Как звуками фортепиано можно показать простор

Конспект урока музыки во 2 классе на тему «Музыкальные инструменты. Природа и музыка»

Цели и задачи:

— раскрыть перед обучающимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы;

— формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращенную тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе на тему «Музыкальные инструменты. Природа и музыка»»

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Тамбовская область, г. Моршанск

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ

Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории

Тема урока «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ПРИРОДА И МУЗЫКА»

С о д е р ж а н и е: Музыкальные инструменты (фортепиано). Учащиеся знакомятся с такими разновидностями фортепиано, как пианино и рояль. Тембровая окраска фортепиано.

Звучащие картины (картины природы в музыке). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Детские пьесы для фортепиано. Знакомство с пьесами С. Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Определение динамики как средства развития музыки.

Основные средства музыкальной выразительности (динамика, регистр). Песенность.

Элементы нотной грамоты.

Р а б о т а с п о н я т и я м и: Фортепиано. Форте. Пиано. Рояль. Пианино.

Клавиатура. Исполнитель. Пианист. Пьеса. Песенность. Регистр.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Пьесы для ф-но из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева: «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».

О б о р у д о в а н и е: Фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор. Портреты С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского.

З а д а ч и: раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы;

формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращенную тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с музыкой композитора С. Прокофьева – с некоторыми пьесами из альбома под названием «Детская музыка».

Его фортепианный альбом детских пьес — это как бы мир ребенка в музыкальных интонациях и образах, это взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми от удивления глазами: всё необычно. Всё – будто в первый раз. Это долгий день ребенка с раннего утра до позднего вечера, запечатленный в музыкальных образах. Композитор рассказал о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем! Мы проживем сегодня вместе с юным Сережей Прокофьевым жаркий летний день в Солнцовке, находящейся на Украине.

Рассказывает С. Прокофьев об этом своим музыкальным языком, своим стилем, используя упрощенные ритмы с остротой гармонии. У него свой характерный мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Стиль музыки С. Прокофьева отличается непривычным соединением простого и сложного.

Русский песенный склад мелодии и скачки, перекрещивания в фортепианном сопровождении («Утро») — все это делает музыку С. Прокофьева непривычной. И светлый, улыбчивый тон, радость жизни — все это тоже Прокофьев!

«Детская музыка» — это целый цикл программных фортепианных миниатюр.

II. Знакомство с понятиями: Фортепиано. Форте. Пиано. Рояль. Пианино. Клавиатура. Исполнитель. Пианист.

III. Рассказ-сравнение альбомов П. Чайковского и С. Прокофьева:

УЧИТЕЛЬ. Мы вновь возвращаемся к рассказу о детской музыке С. Прокофьева. Кстати, сборник фортепианных пьес под названием «Детский альбом» есть еще у одного русского композитора – П.И. Чайковского. Полвека отделяет «Детский альбом» П. Чайковского от «Детской музыки» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребёнка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!

Альбом П. Чайковского — это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: слушать сказки («Нянина сказка», «Баба-яга»), танцевать («Вальс», «Полька», «Камаринская» и др.), мысленно путешествовать по разным странам («Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка» и др.), играть, радуясь и печалясь («Игра в лошадки», «Новая кукла», «Похороны куклы» и др.).

Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Это и летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц»), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово-танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»). Лучшие из них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к классическим образцам музыки для детей.

Во всех пьесах этого сборника отчетливо проявляются характерные черты стиля С. Прокофьева: жизнелюбие, юмор, необычность гармоний и мелодических оборотов в самых, казалось бы, «простых» эпизодах. Свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе – всё это выражает музыка С. Прокофьева. Герой его музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.

IV. Слушание. Музыкальный анализ пьес «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева из альбома «Детская музыка»:

УЧИТЕЛЬ. Пьесы, которые вы сейчас услышите, являются своего рода пейзажными зарисовками. Послушайте, какое время дня ощущается в каждой из пьес С. Прокофьева? Какая из пьес, на ваш взгляд, изображает утро, а какая – вечер? Объясните почему.

1. Повторное прослушивание пьесы «Утро»:

УЧИТЕЛЬ. 1) Подберите поэтические строчки к этой музыке. (Если дети не вспомнят подходящие стихи, учитель читает сам, напр.: «Румяной зарёю покрылся восток…» и т.д.)

2) Назовите средства музыкальной выразительности (динамика, регистр), используемые композитором для изображения утреннего пейзажа. Обратите внимание на нотную запись на слайде.

— Динамика тихая. Регистры – высокий, низкий.

УЧИТЕЛЬ. Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в нотной записи на слайде. Обратите внимание, на нотном рисунке мы видим скрипичный и басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу, как будто для таких высоких и низких звуков не хватило пяти линеек. Для творчества С. Прокофьева характерно применение разных регистров – как бы игра разными регистрами. Послушайте вновь пьесу и нарисуйте в тетрадях содержание данной музыки.

3) Очередное прослушивание пьесы «Утро». Рисование.

Вопросы после прослушивания:

— Как на фортепиано можно показать простор между небом и землей, травой и облаками?

— Что помогает вам наблюдать за постепенным пробуждением дня?

— Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

2. Музыкальный анализ пьесы «Вечер» С. Прокофьева из альбома «Детская музыка»:

УЧИТЕЛЬ. А сейчас вы услышите другую, контрастную пьесу из этого же фортепианного альбома С. Прокофьева. Обратите внимание на средства музыкальной выразительности. Чем они будут отличаться от музыкального языка пьесы «Утро»?

Слушание. Вопросы и задания:

— В каком регистре звучит мелодия пьесы «Вечер»?

— Мелодия пьесы «Вечер» звучит в среднем регистре.

— Что вы можете рассказать о динамике?

— Музыка звучит тихо.

— Как звучит мелодия? Что слышно в характере интонации пьесы: песенность, танцевальность или маршевость?

— Мелодия песенная, напевная.

— Как звучит аккомпанемент? Что он напоминает?

Будто мягкое покачивание, мама укачивает ребенка.

— Сколько частей? Какая форма? Какой рисуется образ?

— Образ колыбельной песни.

— Спойте эту мелодию со словами: «Вечер нам дарит покой, тишину».

— Сочините и пропойте свои слова на эту музыкальную фразу.

(Этот прием дает хорошие результаты: запоминаются мелодия и название пьесы одновременно. А неоднократное повторение ведет к тому, что, с одной стороны, выстраивается унисон, особенно при пении без сопровождения (а капелла), с другой — при исполнении с сопровождением учащиеся обращают внимание на покачивающийся характер аккомпанемента, который создает образ колыбельной.

Возможные варианты текста: «Вечер ложится на лес и поля»; «Вечер приходит к нам вместе с луной»; «Вечер наступит, и звезды блеснут»; «Вечер настанет, цветы все заснут».).

— Послушайте пьесу «Вечер» ещё раз и отобразите её содержание в тетради.

2) Слушание. Рисование.

V. Слушание пьесы «Ходит месяц над лугами». Музыкальный анализ.

Работа с данной «вечерней» пьесой из этого альбома строится по такому же принципу, как и с предыдущими пьесами – определение средств музыкальной выразительности.

Закрепление: Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ.

Письмо: Скрипичный ключ.

VII. Итог. Домашнее задание

Выполните рисунок к музыкальной пьесе «Ходит месяц над лугами», отразив ее содержание и форму. (Подобного рода организация музыкальной работы на уроке поможет детям дома, «по слуху», выполнить задание, направленное на развитие их воображения и музыкальной памяти.)

Источник

Конспект по музыке «Музыкальные инструменты. Природа и музыка»

специалист в области арт-терапии

Урок 3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ПРИРОДА И МУЗЫКА

С о д е р ж а н и е: Музыкальные инструменты (фортепиано). Учащиеся знакомятся с такими разновидностями фортепиано, как пианино и рояль. Тембровая окраска фортепиано.

Звучащие картины (картины природы в музыке). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Детские пьесы для фортепиано. Знакомство с пьесами С. Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Определение динамики как средства развития музыки.

Основные средства музыкальной выразительности (динамика, регистр). Песенность.

Элементы нотной грамоты.

Р а б о т а с п о н я т и я м и: Фортепиано. Форте. Пиано. Рояль. Пианино.

Клавиатура. Исполнитель. Пианист. Пьеса. Песенность. Регистр.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Пьесы для ф-но из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева: «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».

О б о р у д о в а н и е: Фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор. Портреты С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского.

З а д а ч и: раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы;

формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращенную тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с музыкой композитора С. Прокофьева – с некоторыми пьесами из альбома под названием «Детская музыка».

Его фортепианный альбом детских пьес — это как бы мир ребенка в музыкальных интонациях и образах, это взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми от удивления глазами: всё необычно. Всё – будто в первый раз. Это долгий день ребенка с раннего утра до позднего вечера, запечатленный в музыкальных образах. Композитор рассказал о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем! Мы проживем сегодня вместе с юным Сережей Прокофьевым жаркий летний день в Солнцовке, находящейся на Украине.

Рассказывает С. Прокофьев об этом своим музыкальным языком, своим стилем, используя упрощенные ритмы с остротой гармонии. У него свой характерный мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Стиль музыки С. Прокофьева отличается непривычным соединением простого и сложного.

Русский песенный склад мелодии и скачки, перекрещивания в фортепианном сопровождении («Утро») — все это делает музыку С. Прокофьева непривычной. И светлый, улыбчивый тон, радость жизни — все это тоже Прокофьев!

«Детская музыка» — это целый цикл программных фортепианных миниатюр.

II . Знакомство с понятиями: Фортепиано. Форте. Пиано. Рояль. Пианино. Клавиатура. Исполнитель. Пианист.

III . Рассказ-сравнение альбомов П. Чайковского и С. Прокофьева:

УЧИТЕЛЬ. Мы вновь возвращаемся к рассказу о детской музыке С. Прокофьева. Кстати, сборник фортепианных пьес под названием «Детский альбом» есть еще у одного русского композитора – П.И. Чайковского. Полвека отделяет «Детский альбом» П. Чайковского от «Детской музыки» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребёнка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!

Альбом П. Чайковского — это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: слушать сказки («Нянина сказка», «Баба-яга»), танцевать («Вальс», «Полька», «Камаринская» и др.), мысленно путешествовать по разным странам («Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка» и др.), играть, радуясь и печалясь («Игра в лошадки», «Новая кукла», «Похороны куклы» и др.).

Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Это и летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц»), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово-танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»). Лучшие из них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к классическим образцам музыки для детей.

Во всех пьесах этого сборника отчетливо проявляются характерные черты стиля С. Прокофьева: жизнелюбие, юмор, необычность гармоний и мелодических оборотов в самых, казалось бы, «простых» эпизодах. Свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе – всё это выражает музыка С. Прокофьева. Герой его музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.

IV . Слушание. Музыкальный анализ пьес «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева из альбома «Детская музыка»:

УЧИТЕЛЬ. Пьесы, которые вы сейчас услышите, являются своего рода пейзажными зарисовками. Послушайте, какое время дня ощущается в каждой из пьес С. Прокофьева? Какая из пьес, на ваш взгляд, изображает утро, а какая – вечер? Объясните почему.

1 . Повторное прослушивание пьесы «Утро»:

УЧИТЕЛЬ. 1) Подберите поэтические строчки к этой музыке. (Если дети не вспомнят подходящие стихи, учитель читает сам, напр.: «Румяной зарёю покрылся восток…» и т.д.)

2) Назовите средства музыкальной выразительности (динамика, регистр), используемые композитором для изображения утреннего пейзажа. Обратите внимание на нотную запись на слайде.

— Динамика тихая. Регистры – высокий, низкий.

УЧИТЕЛЬ. Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в нотной записи на слайде. Обратите внимание, на нотном рисунке мы видим скрипичный и басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу, как будто для таких высоких и низких звуков не хватило пяти линеек. Для творчества С. Прокофьева характерно применение разных регистров – как бы игра разными регистрами. Послушайте вновь пьесу и нарисуйте в тетрадях содержание данной музыки.

3) Очередное прослушивание пьесы «Утро». Рисование.

Вопросы после прослушивания:

— Как на фортепиано можно показать простор между небом и землей, травой и облаками?

— Что помогает вам наблюдать за постепенным пробуждением дня?

— Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

2. Музыкальный анализ пьесы «Вечер» С. Прокофьева из альбома «Детская музыка»:

УЧИТЕЛЬ. А сейчас вы услышите другую, контрастную пьесу из этого же фортепианного альбома С. Прокофьева. Обратите внимание на средства музыкальной выразительности. Чем они будут отличаться от музыкального языка пьесы «Утро»?

Слушание. Вопросы и задания:

— В каком регистре звучит мелодия пьесы «Вечер»?

— Мелодия пьесы «Вечер» звучит в среднем регистре.

— Что вы можете рассказать о динамике?

— Музыка звучит тихо.

— Как звучит мелодия? Что слышно в характере интонации пьесы: песенность, танцевальность или маршевость?

— Мелодия песенная, напевная.

— Как звучит аккомпанемент? Что он напоминает?

Будто мягкое покачивание, мама укачивает ребенка.

— Сколько частей? Какая форма? Какой рисуется образ?

— Образ колыбельной песни.

— Спойте эту мелодию со словами: «Вечер нам дарит покой, тишину».

— Сочините и пропойте свои слова на эту музыкальную фразу.

(Этот прием дает хорошие результаты: запоминаются мелодия и название пьесы одновременно. А неоднократное повторение ведет к тому, что, с одной стороны, выстраивается унисон, особенно при пении без сопровождения (а капелла), с другой — при исполнении с сопровождением учащиеся обращают внимание на покачивающийся характер аккомпанемента, который создает образ колыбельной.

Возможные варианты текста: «Вечер ложится на лес и поля»; «Вечер приходит к нам вместе с луной»; «Вечер наступит, и звезды блеснут»; «Вечер настанет, цветы все заснут».).

— Послушайте пьесу «Вечер» ещё раз и отобразите её содержание в тетради.

2) Слушание. Рисование.

V . Слушание пьесы «Ходит месяц над лугами». Музыкальный анализ.

Работа с данной «вечерней» пьесой из этого альбома строится по такому же принципу, как и с предыдущими пьесами – определение средств музыкальной выразительности.

Закрепление: Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ.

Письмо: Скрипичный ключ.

VII . Итог. Домашнее задание

Выполните рисунок к музыкальной пьесе «Ходит месяц над лугами», отразив ее содержание и форму. (Подобного рода организация музыкальной работы на уроке поможет детям дома, «по слуху», выполнить задание, направленное на развитие их воображения и музыкальной памяти.)

Источник

Читайте также:  Случайный вальс аккордеон ноты
Оцените статью