Какая гитара лучше для джаза

Эстрадно-джазовая гитара: выбор инструмента для обучения

Термин «эстрадно-джазовая гитара» означает собирательный образ, который объединяет в себе типы гитар, на которых исполняется эстрадно-джазовая музыка.

Для использования в учебных целях можно выделить три типа гитар, на которых чаще всего такая музыка исполняется:

  1. Эстрадная акустическая гитара или электроакустическая гитара. Чаще всего используется в стилях: джаз, блюз, кантри, рок, популярная музыка.
  2. Полуакустическая (джазовая) гитара. Чаще применяется в джазе, блюзе, музыке соул, фанке.
  3. Цельнокорпусная электрогитара. Используется во многих музыкальных стилях: джаз, блюз, кантри, рок, латина, соул, фанк, популярная музыка и т.д.

Давайте ознакомимся с этими инструментами подробнее, но сначала стоит особо упомянуть классическую гитару.

Классическая гитара

Классическая гитара — акустический инструмент, который производит звук посредством вибрации корпуса (резонатора). Такой инструмент не требуют применения звукоусиливающей аппаратуры, но может использоваться и с ней.

Классическая гитара — строгий, консервативный инструмент, предназначенный главным образом для исполнения классической музыки. Все ее характеристики давно выверены временем и оптимально подходят для игры пальцами обеих рук.

Важными элементами конструкции классической гитары являются – классическая форма корпуса, сравнительно широкий гриф, крепление грифа к корпусу на уровне двенадцатого лада и использование нейлоновых струн. На этой гитаре звуки извлекаются пальцами.


Рис. 1. Классическая гитара.

За время существования классической гитары сложилась стройная школа обучения игре на этом инструменте, включающая в себя богатый и разнообразный учебный репертуар.

Немало выдающихся гитаристов исполняли джаз и эстрадную музыку на классической гитаре. Это, несомненно, обогатило современную музыкальную культуру и подняло джазовое гитарное исполнительство на высочайший уровень, но в силу звуковых и конструктивных особенностей, по моему мнению, нет оснований считать классическую гитару эстрадно-джазовым инструментом.

Ее глуховатый звук не вписывается в звуковую палитру джаза и эстрадной музыки, хотя и может использоваться в качестве дополнительной краски. К тому же классическая гитара не вполне сочетается с современным музыкальным оборудованием. Но отдельные элементы техники классического гитариста могут пригодиться эстрадно-джазовым исполнителям, желающим использовать пальцевый способ звукоизвлечения.

Эстрадная акустическая гитара

В производстве эстрадной акустической гитары не существует строгих норм и правил. Гриф ее более узкий, чем у классической гитары часто крепится к корпусу на уровне четырнадцатого лада. На этом инструменте используют металлические струны, которые позволяют извлекать мощный, насыщенный и яркий звук; играют пальцами или медиатором. Для того чтобы медиатор не царапал поверхность корпуса, на нем рядом с розеткой есть специальная защитная пластинка каплевидной формы – пикгард (защита от медиатора).

Часто акустические гитары оснащаются вырезом в корпусе (катавеем – от англ. “cutaway”). Он делает доступными для пальцев последние лады грифа. Гитары данного типа чаще всего используются в стилях кантри, фолк, блюз, рок, бардовская музыка. Они идеальны для аккомпанемента и игры боем, но также используются и для соло-партий. Единственным минусом такой гитары является недостаточная громкость в сочетании с другими электроинструментами эстрадно-джазового ансамбля.


Рис. 2. Эстрадная акустическая гитара.

Эстрадная электроакустическая гитара

Электроакустическая гитара — это что-то среднее между акустической гитарой и электрогитарой. Она имеет акустический корпус, но наличие звукоснимателей и эквалайзера (темброблока) приближает её к электрогитаре.


Рис. 3. Эстрадная электроакустическая гитара.

Джазовая гитара

В полуакустической (джазовой) гитаре впервые стали применяться магнитные звукосниматели и темброблок. Эта гитара имеет полый корпус с f-образными отверстиями. За счет этого звук джазовой гитары усиливается, даже без использования звукоснимателей, и приобретает характерный джазово-блюзовый оттенок. Этот инструмент часто используется для исполнения джаза, блюза, рокабилли и даже рока. Играют на нем как пальцами, так и медиатором.


Рис. 4. Джазовая гитара.

Электрогитара

Цельнокорпусная электрическая гитара предназначена для использования со звукоусиливающей аппаратурой. Она снабжена, металлическими струнами, звукоснимателями и темброблоком. Играют на ней в основном медиатором, но иногда и пальцами. Электрогитара обладает самой большей продолжительностью звучания отдельной ноты (сустейном) среди всех гитар.

Электрогитара используется в самых различных музыкальных стилях. С ней музыканты используют различные звуковые эффекты, реализованные в виде педалей и процессоров. Без подключения к звукоусиливающей аппаратуре этот инструмент звучит тихо, но этого вполне хватает для домашних занятий.


Рис. 5. Электрогитара.

Рекомендации

Для начинающих музыкантов подойдут гитарные модели торговых марок: Fender, Gibson, Ibanez, Yamaha. Гитары этих марок имеют классический, оригинальный, узнаваемый звук. Я советую своим ученикам приобретать Fender Stratocaster или его реплики — «печатки», как говорят музыканты. Эти недорогие копии оригинальных моделей китайского, индонезийского производства имеют конструкцию и подобие звука оригинала. Такие инструменты вполне подойдут для занятий юного музыканта.

Начинающий гитарист в соответствии со своими музыкальными предпочтениями может выбрать любой из вышеперечисленных инструментов. Но при этом следует прислушаться к рекомендациям педагога, у которого он планирует заниматься. Только специалист может посвятить ученика и его родителей во все тонкости предстоящего процесса обучения и исполнения соответствующего репертуара. В любом случае при выборе инструмента необходимо понимать, что выбор инструмента влечет за собой выбор исполнительской техники и исполнения музыки определенных стилей.

Мой опыт преподавания подсказывает, что электрогитара является самым оптимальным выбором для начинающего эстрадно-джазового гитариста. Имея в своем арсенале электрогитару и комбо усилитель со встроенными гитарными эффектами, начинающий музыкант сможет освоить технический комплекс эстрадно-джазового гитариста, узнать, что такое хороший гитарный звук, исполнять музыку практически в любом музыкальном стиле.

Если желающему научиться игре на гитаре 6-7 лет, то рекомендуется начать обучение на гитаре меньшего размера — ¾, классической или электрогитаре. Их небольшой корпус, вес, мягкие струны, щадящие их неокрепшие пальцы, как нельзя лучше подойдут для начальных занятий. На данном этапе, в зависимости от инструмента, индивидуальных особенностей и желания юного музыканта, можно играть пальцами или медиатором.

Источники:

  1. Секреты гитарного звука/ [Текст] С. В. Арзуманов. – М.: Издатель Смолин К. О., 2003, 208 с. ил.
  2. Методика обучения игре на эстрадно-джазовой гитаре в ДШИ и ДМШ/ [Ноты, текст]: И. Б. Петров. – г. Энгельс, 2006, 64 с.

Ваши комментарии, отзывы и поддержка помогут сделать этот сайт лучше. )

Источник

Прогрессивная техника >Гитара в джазе

Приветствую всех читателей Гитаршколы. Мы продолжаем курс прогрессивной техники игры на гитаре. И так как мы затронули эволюцию гитарного исполнительского мышления, хотелось бы поведать Вам, какую роль гитара получила в джазе.

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления — джаз.

Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях — блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место- будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз.

Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и рок-музыки. Постараюсь в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.

1 Интонирование в блюзах выходит за пределы равномерно-темперированного строя. Некоторые звуковысотные элементы блюзового лада, по-видимому, относятся к более ранней музыкальной системе, которую вывезенные из Африки негры, отчасти сохранили в своём творчестве.

Быть может поэтому некоторые блюзовые гитарные приёмы так напоминают технику игры на индийском ситаре, музыкальный язык которого относится к древнейшим формам. Пытаясь выразить свои чувства в музыкальных образах, негры интуитивно находили исполнительские приёмы, которые могли отражать их состояние души.

Однако нельзя отрицать, что в какой то мере происходил и обратный процесс, т.е. влияние европейской народной гитарной школы на формирование североамериканского музыкального (зыка.

2 Блюзовое ритмическое мышление основано на своеобразной синкопированной пульсации. Этот ритмический базис стал фактически атрибутом всех направлений и стилей джаз, рок-музыки. Африканские ганцы, первобытные религиозные обряды остались в подсознании американских негров в виде особого чувства ритма, которое в различных формах, отразилось при игре на европейских музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре.

3 Ещё одним неотъемлемым элементом блюза является его импровизационная форма, которая также своими корнями уходит в глубокую древность. Импровизация присуща практически всем народным музыкальным жанрам (фламенко, восточной музыке, цыганской и т.д.).

В блюзе импровизация стала той движущей силой, которая способствовала развитию ладово-гармонических музыкальных форм и исполнительско-технического мастерства. С ростом инструментального исполнительского уровня, музыканты, стремясь отойти от стандартных импровизационных фраз, постепенно расширяли гармоническую и ритмическую основы.

Менее чем за 3/4 века, гармония в джазе прошла путь от основных 3-х аккордов, до атональной ладовой системы. И хотя современная джазовая импровизация является профессиональным музыкальным элементом, требующим теоретической подготовки и высокого технического мастерства, в ней всегда присутствует фундаментальная основа блюзовой лексики.

Таким образом в блюзе выработались специфические приёмы игры на гитаре, которые получили дальнейшее развитие в последующих стилях: в джазе и роке.

Хотелось бы ещё кратко остановиться на наиболее распространённых джазовых направлениях, которые заметным образом повлияли на развитие гитарного исполнительства.

Традиционный джаз

В диксилендах гитара или банджо несли в основном аккордово-ритмическую функцию. Так как банджоисты (и гитаристы) играли в основном в бемольных тональностях, аккомпанируя духовым инструментам, то постепенно стали оформляться «джазовые» аппликатуры аккордов, отличающиеся от классических.

Существенно развилась аккордовая техника благодаря использованию обращённых форм, для разнообразия и своеобразного голосоведения коротких аккордовых соло. Чуть позже, в чикагском стиле, гитаристы стали использовать некоторые замены аккордов, усложняя гармонию.

Гитаристы чикагского джаза, в частности — Э. Лэнг, создали тот джазовый стиль игры медиатором, который в будущем стал преобладающим.

Период свинга

На рубеже 30-х годов в джазовой музыке начали появляться элементы, ставшие впоследствии характерными для нового стиля — свинга, в период которого произошли изменения в судьбе гитары, а именно, — появление электрогитары. Значение этого события в истории трудно переоценить.

Изобретение электрогитары явилось импульсом к возникновению новых гитарных школ и направлений. С этого периода начинается новая система отсчёта в эволюции гитарного исполнительского мышления.

Основоположниками электрогитарной школы игры стали два выдающихся гитариста: Ч. Кристиан и Дж. Рейнхард, которые своим творчеством показали огромные возможности, по существу, нового инструмента.

Гитаристы периода свинга, помимо технической школы, существенно развили и гармоническое, импровизационное мышление, в полном объёме ввели в гитарную лексику классическую джазовую фразировку, послужившей основой в последующих стилях, в современном джазе.

Современный джаз

Естественное стремление музыкантов выйти за рамки привычных стилевых штампов, постепенно привело к появлению новых направлений и стилей джаза (би-боп, хард-боп, прогрессив, кул, босса нова, модальный джаз и др). Все эти стили объединены под общим термином — современный джаз.

Усложнение гармонии, ритма, поиск новых ладотональных отношений привели джазовую музыку к высшей стадии развития. Если для того чтобы играть на гитаре блюз или ранний джаз достаточно было знать «несколько аккордов и импровизационных фраз», то современные стили требовали высокого мастерства владения инструментом, а также знание законов гармонии и теории импровизации.

Именно в период современного джаза, с конца 40-х годов по настоящее время, гитарное исполнительство достигло той зрелости, при котором стало возможным исполнение законченных сольных произведений. Выдающийся гитарист Дж. Пасс первым в истории джазовой гитары записал всю пластинку без сопровождения других инструментов, тем самым довёл исполнительские возможности электрогитары до уровня классической гитары.

Вполне естественно, что современный джаз, ставший профессиональным жанром, постепенно становился недоступен для восприятия основной массе рядовых, непосвящённых слушателей. Как раз в этот период стали возникать ансамбли, которые играли музыку в очень простой форме старых блюзов, но используя современные (по тем временам) электронные инструменты. Именно эти ансамбли стали основоположниками новой музыкальной культуры — рок-музыки.

Но о рок-музыке я расскажу Вам на следующем занятии.

Замечательная, подробная статья! Давно интересуюсь истоками и становлением джаз-рока. Почерпнула кое-что для себя.

Добавьте пожалуйста больше простых джазовых уроков на гитаре)

Интересный материал. Основы джаза необходимо знать каждому джазовому гитаристу и музыканту.

Источник

Оцените статью