Путь познания
Что же представляет собой «музыкальная картина» Вселенной? — Зная период обращения объекта, мы легко можем перевести эти немые для нас «звуки» в слышимый диапазон, а для того, чтобы это сделать, нужно известные частоты колебаний умножить несколько раз на 2, увеличивая их октавность.
Октава — музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2. Субъективно на слух октава воспринимается как устойчивый, базисный музыкальный интервал. Два последовательных звука, отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на друга, хотя явно различаются по высоте. Например, частота ноты ЛЯ первой октавы – 440 Гц, ЛЯ малой октавы – 220 Гц, второй октавы – 880 Гц.
- Период обращение Земли вокруг своей оси (звёздные сутки) — 23 часа 56 минут 4 секунды
- Период обращения Земли вокруг Солнца (тропический год) — 365,242199 дней
- Период обращения Венеры вокруг Солнца — 224,70069 дней
- Период обращения Луны вокруг Земли (синодерический месяц) — 29,5305882 дней
- Период прецессии Земной оси — 25765 лет
Для расчёта необходимо периоды перевести в герцы:
- Ля 1-й октавы — 441 Гц
- Период обращения Земли вокруг своей оси — 1,16058*10 -5 Гц
- Период обращения Земли вокруг Солнца — 3,16888*10 -08 Гц
- Период обращения Венеры вокруг Солнца — 5,15088*10 -08 Гц
- Период обращения Луны вокруг Земли — 3,91935*10 -07 Гц
- Период прецессии Земной оси — 1,22992*10 -12 Гц
Повышая октавность (многократным умножением на 2), мы получаем следующие значения:
- Ля 1-й октавы — 441 Гц
- Период обращения Земли вокруг своей оси — 389,43 Гц
- Период обращения Земли вокруг Солнца — 272,20 Гц
- Период обращения Венеры вокруг Солнца — 442,46 Гц
- Период обращения Луны вокруг Земли — 420,84 Гц
- Период прецессии Земной оси — 346,19 Гц
Поистине — велика мудрость древних:
«Когда срывают травинку, вздрагивает вся Вселенная» (Упанишады).
Движется ли ядро Земли с пропорциональной частотой, или это колебание — основное во Вселенной, а Венера всего-лишь вращается с пропорциональной частотой вокруг Солнца? И как связана частота 441 Гц с любовью и плодородием? — мы сейчас можем лишь гадать…
Синтезировав в звуковом редакторе рассчитанные частоты для периодов астрономических объектов солнечной системы, мы получаем следующее созвучие:
Несколько интересных моментов:
В результате сложения нескольких колебаний, хорошо слышны биения результирующей волны, соответствующие ритмам ЭЭГ. Например, частоты 442,46 Гц (период обращения Венеры вокруг Солнца) и 420,84 Гц (период обращения Луны вокруг Земли) — дают биения с результирующей частотой 442,46 Гц — 420,84 Гц = 21,62 Гц, что соответствует бета-ритму.
Если рассчитать «ноты» соответствующие периодам обращения остальных планет Солнечной системы, то обнаруживаются несколько корреляций:
То, что у Луны «во лбу звезда (Венера) горит» — мы знаем из Пушкина, а ведь и фактически — Венера на один полутон «выше» Луны (на «голове»). Интерес также представляет распространённый мифологический мотив, в котором Месяц (Луна в качестве мужского божества) изменяет Солнцу с Венерой (см. Денница, Аушрине, Аушра, Аустра). В литовской песне «Свадьба месяца» Месяц изменяет Солнцу с Аурой за что Перкунас (бог грома, молнии, дождя) разрубает месяц мечем (этиологический миф об убывании луны).
Сатурн и Марс в астрологии — планеты разрушители, причём их разрушительная сила направлена, как это ни странно, на созидание. Т.е. созидание через ращрушение.
Источник
Какая нота у планеты земля
Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»
СЕМИРА и В.ВЕТАШ
смысл и цвет музыкальных тональностей
( статья выходила в сборнике «АСТРОЛОГИЯ: ВЕК XX » М.,1990: под назв.
«АСТРОЛОГИЧЕСКОЕ МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ»)
входит в книгу «АСТРОЛОГИЯ ИМ ЕНИ, ЦВЕТА И ЗВУКА » Ростов,»Феникс», 2005
и сборник «МЕТАФИЗИКА МУЗЫКИ И МУЗЫКА МЕТАФИЗИКИ»
(под ред. Т.А. Апинян и К.С. Пигрова) СПбГУ и СПб.Консерватория, 2007 С.215-227
При цитировании материала обязательно ссылаться на авторов и данный источник ( c)
Астрология и музыка — две ветви культуры, которые наиболее явно описывают нашу психику: музыка — как искусство, астрология — как наука. Они основываются на одних и тех же свойствах резонанса человеческой души, выявляя то, что ей созвучно. Поэтому Зодиак тоже может звучать. А средствами астрологического аппарата можно рационально описать психологический смысл музыки. Исследование такого типа теперь называют синестезией.
Как мы можем сопоставить звуки музыки планетам или знакам Зодиака? Нота в современной музыке сама по себе не имеет определенного значения: она получает его только в соотнесении с другими нотами. Зато определенный психологический смысл стоит за музыкальной тональностью, для которой данная нота является опорным звуком. Это позволяет нам сопоставлять общепринятый в музыковедении спектр значений музыкальной тональности с тем символическим образом, который стоит за планетой или знаком Зодиака.
Когда-то нот, как и планет в средневековой астрологии, было с емь . Но гораздо раньше, чем астрология перешла от средневекового септенера к системе 12 планет, соответствующих 12-ти знакам Зодиака, музыка вышла за рамки семи нот, и с введением равномерной темперации окончательно установилась 12-ступенная гамма. Сейчас мы к открытым десяти планетам добавляем гипотетические Прозерпину и Вулкан, чтобы знаки Девы и Весов также имели своих полноправных управителей, а на практике используем самый крупный из астероидов Солнечной системы Цереру и планетоид Хирон как их заместителей. И, таким образом, 12 музыкальных тональностей , каждая из которых берет за основу определенную ступень, можно соотнести с 12-ю планетами.
Самыми музыкальными планетами в астрологии считаются Юпитер и Нептун (Юпитер — по септенеру, Нептун — по системе 12-ти планет). И поэтому не случайно в дошедшей до средневековья пифагорейской традиции, говорившей о «музыке сфер», основой наиболее привычного нашему слуху звукоряда (мажорной гаммы) является Юпитер. По этой средневековой системе, которую описывает французский оккультист Ф абр д’Оливе , ноты гаммы соответствуют планетам септенера таким образом:
Этот порядок нот аналогичен порядку планет в системе семиконечной Звезды Магов , которая является основой средневековой астрологии, с той лишь разницей, что Венера и Меркурий в нём меняются местами. Звезда Магов, вершинами лучей которой являются семь планет, описывает последовательность дней недели (если 24 раза пройти по лучам звезды: отсчитывая 24 часа, то начав, скажем, с точки понедельника, которому соответствует Луна, мы попадем в точку вторника, которому соответствует Марс [1] ). В средневековой астрологии планет, как некогда и нот, было семь (точнее, пять планет, Солнце и Луна, которые в астрологии тоже попадают под категорию «планет»). Эти семь планет традиционно соответствуют спектру радуги, и такая последовательность в цветовом отношении является оптимальной, так как Меркурий в цветовом отношении ближе к тонам ян (мужским, красно-желтым), а Венера – инь (женским, сине-зеленым).
Расширим средневековую шкалу до 12 нот и заполним пропуски недостающими планетами по смыслу, имея в виду, что переход между звуками должен быть плавным. Тогда между Юпитером и Марсом встанет Плутон, имеющий властные качества обоих.
Рядом с Меркурием окажется сливающийся со светилом Вулкан или Хирон (первый из открытых астероидов-кентавров, занимающих промежуточное место между видимыми и невидимыми глазом планетами: между Сатурном и Ураном и символизирующий роль посредника между высшим и низшим мирами. Это мифический учитель героя Геракла, певца Орфея и врача Асклепия.) Отношением к культуре и искусству, эстетизмом и творческой функцией, ощущением покоя равновесия (что делает его управителем знака Весов) Хирон сходен с Венерой, а посреднической ролью — с Меркурием.
Между Хироном и Венерой окажется Прозерпина или Церера, сочетающая рациональность и природное начало Венеры. (Прозерпиной иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты. Церера – самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.
А между Луной и Сатурном поставим Нептун, планету души и веры, религии и высшей любви: сочетающую лиричность Луны и пассивное фаталистическое смирение Сатурна. Можно также вспомнить, что Си бемоль, соответствующий этой планете, в системе звукоряда предшествовал Си как более музыкальный звук (он обозначается буквой В, второй по счету, в то время как звук Си был введен позднее, получив в соответствие букву Н), а потому естественно сопоставить его самой музыкальной планете. На оставшееся место не часто используемых музыкантами тональностей Соль диез/Ля бемоль неожиданно встанет резкий Уран между Венерой, сходной с ним светлыми эмоциями, и мечтательницей-Луной, близкой с ним фантазиями.
А теперь для проверки получившейся системы используем традиционные музыкальные значения тональностей, соответствующих 12-ти ступеням гаммы. Кроме того, сопоставив гамме радужный спектр, разделенный на 12 частей, можно подтвердить это распределение также цветом. Многие композиторы «видели» цвет тональностей, и, хотя полного единства в их взглядах нет, система сопоставления гаммы и радуги остается наиболее бесспорной [2] .
В сводной таблице приводится соответствие нот и планет, цвет по радужному спектру и значение тональности из музыковедческой литературы [3] . Для описания использовался главным образом мажор, значение которого проявляется более ярко. После трактовки приведены примеры наиболее известных произведений данной тональности.
ее мифологический образ
архетипическая идея и эмоциональная
Общественное объединение, высота мысли, романтизм устремленность, уверенность, оптимизм, удача, справедливость и праведный гнев.
Торжественность, свобода, героика, патетика, общественное звучание, официальное признание, обычная жизнь,
духовность в мире.
Симфония «Юпитер» Моцарта, Большая симфония Шуберта, 5 симфония Бетховена, «Славься» Глинки, 2 концерт Рахманинова, Торжественная увертюра Сметаны, Революционный этюд Шопена
подземный мир и смерть, власть и богатство недр
Скрытые ресурсы, потенциал к трансформации, страсть и страдание, затаенные инстинкты, магическое, запредельное и сокровенное.
Углубленно-лирическая тональность, чувственность (в миноре),
важность (в мажоре).
Лунная соната Бетховена,
Концертный этюд Листа,
7 симфония Прокофьева,
Прелюдия ре-бемоль мажор Скрябина, «Колыбельная» и вальс cis-moll op.64 Шопена
военный лидер и пастух, природная стихия огня и войны и контроль над ней
Весеннее плодородие, разрушение и возрождение из пепла, воля личного «я»,активность и инициатива, сила, смелость, решительность, радость, порыв и неистовство, напор и самоотдача.
Блеск, радость, страстность, лично-собственная, сияюще-солнечная тональность,
проявление в мир.
В миноре – роковой драматизм.
9 симфония Бетховена,
5 симфония Шостаковича,
«Магнификат» Баха, симфония «Реформация» Мендельсона,
Трагическая увертюра Брамса,
СОЛНЦЕ: покровитель цивилизации и героев
Всеохват жизни, полнота и совершенство, самобытность и достоинство, благодарность, великодушие, покровительство, теплота.
Концертная симфония Моцарта, Героическая симфония Бетховена,
Рейнская симфония Шумана, Революционный этюд Скрябина
МЕРКУРИЙ: вестник богов и проводник в мир иной……………….
Рациональная функция: энергия разума, интеллект и знания, открытость, переход границ, любопытство, контакт, переменчивость, игра,
Свет, сияние, тепло; всепримиряющая тональность, покой,
«свет смерти (бездны)»; многообразие, поверхностность, плюрализм.
«Весна» Вивальди, симфония «Из Нового Света» Дворжака, 4 симфония Брамса, 2 часть Неоконченной симфонии Шуберта, 5 симфония Чайковского, 1 симфония Скрябина
кузнец и творец культуры
Бог законов: мирных договоров и брака, партнерство, гармония, равновесие, защищенность, чувство меры, культура, творчество, эстетизм
естественность, спокойствие, простота, мечты, нераздельность человека и природы, духовность природы.
6 симфония «Пасторальная» Бетховена, «Органные пасторали» Баха, «Осень» Вивальди, 1 сюита «Музыки на воде» Генделя, 3 симфония Брамса, «Апассионата» Бетховена
мать-земля и ее дети-растения
Умирание и возрождение растительности, преображение, исполнение закона, порядок, практичность, дисциплина, трезвость, долг.
Сухость, жесткость, духовность, мрачность статичность; в миноре спокойствие. В классике редко используется, но характерна для новатора- Скрябина.
Фа диез : соната N1 Шумана; сонаты N4, 7, симфоническая поэма «Прометей», фортепианный концерт Скрябина.
Соль бемоль : 3 экспромт Шуберта
ВЕНЕРА: звезда любви и красоты
Природа, жизненность, юность, проявление чувств и эмоций, любовь, обаяние, мягкость; созидание, изобилие счастье, красота; удовольствие, наслаждение, нега.
Веселая, безразличная, идиллическая; пассивное жизнеутверждение природы, природа в собственном смысле слова. В миноре – ламентозная, грусть природы, эмоции.
«Музыка на воде «Генделя,
40 симфония Моцарта,
3 и 4 Бранденбургские концерты и менуэты Баха.
Одна из самых часто
встречающихся тональностей. Очень характерна для Вивальди.
—————————————
УРАН: бог ясного Неба, демиург
Пространство, свет, мысль, дух; новое, неожиданное, оригинальное, резкость пере- мен, универсализм, свобода, альтруизм
оригинальность, высокопарность свежесть. Эти тональности редки для симфонических произведений.
Ля бемоль характерна для романтиков. В ней написаны 6 из 17 вальсов Шопена, фортепианные сочинения Шуберта.
Соль бемоль : 2 соната Скрябина.
ЛУНА: богиня материнства (рождающая Месяц) и счета времени
Преемственность существования (молоко — образ напитка бессмертия). Душа и ее память: внутренний мир; воображение, мечтательность, сентиментальность, грусть.
Лирическая, личная тональность, душа. В миноре – душевные переживания, грусть. В мажоре – благородно- торжественная музыка: жизнь, проявленная в человеке.
7 симфония Бетховена, Итальянская симфония Мендельсона, полонез Огинского.
Самая популярная тональность песенной лирики.
Непостижимый исток жизни, ритмы музыки, растворение, слияние, созерцание, тайна, вера, высшие идеалы, блаженство, эйфория, покой, вечность
лирика до страсти.
1 концерт Чайковского,
6 Бранденбургский концерт Баха,
2 фортепианный концерт Брамса,
4 симфония Бетховена,
33 симфония Моцарта.
САТУРН: боги земли, времени и судьбы, предки
Материя, ограничения, время, судьба, ответственность, гнет, концентрация, сжатие, достижение, результат, мертвое, застывшее.
Напряженно-драматическая и скорбная тональность судьбы и смерти, меланхолия, смирение, глубинная духовность.
6 симфония Чайковского, Неоконченная симфония
Шуберта, 2 концерт Паганини. Особое значение имеет для Баха, а у Моцарта встречается редко.
ОТЛИЧИЕ ЦВЕТА МАЖОРА И МИНОРА
tonalITY
Таким образом, опора на древние архетипы углубляет понимание смысла тональностей, выстраивая бессознательные и субъективное психологические ощущения в объективную систему общечеловеческого восприятия. То, что система музыкальных тональностей, как и система планет со временем была дополнена (от 7 различаемых элементов до 12-ти) свидетельствует о развитии эстетического восприятия человека. (Аналогично и система цветов: язык свидетельствует о том, что желтый и зеленый не различались в русском, или зеленый и синий – в японском языке: некогда древние люди различали три цвета, сегодня мы видим 700 оттенков. Зрительная функция ушла несколько вперед по сравнению со звуковой.)
Из таблицы видно, что наиболее дисгармоничные и наименее доступные классике тональности соответствуют планетам трансформации — Урану и Прозерпине (так иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты). Или Церере (эта самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.
Исследования [6] показывают, что эстетическая информация закономерно находится в противофазе с семантической (новой в смысловом отношении). Уран же и Церера/Прозерпина — это то, что трансформируют нашу жизнь и вносит в неё принципиально новое.
В целом тональности с большим количеством знаков порой воспринимаются «жесткими» (резковатыми для слуха: в этом смысле, например, окраска си мажора помогает выразить Чайковскому в 6-й симфонии «торжество сил зла»). И это согласуется с жестким (психологически зачастую неприятным) влиянием соответствующих планет (в данном случае Сатурна).
Безусловно, предпочтение композиторами тональностей связано также с особенностями их личного гороскопа. Так, Балакирев, будучи Козерогом, предпочитал Си. В гороскопе Вивальди, для которого характерна тональность Соль, Венера — самая проблематичная планета (наибольшая дисгармония карты — квадрат Луны с Венерой, а Луна сильная, в Раке — и толкала его на творчество). Одна из характерных для Моцарта тональностей — Ре мажор, дававшая возможность добиться яркого звучания скрипки — и Марс в гороскопе Моцарта несет на себе второй по напряженности аспект его гороскопа после оппозиции Солнце-Нептун, сделавшей Моцарта композитором (что показывает, как у великой личности достоинствами становятся и проблемные точки гороскопа. Более подробный анализ предпочтения тональностей в связи с гороскопом композитора представил бы интерес, но выходит за рамки данной статьи, цель которой — сделать шаг к единой картине мира, обратив внимание на астрологическую модель как возможный инструмент культурологических исследований).
Интерпретация тональностей через разработанные астрологией образы планет может не только дать понимание личности композитора, но и в явном виде раскрыть содержание произведения. Например, в увертюре Чайковского «Ромео и Джульетта» происходит движение от Си минора к Ре бемоль мажору — от Сатурна к Плутону: это идея страсти (Плутон), побеждающей смерть (Сатурн). Побочная партия в экспозиции проводится в Ре бемоль мажоре, в репризе — в Ре мажоре, а в коде есть переход к Си мажору: тональности Плутона — Марса — Сатурна: от страсти — к борьбе — и смерти.
Не только планета может прояснить значение тональности, но и свойства тональностей могут добавить информацию о качествах планет. Так, тональности Си бемоль и Ля бемоль (Солнца и Урана) близкородственны к одноименному минору. И мы можем сказать, что символизирующие собой качества всеохвата и разумного начала Солнце и Уран объединяют в себе грустное и радостное так, что наше отношение к тому и другому перестает различаться. Таким образом, мы видим, что сопоставление планет и тональностей имеет смысл и может оказаться продуктивным как для музыковедения, так и для астрологии.
Через значение планеты каждому знаку Зодиака также можно сопоставить определенную тональность и произведения, написанные в этой тональности.
Кроме того, каждому знаку Зодиака ближе определенный характер музыки, который наиболее полно выражает в своем творчестве композиторы, родившиеся в этом знаке [7]
( Об этом смотри главу «Музыка» из книги «Астрология творчества» с анализом гороскопов композиторов, включающим все наиболее значимые астероиды для анализа творчества.
Таким образом, через гороскоп каждому человеку теоретически можно подобрать его музыку, которая была ему близка и гармонизировал бы качества его личности.
Известно, что в Китае определенные музыкальные фразы использовались для влияния на больные органы, общий тонус и т.д. Они различались в зависимости от времени года и существует детально разработанное целительское искусство, основанное на музыке [8] . Один из вариантов соотнесения китайских ладов с пятью планетами, стихиями и человеческими качествами таков:
Гун — земля, Сатурн, забота — лечит селезёнку, а также тоску, меланхолию, навязчивые идеи, обращённость к прошлому, забывчивость, отсутствие желаний и ревность; приносит спокойствие и расслабленность.
Цзюэ — дерево, Юпитер, гнев — лечит печень, успокаивает нервное возбуждение и угрызения совести, бред и кошмары; стимулирует восприятие и воображение, мысли и мечты.
Чжен — огонь, Марс, радость — лечит сердце и усталость мозга, беспокойство и долгие размышления; даёт энергию и красноречие, возвращает к природе, устремляет к совершенству дао (деянию без борьбы).
Шан — металл, Венера, грусть — лечит лёгкие, а также нестабильность эмоциональных состояний, сомнения, слёзы, зависть, ненависть, страх перед будущим; приводит в порядок бессознательные рефлексы, инстинкт самосохранения, питание, сон.
Юй — вода, Меркурий, страх — лечит почки, а также исправляет характер упрямство, безволие); помогает принять решение, даёт выдержку, мужество и стремление к самореализации.
К сожалению, музыкальная культура Китая несколько чужда нашему восприятию и поэтому может не дать столь значимого терапевтического эффекта, как у себя на родине. Поэтому астрологам нашей страны имеет смысл искать собственные подходы к нахождению резонанса между гороскопом и музыкальным произведением. При этом следует иметь в виду, что механическое сопоставление, не опирающееся на смысл планет и нот (например, возьмем по порядку знаки Зодиака и сопоставим их двенадцати нотам) не будет эффективным, так как гармония в круге знаков Зодиака более сложная, чем между нотами музыкальной гаммы. (К тому же, при формальном подходе сразу возникают вопросы, почему надо брать ноты в прямом, а не в обратном порядке? И почему мы берем по порядку именно знаки Зодиака, а не планеты Солнечной системы — например, в порядке удаления их от Солнца? И т.д. Средневековье действовало механически, оно удовлетворялось схемами, но задача современного человека — искать обоснованные аналогии, чтобы они были рабочими).
Все же приведем один пример достаточно древней индийской системы сопоставления планет и музыкальных ладов, основанной на непосредственном ощущении музыкального тона. До сих пор мы рассматривали ноты с точки зрения европейского подхода, в их относительной значимости друг по отношению к другу. Однако в Китае и в Индии звук всегда брался как некая абсолютная природная данность, которая даже вне зависимости от музыки несет в себе определенное влияние. Приводимое описание нот взято из книги известного астролога Д.Радьера «Магия тона и искусство музыки» [9] . Оно несколько непривычно для нашего восприятия, зато может показать непосредственный подход к звуку.
Нота или лад Кхарай Са. Под покровительством Агни. 1 небо. Планета Камар (Луна). Темперамент счастливый, холодный, влажный. Цвет — розовый. Белые одежды. Все времена года. Нота производится из желудка. Звук сопоставим с криком павлина или голосом 70-летнего старика. Выражает оттенок героизма и соответствует нашему До (Юпитеру).
Рикхаб Рэ. Под покровительством Брахмы. 2 небо. Солнце. Темперамент счастливый, холодный, сухой. Цвет — светлозеленый. Красные одежды. Жаркий сезон. Нота звучит от сердца. Звук сопоставим с криком попугая и голосом 3-летнего ребенка. Выражает эмоции изумления и ужаса и соответствует тональности Ре (Марсу).
Гандхар Га. Под покровительством Сарасвати. 3 небо. Венера. Печальный темперамент, холодный и влажный. Цвет — оранжевый, красные одежды. Горячий сезон. Нота производится из груди. Крик гуся или голос человека 50-ти лет. Эмоции жалости и милосердия. Тональность Ми (Солнце).
Мадхьям Ма. Под протекцией Махадевы. 4 небо. Планета Меркурий. Беспокойный темперамент. Цвет — бледнорозовый, красно-черные одежды. Звук из глотки. Крик журавля. Голос 2-летнего ребенка. Оттенки насмешки и любви. Тональность Фа (Меркурий).
Панчам Ра. Под покровительством Лакшми. 5 небо. Планета Марс. Страстный темперамент. Теплый, сухой. Цвет — красный. Одежды —желтые. Дождливая погода. Звук изо рта. Крик птицы. Голос 30-летнего человека. Оттенок беззаботности. Тональность Соль (Венера).
Дхавайт Да. Под покровительством Ганеши. 6 небо. Планета Юпитер. Равномерный темперамент. Теплый и холодный. Желтый цвет. Холодная погода. Нёбо — место образования звука. Нота слышится в ржании лошади или голосе 20-летнего человека. Эмоция тревоги. Тональность Ля (Луна).
Ни-кхад-Ни. под защитой Сурьи. 7 небо. Планета Сатурн. Счастливый и страстный темперамент. Холодный и сухой. Цвет — темный, черные одежды. Холодная погода. Место образования звука — нос. Звук похож на крик слона или голос 10-летнего ребенка. Выражает сознание силы и соответствует тональности Си (Сатурну).
В этом описании каждая нота, соответствующая определенной планете, представлена неким многоплановым образом, неоднозначным, но оказывающим синтетическое влияние на психику. Индийцы, в отличие от европейцев, ничего не говорят о смысле тональности, зато хорошо чувствуют материю, физиологию тона, что позволяет Востоку использовать музыку в целительстве. Нам же свойственно идти от смысла, и потому понятия планет могут сыграть свою роль в развитии непосредственного понимания музыки.
Образы, которые стоят за планетами, тоже сотканы из вибраций Космоса и потому музыкальны. Возможно, когда-нибудь мы будем чувствовать и слышать их, объединяя психическое и рациональное восприятие. Всегда, когда человек пишет музыку, он делает нам доступным это единство. А сейчас точные резонансные аналогии выводят нас к нахождению инструментов влияния на психику, и одни из самых действенных в этом отношении — инструменты музыкальные. Познание атомов, из которых создана Вселенная звуков, добавляет кирпичи для создания целостной картины мира и делает более доступной непосвящённому музыкальную культуру.
[1] Соответствия названий дней недели планетам являют общечеловеческую универсалию и до сих пор сохраняются во многих языках: от английского и французского до хинди и японского.
[2] Необходимо сделать оговорку. Так как в действительности До диез не равен Ре бемолю, а также существует различие мажора и минора, Плутону будут соответствовать не одна, а три тональности: Ре бемоль мажор, До диез мажор и До диез минор, которые с точки зрения квинтовых соотношений не считаются родственными. Однако в рамках нашего подхода, проецируя тональности на 12 ступеней, мы можем ограничиться высотной координатой и условно считать До диез равным Ре бемолю. Все же, как более сложную систему, приведем квинтовые круги родства мажорных и минорных тональностей и соответствующие им планеты и по септенеру, и по современной системе. Квинтовый круг тональностей образуется из музыкального септенера так же, как из Звезды Магов получается последовательность дней недели. Описанные двойной системой планет, тональности До диез и Ре бемоль различаются.
до ь соль ь ре ь ля ь ми ь си ь фа до соль ре ля ми си фа# до# соль# ре# ля#
Юпитер Венера Марс Луна Солнце Сатурн Мерк Юпитер Венера Марс Луна Солнце Сатурн Мерк Юпитер Венера Марс Луна
| система 12-ти планет |
Сатурн Церера Плутон Уран Солнце Нептун Мерк Юпитер Венера Марс Луна Хирон Сатурн Церера Плутон Уран Солнце Нептун
Так как не все тональности могут быть и мажорными, и минорными, в мажорном круге Плутон попадает в область Марса или Юпитера, а в минорном — только в сферу Юпитера, и аналогично другие планеты. Таким образом, значение мажора и минора накладывает отпечаток на проявление свойств планеты. Вулкан/Хирон всегда принадлежит сфере Солнца.
[3] Трактовка тональностей цитируется по литературе:
Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.,1981, с.301-341.
Вульфиус П. Франц Шуберт. М., 1983, с,142-143.
Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио.Л., 1970, с.42-60.
Хохлов Ю. Шуберт. М., 1972, с.200-202
О цветовидении тональностей у композиторов см. Ванечкина И., Галеев Б. «Поэма огня» (концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина). Казань: Изд-во КГУ, 1981 )
[4] В музыке по характеристикам Римского-Корсакова и Скрябина она считается золотой (подобно тому, как в Китае наибольшая активность и позитивность ян описывается жёлтым цветом, а в более жёстком западном мире это значение передает более материальный красный).
Сопоставляя музыкальные тона планетам по цвету, следует также иметь в виду разницу между чистой (радужной) гаммой, которой мы описываем музыку, и той цветовой гаммой, которая окружает нас в повседневной жизни. В последнюю входят также смешанные и ахроматические цвета, которых нет в радуге, но которые мы обычно используем для описания психотипа человека (воспринимая его облик, окружённый материей Земли). Согласно этой гаммы мы сопоставляем Сатурну чёрный. Но описание музыки требует чистого спектра, и Сатурн условно приобретает свечение фиолетового, наиболее тёмного цвета радуги. Система соотношений в радужной и земной гаммах несколько различны: так же как отличается наше восприятие чистых вибраций от восприятия конкретного мира.
[5] Высотные сферы звучания ФА и МИ близки и могут перекрываться, если мы будем рассматривать нетемперированный строй, поэтому тональность МИ также можно считать Меркурием, а ФА — Хироном. Естественно считать, например, «Весну» Вивальди написанной в тональности Меркурия, соответствующего весеннему знаку Близнецов, а «Осень» — в тональности Вулкана/Хирона, архетипа осеннего знака Весов, хотя «Апассионата» отражает скорее простоту эмоций Меркурия. По цвету также МИ более сопоставим Меркурий, а ФА — Вулкан (Хирон).
[6] Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, с.131.
[7] Подробнее в статье: Семира и В.Веташ «Астрологическое музыковедение и его перспективы.» в сборнике «Астрология. Век ХХ.» М, 1991 с.116-124; а также в книге: Семира и В.Веташ «Искусство астрологии». Л, 1994 с.301-315
[8] Борселло Р. Психизм и музыкотерапия китайцев. Париж, 1983
[9] Также на этой теме останавливается Е.П. Блаватская в кн. «Из пещер и дебрей Индостана. М., 1998 с.446-447
Источник