Как звучит нота до субконтроктавы

Как звучит нота до субконтроктавы

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).


Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Читайте также:  Отче наш обиходный распев ноты

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки»

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
    Ответ:

Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

Как пишутся штили нот на нотном стане?
Ответ:

штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
Ответ:

субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

Буквенное обозначение ноты «си»?
Ответ:

Назовите расположение нот на нотном стане.

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.) >>

Тестовое занятие

Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

Источник

Звукоряд

Звукоряд музыкальный складывался на протяжении долгого времени. С чего все началось? Вы уже знаете достаточно много о музыкальном звуке. Впрочем, один звук, даже самый красивый, это еще не музыка 😉 Откуда взялись другие звуки?

Уроки музыки. Звукоряд. Часть 1.

Напомним, что струна при колебании, простите, колеблется не только всей своей длинной, но и отдельными частями. Самая большая амплитуда, конечно, у колебаний по всей длине. У колебаний в половину струны амплитуда поменьше, зато частота в два раза больше.

Тон «ля» и обертоны в 1/2 и 1/3

Здесь остановимся. Это важная информация, чтобы понять как выстроен ряд звуков в музыке: колебания в полную длину струны имеют какую-то частоту, а колебания в половину этой струны имеют удвоенную частоту (просто физика 🙂 ).

Договоримся, длину струны, которая колеблется с частотой равной 440 Гц считать эталонной и все дальнейшие расчеты вести от этой эталонной струны.

В цифрах это выглядит так: если

  • частота колебаний струны 440 Гц, то
  • частота колебаний струны в половину первой струны (в два раза короче) равна 880 Гц, а
  • частота колебаний струны в два раза длиннее составит 220 Гц.

Звук струны с частотой колебаний 440 Гц:

Теперь звук струны с частотой колебаний 880 Гц:

Прослушайте эти звуки поочередно несколько раз. Они похожи?

Да, они очень похожи. На слух они почти сливаются.

Описание физических процессов: это происходит потому, что у этих звуков производные гармоники (обертоны) совпадают: если взять струну в два раза короче эталонной, то такая струна будет колебаться с частотой 880 Гц, а это точно совпадает с первым обертоном эталонной струны. Звуки на одной частоте на слух просто сольются.

Звукоряд. Сливающиеся звуки.

Послушайте два этих звука одновременно:

Вместе эти звуки похожи и на первый звук, и на второй. И что замечательно, никакого дискомфорта, ничего не режет слух. Все красиво!

Для эксперимента возьмем длинную-предлинную струну с колебаниями на частоте 220 Гц. Вот этот звук:

https://urokimuz.ru/wp-content/uploads/2018/03/11-la-piano0.ogg

Частота колебаний такой длинной струны равна 220 Гц. Её первый обертон имеет частоту 440 Гц, что совпадает с частотой эталонной струны. Звуки на слух снова сольются.

Добавим к первым двум звукам третий. Слушаем вместе звуки на частотах 220, 440 и 880 Гц:

Снова красиво. Эти звуки опять сливаются!

Чтобы было ещё понятнее о чем речь, я чуток «подкрутил» частоту у одного из звуков.
Послушайте:

Красоту такого звучания можно обсуждать, но звуки точно не сливаются! Уроки музыки всё интереснее.

Звукоряд. Где мы будем выстраивать звуки в ряд?

Немного о том, что мы слышим. Звуки, которые мы слышим от самых низких до самых высоких, называют звуковым диапазоном. Начинается звуковой диапазон примерно с 20 Гц (иногда указывают 16 Гц). Частоты ниже 20 Гц называют инфразвуком. Инфразвук мы не слышим.

Заканчивается звуковой диапазон примерно на 20.000 Гц. Частоты больше 20.000 Гц называют ультразвуком. Ультразвук мы тоже не слышим.
На схеме-рисунке это выглядит так:

На рисунке обратите внимание на участок, где показан диапазон фортепиано. У фортепиано один из самых широких звуковых диапазонов среди музыкальных инструментов. К тому же, фортепиано очень распространенный инструмент. Поэтому звукоряд в музыке будем выстраивать в диапазоне фортепиано. Этого вполне достаточно, чтобы понять принцип построения звукоряда и увидеть все его ступени.

Особенностью человеческого слуха является то обстоятельство, что на частотах выше 4.200 Гц человек ещё способен понять какой звук выше или ниже, но точно определить насколько выше/ниже человек уже не способен. Из-за этого на таких высоких частотах невозможно узнать даже хорошо известную мелодию. Вот и объяснение почему музыкальный диапазон намного уже, чем весь слышимый человеком диапазон звуков — выше 4.200 Гц мы уже не узнаем мелодий

Певческий диапазон ещё более узок. Послушайте самый высокий женский голос на планете.
Поёт Светлана Феодулова. Ария куклы Олимпии из «Сказок» Гофмана.
Телепередача «Голос» — Нокауты — Сезон 2:

Наш слух «настроен» так, чтобы лучше всего слышать человеческий голос и наиболее точно воспринимать звуки речи и пения.

Вот ссылка, где вы сможете послушать звук на любой частоте звукового диапазона и узнаете свой личный диапазон слышимых частот: звуковой генератор.

На этом первая часть урока о звукоряде завершена. Вы узнали, что музыкальный звук имеет основную частоту колебаний — колебания в полную длину струны и обертоны, которые образуются от колебаний частей струны (половины, трети, четверти и так далее), а также познакомились со звуковым диапазоном. Теперь можете прейти к изучению ступеней звукоряда.

Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 2. Ступени звукоряда

Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:

Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:

Звукоряд

Обучающая программа Свирелька:

Научиться играть на вашем
духовом музыкальном инсрументе
поможет простая обучающая программа:

Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Источник

Оцените статью