на него набиваются лады из металла (очень редко из слоновой кости). Струны должны подходить к поверхности грифа максимально близко, но при этом не задевать лады при игре. Колки служат для натяжения струн, применяется червячная передача; колки крепятся колышками. Для игры можно использовать плектр, также существует техника «щипки пальцами».
Звучание мандолины
Как уже упоминалось, инструмент имеет яркое, выраженное звучание . При этом звук нередко называют коротким, чтобы продлить его звучание, необходимо задеть струну ещё раз. Именно поэтому для игры длинных нот играют, применяя самую распространенную в этом случае технику – «тремоло»; она свойственна и для домр, балалаек и др. Звук настолько звонкий и яркий, то можно догадаться сразу, что это не гитара или другой аналог хордофона. Мандолина может переиграть аккомпанирующие инструменты с мощной подачей, например рояль, аккордеон. Чаще всего используют в постановках с игрой старинных мелодий, чтобы придать архаичную окраску звучанию композиции. Сейчас мандолина претерпевает второе рождение и появляется все больше любителей и профессиональных исполнителей, отдавших предпочтение этому инструменту.
Видео
Слушать мандолину
Вивальди — концерт для мандолины До мажор Вивальди — концерт для двух мандолин и струнного оркестра. Исполняет струнный оркестр. Училище имени Гнесиных Когда святые маршируют Денис Забавский — Кабора. Играет Светлана Мусафина Ольга ЕгороваИсточник
Выбор мандолины
Наверное, в мире очень мало людей, которые бы ни разу не слышали ласкающее слух слово «мандолина». Очень многие этот музыкальный инструмент видели или слышали исполняемые им партии – порой даже в довольно неподходящих для него, казалось бы, композициях. Интерес к мандолине среди музыкантов растет, и умеющих играть на ней всё больше и больше.
Мандолина – небольшой струнный щипковый инструмент родом из Италии. Собственно, она представляет из себя подвид лютни, но с меньшим числом струн и более коротким грифом. Легко узнаваемое мандолинное тремоло вызывает ассоциации с мотивами народов Италии, и это вовсе не удивительно: в сегодняшнем варианте инструмент появился именно на Апеннинах в XVIII веке, а прообразом его стала итальянская же лютня-сопрано XVII века.
История мандолины
Историю происхождения мандолины можно отследить примерно с XIV века. В это время в Европе появилась мандола – вид лютни. В разных странах инструмент называли по-разному, различались немного и его параметры.
Разновидность мандолины со струнами из стали (известная как генуэзская мандолина), имеющая много общего с современной, была впервые упомянута в работах знаменитых музыкантов-итальянцев, которые разъезжали по Европе и обучали желающих искусству игры на различных музыкальных инструментах. На основании этих записей была выдвинута гипотеза, что мандолина в нынешнем виде появилась в Неаполе и изобрели ее представители семейства Виначиа. Самые ранние ее образцы сейчас можно увидеть в музеях Брюсселя, Клермонта (США, штат Калифорния) и Лондона. Старейший из этих экземпляров имеет датировку 1744 года.
Современная мандолина может исполнять как сольные партии, так и аккомпанемент, а также играть в ансамбле. Существуют целые оркестры, составленные из различных вариантов мандолин – так называемые неаполитанские.
Применительно к нашей стране можно отметить высокую популярность этого инструмента как до революции, так и в эпоху СССР и в современное российское время. Мандолина играет во множестве советских фильмов, звучит со сцены во время концертов самодеятельности, нередко упоминается в творчестве известных писателей (например, Ильфа и Петрова). Этим инструментом владеет один из лидеров культовой группы «Ария» гитарист Владимир Холстинин.
Мандолина часто применяется в музыке и в наши дни. Наиболее широкое распространение она получила среди коллективов, играющих в стиле фолк, а эпизодически ее используют даже тяжелые металлические команды. Мандолина звучит в песнях Metallica, Led Zeppelin, Nightwish, The Doors, In Extremo, Jethro Tull и других знаменитых групп. Мандолинистом № 1 всех времен считается Дэйв Аполлон, музыкант русского происхождения, сделавший карьеру в США. В XX веке он записал большое количество пьес для мандолины.
Виды мандолины
В настоящее время среди всех типов мандолины наибольшее распространение получила неаполитанская, но широко применяются во многих музыкальных направлениях и прочие ее разновидности. К примеру, в США самой широко распространенной стала блюграссовая мандолина.
Выделяют два базовых направления: академическая традиция и кантри. Из академической берут начало подвиды мандолин в музыке кельтов (бузуки), бразильцев (бандолина) и некоторые другие. К кантри же относят классическую мандолину формы A-style, а также F-style – это обособленный и довольно распространенный подвид инструмента.
Мандолины A-style могут быть каплевидными или овальной формы. Сам этот термин произошел от А-типа выпускавшейся в начале XX века мандолины Гибсона. Большая часть инструментов этого вида обладает резными спинками и верхушками, иногда могут иметь арочные элементы, подобно скрипке. У A-style мандолин с арочными деталями спинка чаще плоская, что делает их несколько сходными с гитарой. Образцы этого вида широко востребованы среди музыкантов, играющих классику, народную и кельтскую музыку.
Мандолины F-style, как правило, снабжены выступами деки в нижней части, позволяющими сидящему музыканту удобно держать инструмент, опирая на бедро. Иначе их называют флорентийскими мандолинами, и особенно они популярны у исполнителей кантри и блюграсс. Некоторые производители инструмента на базе F-стиля получили новые разновидности мандолин, внеся в них отдельные авторские штрихи.
Различают следующие модификации мандолин:
- Неаполитанская
- Миланская
- Португальская
- Мандриола
- Мандола
- Мандолина октавная
- Мандочелло
- Лаоуто
- Мандо-бас
- Сопранино мандолина
- Ирландский бузуки
- Цистра
На первый взгляд мандолина кажется довольно простым инструментом, не отличающимся особенной сложностью конструкции. Почему же у нее так много разновидностей? Дело в том, что инструменты отличаются по количеству струн, а также по виду формы корпуса.
Неаполитанские мандолины имеют корпус миндалевидной формы, выгнутый, как шар. Материалом для него являются изогнутые доски. На инструмент ставятся 4 сдвоенные струны, настраиваемые подобно скрипичным – G-D-A-E.
Мандолина миланской разновидности, в отличие от подавляющего большинства остальных, обладает пятью сдвоенными струнами.
Португальская мандолина имеет почти плоский корпус, на котором есть обечайка, деки, соответственно, также практически плоские. Есть варианты таких инструментов с эфами на верхней деке и с резонаторным отверстием.
Мандриола , также известная как трихордия (сицилийская мандолина) – модификация мандолины, на которой стоит 4 строенных струны. Широко применяется в мексиканской музыке. Самая низкая тройная струна, в стандартном строе дающая ноту соль, настраивается в унисон либо в октаву.
Мандола (мандора, бандурина, тенор-мандола, пандурина) – инструмент, являющийся прямым предком мандолины. Его мензура составляет 420 мм (примерно 16,5 дюйма), а строй – на квинту ниже стандартного мандолинного, C-G-D-A.
Строй октавной мандолины , как явствует из ее названия, ровно на октаву ниже обычной, но так же G-D-A-E. Этот инструмент обладает мензурой от 500 до 584 мм (от 20 до 23 дюймов).
Мандочелло – эта разновидность мандолины по габаритам и величине мензуры (от 635 до 686 мм, или от 25 до 27 дюймов) приближается к гитаре. Имеет строй C-G-D-A, подобно мандоле.
Родственный мандочелло лаоуто , имеющий аналогичный строй, обладает мензурой величиной 712 мм (28 дюймов). Широко распространен в Греции.
Мандо-бас , прообразом которого является контрабас классический, имеет такую же, как у него, мензуру 1100 мм (43 дюйма). Может быть как 4-струнным со строем E-A-D-G, подобно контрабасу, так и 8-струнным с четырьмя парами струн по образцу мандолины. В последнем случае мандо-бас имеет аналогичную обычной мандолине аппликатуру, но настраивается на две октавы ниже – G-D-A-E либо C-G-D-A.
Сопранино-мандолина (малая мандолина) – не так часто встречающийся, но, тем не менее, существующий инструмент. Величина ее мензуры всего лишь 240 мм (9,5 дюйма), нижняя струна настраивается в ноту до четвертой октавы, полный же строй этой крохи – C-G-D-A.
Ирландский бузуки (он же зук) – классические для мандолин 4 сдвоенных и попарно настраиваемых в унисон струны. Величина мензуры бузуки от 530 до 610 мм (от 21 до 24 дюйма), эталонный строй G-D-A-E, иногда G-D-A-D.
Цистра – этот инструмент, также относимый к мандолинам, обладает пятью сдвоенными струнами в строе D-G-D-A-D либо G-D-A-D-A. Мензура цистры составляет от 500 до 550 мм (от 20 до 22 дюймов), по звуку она подобна октавной мандолине, хоть и имеет добавочную пару струн.
Конструкция мандолины
Корпус инструмента, как правило, выполняется в каплевидной форме и производится из дерева. Ребра корпуса делают из твердых пород – вишни, палисандра, клена, черного дерева. Деки чаще мастерят из еловых дощечек, порой – из кедровых. Верхняя дека инструмента плоская, у классической неаполитанской мандолины на ней есть небольшой излом возле подставки. Дека же нижняя в этом варианте инструмента имеет выпуклую форму и несколько похожа на половинку груши.
Отметим, что мандолины с такой формой корпуса, подобной лютне, звучат сильнее и мягче по сравнению с модификациями, имеющими плоский «португальский» корпус – они дают более резкий звук.
Гриф инструмента делают из клена, лиственницы, палисандра, кедра и других пород дерева. Шейка грифа заметно короче по сравнению с лютней и вмещает 10 ладов из металла или слоновой кости. Накладка чаще делается из черного дерева или палисандра, находит на верхнюю деку и соединяется с ней встык, иногда немного нависая над резонаторным отверстием. В находящей на деку части грифа есть дополнительные лады, число которых вместе с основными может достигать 24.
Гриф мандолины имеет плоскую головку, в которой есть прорези для колков. В давние времена колки делались деревянными или из кости и крепились посредством деревянных же гвоздей. В современных инструментах они чаще выполняются из металла и для закрепления даже не всегда требуют прорезей в головке.
Подставка и верхний порожек мандолины мастерятся из древесины прочных пород или же слоновой кости. При этом подставка не закреплена жестко и может перемещаться для точной отстройки мензуры. Струнодержатель изготавливается металлическим, деревянным или из слоновой кости.
Число струн может быть различным, в зависимости от вида мандолины. Современные струны производят из стали с высоким содержанием углерода, а обмотка может быть выполнена из посеребренной стали, меди, бронзы, латуни, никеля, иногда серебра. Стандартная толщина струн (для четырехпарных комплектов) может быть 009p-012p-021w-036w, 010p-014p-024w-038w или 011p-015p-026w-040w, где струны «p» – необмотанные, а «w» – с обмоткой.
Техника и приемы игры на мандолине
Играть на мандолине можно стоя или сидя. Сидящий музыкант, как правило, закидывает одну ногу на другую и опирает на нее инструмент. При игре стоя лучше применять ремень, чтобы избежать лишней нагрузки на руки для удерживания мандолины.
Техника игры для левой руки напоминает гитарную: гриф обхватывается большим пальцем, другие пальцы располагаются над струнами и прижимают их к ладам в нужных местах. Для быстрых пассажей пальцы не стоит поднимать над струнами очень высоко. Применяется игра как на отдельных струнах, так и аккордами.
В игре правой рукой, в отличие от гитарной техники, крайне редко применяются пальцы – на мандолине играют медиатором (плектром), а иногда даже птичьим пером. Медиатор зажимается указательным и большим пальцами, другие пальцы правой руки в игре участия не принимают. Рука лежит на корпусе инструмента, предплечье находится немного выше струнодержателя. Щипки струн медиатором производятся движениями только лишь кисти, удары вниз и вверх осуществляются с равным усилием. Наилучшее место для звукоизвлечения – у резонаторного отверстия, если же его заменяют эфы – в нескольких сантиметрах от нижнего конца грифовой накладки. Смещая удары по струнам ближе к подставке, можно сделать звук резче, ближе к грифу – мягче.
Базовые приемы игры:
- удар вниз
- удар вверх
- переменный штрих
- тремоло – длительное и максимально быстрое чередование ударов вверх и вниз.
Тремоло является главным техническим приемом мандолиниста по извлечению долгих по продолжительности звуков. Это связано с тем, что мандолина имеет очень слабый сустейн, и взятые на ней отдельные ноты быстро затухают.
Применяются и другие технические приемы, характерные для струнных щипковых инструментов – вибрато, скольжение, пиццикато, глиссандо, флажолеты, форшлаги, а также позаимствованные в гитарной технике пулы, хаммеры, бенды, арпеджио, расгеадо и другие красочные способы звукоизвлечения.
В наши дни мандолина становится все более и более популярной, реализуясь во множестве музыкальных стилей. Применение современных электроакустических возможностей позволяет мандолине проявить себя даже в довольно «тяжелых» направлениях музыки на фоне громкозвучия других инструментов.
Источник