- Давайте разложим бочку по нотам.
- Нотная грамота для барабанщиков
- Зачем барабанщику изучать ноты?
- Длительности и нотный стан
- Размеры тактов
- Длины нот
- С точками
- Паузы
- Повторы
- Что дальше?
- Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
- Азы нотной грамоты для барабанщиков.
- Как научиться нотной грамоте барабанщику?
- Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Обозначения инструментов ударной установки на нотном стане.
- Бас-Барабан.
- Малый (рабочий) барабан.
- Том-томы.
- Тарелки.
- Артикуляция (способы звукоизвлечения) при игре на барабанной установке.
- Способы звукоизвлечения на малом (рабочем) барабане.
- Способы звукоизвлечения на хай-хете (hi-hat).
Давайте разложим бочку по нотам.
Есть оидн товаришь, он сейчас читает этот пост. Пришла пора доказать ему что у бочки, в любом треке всегда есть нота.
Призываю всех музыкальных экспертов для объяснения данного явления.
Звук — это колебания воздуха с определнными параметрами такие как Частота\длинна волны и громкость.
Громкость измеряется в децибелах. Частота в герцах.
Нота — по вики — графическое отображение звука музыкального произведения. Ну или же это звук с определенной частотой. Например ноте ля первой октавы соответсвует частота в 440 гц, по современным стандартам. Существуют стандарты еще в 438, 432 гц на ноте ля первой октавы.
Вот таблица соотвествия ноты и частоты:
Кстати стандарт в 440 гц был введен во время третьего рейха, в Германии, по личной инициативе господина Геббельса. Так, к слову. Бочка
(Басс барабан) — Самый большой барабан в ударной установке. В танцевальной музыке — синтезированный звук, близкий по звучанию к классической бочке. Обычно берется синусоида, и к ней применяется «pitch envelope», и получается необходимый звук. Если рассмотреть как выглядит бочка на спектроанализаторе, то можно увидеть определенную особенность:
Красным выделены пиковые частоты бочки. На спектроанализаторе мы видим, что это примерно 50 гц, 120 гц, и 220 гц.
Смотрим таблицу выше: Ближе всего к 50 гц — нота соль субконтрктавы, 120 гц — нота си контроктавы, 220 гц — это ля малой октавы.
Из чего можно сделать вывод. Доминирующе гармоники бочки, спектр которой представлен на рис.2, находтся примерно на нотах G-B-A.
Итак, как производится подгон бочки в тональность трека, во что один молодой, свидомый человек никак не может поверить.
Допустим наш трек играет в тональности соль мажор. Все ноты из нашей бочки находтся в ладу соль мажор, изменения тона бочки не требуются. Допустим тональность нашего трека — Ми бемоль минор. Смотрим на исходные ноты бочки. Чтобы все ноты бочки легли в лад, можно транспонировать ее на пол тона вверх. У нас получится G#-C-A#, не идеально в ми бемоль минор, но в ля диез минор ложится идеально, а это тональности близкие друг к другу, так что вполне сойдет. Как вариант можно на пол тона вниз, получится F#-A#-G#. Так в ми бемоль минор ляжет даже лучше, нет ноты C которая отсутсвует в натуральном миноре от ноты ми бемоль.
Поводя небольшой итог, у каждого звук есть нота. Если стукнуть ложкой по тарелке, стукнуть по бутылке шампанского, или дунуть в бутылку пива, вы получите звук с определнной частотой, которому будет соответсвовать определенная нота. Естественно это касается и пения птиц, голосов людей, А относительно музыкальных звуков, таких как удары барабанов это правило естественно не обходит стороной.
Исключение из этого рпавила — шум. Например у белого\корчневого\розового шума нет определнной частоты и соответсвенно нет ноты, хотя его так же можно транспонировать выше и ниже.
Вот, примерно так. Так же будет полезно новичкам, которые только знакомятся с искусством звукорежжисуры.
Источник
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник
Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
Всем привет! Дорогие друзья на первом уровне нашего самоучителя нотной грамоты для барабанщиков мы лишь познакомились с ней, уяснили некоторые важные моменты и разобрались зачем вообще она нам нужна =)
А вот сегодня тема будет раскрыта гораздо глубже, будет очень интересно я уверяю Вас! Поэтому располагайтесь поудобней, возьмите блокнотик, возможно Вам понадобится что-то выписать для себя или зарисовать.
Азы нотной грамоты для барабанщиков.
Что же входит в понятие «азы»? На мой взгляд, то как выглядит нота на нотном стане, где она располагается и что она обозначает, является основой основ. Знать это обязан каждый человек который хотя как-то связан с музыкой.
Как научиться нотной грамоте барабанщику?
Научиться нотной грамоте ударнику очень легко. Стоит всего лишь прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Поэтому, дабы не пропустить выход новых статей подпишитесь по почте!
Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы (Сейчас Вы ее читаете)
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых
Дальше нужно лишь применять полученные знания на практике и периодически возвращаться к этому самоучителю если что-то забыли.
Обозначения инструментов ударной установки на нотном стане.
Традиционно стандартный набор барабанов обозначается нотой с головкой овальной формы, различная перкуссия нотой с ромбовидной формой, а тарелки нотой х-образной формы.
Такой элемент как ков-белл (cow-bell) принято обозначать нотой с треугольной заштрихованной головкой между четвертой и пятой линией, либо на пятой линии.
Барабанщики во всем мире не пришли к единому стандарту какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке. В связи с этим к каждой нотной записи как правило прилагается «нотный нейтральный ключ» (на англ. key) — условные обозначения, указывающие какой барабан какой нотой обозначается.
Бас-Барабан.
Стандартно басовый барабан записывается нотами между первой и второй линиями нотного стана, но иногда на первой линейке.
Нота зафиксированная на первой линии говорит о том, что это второй бас-барабан (при игре карданом, удар по второй педали). У ноты басового барабана штиль может быть направлен как вверх ↑, так и вниз ↓
Малый (рабочий) барабан.
Ноты малого барабана обычно записывают между третьей и четвертой линей. У ноты малого барабана штиль может быть направлен как вверх ↑, так и вниз ↓
Том-томы.
Том-томы обозначаются обычной нотой штилем вверх ↑. Ноты том-томов располагаются на нотном стане в зависимости от диаметра и тональности.
Чем меньше диаметр том-тома (соответственно выше тональность), тем выше располагается нота на нотном стане.
Стандартный набор ударной установки состоит из 3 том-томов – 2 из них навесные и один напольный (см.картинку).
Напольный том (floor-tom) — как правило обозначается нотой с штилем ↑ на второй линии.
Современные барабанщики зачастую используют столько томов, что их количество не поддерживается действующей нотации ударных. Максимально возможное количество том-томов которое возможно разместить на нотном стане — 5 штук.
Тарелки.
Что тарелки всегда обозначаются нотой с головкой х-образной формы я думаю не забыли?
Разберем способы игры на тарелках и их обозначение на нотном стане:
- играем по краю тарелки — стандартный случай, а значит обозначается нотой с х-образной головкой,
- играем по цоколю тарелки (на англ. bell) — обозначается нотой с ромбовидной головкой (в основном обозначается игра по цоколю райд (ride) тарелки).
Рассмотрим основные виды тарелок и пример «классической» схемы их расположения на нотном стане:
- Хай-хет (hi-hat) — палочкой, записывают над пятой линией,
- Креш (crash) — так же над пятой линией, но жирным,
- Райд (ride) — на пятой линии.
В наши дни обозначить все виды тарелок, которые используют барабанщики стало такой же проблемой как и у том-томов. Какие только тарелки не используют современные драммеры. Однако, некий стандарт все же есть! Итак, «современная» схема расположения тарелок:
- Хай-хет (hi-hat) — палочкой, записывают над пятой линией,
- Креш (crash) — так же над пятой линией, но жирным,
- Второй креш (crash) — на шестой дополнительной линии жирным знаком,
- Райд (ride) — на пятой линии,
- Сплеш (splash) — на шестой дополнительной линии,
- Чайна (china) — записывается над шестой дополнительной линией.
Артикуляция (способы звукоизвлечения) при игре на барабанной установке.
Извлекать звуки из отдельных частей ударной установки можно по-разному. Тут то и встает вопрос: как же обозначить различные способы звукоизвлечения? Зачастую, чтобы узнать о способе звукоизвлечения достаточно посмотреть лишь на головку ноты. Почему? Поймете дальше…
Способы звукоизвлечения на малом (рабочем) барабане.
Существует 3 способа обозначения игры на малом барабане:
- Обычная игра — записывается обычными нотами,
- Rim-shot — техника игры, когда барабанная палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану,
- Сross-stick (он же side stick) — техника игры, когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки (приподымая заднюю часть палочки) наносят удар по ободу.
Способы звукоизвлечения на хай-хете (hi-hat).
Хай-хет относится к тарелкам, поэтому обозначается нотой с х-образной головкой. Располагается обычно над пятой линией.
Открытый и закрытый hi-hat обозначаются по разному. Нота с х-образной головкой и кружком вокруг говорит о том, что хай-хет открытый, а если без кружка, то закрытый.
Существует возможность обозначить игру на полуоткрытом (приоткрытом) hi-hat’е, выглядеть это будет как нота с кружком и диагональю слева направо.
Игра ногой на хай-хете обозначается такой же нотой с х-образной головкой с штилем вниз ↓. Располагается она ниже первой линии, либо на ней. Это позволяет визуально отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.
Друзья вот мы и закончили изучать второй уровень, и теперь чтобы поистине стать грамотным барабанщиком, нам останется освоить последний — Третий уровень!
Источник