Какая нота была запрещена

Моцарт и Бетховен — символы «белой гегемонии»: Оксфорд отказывается от нот

Оксфордский университет принял близко к сердцу идеалы движения Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение») и в этой связи рассматривает планы по отказу от нотописи, музыкальной нотации и классической музыки в целом. Ноты в настоящее время считаются «слишком колониальными», в то время как Бетховен и Моцарт, а также современные музыкальные учебные программы — «соучаствующими превосходству белых».

Как пишет британская газета The Telegraph, аргументы против классической музыки, являющейся одним из величайших достижений западной цивилизации, возникли не только у «студентов-активистов», но и у «профессоров-активистов», которые утверждают, что изучение музыки в ее нынешнем виде ориентировано на «белую европейскую музыку рабовладельческого периода».

Изменения в преподавании музыки в одном из крупнейших вузов мира предлагаются для курсов бакалавриата, и цель их состоит в том, чтобы «деколонизировать» изучение музыки и избавить его от «белой гегемонии».

«Профессора-активисты», согласно источнику, утверждают, что преподавание нотной грамоты было бы «пощечиной» для студентов, потому что она «не избавилась от своей связи с колониальным прошлым».

Кроме того, требования вуза больше не будут предполагать обучение студентов-музыкантов игре на фортепиано или дирижированию оркестрами, потому что это тоже «структурно центрирует белую европейскую музыку». По словам преподавателей музыки в Оксфорде, чья работа состояла в том, чтобы преподавать «историю, размах, широту и практику музыки», это может вызвать «большие страдания у студентов-цветных».

Читайте также:  Creeping death metallica ноты

Даже то, как преподается музыка, жалуются эти профессора, является проблемой, потому что «подавляющее большинство преподавателей музыкальных техник — белые люди».

Проблема заключается в том, что, по мнению некоторых профессоров, «структура нашей учебной программы поддерживает превосходство белых». Об этом свидетельствует тот факт, что преподаватели, которые предлагают эти изменения, «почти все — белые». Эти «почти все белые» профессора обеспокоены тем, что они «дают привилегии белым музыкантам», хотя на практике они в настоящее время отдают предпочтение чему угодно, но только не им.

Теперь же они планируют ввести специальные темы, которые будут включать «Введение в социокультурные и исторические исследования» или «Африканская и африканская диаспорная музыка», «Глобальная музыка» и «Популярная музыка». Поэтому вместо изучения истории западной музыки, которая развивалась и менялась тысячи и тысячи лет, студенты будут изучать то, что происходит в музыке прямо сейчас.

Так, в учебную программу Оксфордского университета будет введена поп-музыка, и студенты смогут изучать 2021 год, записи удостоенной премии «Грэмми» поп-звезды Дуа Липы или артистов, требующих, чтобы Дональд Трамп прекратил использовать их песни». Ученые, предлагающие эти изменения, заявили, что это является их прямой реакцией на движение Black Lives Matter.

Дуа Липа. Иллюстрация: wowone.ru

Таким образом, оксфордские профессора берут на себя обязательство «искоренить белое превосходство в западной музыке и привнести элементы современной поп-музыки».

Впрочем, как пишет The Telegraph, в департаменте были некоторые возражения против этих изменений. Один профессор заметил, что тех, кто преподает музыку до XX века, «часто неявно обвиняют в том, что они занимаются исключительно музыкой „западной“ и „белой“». Однако западная музыка была давно развивающейся формой искусства, которая, как отмечает The Telegraph, полностью предшествовала трансатлантической работорговле.

«Музыка развивалась вместе с католической церковью и была связана с поклонением божественному», — аргументируют противники «толерантных» новаций.

Первая известная нотная запись была найдена на клинописной табличке из древнего Ирака, тогда известного как Вавилон. Этой табличке сейчас около 4 000 лет. Греки тоже пользовались нотной грамотой. В то время как менялись гаммы и метры, практика обмена музыкой в нотной форме, которая взяла начало, как и многие человеческие достижения, на Ближнем Востоке и распространилась по всей Европе.

Считается, продолжает издание, что нотопись была не изобретением, а эволюцией, подобно тому как письменность не застаивалась, когда впервые появилась на свет, а менялась по мере того, как менялись люди, которые ею пользовались.

Впрочем, судя по публикации, на возникшие у The Telegraph справедливые вопросы по поводу новации в Оксфордском университете решили дать уклончивый и общий ответ: «Музыка была частью жизни Оксфорда более 800 лет. Здесь работает около 30 преподавателей, из которых 15 регулярно читают лекции — ученые с выдающейся репутацией музыковедов, исполнителей или композиторов» и далее в этом духе.

Если Оксфорд больше не желает или не в состоянии поддерживать эту 800-летнюю историю музыкальной науки в западной традиции, то неясно, кто это будет делать, — с озабоченностью констатирует автор статьи.

Источник

Ноты — это теперь тоже «расизм»: В Оксфорде нашли угнетение меньшинств в классической музыке

В Оксфорде объявили нотную грамоту расистской. Композиторы классической музыки также были объявлены «расистами» и «колониалистами».

В Оксфордском университете объявили нотную грамоту и классическую музыку расистскими. Ноты были объявлены «слишком колониальными», а композиторы Бетховен и Моцарт — соучастниками продвижения белого превосходства. Об этом пишет британская газета The Telegraph.

Сообщается, что за отмену нотной грамоты и классической музыки выступают не только «студенты-активисты», но и «профессора-активисты». Они заявляют, что преподавание музыки в нынешнем виде слишком ориентировано на «белую европейскую музыку рабовладельческого периода».

В связи с этим один из крупнейших вузов мира собирается «деколонизировать» изучение музыки и избавить его от «белой гегемонии». Для этого планируется внести изменения в курсы для бакалавриата.

Также в Оксфорде собираются перестать преподавать игру на фортепиано и дирижирование оркестрами. Эти предметы обвинили в том, что они «структурно центрируют белую европейскую музыку».

Впрочем, вышедшая из-под контроля борьба с расизмом грозит затронуть и самих преподавателей музыки. Дело в том, что подавляющее их большинство являются белыми, а это в рамках новой парадигмы — очевидный признак «расизма».

Таким образом, оксфордские профессора берут на себя обязательство искоренить белое превосходство в западной музыке и привнести элементы современной поп-музыки,

Напомним, что на Западе борьба с расизмом вышла за все допустимые рамки. Так, недавно «расистской» была признана математика. Так уж вышло, что большинство известных математиков — белые. К тому же предмет ориентирован на получение единственного правильного ответа, что в нынешней западной культуре является табу.

Источник

Какая нота была запрещена

“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот? В этой статье мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Что было до того, как появились первые ноты

История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.

Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”. Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.

В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.

Как появились ноты: кто и где их придумал

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!

Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

Точки и линеечки: как появилась нотная запись

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Откуда произошли названия нот

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MI ra gestorum

FA muli tuorum,

SOL ve polluti

LA bii reatum,

S ancte I oannes.

Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?

Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.

В заключение

Вот мы с вами и познакомились поближе с основами языка музыки, поняли, откуда произошли названия нот. А также узнали, кто придумал ноты и удобный способ их записи, что принесло огромную пользу для музыкантов. Теперь, когда вы будете слышать или петь ноты, помните, что это не просто звуки, а зашифрованный гимн святого и покровителя певцов ㅡ Иоанна.

А в нашем проекте знакомство детей с нотками происходит в играх с нотной семейкой! Это моя авторская методика.

Прямо сейчас поиграйте с нотками в веселую игру про котят, которые спасли нотный домик от наглых мышей. Скачивайте музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят» по ссылке ниже. Время игры — всего 10 минут!

Автор проекта Мария Шаро

#13 Комментарии

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Спасибо, Мария! Нам ( читателям) очень интересно. Доступно! А главное, кажется, в памяти отложилось, не хочу сглазить.))
Встречалось мне еще такое толкование:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Mariya, blagodaru!
ochen’ zanimatel’naya informaciya! kak i vse vashi uroki smotrela s ogromnim interesom.

Источник

Происхождение названий нот

Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.

Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Дамаскину, покровителю церковного пения. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение.
Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна.

Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

Источник

Оцените статью