Интервью
      Автор: guitar.ru       Дата публикации: 30 июня 2003 г. |
Аркадий Стародуб — яркий, самобытный гитарист-виртуоз, уже известен нашим постоянным посетителям как один из победителей конкурса «ГИТАРИСТ-2000» (композиция ПОПУРРИ). Жюри конкурса дало самую высокую оценку Аркадию и было приятно удивлено его техникой игры на гитаре и оригинальностью музыкального мышления. Итак, Аркадий Стародуб (гитарист группы Юрия Антонова) с удовольствием отвечает на заданные ему вопросы.
Насколько состоявшейся в нашей стране вы считаете инструментальную гитарную музыку? Сейчас в поиске качественного гитарного «инструментала» приходится по крупинкам собирать информацию о таких гитаристах, как Фирсов, Литкин, Пластинкин и др. И в то же время нет острого дефицита в западных именах (Сатриани, Мур, Бэккер. ). (MegaHans)
Аркадий Стародуб: Я думаю, что та гитарная музыка, которая написана у нас, в основном ориентирована на гитарную аудиторию. С продаж этих альбомов музыканты денег заработать не могут. И все же те, кому это удается сделать, часто сами занимаются оформлением, полиграфией и т.п. То есть, помимо музыки, на их плечи сваливается ноша, связанная с выпуском их альбомов, вплоть до реализации тиража.
А такая «реализация» часто заканчивается тем, что эти компакт-диски просто дарятся всем друзьям и знакомым. Я думаю, в России много музыкантов просто не в состоянии в одиночку осилить все этапы выпуска альбома, какая-то поддержка со стороны все же должна быть… У нас же большинство музыкантов, чтобы прокормить себя, банально работают на износ – в различных составах, преподавая, и творчество часто уходит на второй план. Поэтому и записей не много.
Как долго вы работаете у Юрия Антонова и как вы попали к нему в группу? (Евгений)
Аркадий Стародуб: До Юрия Антонова я работал у нескольких певиц поп-жанра, и как-то мне позвонил приятель, сказал, что Юрию нужен гитарист, и предложил прослушаться. Я взял кассету я его записями, выучил материал, прослушался… А позже мне позвонили и сказали, что я принят на работу. И вот я уже седьмой год у него.
Участие в группе Юрия Антонова это хобби или нечто иное? (Михаил)
Аркадий Стародуб: Даже не знаю. Когда приходишь первый раз работать в коллектив, который тебе импонирует, то думаешь, что это работа. Но как выясняется, сессионная работа в любом коллективе, даже в самом интересном (на тот момент), это тоже своего рода рутина, связанная со сложностями. А позже я понял, что перебои с работой – обычное дело. В то время я еще не был москвичем, и нужно было как-то обеспечивать себя, снимать квартиру. Поэтому волей-неволей приходилось заниматься еще и другим делом, в моем случае – продажей музыкальных инструментов. И постепенно это стало моей второй работой.
Насколько удовлетворяет работа в подобного рода ансамблях, где вроде бы и уровень свой показать сложновато для слушателя? (Михаил)
Аркадий Стародуб: К сожалению, нас не спрашивают, удовлетворяет ли нас работа. Наша функция заключается в том, чтобы аккомпанировать, а сольная игра — это примерно 3% от того, что мы играем. Ну а если все же надо сочинять соло, то блестнуть редко удается. Да и глупо было бы в песне, где поет, к примеру, женский, «тоненький» вокал, играть роковое «фирменное» соло, которое будет врываться, как тайфун и ломать их ангельское пение и ауру, которую потом ни один психиатор не соберет. Но работа в группе в любом случае тоже полезна. Из нее можно вынести что-то для себя. Например, немного денег.
Бытует мнение, что трагедия российских виртуозов в том и заключается, что их исполнительский уровень выше уровня проектов, в которых они участвуют. Планируете ли вы создать «Аркадий Стародуб Бэнд» и последовать примеру таких музыкантов как Игорь Бойко? (О.Д.)
Аркадий Стародуб: По поводу своей группы — чуть позже. Если наберу материал, то для начала попробуем его записать.
Как вы относитесь к современной эстраде и возможно ли пробиться молодым командам? Ведь все уже заполнено «попсой», и «живая» музыка не ценится так, как раньше. (Андрей)
Аркадий Стародуб: Нашу эстраду я почти не слушаю, а командам, безусловно, непросто. На ту «кухню» попасть тяжело по причине того, что туда с одним талантом не войдешь, нужны громадные средства и безграничные связи на телевидении и радио. Даже если повезет, и будет двигатель, который все это будет толкать, то все равно на каком-то этапе определенные люди из шоу-бизнеса попытаются наложить свою лапу и будут требовать дань с будущих гастролей этой группы, если, дай Бог, ей удастся выбиться вперед.
Аркадий, как вы относитесь к творчеству гитаристов, которые не делают упор на ослепительную технику игры (например, Марк Нопфлер)? (Антон)
Аркадий Стародуб: Нопфлер — замечательный музыкант, с удивительным вкусом. Он здорово мыслит и играет, у него удивительный звук и фразировка. Я, в общем-то, не зацикливаюсь на мастерстве каких-то конкретных музыкантов или гитаристов, в любом стиле полно своих героев. Главное, чтобы музыка от этого не страдала, а быстро играть или медленно, это дело десятое. У «фирмачей» важно иметь свое лицо и свой стиль игры, который должен быть не похож на других, который отличает их друг от друга. Они этим занимаются всю жизнь, и им есть, чем гордиться. Тем более, настоящих титанов, которые продвинули гитарную игру, оказывается не так и много, и все их прекрасно знают.
Имеете ли вы музыкальное образование, или вы гитарист-самоучка? (Слава)
Аркадий Стародуб: Нет, специального образования нет. Единственное, что было — это музыкальная школа по фортепиано. Гитарой я увлекся, когда брат пришел из армии, и я попросил его показать мне что-нибудь из армейского репертуара. Тогда все и началось.
Сколько времени вы уделяете занятиям? (Тихон)
Аркадий Стародуб: Сейчас немного, думаю, часа 2-3 в день. Я вообще считаю, что должна быть система в занятиях, так как многие занимаются на гитаре, но не все знают, как правильно организовать это время.
Что для вас в музыке было самым трудным (имеется в виду исполнителькая техника)? (Renaissance)
Аркадий Стародуб: Вопрос с техникой надо решать сразу, чтобы потом, во время творчества, не тратить много времени на разучивание. Поскольку переменный штрих — самая точная техника (обе руки задействованы в процессе), то мне, в первую очередь, пришлось с ней много возиться. Далее надо учиться соединять все эти гаммы, арпеджио и фразы в предложения, а предложения — в абзацы, а абзац — в текст, чтобы по ходу игры прослеживался смысл того, что вы хотите донести до слушателя.
Я раньше сильно перегружал свою игру, и трудным оказалось выкидывать лишние ноты. Иногда вовремя взятая пауза круче звучит, чем частокол нот. Ну а хорошее вибрато, флажолеты, бэнды, интонирование, — все это краска, которой можно умело украсить вашу игру. Я, например, одно время неважно играл медленные мелодии по причине плохого вибрато.
Ну а если брать в расчет тот стиль, в котором я пытаюсь безуспешно играть сейчас, то мне нравится соединять различные техники воедино. Я считаю, что здесь все средства хороши, но только надо проверять, работают ли эти технические «фишки» в нормальных темпах. Ведь иногда бывает, что придумал соло, и кажется неплохо, но начинаешь разучивать и играть под минус — и что-то не идет, не клеится. А позже выясняется, что надо менять штрихи в правой руке, где-то добавлять пул-хамеры, убирать грязь. Вот так, примерно, у меня происходит процесс записывания соло.
Как вы относитесь к джаз-року? (Денис)
Аркадий Стародуб: Конечно, нравится. Я бы хотел продвинуться в более интеллектуальной игре, она более зрелая.
Можно ли услышать вас где-нибудь в Питере «вживую»? (Денис)
Аркадий Стародуб: Я там бываю редко, так как живу в Москве.
Заниматесь ли вы преподавательской деятельностью? (Денис)
Аркадий Стародуб: Предложения поступают. Но думаю, что это не совсем мое. Я могу поделиться опытом, и мое окружение это знает. Главное, чтобы было время и желание. А преподавать — это должно быть желание к этому. К тому же у меня есть другая работа, и когда выдается свободное время, я сам стараюсь что-то новенькое посмотреть, разобрать. И мне кажется, что музыке нельзя научить, — я и сам не прочь поучиться.
Какие гитаристы или композиторы особо на вас повлияли с точки зрения гитарного мышления? (Денис)
Аркадий Стародуб: Их очень много, они известны, и каждый в различное время оказывал свое влияние. Со временем я понял, что меня интересует импровизация, свобода. Я люблю слушать инструментальную музыку. Сейчас мне больше нравится фьюжн. Это Brett Garsed, T.J.Helmerich, Greg Howe, Scotty Mishoe, Shaun Lane, Scott Henderson, Allan Holdsworth, но на самом деле их гораздо больше.
Играете ли вы джаз? (Jzl)
Аркадий Стародуб: Увы, нет.
Аркадий, кажется, у вас могла бы выйти неплохая видеошкола. Нет желания попробовать? (Леша)
Аркадий Стародуб: Это серьезное дело. Показывать трюки на гитаре на видео — это клево, но мне кажется, что должно быть что-то более интересное, большее, чем техника.
Что вы можете посоветовать начинающему музыканту для серьезного профессионального роста? (Инди)
Аркадий Стародуб: Тут много моментов. Думаю, на первом этапе должен быть человек (в роли преподавателя), который будет исправлять все вопросы, касающиеся техники, постановки рук и звукоизвлечения. Параллельно нужно изучать и снимать тот материал, который больше всего нравится. Надо много слушать и играть под барабаны, учиться импровизировать. Все необходимо делать одновременно, не зацикливаясь на одном исполнителе, а изучать других, заниматься гармонией.
Как и чем вы посоветуете заниматься, чтобы не зайти в тупик. Не зациклиться на технике. Как нужно формировать музыкальное мышление? (Артур)
Аркадий Стародуб: Думаю. надо пытаться играть то, чего раньше не играл. Я имею в виду другую музыку, другие стили. Также очень полезна работа в коллективе.
Не часто, но всё же случается так, что гитаристы, уделяющие много времени технике, рискуют повредить, например, свою левую руку. Аркадий, как очень техничный гитарист, что бы вы могли посоветовать для предотвращения таких проблем? (Сергей)
Аркадий Стародуб: Тут, наверное, я опять ничего нового не скажу. Рекомендую всегда разогреваться, никуда не торопиться. Если вы что-то разучиваете, то это надо делать постепенно, прибавляя темп. Форсирование темпа вседа приводит к зажатию, а руки должны в медленном темпе запомнить всю моторику движений. После этого игра происходит естественно, без напряжения. Заучивать надо без ошибок, и руки и мышцы начнут работать как бы в экономном режиме, они начнут правильно запоминать. Звук должен всегда контролироваться. Если в игре много секвенций с растяжками, то прежде, чем их разучивать, посмотрите — может, стоит их переложить в более удобном варианте, зачем городить огород и создавать проблемы.
Ведь те мышцы, которые участвуют в работе у нас, у гитаристов, это не бицепсы и трицепсы, а гораздо более мелкие мышцы. И их можно легко растянуть, либо «переиграть», и если у вас что-то очень долго не получается, нужно либо замедлить темп или вообще остановиться и посмотреть, как это работает в медленных темпах, и исправить ошибки. Кстати, калибр струн тоже немаловажный момент. Если вы только недавно взяли гитару в руки, или пальцы пока слабоваты, ставьте 0.0009 для начала, а там будет видно.
Как вы относитесь к отечественным мастеровым гитарам и серийным импортным? (Hellcrown)
Аркадий Стародуб: На серийных гитарах я проиграл не один год. В основном, это были «ибанезы» 500-й серии. Я считаю, что гитары в ценовой категории до 700 долларов (если они изначально исправны) абсолютно пригодны для работы и нормального роста, во всяком случае в начале творческого пути. А потом, когда вы подрастете и в игре, и в звуке, то вы уже сами начнете понимать, что вам нужно, какой звук, какая гитара, из какого дерева, и незаметно для себя сами начнете разбираться, появится опыт. И вполне естественно, что наступит момент, когда вам захочется большего. А из своего опыта могу сказать, что на более дорогих гитарах, как правило, играть легче. На них все грамотно и качественно сделано, и материалы лучше, чем на «серийках», поэтому и игра на них другая.
А мастеровые гитары — это очень больной вопрос, и я закрыл его давно. Я уважаю труд всех отечественных мастеров, их руки, а также умение помочь в случае каких-то небольших проблем с инструментом. Но, к сожаленю, мастера бывают разные. Встречались и такие, у которых было явно гипертрофированное мнение о себе, возведенное в энную степень, которое просто зашкаливало. И когда я слушал их, то временами казалось, что это не просто люди, а боги, которых сюда занесло чисто случайно, по ошибке. А тексты, которые они «прогоняли» и которыми сотрясали воздух, чаще всего проявлялись в никчемных советах, например, как надо ставить струны. А малопонятные повествования и рассказы о том, каким должен быть срез дерева на корпусе, радиальный или тангенсальный, меня просто умиляли.
Попытка задурить наши головы малопонятными терминами не случайна, это делается намеренно и исключительно для того, чтобы отвлечь от главного — от конкретного дела. И если такие люди прямо с порого начинают подобную песню, бегите оттуда, так как толку не будет.
А изготовление и конструирование гитар — это серьезное дело, и я считаю, что вышеуказанный путь никуда не ведет, вы потратите лучшие годы на поиски звука, подбор звукоснимателей, ежедневные экскурсии за свой счет от мастера к дому и обратно, помотаете себе нервы, потратите последние деньги. А результат — топтание на месте, и навсегда непродаваемый отечественный самопал, который тяжким бременем повиснет на ваших худеньких плечах.
Что вы можете сказать о электрогитаре «Урал»? (Пунканавт)
Аркадий Стародуб: Хорошая гитара. Когда-то в 13-14 лет у меня была такая. Короче, если есть желание завязать с музыкой, то лучше «Урала» не найти.
Аркадий, на каком оборудовании и на какой гитаре вы записывали конкурсную фонограмму «Попурри»? (Сергей)
Аркадий Стародуб: Собственно, оборудования было немного: гитара Ibanez J-custom c датчиками DiMarzio и H&K Tubeman, подключенный в разрыв лампового комбика Marshall. Запись была демо, поэтому не было времени долго возиться со звуком. За вечер была сделана запись. Кстати, насколько я знаю, на компакт-диске ГИТАРИСТ-2000 треть этой записи не вошла. Она длится более 6 минут. На тот момент у меня не было свежих идей, а в условиях конкурса оговаривалось, что фонограммы можно присылать любые, так как жюри будет оценивать уровень мастерства в том числе. Поэтому я ее и прислал. А так, композиция никакой смысловой нагрузки не несет. Поскольку это соло из разных вещей, соединенные последовательно.
Послушав предложенную запись («Попурри») действительно убедился, что Аркадий — серьёзный Мастер. Но вот сильный фон, проскакивающий в паузах, просто удивил. Откуда? Неужели у музыканта такого класса плохое оборудование? (Lecha)
Аркадий Стародуб: Да, фон на записи есть. Дело в том, что гитарное оборудование в студии ловит различные наводки, большей частью на дисторшне. И дело не в качестве оборудования, просто у нас от этого никуда не деться в 90% ситуаций. Даже на концерте фона часто не бывает вообще, а вот в студии мониторы, рэковые стойки, тонны кабелей плюс наша «совковая» сеть дает сумасшедший фон. На многих студиях вообще нет сетевых фильтров, которые обеспечили бы минимум наводок, поэтому прописывать гитару в студии бывает проблематично. Фон, как правило, потом вырезают. С noise gate я не работаю, так как они «кастрируют» звук.
О какой гитаре вы мечтаете? Есть ли у вас нереализованные мечты связанные с каким-то определенным инструментом? (Игнат)
Аркадий Стародуб: У меня есть несколько гитар, они все Custom, звук везде разный, все фирменные — либо японские, либо американские. А в данный момент я жду гитару, которую для меня делает ESP. Это будет Custom shop, я жду ее уже больше полугода. Она вся с моими спецификациями — дерево, датчики, форма и радиус грифа. Фирма Аваллон является инициатором этой идеи, и я им благодарен заэто. И думаю, я останусь доволен ею, так как качество гитар ESP не вызывает сомнений.
Здравствуйте, Аркадий. Честно говоря, я просто обалдел, когда услышал «Попурри». И не я один. Просто ураган! На фото у вас гитара с кленовой накладкой — это ваше предпочтение, или просто один из инструментов? (Михаил)
Аркадий Стародуб: Эта гитара — одна из моих самых любимых. Та самая Ibanez J-custom Art-1. Как я говорил, она с датчиками DiMarzio, и у нее кленовый гриф, очень тонкий, 17 мм на первом ладу. Кленовый гриф — это совсем другая окраска звука, другая динамика, другие ощущения. Вообще, на этой гитаре необычный звук, есть в нем что-то резиново-пружинистое. Вид у нее может показаться припопсованным, но звук зрелый, формула дерева такая же, как и на гитаре Music Man Van Halen. Она у меня зарегистрирована под номером 1. Их выпущено всего 24 штуки.
Пробовали ли вы экспериментировать с цельнокорпусными семиструнными гитарами, и ваше мнение о семиструнных гитарах в целом как об относительно новой тенденции в гитарной музыке? (Андрей)
Аркадий Стародуб: У «семиструнок» большой, «жирный» звук, это «взрослые» гитары. У меня есть сейчас одна, с hard tail-ом, сквозная. Они звучат глубже, чем шестиструнные гитары. Я сначала думал, что дело в седьмой струне, но оказалось, что это не совсем так, их звук другой. Есть идея записать ее в одной песне. Попробую, а там поглядим.
Аркадий, ваше отношение к гитарам фирмы Ibanez? На каких моделях приходилось играть? Какие предпочтения? (Андрей)
Аркадий Стародуб: Я перепробовал всю линейку Ibanez с 24-мя ладами, всю «подписную» серию. Ibanez — хорошие гитары. И мы их возили еще до A.T.Trade первыми. Как-то раз один из моих клиентов купил у меня новый белый RG-550 и принес его в A.T.Trade (Саша Ландышев, все его знают). Он побежал к начальству с этой гитарой, показывать. А через год Ibanez официально появился в A.T.Trade. Вот так, хотите верьте, хотите — нет. А из всех Ibanez мне больше всего нравится JPM-100.
Как продвигается ваш бизнес? (Макс)
Аркадий Стародуб: Собственно, это больше даже любимое дело, чем бизнес, так как спрос на недешевые гитары мал, и продаж не так много. А мне всегда нравилось привозить и заниматься гитарами, которых мало, либо нет. И всегда интересно попробовать что-то новенькое.
Источник