Какая может поломка у пианино

Какая может поломка у пианино

Наряду с этим возникают и существуют дефекты чисто эксплуатационные, как результат ограниченной прочности конструк­ционных материалов, неправильного или неумелого обращения с механизмом. К ним относятся:

Поломки гаммерштилей — результат игры с динамической перегрузкой, когда древесина гаммерштилей стареет, теряет прочность или имеет резко выраженное перерезание волокон.
Поломки молоточковых кернов — тонкие керны молоточков старых пианино и роялей часто ломаются у основания фильцевой головки при сильных ударах по струнам или из-за неправильного извлечения механизма из корпуса рояля.
Расклейка гаммерштилей, молоточков, контрфенгеров, шпилерных капсюлей в механизме пианино и молоточков, задних стоек репетиционных фигур в механизме роялей — результат «голодной» склейки, т. е. соединений с чрезмерно малым количеством клея и последующей эксплуатацией сначала в помещении сыром, а затем с повышенной сухостью воздуха; проявляется в стуках и тресках при игре.
Расклейка фильца на молоточках — недоброкачественная приклейка, плохая (несквозная) пришивка сильно пружинящих концов фильца проволокой; как следствие — полный выход из строя узлов с отклеенным фильцем.
Поломки капсюлей шультерных, фигурных, демпферных — неосторожная или неумелая попытка исправлять механизм (сильное нажатие отверткой на тонкие щечки капсюлей приводит к их раскалыванию).
Поломки отростков рояльных шпилеров — результат плохого знания особенностей механизмов двойной репетиции.
Попытка снять клавиши с опорных штифтов клавиатурной рамы вызывает подъем фигур и поломку отростков шпилеров об ауслезерные пупки.
Раскалывание демпферных и ауслезерных пупок — неполное сверление пупок под нарезку винта приводит к тому, что подвин- чивание их при регулировке вызывает раскалывание по ходу волокон.
Поломка шпилерных, демпферных, шультерных пружин, фенгерных проволок, шлейфов — коррозия, сопровождающаяся образованием раковин в металле, а также усталость металла при динамических перегрузках переменного направления.
Западание от потери подвижности осей фигур, шпилеров, шультеров, демпферов — разбухание суконных втулочек в капсюлях от увлажнения, что создает заклинивание осей, прекращение движения деталей. Тот же дефект может произойти от образования окислов на латунных осях, которые образуют корочки на сукне. Есть еще одна причина, вызывающая заклинивание осей,— это низкое качество прядения капсюльного сукна, из которого в результате многократного вращения осей постепенно вытягиваются отдельные волоконца, наматывающиеся на оси и полностью их затормаживающие.
Растрескивание гаммербанков механизмов — результат плохого подбора древесины по слою, низкого ее механического качества. Этот дефект возникает также от чрезмерного завинчивания ослабших шурупов.
Срез головок шурупов и петель ауслезерных винтов при регулировочных работах — коррозия металла от сырости, отчего нарезная часть шурупов заклинивается в древесине.
Нарушение регулировки хода рычагов, стучание шпилеров о деревянное основание шультеров, молоточковых гаммерштилей о рулейстик, незаглушаемое полностью звучание струн — поражение фильца и суконных частей молью. Больше всего поражаются молью шультерные подушки, молоточковый польстер рулейстика, демпферный фильц и головки молотков. Глубокие повреждения молью суконных и фильцевых частей портят внешний вид механизма.
Выход из строя узлов — перетирание и обрыв истлевших бентиков и нитяных петель, соединяющих шультеры и шпилеры с пружинами.
Самовыдвигание латунных осей из капсюлей — неточное сверление отверстий для суконных втулочек в щечках капсюлей; оси идут не горизонтально, а с перекосом. В этом случае при длительной работе ось постепенно вывинчивается в сторону уклона и выходит из капсюля. При значительном выдвигании осей узлы выходят из строя: молоточки и шпилеры сбиваются на сторону, появляются стучащие призвуки. Кроме того, такие оси упираются в соседние фигуры, выводят их из строя и щечки капсюлей раскалываются.

Читайте также:  Всемилостивая владычица моя пресвятая госпожа всепречистая дева богородица ноты

Клавиатуру в основном изготовляют из древесины хвойных пород, так как рычаги клавиш должны быть очень легкими, обладать минимальной инерцией при быстрых движениях. Кроме того, хвойные породы, благодаря прямослойности и равномерности строения волокон меньше подвержены короблению, по сравнению с лиственными. Поэтому основной материал для клавиш — отборная древесина ели чисто тангенциальной распиловки. Но ель имеет невысокую сопротивляемость ударным нагрузкам, легко сминается от давления металлических предметов, раскалывается при вбивании штифтов, ввинчивании шурупов. Поэтому определенные части клавиатуры изготовляют из древесины твердых лиственных пород.

Для отделки клавиатуры применяют облицовочные материалы: слоновую кость, целлулоид, полистироловый пластик, суконные и фильцевые прокладки, металлические штифты, винты. Все эти материалы в процессе многих лет эксплуатации подвергаются износу, поломкам, выводящим клавиатуру из строя или резко ухудшающим игровые свойства всего механизма. Рассмотрим основные дефекты:

Поломка клавиш — возникает всегда посередине клавиш в ослабленном месте, где выбрано гнездо, обеспечивающее свобод­ное качание клавиши на опорном штифте; при сильных ударах гонкие стеночки клавиш по границам отверстия переламываются. Реже бывают переломы клавиш по слою древесины. Это случается в самых малых роялях при короткой клавиатуре и широкой распланировке струнной мензуры. Здесь клавиши басового и край­него дискантового регистров имеют настолько большой перегиб, что в них неизбежно возникает резко выраженное перерезание древесных волокон, ведущее к поломкам в самых слабых местах.
Выработка древесины донышек клавиш — постоянное давление мягкой еловой древесины клавиш на опорные штифты во время длительной работы механизма превращает круглые отверстия на выходе клавиши в овальные. Клавиши с таким износом донышек сдвигаются вдоль длины, точка упора пилота в фигурный выступ также непрерывно перемещается, что грубо нарушает основное условие нормальной работы — игра делается неточной, вязкой.
Отставание белых косточек и черных наклеек полутонов — результат пересыхания клеевой прослойки при резких переменах режимов хранения инструмента, переходе от влажного воздуха к высокой сухости центрального отопления.
Образование трещин на белых косточках клавиш — результат усадки или разбухания древесины, в то время, как наклейки в основном из галалита (казеина) и пластика полистирола, не обладая достаточной эластичностью, прочностью, разрываются.
Истирание до дерева суконных и кожаных прокладок в капсюлях — длительное трение о клавиатурные штифты сопровождается стуками, скрипами поперечной болтанкой во время работы.
Неровная посадка клавиш, стуки при игре — сильная выработка суконных шайб и польстера клавиатурной рамы в результате их повреждения молью.
Провертывание или раскалывание пилотных головок — плохая резьба на пилотной проволоке или мелкое сверление пилотных головок; при завинчивании древесина пилотных головок разрывается по направлению волокон.

Читайте также:  Все формы бас гитар

Легкое выдергивание опорных штифтов из вагебанка — пересыхание недостаточно выдержанной древесины клавиатурной рамы, дефект неприятный, так как клавиши теряют точно фиксированное положение, нарушается четкость работы механизма.

Источник

Ремонт и реставрация пианино

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Ремонт и реставрация пианино требуется, если инструмент потерял привлекательный вид вследствие возраста, частого использования или ненадлежащих условий хранения (помещение с повышенной влажностью и резкими температурными перепадами). Хотя восстановление антикварных фортепиано требует профессиональных навыков, некоторые проблемы можно решить самостоятельно способами, представленными ниже.

Как отремонтировать

В связи с длительной эксплуатацией на фортепиано возникают различные виды поломок.

  • Износ клавиш. В процессе использования середина косточек постепенно стирается, что приводит к потере блеска, образованию шероховатостей, углублений и дыр.
  • Расшатывание клавиш. В результате нарушается единство расстояния, что приводит к стуку при игре.
  • Загрязнение клавиатуры, приводящее к затрудненному движению клавиш, а также их заеданию.
  • Износ головок молотков, определяющийся увеличением глубины борозд сукна, войлока и кожи, составляющих гарнировку механики. В некоторых случаях требуется полная замена фетра и других тканевых элементов.
  • Отклеивание фильца на головках молотков, гарнировки, что затрудняет работу фортепианной механики.
  • Ржавчина на штифтах и пружинах. Помимо затрудненного движения, неисправность становится источником скрипа и писка.
  • Деформация и перекос деталей, что нарушает слаженность взаимодействия головок молоточков.
  • Поломка отдельных деталей и пружин.
  • Повреждения в результате жизнедеятельности моли, кожеедов, мышей и других вредителей.

Большинство неисправностей в механизмах устраняются по схожей схеме. Сначала разборка и осмотр повреждений. Если дефект небольшой его исправляют, при серьёзной поломке деталь меняется.

Работа с клавиатурой начинается с очистки от мусора. Затем необходима регулировка расстояния между клавишами, порой с помощью специальной линейки.

Электронное пианино отличается от акустического аналога механизмами звукоизвлечения. Поэтому здесь потребность в ремонте определяется другим перечнем неисправностей.

  • Самопроизвольное срабатывание звуковых сигналов, что чаще вызывается западанием. Но не мешает проверить процессор и генератор импульса.
  • Западание клавиши, связанное с поломкой механизма, возвращающего деталь в исходное положение. Здесь вопрос решается заменой клавиши.
  • Отсутствие звука от нажатия клавиши. Проверка неисправности начинается с тестирования блока питания и усилителя мощности. При отклонении напряжения от нормы больше 10% требуется диагностика соединительных разъёмов и самого блока питания.
  • Ошибки при переключении стиля, тембра и частоты звука. Они вызывают окисление контактов, проявляют себя при использовании инструмента на открытом воздухе или в помещении с повышенной влажностью.
  • Отсутствие сигналов при включении в сеть. Причиной неисправности может стать короткое замыкание из-за нестабильного сетевого напряжения, перегорание предохранителей или выход из строя блока питания.

Причинами неисправностей цифровых пианино называют некачественную сборку или неправильную эксплуатацию.

Практика показала, что ремонт чаще требуется полупрофессиональным моделям, используемым в быту.

Профессиональные синтезаторы рассчитаны на больший срок службы. Поэтому их детали выходят из строя реже.

Как правильно реставрировать

Для реставрации пианино своими руками потребуются инструменты для разборки, наждачная бумага (или шлифовальная машина), краски по дереву с кистями, морилка, грунтовка, полировка.

Работа проводится в несколько этапов.

  1. Сначала инструмент разбирается. Это необходимо, поскольку снижается вероятность повреждения механизма. А детали корпуса легче поддаются обработке. Чтобы исключить трудности при сборке, подвижные детали пианино собираются в пакеты или нумеруются бумажками.
  2. Теперь предстоит удалить старое покрытие черного цвета. Чтобы облегчить работу, рояльный лак смачивается ацетоном и закрывается полиэтиленом для полного растворения. Остатки состава снимаются шпателем. При работе с гравировками узора потребуется использовать больше ацетона, распределяя его по углублениям кисточкой. Для удаления лака здесь потребуется бамбуковая палочка.
  3. Открывшийся слой древесины нужно выровнять наждачной бумагой или шлифовальной машинкой. Затем потребуется избавиться от древесной пыли. Её можно убрать пылесосом или сдуть, а после протереть поверхность влажной тканью.
  4. Перед нанесением нового покрытия древесина проверяется на наличие крупных трещин. Их устраняют путем заполнения смесью из древесной стружки и лака.
  5. Теперь на древесину наносят морилку. Чтобы избежать тональных полос, состав наносится тончайшим слоем. После сушки процедура повторяется несколько раз. От количества слоёв морилки зависит глубина и насыщенность цвета, а также защищенность от неблагоприятных факторов.
  6. Сверху наносится несколько слоёв краски. Важно выбирать составы для мебели, а не стен или автомобилей. Допустимо использование матового или глянцевого состава.
  7. После просушки поверхность покрывается лаком. Для таких работ рекомендуется полиуретановый водостойкий лак, защищающий от механических повреждений. Состав по свойствам должен сочетаться с морилкой и краской, чтобы исключить химические реакции, портящие созданный образ. Чтобы инструмент выглядел достойно, после каждого нанесенного и высушенного слоя лака (всего 8-10) требуется полировка.

С завода большинство пианино и роялей выпускаются в черном цвете. При реставрации допускается отступить от канона, выбрав оттенок, соответствующий интерьеру помещения, где стоит инструмент.

Если пианино рассматривается не только как предмет интерьера, помимо восстановления корпуса, проходит проверка механической составляющей. Отслужившие детали меняются, сломанные элементы по возможности восстанавливаются, убираются посторонние скрипы, стуки и звон. После комплексного восстановления пианино акустические свойства не уступят аналогу, недавно сошедшему с конвейера. Недостатки будут заметны лишь при тщательном профессиональном осмотре. А взору хозяев и гостей предстанет ухоженный, бережно сохраненный инструмент с оттенком старины.

Полезные рекомендации

Люди, профессионально занимающиеся реставрацией инструментов, рекомендуют обратить внимание на ряд нюансов.

  • Оценить стоимость пианино. Восстановительные работы стоят дорого, поэтому важно предварительно оценить целесообразность работ. Реставрация показана инструменту возрастом до 30 лет, а также антиквариату с необычным дизайном. Определить год выпуска можно по серийному номеру, указанному на корпусе, а завод изготовитель по внешним элементам. При затруднениях стоит обратиться к профессиональному эксперту.
  • Осмотреть повреждения. Серьёзное поражение молью или личинками жука древоточца могут сделать восстановительные работы невозможными или дорогостоящими. Если цена реставрации превышает стоимость инструмента, лучше рассмотреть вариант замены.
  • Если пианино не оценивается в миллионы, и речь идёт о небольшом ремонте, его можно сделать своими руками. При восстановлении раритетного инструмента ошибки, допущенные новичком, часто имеют необратимые последствия. Поэтому здесь лучше доверить работу надежному мастеру.
  • Планируя перекраску инструмента под интерьер, стоит обратить внимание на используемые материалы. Краски, лаки и морилка должны соответствовать друг другу по качеству и свойствам. Тогда результат будет выглядеть достойно и естественно.
  • Объёмы реставрационных работ во многом определяются качеством ухода за инструментом. Так, пианино, стоящее в помещении с высокой влажностью и температурными перепадами, страдающее от моли, мышей и других вредителей, окажется в худшем состоянии, чем схожий по возрасту инструмент, который обслуживался должным образом.

Подведем итоги: ремонт и реставрация пианино – это процедуры, к которым прибегают, желая сохранить любимый инструмент. Музыкантов в большей степени интересуют акустические свойства, а также качество механической части.

Однако из внимания не упускается состояние древесины и корпуса. Поэтому предварительно нужно оценить состояние инструмента, масштабы и стоимость работы, возможность достичь нужного результата своими силами.

Как произвести реставрацию пианино своими руками, вы увидите в следующем видео.

Источник

Оцените статью