Что за зверь такой Испанская Гитара?
Предлагаю отвлечься и почитать (смею надеяться как автор) хорошую статью про испанскую гитару. Опубликована она в журнале «Место встречи» (http://issuu.com/mestovstrechi/docs/mv10)
Испанская гитара (guitarra española) – акустический инструмент с шестью струнами и 19 ладами, она же классическая гитара. Хотя, последнее не совсем верно: не всякая испанская гитара классическая. Но оставим сухие цифры и термины!
Испанская гитара — один из самых известных в мире и, пожалуй, самых загадочных инструментов. Мы точно не знаем, ни откуда она пришла в Испанию, ни когда начала использоваться в музыке фламенко, которую сегодня без гитары представить невозможно.
В поисках корней
Точно назвать предка современной испанской гитары не возьмется никто. Похожие на гитару струнные инструменты были в Древнем Египте, Вавилоне и в Царстве хеттов в Малой Азии. По самой распространенной версии, гитара «выросла» из древнегреческой кифары . Правда, принесли ее на испанские земли не греки, а римляне.
Кифару можно назвать прощальным подарком Римской Империи, чьи бесчисленные войска завоевали Пиренейский полуостров еще в III – I веках до нашей эры. Кифара обосновалась на полуострове около 400 года нашей эры, в том же веке на смену владычеству Рима пришло королевство варварского народа вестготов.
По другой версии, гитарой испанцы обязаны арабам-мусульманам (они же мавры, moros), которые вторглись на европейский континент из Африки в VIII веке н.э. Арабский вариант сомнителен, так как в Испании XIV века было аж два инструмента под названием гитара: мавританская гитара и латинская. И последняя, вероятно, потомок кифары, внешне куда больше напоминала современные гитары: задняя стенка (дека) у нее тоже была плоской, а в верхней деке (передней стенке) было одно резонаторное отверстие. У мавританской гитары резонаторных отверстий было несколько, а овальным корпусом и выпуклой задней декой она скорее походила на лютню или мандолину.
Некоторые специалисты, кстати, считают ветвями фамильного древа гитары популярные в средневековой Европе лютню (испанцы называли ее laúd) и виуэлу (родственницу виолы). На самом деле лауд, виуэла и гитара не родня. Просто названия их устоялись не сразу, и в Средние века и Эпоху возрождения одним и тем же словом называли то один инструмент, то другой.
Дорога перемен
Первое упоминание об испанской гитаре относится к XVI веку. Внешне этот инструмент мало напоминал современную гитару, ведь вместо шести одинарных у него было пять сдвоенных струн. Существовали в то время и гитары с шестью парами струн, часто у гитар были три парных струны и одна одиночная (итого семь струн) или четыре парных,
одна одиночная (всего девять).
Первые гитары с шестью одинарными струнами появились на рубеже XVIII – XIX веков. В те годы над конструкцией гитар колдовало немало мастеров в Испании и других странах Европы, но подлинную революцию совершил один, испанец Антонио Торрес Хурадо (1817-1892).
Дело мастера
Все современные испанские гитары, по сути, вариации гитар Торреса, созданных более 150 лет назад. Торрес придумал привычный нам корпус в форме восьмерки, «розетку» — резонаторное отверстие, и нашел оптимальное соотношение гитарных «пружин» (деревянных реек, которые крепятся с внутренней стороны на верхнюю и нижнюю деки).
Создание лучших испанских гитар и поныне остается делом мастеров. Хотя в Испании есть известные механизированные производства, выросшие из маленьких семейных предприятий, профессиональные гитаристы предпочитают инструменты, изготовленные по старинке, вручную. Ведь ни одна машина не способна услышать и почувствовать инструмент, как может сведущий и любящий свое дело человек. Правда, позволить себе такую гитару может не каждый — стоимость мастерового инструмента исчисляется иногда десятками тысяч евро.
Раз родина самого известного музыкального направления Испании, фламенко, Андалусия, то лучшие гитары продают там? Ничуть. Хорошую испанскую гитару можно найти, например, в Мадриде или в Валенсии, где расположены крупные древесные склады и, хотя бы поэтому, много мастеров, хороших и разных.
Как отличить близнецов?
Энциклопедии и словари утверждают, что испанская гитара и гитара классическая понятия идентичные, но это не совсем так. Современная классическая гитара (инструмент, созданный для исполнения классической музыки) действительно родом из Испании, но у нее есть сестра-близнец, гитара фламенко. Неискушенный глаз одну от другой сходу не отличит, но есть детали, которые помогут распознать близняшек, даже если Вы не музыкант.
Разница, разумеется, в звучании. Есть такое понятие « плато », это время, в течение которого звук не затухает после того, как вы ударили по струне. У гитар фламенко плато короткое: аккорд «выстреливает» и дальше звучит тише, тише. Именно за счет этого слышны те характерные переливы, по которым самый неискушенный слушатель безошибочно узнает испанскую музыку. У классической гитары плато длиннее, струна звучит долго, и фламенковые переливы на ней сольются в какофонию.
Классическая гитара богаче сестры по частотным характеристикам, ей лучше удаются низы. Конек гитары фламенко средние частоты, и звук у нее слегка гнусавый, такой, что слышен через любой шум. Потому гитара фламенко идеальна для аккомпанемента певцам и танцорам, а классическую гитару байлаор (танцор фламенко) просто «затопчет». У гитар фламенко зазор между струнами и грифом меньше, чем у классических. Это тоже нужно для звучания: струны во время игры ударяются о гриф и дребезжат, щелкают. Для фламенко – самое то, а исполнению классики на гитаре только мешает.
Поставив рядом две гитары, вы заметите, что у классики верхняя дека чуть толще, чем у гитары фламенко. Нужно это для более глубокого, нутряного звука классической гитары. Гитара фламенко, в отличие от сестры, экстраверт – звучит более «поверхностно». Наконец, на верхнюю деку гитары фламенко, как правило, крепится специальная пластина- гольпеадор (golpeador, от слова golpe – удар), защищающая дерево от повреждений. Гитаристы фламенко используют особый прием (собственно, он называется гольпе): удар по деке средним и/или безымянным пальцами правой руки. Для гитары без гольпеадора такое обращение чревато не то, что царапинами, за несколько месяцев сквозную дыру пробить можно!
Черно-белое кино
В зависимости от того, из какой древесины сделана испанская гитара, выделяют два типа инструментов: гитара бланка (guitarra blanca – белая гитара) и негра (negra — черная). У типичной бланки весь корпус, кроме верхней деки, из кипариса. Светлое дерево придает гитарному звуку резкость и ту самую фламенковую гнусавость.
Гитара негра из темных пород дерева, чаще из разных сортов палисандра, у нее более глубокий, классический звук. Верхнюю деку в обоих случаях делают из ели или из кедра, хотя кедровые деки ставят в основном на «черные» гитары. Разумеется, палисандром, кедром и елкой производители гитар не ограничиваются, но эти три дерева, как говорится, классика жанра.
Испанские мотивы
Сами испанцы под словами «испанская гитара» понимают не только тип инструмента, но и музыку, стиль исполнения. Не в последнюю очередь, речь идет как раз о фламенко. Во фламенко существуют особые приемы игры, благодаря которым и возникают под пальцами гитариста легко узнаваемые чарующие переливы звука. Их много, но основных два: расгеадо (rasgueado), быстро чередующиеся удары пальцев по струнам, гитарист при этом использует внешнюю сторону ногтя, и альсапуа (alzapua), своеобразная имитация игры медиатором, где в роли медиатора — большой палец правой руки.
Любопытно, что, хотя понятия испанская гитара и фламенко сегодня друг от друга неотделимы, гитара пришла во фламенко не сразу. Самым первым аккомпанементом танцу, скорее всего, были просто хлопки в ладоши, пальмас (palmas, от слова palma – ладонь).
Удар об воду
Как выбрать хор ошую испанскую гитару? Главное решить, какую музыку вы будете на ней играть. Для фламенко ищите светлую гитару с гольпеадором – 90% попадете в точку. Но если душа лежит к произведениям классических композиторов, нужен инструмент темного дерева.
Струны на испанской гитаре бывают только синтетические, и никогда – стальные (три верхние басовые струны имеют оплётку из металлической проволоки, но основа у них синтетическая). Для любителей экзотики есть струны из кишок животных. Не слишком долговечно, дорого, но зато дает аутентичное звучание: средневековые трубадуры или гитаристы времен Торреса играли только на таких.
И немного о хранении инструмента. Дерево, из которого сделана гитара, материал живой: при высокой относительной влажности набухает, при низкой отдает влагу и усыхает. Беда в том, что декам сжиматься не дают боковины гитары, обечайки . Усыхающее дерево напрягается, натягивается, и гитара начинает хуже звучать. Дека от натяжения часто
трескается, вид инструмента портится, зато дерево расслабляется, и к гитаре может вернуться прежняя сладкозвучность.
Говорят, что цыгане, учитывая эту особенность материала, новую гитару разбивали о гладь реки или озера, так, чтоб пошли трещины. Колесили они немало, климат меняли часто, вот и придумали «профилактику». Если собираетесь везти купленную в Испании гитару в Россию, перепадов влажности не избежать, но колотить инструмент почем зря не стоит. Лучше купите увлажнитель воздуха. .
Источник
Испанские гитары Almansa. От новичка до профессионала.
«Классическая гитара – только Испания!» — многие профессиональные преподаватели скажут Вам именно так.
Мы решили поделиться с Вами полезными советами по выбору классической гитары, а также расскажем про одну из лучших испанских марок Almansa. Как выбрать классическую гитару? Как проверить гитару? – Именно на эти вопросы мы ответим в этой статье.
Guitarras Almansa основана в 1989 году профессиональными мастерами по производству Классической и Фламенко гитар. К проекту присоединилось огромное количество местных гитарных мастеров, которые прошли обучение под влиянием Мадридской школы.
Производство гитар Альманса находится в Муро-дель-Алькой (Аликанте, Испания). На этом же заводе также производятся известные марки, как Alhambra, Perez, Quenco, которые можно встретить в нашей стране.
Компания Almansa предлагает широкий модельный ряд, как для начинающих учеников, так и студентов консерваторий и профессиональных сценических исполнителей. Производство гитар Almansa славится своими традициями и широким распространением ручной работы, на каждой стадии производства.
Если Вы когда-нибудь задумывались о покупке подобного рода инструмента, у Вас вполне вероятно возникало огромное количество вопросов: «На самом деле производятся в Испании или по лицензии в Азии?», «Из чего делают эти гитары?», «Как они звучат?», «Насколько они надёжные» и многие другие вопросы.
В целом, нам удалось выявить как минимум 7 главных преимуществ испанских гитар Almansa перед любыми другими.
7 главных преимуществ испанских гитар Almansa
1. Отличное соотношение современных технологий и ручной работы.
По-прежнему большая часть работ производятся вручную и компания верна многим аутентичным и уже традиционным видам ручной работы, которые уже редко можно встретить у других производителей.
2. Выверенное сочетание пород дерева и тщательный отбор сырья.
Немаловажный факт, что древесина поставляется из мест её происхождения, где также проходит естественную сушку.
3. Верхняя дека гитары сделана из массива!
Гитары Almansa одна из немногих компаний, которая имеет линию гитар до 400$ с массивом верхней деки. В более дорогих моделях массив также используется и в корпусе гитары.
4. Гитары доводятся непосредственно на заводе и проходят тщательный контроль.
Инструменты перед отправкой проходят контроль качества, что позволяет получить клиенту инструмент, который не требует дополнительной доводки гитарным мастером.
5. Великолепные звуковые качества.
Разница в звуке от любой другой гитары будет слышна даже неподготовленному музыканту.
6. Надежная колковая механика и конструкция.
Отличное качество склейки подставки, грифа и корпуса. Гитары служат более 3-ёх лет без каких-либо нареканий от клиентов. Случаи возврата очень редки, примерно не более 3-ех на 100 гитар.
7. Производятся только в Испании.
Оригинальные инструменты Almansa производятся исключительно в Испании и не имеют лицензионных производств в других странах. Информацию об официальных поставщиков смотрите здесь
Перед покупкой любой классической гитары, также рекомендуем Вам обратить внимание на 5-ть простых, но очень полезных советов.
5 полезных советов при выборе классической гитары.
1. Доверяйте своим ушам, а не советам других. Помните, что у Вас своё восприятие звука, и что одно, и тоже звучание инструмента могут вызвать у 2-ух людей абсолютно разные эмоции.
2. Проверьте гитару на звукоизвлечение от 0 до 15 лада, а также звучание флажолетов (гармоник) на 5, 7 и 12 ладу. Или попросите это проделать консультанта. Звук должен быть чистым, без лишних дребезжаний.
3. Не уделяйте слишком много внимания породам дерева из которого сделана гитара, если Вы не основываетесь на конкретных звуковых характеристиках.
4. Почему нельзя экономить на Классической гитаре. Как правило, в более недорогих гитарах Вы можете заметить высокое расстояние струн над грифом или бедное, сухое звучание. Чаще всего это приводит к проблемам в обучении, а соответственно и падению Вашего интереса к освоению гитары.
5. Самое главное! Возьмите инструмент в руки – неважно умеете Вы играть или нет. Иначе Вы никогда не поймёте нравиться Вам инструмент или нет.
Породы дерева, которые используются в гитарах Almansa
Часто мы встречаемся с 2-мя понятиями, как ламинированное дерево (laminated) или массив дерева (solid).
Массив (solid) – это материал, состоящий полностью из одного цельного дерева, либо склеенный из кусков одного и того же дерева. Иногда Вы можете встретить технологию book matching wood (книга), когда разрезается цельный кусок древесины и склеивается между собой.
В гитарах, где используется Массив верхней деки можно увидеть своего рода пружины (или ребра жесткости), которые позволяют не деформироваться с течением времени под тяжестью натяжения струн, сохраняя резонансные свойства дерева.
Ламинированное дерево (laminated) – это материал, состоящий из большого количества кусков шпона (толщиной от 0,5 до 3 мм) склеенных между собой слоями и покрытых специальной пленкой для улучшения физических свойств. Также называется ЛДСП.
Ламинированное дерево чаще всего используют для обечаек и задней деки, так как материал легче поддается обработке и ему проще придать необходимую форму.
Породы дерева, которые встречаются в гитарах Almansa представлены в таблице ниже.
Название | Средний вес высушенной | Нагрузка на изгиб | Упругость | Прочность |
| 615 кг/М3 | 98,1 мПа | 9,92 гПа | 55 мПа |
| 640 кг/М3 | 91,0 мПа | 10,60 гПа | 49 мПа |
| 890 кг/М3 | 168,3 мПа | 18,41 гПа | 75,8 мПа |
| 830 кг/М3 | 114,4 мПа | 11,50 гПа | 59,7 мПа |
| 955 кг/М3 | 158,1 мПа | 16,89 гПа | 76,3 мПа |
| 425 кг/М3 | 70,0 мПа | 11,03 гПа | 38,2 мПа |
| 530 кг/М3 | 60,7 мПа | 6,07 гПа | 41,5 мПа |
Модельный ряд гитар Almansa в магазинах Guitarland
Гитары Almansa представлены в нескольких категориях, которые позволяют покупателю определится.
Класс Study. Гитары Almansa класса study (ученические) предназначены для учеников музыкальных училищ и школ. Именно в этой серии можно найти недорогие модели, которые подойдут для большинства начинающих гитаристов. Самое главное преимущество перед любыми другими бюджетными классическими гитарами других производителей – это, то что во всех этих моделях верх выполнен из массива. Применяется либо массива кедра либо массив германской ели.
Класс Conservatory. Гитары Almansa класса conservatory (консерватория), уже само название подсказывает нам, что речь идёт об инструменте профессионального уровня. В этих моделях используются более дорогие породы дерева, которые также проходят более длительную сушку.
Класс Flamenco. Данный класс гитар придется по вкусу исполнителем фламенко, эти гитары изготавливаются из более легких пород дерева, как сикомор и кипарис, что позволяет достичь более легкого звучания.
Класс Concert. Один из флагманских классов гитар Almansa. Корпус такой гитары, как правило тоже сделан из массива.
Как ухаживать за классической гитарой?
Наверное, Вы ждёте каких-то «умных» советов по протиранию грифа лимонным маслом или что-то в этом духе. На самом деле всё значительно проще есть всего 3 простые вещи, которые продлят жизнь любому инструменту.
1. Хранение в жестком кейсе, в крайнем случае в чехле (для классической гитары).
Если Вам часто приходится перевозить гитару или Вы постоянно даёте концерты и хотите, чтобы инструмент был под надежной защитой, то рекомендуем Вам обратить внимание на кейсы: Gator GC-CLASSIC или Gator GW-CLASSIC.
Для студентов и учеников рекомендуем Gator GL-CLASSIC. Он невероятно легкий и удобный, а также защитит гитару от поездок в общественном транспорте и от нашей суровой погоды!
2. Не оставляйте гитару с порванными струнами или неполным комплектом струн.
Если у Вас рвется струна, то Вам необходимо ослабить натяжение других струн, пока не поменяете на новые. Дело в том, что когда на гитаре не хватает 2-ух или 3-ех струн, натяжение на гриф становится неравномерным и за длительное время гриф может пойти «винтом».
Для гитар Almansa рекомендуем струны для классической гитары Savarez. Они сделаны из композитного материала, что позволяет им служить долго. Струны Savarez пользуются огромной популярностью у профессиональных исполнителей за их звучание и надежность.
3. Помните, что любая гитара не терпит любых температурных перепадов.
Избегайте обморожения гитары и никогда не держите её в открытом виде, если не играете.
И ещё немного о производстве Almansa…
Источник