Какая нота следует за нотой ми

Какая нота следует за нотой ми

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Читайте также:  Пианино как сыграть крылатые качели

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).


Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки»

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
    Ответ:

Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

Как пишутся штили нот на нотном стане?
Ответ:

штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
Ответ:

субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

Буквенное обозначение ноты «си»?
Ответ:

Назовите расположение нот на нотном стане.

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.) >>

Тестовое занятие

Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

Источник

Нотный стан с нотами в картинках и подробным описанием

Вы узнаете, что такое нотный стан и для чего он нужен в музыке. Покажу, как использовать расположение нот при скрипичном и басовом ключе. Будет много примеров с картинками.

Музыкальный ключ

Традиционно музыка записывается с помощью системы из пяти линеек, называемых нотным станом или нотоносцем. Вы видите его на рисунке ниже.

Нотный стан

В самом начале нотоносца помещается так называемый музыкальный ключ. Он определяет звуковысотное значение нот, записанных на линейках и в промежутках между линейками нотного стана.

В основном применяют ключи двух видов:

Сейчас у нас на нотном стане изображен скрипичный ключ. А это нотный стан. Мы видим линейки и промежутки между ними. На них мы размещаем ноты.

Скрипичный ключ определяет какой ноте будет соответствовать та или иная линейка или промежуток.

Басовый ключ выглядит вот так. Он диктует свои правила размещения нот.

В прошлом уроке про ноты мы говорили о средней «С» (или до). Ноте, расположенной по середине фортепианного диапазона.

Так вот, скрипичный ключ применяют для инструментов, чей диапазон лежит выше этой средней «С». А басовый ключ применяют для инструментов, с диапазоном, лежащим ниже средней «С».

Для использования обоих ключей применяют так называемую фортепианную систему. Это два нотоносца, объединенных фигурной скобкой. Она называется акколада.

Обычно ее используют для записи партий фортепиано ввиду его широкого звукового диапазона. Одного ключа для фортепиано мало.

В общем, для объединения двух ключей используют такую скобку (акколаду). И это называется фортепианной системой.

Но вы используете только один скрипичный ключ если пишите ноты для инструмента высокого регистра. И один басовый ключ если пишите ноты для инструмента низкого регистра.

Нотный стан

Как уже говорил, нотный стан служит для записи музыки в систему из пяти линеек. Такой нотоносец отображает сразу два музыкальных аспекта. Это временной и высотный.

Время считывается по горизонтали. Оно может быть выражено с помощью нот и пауз. Вот эта жирная линия является паузой.

Паузы на нотоносце

То есть время считывается слева на право и определяется числом долей в такте.

Высота нот считывается по вертикали. Высокие ноты записываются на линейках и промежутках выше, чем низко звучащие.

То есть вы читаете партитуру слева на право, чтобы понять временной аспект музыки. А снизу в верх для определения высотной составляющей.

Нота может располагаться на любой линии или промежутках между ними. И при необходимости располагается даже за пределами нотного стана на добавочных линейках.

На рисунке ниже находится средняя нота «До». Традиционно ее еще называют нотой «До первой октавы» на нотном стане.

Средняя нот До

Она записывается между двумя нотоносцами на добавочной линии. Эта линия расширяет диапазон нотного стана.

Вот еще один пример добавочной линейки. Она расширяет диапазон нотоносца в сторону увеличения высоты.

Добавочные линии могут расширять диапазон как вверх, так и вниз. А также применяться в обоих ключах.

Ноты белых клавиш

Давайте посмотрим, как записываются ноты белых клавиш фортепиано на нотном стане.

Нотный стан с нотами для белых клавиш

На этом рисунке мы видим, что первые ноты начинаются с первой добавочной линейке. На ней расположена средняя «С» (нота До первой октавы). Ноты без диезев и бемолей называются натуральными.

Поэтому можно сказать так.

За натуральной «До» следует натуральная «Ре». Или после «C» идет «D». Это в том случае, если вам привычно западное обозначение нот на нотном стане.

Следующая нота «Ми» или «E». Далее «F» (Фа).

То есть они все расположены будто по ступенькам, последовательно заполняя линейки и промежутки.

После «Фа» идут «Соль», «Ля», «Си» и потом снова «До».

Ноты черных клавиш

Теперь давайте посмотрим на нотный стан с нотами и диезами.

Нотный стан и ноты для черных клавиш

По картинке видно, что сначала идет «До натуральное». Далее «До диез» записывается на той же линии, но со значком диеза перед нотой. Вот такая решетка (#) перед нотой обозначает диез.

Потом идет «Ре диез» (D#) на той же линии, что и «Ре», но со знаком #. Далее идет «Ми натуральное», «Фа диез», «Соль Диез», «Ля диез» и так далее.

Все эти ноты с диезами представляют черные клавиши фортепиано.

Вы, наверное, заметили, что тут применяется разная система наименований нот. Это сделано для того, чтобы вы поняли соответствие между слоговой и буквенной системами.

Давайте посмотрим на бемоли (♭).

Начинаем с «До первой октавы». Далее идет «Ре бемоль» (D♭), которая обозначает черную ноту (клавишу на клавиатуре). Ранее мы ее называли «До диез» (C#). Вот маленький значок, похожий на букву «♭» означает бемоль.

Далее идут «Ми бемоль» (E♭). Затем идет «Фа натуральное» потому что у нее нет бемоля (черной клавиши на клавиатуре). После идет «Соль бемоль» (G♭) и «Ля бемоль» (A♭). Затем «Си бемоль» (B♭) и нота «До» (C) следующей октавы.

Вот так записываются ноты с бемолями.

Нотный стан и басовый ключ

Давайте теперь посмотрим, как выглядят ноты на нотном стане в басовом ключе.

Нотный стан басового ключа

Перед нами ноты белых клавиш. Похоже на то, как это было в скрипичном ключе. Только тут ноты начинаются с другой линейки. Это потому, что басовый ключ определяет такое положение нот.

Но ступенчатый принцип тот же самый. До натуральное, Ре натуральное, Ми натуральное, Фа натуральное и так далее.

То есть тот же самый ступенчатый принцип последовательного заполнения линеек и промежутков.

Диезы и бемоли на нотном стане

Теперь посмотрим, как выглядят диезы и бемоли на нотном стане. Вот ниже фото.

Идет «До» (C), «До#» (C#), «Ре#» (D#) и «Ми натуральное» (E). Затем «Фа#» (F#), «Соль #» (G#), «Ля#» (A#), «Си натуральное», «До» (C). Все это диезы в басовом ключе.

Теперь давайте посмотрим на бемоли басового нотного стана.

Начинаем с «До» (C♭). Потом «Ре бемоль» (D♭), имеющая перед собой значок ♭. Далее идет «Ми бемоль» (E♭), «Соль бемоль» (G♭) и «Ля бемоль» (A♭). Потом «Си бемоль» (B♭) и наконец «До» (С) первой октавы на добавочной линейке.

Как выучить ноты на нотном стане

Сейчас покажу, как можно выучить расположение нот на нотном стане. Вы наверное, спрашиваете себя, как же узнать, где располагать ту или иную ноту?

Для запоминания расположения нот на нотном стане существует поговорка на английском языке. Сейчас мы ее выучим.

Ведь знать расположение нот на нотном стане очень важно. Иначе вы сможете читать и записывать музыку.

Для скрипичного ключа

Начнем со скрипичного ключа. Разберемся с линейками.

Для запоминания расположения нот на линейках существует поговорка.

По-русски дословно — «Каждый хороший мальчик заслуживает веселья».

Заглавные букв в этой поговорке представляют названия нот. Таким образом, на линейках скрипичного ключа, ноты располагаются в таком порядке:

Это нужно просто запомнить! Очень важно знать основные моменты:

  1. Ноты на линейках и в промежутках в скрипичном ключе
  2. Ноты на линейках и в промежутках в басовом ключе

Теперь давайте выучим промежутки скрипичного ключа. Тут уже проще, так как идет английское слово «Face» (то есть лицо).

«F» идет на первом промежутке, «A» на втором, «C» на третьем и «E» на четвертом.

Совместив обе поговорки, получаем:

А для добавочных линеек вы просто продолжаете счет:

  1. G на первом добавочном промежутке
  2. A на первой добавочной линейке
  3. B для последующего добавочного промежутка и так далее

Тоже самое и в нижней части:

  1. Нота «D» идет ниже первой линии
  2. Добавочная линейка с нотой средняя «C»
  3. Ниже нее нота «B» и так далее

Для басового ключа

Теперь запоминаем ноты для басового ключа.

Здесь ноты на линейках запоминаются с помощью поговорки. В переводе — «Мячики для гольфа не улетают прочь».

На русском можно использовать такую пословицу — «Соленая синяя река — фарфоровая лямбда».

Эти ноты находятся на интервале в терцию.

А в промежутках будет, как на рисунке ниже. Переводится, как — «Все коровы едят траву».

На русском можно придумать свою поговорку. Например, «Лягушка дошла — мина сошла».

Совместив обе поговорки, получаем:

Теперь вы знаете, как располагаются ноты басового и скрипичного ключа на нотном стане. Для этого мы рассмотрели много фото с примерами и пояснениями.

Для практики рекомендую вам поработать с нижним фортепианным нотоносцем.

Попробуйте произвольно выбрать какую-то линейку или промежуток. Определите, какая эта нота в том или ином ключе. Упражняйтесь, пока не будете более или менее ориентироваться в расположении нот на нотном стане.

Источник

Оцените статью