- Дерево для акустической гитары
- Дерево для акустической гитары
- Верхняя дека
- Нижняя дека и обечайка
- Гриф акустической гитары
- Полезные советы
- Материал для гитар и его влияние на звук
- Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
- Какую древесину используют для производства гитар?
- Породы деревьев для акустических гитар
- Дерево для верхней деки
- Дерево для обечайки и задней деки
- Дерево для грифа, накладки и порожков
- Породы деревьев для электрогитар
- Дерево для корпуса электрогитар
- Дерево для грифа
Дерево для акустической гитары
Опубликовано: 2016-01-04 / Автор: Сергей Хмарук
Скорее всего, вы уже успели познакомиться с общим устройством акустики, поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.
Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.
Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.
Дерево для акустической гитары
Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.
Верхняя дека
Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.
В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.
Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.
На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.
Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.
Нижняя дека и обечайка
Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?
Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.
А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.
Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.
Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.
Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.
Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.
На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.
Гриф акустической гитары
Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.
На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.
Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.
Полезные советы
Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.
Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.
Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».
Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.
Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.
Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.
Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.
Источник
Материал для гитар и его влияние на звук
При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.
Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:
- усиливает звук
- придает звуку индивидуальный окрас
- увеличивает продолжительность звучания
Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?
- Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
- Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.
Какую древесину используют для производства гитар?
Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.
Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.
Породы деревьев для акустических гитар
Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.
Дерево для верхней деки
Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.
Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.
Дерево для обечайки и задней деки
Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.
Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.
Дерево для грифа, накладки и порожков
Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).
Породы деревьев для электрогитар
Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.
Дерево для корпуса электрогитар
Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:
- Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
- Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
- Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
- Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
- Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
- Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.
Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.
Дерево для грифа
При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.
Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.
Источник