Что за зверь такой Испанская Гитара?
Предлагаю отвлечься и почитать (смею надеяться как автор) хорошую статью про испанскую гитару. Опубликована она в журнале «Место встречи» (http://issuu.com/mestovstrechi/docs/mv10)
Испанская гитара (guitarra española) – акустический инструмент с шестью струнами и 19 ладами, она же классическая гитара. Хотя, последнее не совсем верно: не всякая испанская гитара классическая. Но оставим сухие цифры и термины!
Испанская гитара — один из самых известных в мире и, пожалуй, самых загадочных инструментов. Мы точно не знаем, ни откуда она пришла в Испанию, ни когда начала использоваться в музыке фламенко, которую сегодня без гитары представить невозможно.
В поисках корней
Точно назвать предка современной испанской гитары не возьмется никто. Похожие на гитару струнные инструменты были в Древнем Египте, Вавилоне и в Царстве хеттов в Малой Азии. По самой распространенной версии, гитара «выросла» из древнегреческой кифары . Правда, принесли ее на испанские земли не греки, а римляне.
Кифару можно назвать прощальным подарком Римской Империи, чьи бесчисленные войска завоевали Пиренейский полуостров еще в III – I веках до нашей эры. Кифара обосновалась на полуострове около 400 года нашей эры, в том же веке на смену владычеству Рима пришло королевство варварского народа вестготов.
По другой версии, гитарой испанцы обязаны арабам-мусульманам (они же мавры, moros), которые вторглись на европейский континент из Африки в VIII веке н.э. Арабский вариант сомнителен, так как в Испании XIV века было аж два инструмента под названием гитара: мавританская гитара и латинская. И последняя, вероятно, потомок кифары, внешне куда больше напоминала современные гитары: задняя стенка (дека) у нее тоже была плоской, а в верхней деке (передней стенке) было одно резонаторное отверстие. У мавританской гитары резонаторных отверстий было несколько, а овальным корпусом и выпуклой задней декой она скорее походила на лютню или мандолину.
Некоторые специалисты, кстати, считают ветвями фамильного древа гитары популярные в средневековой Европе лютню (испанцы называли ее laúd) и виуэлу (родственницу виолы). На самом деле лауд, виуэла и гитара не родня. Просто названия их устоялись не сразу, и в Средние века и Эпоху возрождения одним и тем же словом называли то один инструмент, то другой.
Дорога перемен
Первое упоминание об испанской гитаре относится к XVI веку. Внешне этот инструмент мало напоминал современную гитару, ведь вместо шести одинарных у него было пять сдвоенных струн. Существовали в то время и гитары с шестью парами струн, часто у гитар были три парных струны и одна одиночная (итого семь струн) или четыре парных,
одна одиночная (всего девять).
Первые гитары с шестью одинарными струнами появились на рубеже XVIII – XIX веков. В те годы над конструкцией гитар колдовало немало мастеров в Испании и других странах Европы, но подлинную революцию совершил один, испанец Антонио Торрес Хурадо (1817-1892).
Дело мастера
Все современные испанские гитары, по сути, вариации гитар Торреса, созданных более 150 лет назад. Торрес придумал привычный нам корпус в форме восьмерки, «розетку» — резонаторное отверстие, и нашел оптимальное соотношение гитарных «пружин» (деревянных реек, которые крепятся с внутренней стороны на верхнюю и нижнюю деки).
Создание лучших испанских гитар и поныне остается делом мастеров. Хотя в Испании есть известные механизированные производства, выросшие из маленьких семейных предприятий, профессиональные гитаристы предпочитают инструменты, изготовленные по старинке, вручную. Ведь ни одна машина не способна услышать и почувствовать инструмент, как может сведущий и любящий свое дело человек. Правда, позволить себе такую гитару может не каждый — стоимость мастерового инструмента исчисляется иногда десятками тысяч евро.
Раз родина самого известного музыкального направления Испании, фламенко, Андалусия, то лучшие гитары продают там? Ничуть. Хорошую испанскую гитару можно найти, например, в Мадриде или в Валенсии, где расположены крупные древесные склады и, хотя бы поэтому, много мастеров, хороших и разных.
Как отличить близнецов?
Энциклопедии и словари утверждают, что испанская гитара и гитара классическая понятия идентичные, но это не совсем так. Современная классическая гитара (инструмент, созданный для исполнения классической музыки) действительно родом из Испании, но у нее есть сестра-близнец, гитара фламенко. Неискушенный глаз одну от другой сходу не отличит, но есть детали, которые помогут распознать близняшек, даже если Вы не музыкант.
Разница, разумеется, в звучании. Есть такое понятие « плато », это время, в течение которого звук не затухает после того, как вы ударили по струне. У гитар фламенко плато короткое: аккорд «выстреливает» и дальше звучит тише, тише. Именно за счет этого слышны те характерные переливы, по которым самый неискушенный слушатель безошибочно узнает испанскую музыку. У классической гитары плато длиннее, струна звучит долго, и фламенковые переливы на ней сольются в какофонию.
Классическая гитара богаче сестры по частотным характеристикам, ей лучше удаются низы. Конек гитары фламенко средние частоты, и звук у нее слегка гнусавый, такой, что слышен через любой шум. Потому гитара фламенко идеальна для аккомпанемента певцам и танцорам, а классическую гитару байлаор (танцор фламенко) просто «затопчет». У гитар фламенко зазор между струнами и грифом меньше, чем у классических. Это тоже нужно для звучания: струны во время игры ударяются о гриф и дребезжат, щелкают. Для фламенко – самое то, а исполнению классики на гитаре только мешает.
Поставив рядом две гитары, вы заметите, что у классики верхняя дека чуть толще, чем у гитары фламенко. Нужно это для более глубокого, нутряного звука классической гитары. Гитара фламенко, в отличие от сестры, экстраверт – звучит более «поверхностно». Наконец, на верхнюю деку гитары фламенко, как правило, крепится специальная пластина- гольпеадор (golpeador, от слова golpe – удар), защищающая дерево от повреждений. Гитаристы фламенко используют особый прием (собственно, он называется гольпе): удар по деке средним и/или безымянным пальцами правой руки. Для гитары без гольпеадора такое обращение чревато не то, что царапинами, за несколько месяцев сквозную дыру пробить можно!
Черно-белое кино
В зависимости от того, из какой древесины сделана испанская гитара, выделяют два типа инструментов: гитара бланка (guitarra blanca – белая гитара) и негра (negra — черная). У типичной бланки весь корпус, кроме верхней деки, из кипариса. Светлое дерево придает гитарному звуку резкость и ту самую фламенковую гнусавость.
Гитара негра из темных пород дерева, чаще из разных сортов палисандра, у нее более глубокий, классический звук. Верхнюю деку в обоих случаях делают из ели или из кедра, хотя кедровые деки ставят в основном на «черные» гитары. Разумеется, палисандром, кедром и елкой производители гитар не ограничиваются, но эти три дерева, как говорится, классика жанра.
Испанские мотивы
Сами испанцы под словами «испанская гитара» понимают не только тип инструмента, но и музыку, стиль исполнения. Не в последнюю очередь, речь идет как раз о фламенко. Во фламенко существуют особые приемы игры, благодаря которым и возникают под пальцами гитариста легко узнаваемые чарующие переливы звука. Их много, но основных два: расгеадо (rasgueado), быстро чередующиеся удары пальцев по струнам, гитарист при этом использует внешнюю сторону ногтя, и альсапуа (alzapua), своеобразная имитация игры медиатором, где в роли медиатора — большой палец правой руки.
Любопытно, что, хотя понятия испанская гитара и фламенко сегодня друг от друга неотделимы, гитара пришла во фламенко не сразу. Самым первым аккомпанементом танцу, скорее всего, были просто хлопки в ладоши, пальмас (palmas, от слова palma – ладонь).
Удар об воду
Как выбрать хор ошую испанскую гитару? Главное решить, какую музыку вы будете на ней играть. Для фламенко ищите светлую гитару с гольпеадором – 90% попадете в точку. Но если душа лежит к произведениям классических композиторов, нужен инструмент темного дерева.
Струны на испанской гитаре бывают только синтетические, и никогда – стальные (три верхние басовые струны имеют оплётку из металлической проволоки, но основа у них синтетическая). Для любителей экзотики есть струны из кишок животных. Не слишком долговечно, дорого, но зато дает аутентичное звучание: средневековые трубадуры или гитаристы времен Торреса играли только на таких.
И немного о хранении инструмента. Дерево, из которого сделана гитара, материал живой: при высокой относительной влажности набухает, при низкой отдает влагу и усыхает. Беда в том, что декам сжиматься не дают боковины гитары, обечайки . Усыхающее дерево напрягается, натягивается, и гитара начинает хуже звучать. Дека от натяжения часто
трескается, вид инструмента портится, зато дерево расслабляется, и к гитаре может вернуться прежняя сладкозвучность.
Говорят, что цыгане, учитывая эту особенность материала, новую гитару разбивали о гладь реки или озера, так, чтоб пошли трещины. Колесили они немало, климат меняли часто, вот и придумали «профилактику». Если собираетесь везти купленную в Испании гитару в Россию, перепадов влажности не избежать, но колотить инструмент почем зря не стоит. Лучше купите увлажнитель воздуха. .
Источник
Какая испанская гитара самая лучшая
Сами знаете что произойдёт, купи вы эту гитару. Вы будете играть Музыку. Сразу! Без всякого самообмана- «сначала купим косонькую на авито, а потом, если пойдёт…». Даже ковыряя пальцем новичка, остановиться, «бросить» не хватит духа. Ни у кого не хватит. Вам стоит провести по её струнам, если выбираете первую классическую гитару. Пойдёт! Не было по-другому. Вам стоит купить эту гитару при любых обстоятельствах, кроме исключительных ) Будем рады.
Испания! Роскошный вариант как для школы и для консерватории, так и для души 🙂 Топ из массива ели, задняя дека и обечайки — красное дерево: самая универсальная комбинация, которая отлично покажет себя при любом звукоизвлечении.В двух словах: хотите, чтоб «пошло» и заниматься было в кайф — берите 😉
Роскошная чистокровная испанка очень серьезного (хоть и ученического) уровня. Верхняя дека тут из массива ели, звучит собрано, плотно и громко! Если выбираете отличную гитару для поздних классов муз. школы/начальных курсов консерватории — подойдет! Особенно для школы. Гитары такого уровня сами провоцирую играть, поэтому и называем — «ученическая» 🙂
Гитара знаменитого в классическом мире лютье Висенте Каррильо, Куэнка, Испания. На гитарах мастера играл Paco De Lucia и стоят они обычно 6-10 000€. Чудом нам удалось убедить мастера сделать серию доступных инструментов с топом из массива, и вот на фото именно она, Granadillo — с верхней декой из массива кедра, и гранадилло (никарагуанское розовое дерево) на обечайке и задней деке. Гриф традиционно для испанцев- цедер, накладка из эбони (чёрное дерево). Обязательно проведите по струнам гитар Vicente Carrillo, когда придёте в наши магазины.
Источник
Гитары Perez. Испанская классика
Хотите освоить классическую гитару? Или давно на ней играете?
В любом случае вы уже поняли (или поймете): дешевый и доступный вариант хорош лишь на первые месяцы. А потом все равно потянет на солидный и качественный инструмент. Либо он у вас уже есть. А если еще нет, но Новый год хочется начать именно с ним?
Не важно, что вы играете. Песни под гитару, фламенко. Или вы в душе – рок-гитарист, но включаете раз за разом коронные акустические номера Стива Хау, Алекса Лайфсона или Стива Стивенса? Если солидность, красивое звучание и качество – не пустые слова, Perez Guitars – ваша марка.
История и технология
Классическая гитара – инструмент с многовековой историей. Особенно в такой стране, как Испания.
Гитары Perez производят в Валенсии на легендарной фабрике Alhambra. В наши дни на фабрике Alhambra выпускаются 35000 гитар в год – половина классических испанских гитар. Гитары производятся под 4 марками: Alhambra, Perez, Cuenca и Almansa. Среди них Perez, названный в честь легендарного мастера Хуана Переса – самый верхний, дорогой бренд. Даже самые простые гитары – начиная с Perez 600 – считаются полупрофессиональными. Топ-модели оцениваются 150000 до 300000р., и это более, чем оправданно.
Perez и Alhambra – не из тех музыкальных компаний, у которых сменяют друг друга PR-акции и общение с прессой (хоть и представлены на Musikmesse и других выставках). Это проверенная консервативная компания. Здесь за себя говорят сами гитары, качество и проверенная технология испанской ручной сборки, и лучшие материалы со всех концов Земли.
История фабрики началась стараниями нескольких молодых людей в консервативной Испании под властью Франсиско Франко, в которой в загоне был рок, но не национальные традиции. В начале 60-х Мартинес Клавель из городка Муро-де-Алькой Франсиско озадачился созданием серии инструментов на основе старой гитары одного из членов семьи. С этой целью он объединил усилия с владельцами предприятия по обработке древесины по имени Рикардо Льоренс и Хосе Мария Вилаплана (который и сейчас руководит рабочим процессом на фабрике).
Инструменты, созданные на основе старой гитары, стали пользоваться спросом. На предприятии появилось 20 сотрудников, а старых помещений стало не хватать для производства. В 1965 году бизнес по производству гитар был оформлен в новую компанию Manufacturas Alhambra, S.A. c шестью учредителями. Среди них уже не было Клавеля – он предпочел продать долю и выйти из игры.
Производство гитар на фабрике – отлаженный десятилетиями технологический процесс. Все гитары – начиная от простых моделей – начиная от простых моделей – делают вручную, с верхней декой из цельного куска древесины.
Весь цикл производства, от начала до конца – сосредоточен в Испании. Это не только традиция. В Испании умеренно сухой климат, небольшие колебания влажности воздуха. Это идеальные условия для хранения и обработки древесины, из которой делают гитары. Прежде, чем попасть в руки мастера, дерево, собранное со всех концов мира, годами сушится на складе.
А потом оно постепенно обретает очертания гитары. От мастеров Alhambra требуется немалое терпение: для каждого процесса нужно свое время. Время нужно и для постижения секретов мастерства. Мастера на фабрике работают долго, многие проводят на ней всю трудовую карьеру.
Не забывают на фабрике и об экологии: древесные отходы прессуются в брикеты, которые идут на отопление.
Модели
Вот некоторые модели гитар Perez, от простых до высшего уровня. Все гитары – с верхней декой из цельного массива древесины. Ее материалы могут быть разными, что отражено в названии: как правило, Cedar – из кедра, или Spruce – из ели. Мензура стандартная – 650 мм.
Модель начального уровня. Хотя и она стоит своих 20 000 рублей. Звук – глубокий, тонкий – и сложно представить, что можно лучше, пока не послушаешь топ-модели Perez. Материалы: верхняя дека – из массива кедра, нижняя дека, обечайка и гриф – из красного дерева, накладка – индийский палисандр.
Есть и версия с вырезом и пьезодатчиком: Perez CW600.
Perez 610
Последующие модели, начиная с 610, делают в нескольких версиях, названных по материалу верхней деки. Perez 610 Cedar – из кедра.
Это уже серьезная электроакустическая модель с пьезодатчиком, темброблоком и вырезом для доступа к последним ладам. Подойдет взыскательному гитаристу, которому нужны оттенки звучания одного и того же инструмента – особенно на записи в студии. По словам гитариста Анатолия Семочкина, который предпочитает Perez 630 E1 Cedar, ель усиливает особенности длинных ногтей, а кедр – компенсирует. Сделать это еще легче, если можно покрутить ручки и настроить нужный звук. Стоимость такого инструмента – около 57 000 рублей; в подержанной версии, в неидеальном состоянии на распродаже, можно найти за 40 000.
Perez 650 Cutaway Thin Body
Электроакустическая модель с вырезом, тонким корпусом, пьезодатчиком и темброблоком. Верхняя дека из цельного кедрового массива, обечайка и нижняя дека – из индийского красного дерева, гриф из махагони.
Хороший выбор для рокера с акустической гитарой.
Электроакустическая модель высшей пробы.
Материалы: верхняя дека – из цельного канадского кедра. Нижняя дека и обечайки—из цельного массива индийского палисандра. Усиленный кедровый гриф с накладкой из черного дерева. Пьезодатчики на корпусе. Золоченые колки.
Стоимость – около 75 000 рублей.
Вот отзыв французского гитариста, который нам удалось найти в Сети:
«Это Испания, и это слышно. Не Китай. Не могу выделить 650, потому что много пробовал электроакустический 690, и это бомба. Все Пересы классно звучат, богато и очень глубоко. Я играл на Granados, модель 15444Е. Классное соотношение цены и качества. 1445 евро за 690 — это дороже, но это единственная модель, которая сделана полностью из массива палисандра. И гриф из кедра.
Звук убийственный. Перес превосходит все. Yamaha, Takamine. Я пробовал разные усилители. Takamine через лампу — неплохо. Но в Perez – нечто иное.»
Это уже топ-уровень, стоимость – 170 000 рублей. В отличие от более простых моделей, из цельного массива дерева у нее сделана не только верхняя дека, но и все остальное – нижняя дека и обечайка. В варианте Perez 711 Spruce: верхняя дека – из массива немецкой ели, корпус – из индийского палисандра, накладка – из черного дерева. По статусу – позолоченная фурнитура и кейс в комплекте.
Но есть еще круче.
А это – высший уровень! Для самого тонкого уха, для самых взыскательных музыкантов.
Стоимость – более 300 000 рублей. Материалы: верхняя дека – из массива красного кедра, корпус – из массива индийского палисандра, гриф – из кедра, накладка – из черного дерева. Позолоченная фурнитура. Кейс в комплекте.
Заключение
Классические гитары Perez – это качество, здоровый консерватизм и вековые устои. Это идеальные инструменты, чтобы освоить классичеcкую гитару и играть номера Андреса Сеговии и Пако де Лусии. Но если вы – убежденный рок-гитарист, никто не мешает помедитировать за материалом с третьего альбома Led Zeppelin, а то и погнаться за “Spanish Fly” Эдди Ван Халена. Что бы вы ни играли, на такой гитаре классика любого жанра обрастет новыми красками.
Источник