Какая нота появилась позже остальных

Музыкальная викторина
занимательные факты по музыке по теме

Скачать:

Вложение Размер
muzykalnaya__viktorina.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса

2.Какую музыку называют вокальной?

3.Как называются люди, создающие музыкальные произведения?

4.Сколько групп музыкальных инструментов существует?

5.Какая группа музыкальных инструментов возникла первой?

6.Самозвучащие инструменты – что это?

7.Как называется большой коллектив певцов?

9.Какое слово по-итальянски означает «труд», «сочинение»?

10.Как назывались две первые оперы?

11.Когда и где они были поставлены?

12.Что означает слово «оперетта»?

13.Что изобрел итальянский монах Гвидо д’Ареццо?

14.Как раньше называлась нота «до»?

15.Какая нота появилась позже остальных?

16.В каком веке в руках у дирижера появилась палочка?

17.Какая страна является родиной оперетты?

18.Что произошло 5 июля 1855 г. в парижском театре «Буфф-Паризьен»?

19.Как переводится с итальянского и французского языков слово «балет»?

20.Что является основой балета?

20.Что является основой балета?

21.Каковы «три кита» классического танца?

22.Мария Тальони, Карлотта Гризи, Анна Павлова – кто они?

23.Как в балете называются танцы двух, трех и четырех исполнителей?

24.С помощью какого инструмента можно проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка, виолончель?

25.Какой музыкальный инструмент является самым большим?

26.Часто о том, что сделано тихо, незаметно говорят: «под сурдинку». А какое отношение это имеет к музыке?

27.Четыре музыканта, играющих вместе – это … Что?

28.Как называется ансамбль из девяти человек?

29.Как называется небольшой переносной орган с механизированным звукоизвлечением?

30.Сколько струн у скрипки?

31.Ашуг – кто это?

32.Как название одной из хищных птиц связано с музыкальными инструментами?

33.Какой электромузыкальный инструмент был создан в России еще в 1920 г.?

34.Как назывались странствующие певцы-музыканты в средневековых Франции и Англии: барды, менестрели или мейстерзингеры?

35.Метр – это единица измерения длины. А что такое музыкальный метр?

36.Клавишные колокольчики – возможно ли это?

37.Кто создал такие великие оперы, как «Аида», «Риголетто», «Травиата» и др.?

38.Иногда струны на мандолине, гитаре и других подобных инструментах перебирают не пальцами, а … Чем?

39.Какая составная часть оперы и оперетты соответствует монологу в драматическом спектакле?

40.В какие тарелки не надо класть еду?

41.Кто создал величайший балет «Лебединое озеро»?

42.Амати, Гварнери, Страдивари – кто они?

43.Как называется музыкальное вступление к опере, балету, оперетте?

44.Какой жанр оркестровой музыки

45.Как переводится с греческого слово «симфония»?

47.Какой музыкальный жанр является древнейшим?

48.Что, по словам русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, является «самой существенной стороной музыки»?

49.Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил С.С. Прокофьев?

50.Тенор, баритон, бас, сопрано, альт, контральто – что это?

Источник

Как появились ноты

Нотная грамота, пожалуй, самая совершенная система, когда-либо созданная человеком. В мире существует множество языков, но есть лишь один, который их объединяет, потому что понятен с первого взгляда абсолютно любому и каждому, кто хоть немного с ним знаком. Он многогранен, сложен и в тоже время прост — это язык музыки.

Нотный стан, ноты, ключ, размер, тональность и ритм — вот фундаментальные его основы. И многие из нас даже не задумываются о том, как все это появилось: воспринимая это как данность, как вечное, как то, что было всегда.

Но, на самом деле ноты, появились сравнительно недавно — в начале XI века, благодаря стараниям итальянского монаха и учителя пения Гвидо д’ Ареццо (Гвидо Аретинский).

До этого же момента музыка переходила из уст в уста без записи, что не могло не сказаться на её искажении от первоначально придуманного варианта. Такой ход событий не устраивал ни композиторов, ни исполнителей, ни слушателей. И у разных народов появляются свои системы записи. В Древней Греции ноты обозначались буквами. Система нотной грамоты, включающая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры. Буквы и слоги греческого алфавита обозначали высоту звука и ритмический рисунок мелодии. В дальнейшем буквенную систему заменяют невмы. Но невмы передавали только направление мелодии, а точная высота звука не указывалась. Невмы состояли из графических значков: черточек, точек, запятых… На Руси также использовали невмы для записи религиозных песнопений. Правда, у нас такой способ записи носил иное название: крюковое или знаменное письмо.

Все это было далеко от совершенства, пока в 900-е года нашей эры не придумали горизонтальную черту красного цвета, которая по высоте звука означала ноту «f». Выше этой черты знаки означали, что нужно петь звуки выше, ниже — соответственно ниже. А некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну — для тона «c».

Революцию же в системе записи нот произвел, как писалось выше, теоретик музыкального искусства и блестящий музыкант Гвидо д’Ареццо: в Ареццо был монастырь, где Гвидо учил мальчиков церковному пению. Занятия всегда начинались с распевки. Распевкой служил «гимн святому Иоанну», его по праву можно назвать родоначальником современных нот. История гласит следующее:

Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь немного выше предыдущей. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте. Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли «читать» музыку с листа. Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков. Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку.

Названию нот, как вы уже догадались, послужили первые слоги каждой из строчек гимна:

«Ut queant laxisУТ
Resonare fibrisРЕ
Mira gestorumМИ
Famuli tuorumФА
Solve polutiСОЛЬ
Labrii reatumЛЯ
Sancte Iohans »

В будущем первую ноты УТ переименуют в ДО , потому что её легче было пропевать. Нота СИ также появится позднее в 1482 году, когда добавится последнее полустишие «Sancte Iohanne». Квадратные ноты будут заменены на круглые в силу того, что так записывать музыку от руки намного быстрее и удобнее, а в 13 веке в нотном стане появится пятая линейка.

К 16 веку нотное письмо приобрело свой законченный вид: появился ключ, знаки, ритмическое обозначение (длительность) ноты.

Благодаря стараниям и трудам Гвидо д’Ареццо музыка вышла из заточения церкви.

Сегодня мы с вами можем наслаждаться сочинениями великих композиторов. И звучат они так, как их задумывали (написали) авторы (композиторы), потому как сохранились в нотной записи — привычной для нас и не мыслимой никак иначе…

Подписывайтесь на мой канал, постараюсь вас не разочаровать!)

Источник

Кто придумал ноты — рассматриваем детально

У этого термина существуют и другие значения, см. Нота.

Запрос «Ноты» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.

История

До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.

Во времена зарождения нотной записи с помощью нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно ; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

Источник

Читайте также:  Как разбирать ноты для скрипки
Оцените статью