Какая гитара как у земфиры

Что особенного в «Бордерлайне», новом альбоме Земфиры: комментируем каждый трек

За появление нового альбома Земфиры, которого поклонники артистки ждали почти восемь лет, надо сказать «спасибо» карантину и эпидемии ковида (тот самый случай, когда «нет худа без добра»). У запертой в своей московской квартире артистки внезапно появилось достаточно много свободного времени, чтобы заняться новыми композициями и теми, что лежали в набросках уже давно, чтобы довести их до того уровня, к которому она стремится всегда – то есть, до совершенства.

«В эти странные дни, когда никто ничего не понимает, я сижу дома, – рассказывала о себе Земфира в апреле 2020 года. – Каждый я день хожу от одного инструмента к другому, пытаюсь облечь свои мысли и чувства в песни. Сейчас больше ничего сделать не могу. Хочу помогать старикам, хочу быть полезной. Такое время наступило – как в романах моего любимого Филипа Дика – неопределенное время. Пишу альбом, он готов на две трети, но разве это важно сейчас? Нет. Важно – сидеть дома, беречь близких. У нас все будет: и альбом, и тур, и все на свете. Но сейчас мы все должны замереть, чтобы выжить».

Седьмой номерной альбом получил название «бордерлайн», что можно перевести, как «на грани», что явно отражает тревожное психологическое состояние: тогда мы еще ничего толком не знали о коронавирусе, кроме того, что это нечто очень страшное и смертельно опасное.

Читайте также:  Гитара правая рука способ

Если попытаться кратко охарактеризовать весь альбом в целом, то первое основное ощущение после прослушивания – его необычайная концептуальная целостность. Он исключительно продуман и филигранно выстроен, композиции плотно подогнаны друг к другу, как элементы пазла, поменять их местами не представляется возможным. При этом – другая особенность альбома – он на удивление разнообразный и мультижанровый. И здесь, возможно, более уместен другой вариант перевода слова «бордерлайн» — «на стыке».

Многим жанровое разнообразие программы как раз не понравилось. Появившаяся критика в первую очередь упрекнула певицу именно в этом. Разочаровались в первую очередь те, кто ожидал вариаций, близких к любимым темам вроде «Хочешь?», «Сигареты», «Созрела». Но для Земфиры это уже пройденный этап. Она устремлена к иным горизонтам.

Песня «Таблетки», открывающая сюиту «бордерлайн» – своеобразная увертюра, настраивающая зрителя и задающая тон всему диску – самая жёсткая и энергичная вещь на альбоме. Это почти чистый хэви-метал, построенный на одном мощном, довольно вычурном риффе. Добавить в фонограмму бас-гитару в унисон и более тяжелые барабаны – и этот трек мог бы спокойно взять в репертуар Мэрилин Мэнсон. И уж точно – «White Stripes».

О чем поётся в песне, понять довольно сложно: текст представляет собой такие же обрывки мысли, как и музыкальные фразы. Однако из слов «Таблетки кончаются» легко понять, что это состояние крайней тревоги, переходящей в панику: «Голоса внутри как сорвались с цепи / На три прыгаем вниз, / держи меня крепко за руку. Я боюсь».

Певица рассказала, что припев «Таблеток» был придуман много лет назад – она напевала его в моменты крайнего раздражения. Но полностью песня сложилась только после того, как появился рифф.

Читайте также:  Crafter гитары кто делает

Из-за карантина технически запись получилась очень сложной. Все гитары были записаны в Лондоне, где сейчас живёт Артём Рамазанов, племянник певицы – он же помог «довести до ума» рифф. На барабанах играл Дэннис Лифланг, который находился в Майами; окончательное сведение сделал Джошуа Смит из Нэшвилла – еще один человек из международной команды Земфиры.

Все 12 треков альбома тут же попали в Топ-30 Яндекса, но именно «Таблетки» ранжируются выше всех. Песня заняла вторую строчку.

Следующий гимнообразный трек «ОК» продолжает настроение, заданное «Таблетками» – здесь еще больше надрыва и отчаяния. Это очевидное подношение Цою, о чем говорит и сама Земфира:

«Ок – мой привет Цою. Цитата из моей самой любимой его песни. Попытка осознать и интегрировать то ощущение, что я испытываю при прослушивании его песни в собственную модель мира. Началась она с риффа на акустике – очень люблю акустику и сочинять риффы на ней. Сделав песню, написала моему приятелю Дариусу из группы «Archive» с просьбой послушать песню и сделать её более убедительной. Результат превзошёл все ожидания! Удивительный экспириенс, удача».

Эту песню Земфира впервые исполнила во время концертного тура летом 2014 года. В лучших традициях больших поэтов песня оказалась провидческой. К лету 2020, когда пандемия набрала силу и охватила весь мир, припев: «Если мы выживем этим летом, то с нами уже ничего не случится» – приобрел новый, и теперь ясно, что подлинный смысл.

Композиция продолжает тревожный нерв, заданный предыдущими треками. Земфира увеличивает напряжение, усложнив тональный план по сравнению с вариантом 2014 года. Она обостряет гармонию, добавив в припеве не модуляцию, а сопоставление тональностей.

После такого большого напряжения первых трех треков слушателю нужно перевести дыхание – и такая возможность ему предоставляется. Как считает сама Земфира, это самая светлая песня альбома и самая её любимая. Хотя, надо признать, учитывая, что в тексте звучит: «Закончится дождь, закончится грипп. / И кто-то умрёт» – представление о светлых песнях у неё довольно специфическое. Возможно, так «свет» представлен еще и потому, что написана песня была в период, когда певица лежала в больнице.

Если русская литература выросла из «Шинели» Гоголя, то «Пальто» Земфиры очевидно выросло из «Битлз», Применение очень редкого для популярной музыки приёма – модуляции в припеве из минора в одноименный мажор (память подсказывает только один известный пример – битловская «Day In The Life»). Что касается всего остального, то трек словно соскочил со второй стороны «Abbey Road»: фортепианный аккомпанимент, типично харрисоновские сентиментальные гитарные вставки, сдержанные минималистичные струнные и особенно партия бас-гитары как у Маккартни, которая в поздних записях «Битлз» представляет собой изящный контрапункт к основной мелодии.

Бас-гитара в треке «Пальто» – предмет особой гордости Земфиры:

«Я хотела в этой партии выразить свой респект Полу Маккартни, выдающемуся басисту. Бас у Пола поёт, продолжает песню, её мелодию – это происходит потому, что он сам пишет свои песни.
Многие недооценивают бас-гитару, тогда как это важнейший инструмент. Хороших басистов мало, многие пренебрегают этим инструментом и мало кто хочет играть на нём. Я обожаю бас-гитару, и в этом альбоме куча отличных бас-партий, в том числе в этой песне».

Пятый номер – неожиданный уход в кантри-энд-вестерн. Просто певица «вдруг» поймала такое настроение:

«Главное в ней – «я стою на краю, дальше звёзды и океан» и шум океана. Его мы долго искали и нашли в киношных библиотеках. Она эффектная, и многие, кто слышит, говорят: «О, привет, Тарантино». На самом деле это никакой не Тарантино, это любовь Тарантино к американской музыке, сёрф-гитаре. Но да, спасибо Тарантино, что он популяризировал этот жанр».

И всё же, несмотря на крики чаек и шум океана в который в финале «погружается» фонограмма, в гитарном саунде песни гораздо больше атмосферы прерий, а в тревожных далёких аккордах слышится перекличка не с Тарантино, а с Серджо Леоне и гениальным саундтреком Эннио Морриконе к его фильму «Злой, плохой, хороший».

Необходимо еще отметить виртуозное сведение фонограммы в треке «Камон»: использование разного времени реверберации в инструментальных партиях позволило создать звуковую картинку, в которой имеются не только каналы «слева» и «справа», но также «близко», «дальше» и «очень далеко». Избежать звуковой «грязи» в таких экспериментах – это высокий профессионализм. Благодаря ему простое стерео у Земфиры здесь звучит глубоко и объемно, словно Dolby Surround.

Простая, распевная мелодия наложена на ритмически очень сложный синкопированный аккомпанимент. Его запись потребовала больших усилий, поучаствовало четыре разных ударника. В итоге был выбран вариант, наигранный Эшем Соаном, британским студийным музыкантом (в его портфолио сотрудничество с такими звёздами, как Рик Уэйкман, Белинда Карлайл, Адель, Робби Уильямс, Энрике Иглесиас и не только). Было также достаточно много вариантов гитарных партий. После всех этих мучений Земфира осталась довольна:

«Очень люблю эту песню за её лёгкость и грусть. С ней можно бесконечно сидеть, резать и править. Отдых для ушей и сердца. Нравится абсолютно всем музыкантам, которые пытались её сыграть».

Наконец-то здесь звучит та самая типичная «старая» Земфира, которую знают поклонники и возвращения которой они так ждали. Вторая баллада на альбоме – очень лирическая, очень красивая, но всё равно тревожная.

«»Жди меня» – я написала её в час ночи, накануне случилась ссора. Вокал пела в семь утра, его и оставила, лучше спеть не удалось. Тот случай, когда чувства оказались сильнее техники. В обед приехал Дима и сыграл пианино и скрипки. После я бесконечно редактировала, ходила по кругу, что-то добавляла, что-то убирала, но в итоге, всё осталось так, как случилось в самый первый день. Я думаю, это лучшая моя песня за многие годы».

Тревожность – в отсылке к знаменитому симоновскому «Жди меня», в взволнованном фортепианном арпеджио в аккомпанименте и в большом вопросительном знаке в финале. Последним в фонограмме звучит аккорд без разрешения – мелодия «повисает» на неустойчивом звуке не закончившись. Такое себе позволял только Александр Градский в «Колыбельной» в фильме «Романс о влюблённых».

В этой песне Земфира отдала дань остросоциальной теме насилия, которая её явно волнует. И это один из самых ясных и самых сильных текстов на альбоме: «Приглашаю тебя завтра в собственный ад. / Там вполне хорошо, только сильно трясёт». По жанру это модный синти-поп: намешано много всего, но общая стилистика и концепция альбома при этом не нарушена.

С резко звучащим иностранным словом «абьюз» Земфира смогла интересно поиграть: при постоянном повторении «абьюз-абьюз-абьюз-абьюз» превращается в чисто русское «забью-забью-забью-забью».

Песня была написана раньше, как раз, когда тема домашнего насилия попала на первые страницы СМИ. Впервые она прозвучала в 2019 году на фестивале «Parus» в ОАЭ.

Композиция по мотивам компьютерной игры «Homescapes» – «вставной номер» в стилистике «новой волны» 90-х. Но при этом удивительным образом «Остин» вовсе не диссонирует с другими треками на альбоме, не выпадает из концепции. У него своя история и он живет своей жизнью – еще и потому, что он вышел синглом и клипом (как понимать скрытый смысл клипа-притчи мы рассказывали в отдельной публикации ).

Земфира считает, что музыканты её группы стали почти полноценными соавторами этой композиции. Во время репетиции в совместных звуковых поисках практически случайно было найдено решение, которое певица искала уже давно.

«Я много лет хотела написать песню про маму. У меня не получалось. Я не понимала, как выразить то, что хочу. Решение пришло случайно, вытекло из репетиции, из того, что играла группа».

Записанные прямо на репетиции партии барабанов и бас-гитары так и остались в окончательном варианте. Позже гитарист Дмитрий Емельянов придумал основной рифф. Сложно синкопированный остинатный (повторяющийся) аккомпанимент превращает песню в заклинание.

С вокальной партией тоже не всё просто. Голос в фонограмме утроен, но только в отличие от стандартного звукорежиссерского приема, когда удвоение-утроение вокала должно лишь сделать его более сочным и выпуклым, т.е. голосовые партии должны максимально сливаться, здесь всё сделано с точностью до наоборот. Исполненные в унисон вокальные партии спеты идеально идентично, но максимально разнесены по каналам – чтобы не сливались .

Певица пояснила, зачем её это понадобилось:

«Этот трек дискомфортный, сложный, болезненный, но одновременно один из моих самых любимых»

Еще одна сочиненная и представленная ранее песня, которая отлично вписалась в альбом. А это случилось не со всеми новыми треками из тех, что были представлены на концертах последнего времени. Не вписалась в альбом песня «Good Bye», которая звучала на фестивале «Parus» и «Джозеф» на стихи Бродского.

Третья баллада под фортепиано, прозвучавшая предпоследней, уравновешивает альбом. В финале – еще один реверанс в сторону Пола Маккартни, применен его любимый приём, которым экс-битл пользуется регулярно: на два постоянно повторяющихся аккорда в гармонии накручиваются всё новые и новые короткие мотивы и вводные трезвучия, обеспечивая развитие при полном отсутствии мелодического материала.

Предпоследний и последний треки склеены в одну композицию через «шум толпы». Это тоже известный прием, позаимствованный на этот раз из альбома «Wish You Were Here» группы «Пинк Флойд».

Заключительный трек великолепно выполняет роль эпилога. Это легкая электронная картинка, словно полупрозрачный акварельный набросок. Художница-Земфира здесь представила еще один стиль, в котором никогда не работала – эмбиент.

«Снег идёт – ещё один очень личный трек. Мы торчали с Тёмой в пробках, купив собаку. Я нервничала и постоянно смотрела вверх, на светофоры. Шёл снег. Снег в моей жизни многое значит. И действительность, и метафора, и детство, и нечто очень красивое. В инструментальной части я пыталась с помощью звуков его визуализировать. Я давно хотела включить эту песню в альбом, но постоянно была не уверена. В какой-то момент я купила кучу музыкальных библиотек. Времени было много, и я позволила себе расслабиться.

Сделала весь трек сама. Идеальный конец».

Композиция «Снег идет» вновь рождает литературные аллюзии – на этот раз со знаменитой пьесой Ясмины Реза «Арт». В её финале на сцене остается лишь картина, содержание которой было причиной бурных драматических событий. Картина – это абсолютно белый холст. Но зритель, наконец, получает исчерпывающее объяснение её содержания:

«Под белыми облаками падает белый снег. Не видно ни белых облаков, ни снега. Ни холода, ни блеска земли. Одинокий лыжник скользит вниз – человек, пересекающий пространство и исчезающий в нем . Падает снег. Падает, пока человек не исчезнет и не обретет где-то там свою плоть».

Больше посмотреть, послушать и почитать о Земфире можно здесь .

Источник

Пять поворотов в судьбе Земфиры, после которых она замолчала

Лайф проследил историю взаимоотношений Земфиры с внешним миром, и она подсказывает, что отказ певицы от гастрольной деятельности — не неожиданность, не звёздная болезнь, а результат обретения внутренней свободы от постоянной публичности.

Фото: © РИА Новости/Евгения Новоженина

26 сентября в Екатеринбурге во время последнего российского концерта в рамках мирового турне «Маленький человек» Земфира объявила, что он станет последним в её карьере. Все ахнули, но фанаты были к этому готовы. То, что произошло сейчас, — лишь результат её планомерного многолетнего ухода от камер, прессы и постоянной шумихи вокруг себя. Желание полностью сменить вид творчества или пройти перезагрузку, а может, мимолётный порыв — что двигало Земфирой? Давайте разберёмся в решениях, которые принимала певица на протяжении 17 лет звёздной жизни.

Я сама. «Прости меня, моя любовь»

Когда в начале 1999 года Земфира впервые попала на радио (песни «Спид», «Ракеты» и «Ариведерчи») и позже выпустила свой первый клип, она была под крылом продюсера Леонида Бурлакова. Первого — и последнего. Тогда она была приветлива с журналистами — на первой своей пресс-конференции ей даже приходилось самой разогревать публику: «Чего это вы такие кислые и скучные? Давайте-ка я вам лучше что-нибудь спою». И запела а капелла.

Но всего через полгода она уже уходит от Бурлакова и «Мумий Тролля», с которыми записывала первый альбом, и заявляет, что второй будет готовить самостоятельно. Кроме того, её настолько обижало сравнение с Лагутенко, что перед записью пластинки «Прости меня, моя любовь» Земфира заявила:

Она решает оторваться не только от образа «Ильи Лагутенко в юбке», но и от советов продюсера, с которым наметились разногласия при записи первого альбома «Земфира». Бурлаков предлагал не включать в релиз «Синоптика», а Земфира не терпела какого-либо несогласия со своими решениями.

Одиночество как исцеление. «14 недель тишины»

В 2000-м Земфира ездит с турне в поддержку альбома «Прости меня, моя любовь», которое началось через три дня после выхода релиза, 1 апреля, с первого столичного сольника в Олимпийском. От многочисленных концертов она устаёт слишком сильно и, как признаётся в одном из интервью, оказывается на грани нервного срыва, после которого может и не вернуться на сцену. Для подготовки к написанию нового альбома она решает «уйти в тишину» на несколько месяцев. Она говорит, что альбом написан только благодаря тому, что она 14 недель пробыла в одиночестве:

— Мне просто необходимо было отдохнуть. Иначе со мной случилось бы что-нибудь нехорошее… Может, неправильно, что я в этом признаюсь, но последние три-четыре концерта я играла с ненавистью. Ненавидела песни, колонки, публику, себя. Я считала количество песен, оставшееся до конца концерта. Когда же всё это закончилось, я не выходила из дома два-три месяца, а просто тупо сидела в Интернете.

Ольга Белова, практический психолог:

Земфира явно интроверт — сосредоточена на своём внутреннем мире. Она постоянно об этом говорила, это читалось и в языке её тела и жестов. Из её выступлений и интервью видно, как часто она принимает закрытые позы, прикрываясь то стойкой микрофона, то складывая руки в замок, как бы защищая своё пространство. Она почти постоянно носит тёмные очки и прикрывает глаза длинной чёлкой. Помните зачёркнутые глаза в её первом клипе «Ариведерчи»? А монолог из фильма «Зелёный театр в Земфире» 2012 года, где она чётко описывает зону комфорта? Она всеми способами сообщает миру, что она не стремится к тесным контактам, оберегает себя, не просит помощи. «Не мешайте», — говорит она.

Земфиру часто и не без оснований относили к социопатам, поскольку все симптомы налицо, как говорится: она периодически проявляет агрессию, не склонна считаться с социальными нормами, а способность создавать устойчивые привязанности у певицы явно ограничена. Но любое из описанных проявлений может быть спровоцировано совершенно разными причинами. В конце концов, та же агрессия — это вариант защиты себя и близкого.

Не нужно прессы. «Вендетта» и «Спасибо»

В 2004-м Земфира не только записывает свой четвёртый студийный альбом «Вендетта», но и решается на необычный шаг, а именно, поступает на философский факультет МГУ. Проучилась она там всего полгода (потом рассказывала, что университет не оправдал её ожиданий и она заскучала), но все надолго запомнили этот её порыв.

Примерно в это же время охота Земфиры общаться с прессой сходит на нет, и она исчезает из постоянных новостей о музыке и шоу-бизнесе, которые отныне могут лишь довольствоваться новыми релизами и немногочисленными концертами: в 2006 году в поддержку «Вендетты», в 2007-м — к выходу «Спасибо».

Полный уход. Последний разговор перед молчанием

Летом 2012 года Земфира закрывает свой сайт, а по Сети расползается заявление о том, что она «прекращает общение с внешним миром».

И всё-таки буквально через несколько дней после этого заявления Земфира решается дать последнее на долгое время интервью изданию Colta, где она сетует на фанатов, которые вместо обсуждения творчества перетирают в социальных сетях её внешность и имидж:

За последние четыре года Земфира дала полноценное интервью лишь Владимиру Познеру на Первом канале.

Ольга Белова, практический психолог:

Вообще-то Земфира Талгатовна весьма публична. Несмотря на длительные перерывы, певица всё же находила в себе силы или потребность возвращаться в публичное поле. И это тоже можно по-разному толковать. Даже закрытие гастрольной деятельности ещё не говорит о новом витке затворничества.

Она довольно рано стала медийной и узнаваемой персоной и буквально в полевых условиях училась выстраивать границы, искать зону комфорта и создавать тот образ и те способы взаимодействия со СМИ, поклонниками и другими аудиториями, которые сохранили бы её от разрушения. Земфира постоянно шла вразрез с требованиями шоу-бизнеса, была скорее воинственным оппозиционером, бойцом. Успешным или нет, мы толком не знаем, но отстоять своё право на выбор собственного пути смогла.

Последний концерт

Тур «Маленький человек» в самом разгаре. 19 октября она прилетит с концертом в Гамбург, в другие города Германии, а затем отправится в Дубай, Лондон, Соединённые Штаты и Канаду. Завершится турне 22 ноября в Лос-Анджелесе.

Но для России не будет больше ни «Маленького человека», ни любых других турне. По крайней мере, таково её нынешнее решение, которое, по мнению её первого пиар-директора, может быть вовсе не окончательным.

Александр Кушнир, продюсер:

В отличие от 95% наших артистов Земфира концентрируется исключительно на творчестве, мыслях, источниках вдохновения. И может забить абсолютно на всю суету и светские тусовки. Очень давно человек ведёт достаточно маргинальный образ жизни. Или экономит энергию. В общем, мало с кем общается. Последнее её решение — уж точно не пиар. Конкурентов у неё нет. Я полагаю, что на многие вопросы она сама не знает ответа. Возможно, она услышала голос общественности, что последние альбомы не были суперпрорывными. Возможно, она хочет творчески перезагрузиться и поработать в новой ипостаси. Я помню, она говорила мне много лет назад: я тебя ещё удивлю, я выпущу электронный альбом.

Если поиграть в Копперфильда и поугадывать будущее, чего я не люблю делать, то можно предположить, что это поворот тумблера на 180 градусов и изменение либо стиля, либо авторской манеры. Если говорить о музыке. Была бы кайфовая интрига, если бы речь шла о том, что человек больше не хочет заниматься музыкой, а хочет уйти в кино, живопись. Но у неё быстрая смена настроения, и не факт, что какое-то настроение продлится хотя бы месяц-другой. Но если найдутся смельчаки, которые будут говорить: «По моим прогнозам», — это всё туфта. Какие у ветра могут быть прогнозы? Какие у молнии могут быть настроения?

Источник

Оцените статью