Какая самая низкая нота у кларнета

Кларнет

Нотация (запись): `

Строй инструмента: » in B «

Звучит на большую секунду вниз

Кларнет состоит из 6 основных частей, ниже на картинке:

1) Мундштук и лигатура
2) Трость
3) Бочёнок
4) Верхнее колено
5) Нижнее колено
6) Раструб

Изготавливается он из дерева. Звук в кларнете образуется благодаря бьющемуся в воздушной струе, выдуваемой музыкантом, язычку в виде трости.
Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента.
Размер столба регулирует сам музыкант при помощи сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях.
На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому способствуют большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.

Диапазон и регистры кларнета

Этот инструмент был создан в 1700 году. Его прародителем стал «Шалюмо» — старинный французский духовой инструмент. Создателем этого мелодичного инструмента был И. Х. Деннер. Он работал над тем, чтобы улучшить старинный инструмент и в результате получил кларнет. Существенным отличием кларнета от его прародителя стало наличие клапана на его обратной стороне, позволяющего переходить на вторую октаву. Постепенно к инструменту были добавлены еще 5 клапанов. Каждый клапан был поочередно добавлен сначала сыном создателя Якобом, потом австрийским мастером Пауэром. Четвертый клапан добавил бельгийский мастер Роттенбургом, пятый — английский подданный Д. Хэйл. Шестой клапан был добавлен Ж.-К. Лефевром, французским музыкантом и композитором. Такое превращение инструмента произошло всего за один век. Также в усовершенствовании кларнета принял участие Иван Мюллер. Он изменил конструкцию мундштука в результате чего улучшил тембр инструмента, упростил игру на нем и расширил диапазон игры этого инструмента. Однако это не было пределом совершенствования кларнета. На данный момент существует два системных вида кларнета: немецкий (похожий на него австрийский) и французский. Французский кларнет снабжен системой кольцевых клапанов, придуманной Теобальдом Бемом для флейты. Это усовершенствование внесли Гиацинт Клозе и Луи-Огюст Бюффе. В дальнейшем его усовершенствованием занимались Адольф Сакс и Эжен Альбер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Бёма». Немецкий кларнет отличается от французского клапанной системой, а также конструкцией мундштука. Он не предназначен для беглой игры, но зато он издает более выразительные и сильные звуки. Его усовершенстованием занимались Иоганн Георг Оттенштайнер, Карл Берман и Оскар Элер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Элера». Также в разное время были выпущены кларнеты систем Альбера и Марки. Но они особо не прижились. Также имел место существовать четвертитоновый кларнет Шюллера. Современный кларнет обладает очень сложным механизмом. В зависимости от вида кларнета различается количество клапанов (их может быть около 20-ти), осей, тяг, рессор, винтов. До сей поры кларнеты беспрестанно совершенствуются разными производителями.

На данный момент выделяется 4 наиболее популярных вида кларнетов разной тональности.
1) Малый кларнет. Его еще называют кларнет-пикколо. Он играет в строе in D и in Es. Особое распространение имеет кларнет in Es. Он может транспонировать звуки на малую терцию вверх. Он обладает невероятно пронзительным и ярким звучанием. В основном в концертах участвует только один малый кларнет, реже –два.
2) Бассетгорн. Он играет в строе in F.
3) Бас-кларнет. Он существует в двух вариантах: немецкий узкий бас-кларнет Геккеля и французский. Французский бас-кларнет загнут наподобие трубки для курения. Наиболее популярным является бас-кларнет, играющий в строе in B. Он обладает свойством транспонировать вниз на большую нону. В основном его ноты записываются в ключе «Соль», но могут иногда – в ключе «Фа». В этом случае инструмент приобретает свойство транспонировать вниз на большую секунду. Остальные кларнеты такого вида в строе in A, in C малопопулярны.
4) Кларнет с самыми глубокими и низкими звуками – контрабасовый кларнет. Наиболее популярны кларнеты, играющие в строе in B, In A. Его звучание на октаву ниже, чем у бас-кларнета.
Очень редкими являются кларнеты: сопранино (F, G, As), кларнет in C, альтовый (in Es) и контральтовый кларнет (in B). Главной особенностью всех кларнетов является то, что в отличие от остальных духовых деревянных инструментов они при передувании дают дуодециму. Те же дают только октаву. Самое первое участие этот популярный инструмент принял в 1712-1715 годах в двух сборниках арий. А в 1716 году его включил в оратории «Торжествующая Юдифь» в свой оркестр А. Вивальди. В её партитуре значились два инструмента, которые были обозначены, как clareni. Предполагается, что это были кларнеты. Также они были включены им в концерте «Святой Лоренцо». Вплоть до середины XVIII века этот инструмент практически не принимал участия в концертах. Однако, как считается впервые, где-то в 1755 г. И. М. Мольтер написал для кларнета сольные произведения. Далее кларнеты уже играли в концертных составах, но пока играя дублирующую или заменяющую роль вместо флейт и гобоев. Большую роль сыграл в становлении этого инструмента великий Моцарт. Впервые он применил его в опере «Идемонея», а затем и во многих других последующих операх. Иногда он использовал его в симфониях, церковной музыке, фортепианных и камерных концертах. Существенные изменения кларнет претерпел в эпоху романтизма. Впрочем, к этому времени изменился и музыкальный стиль, что способствовало его распространению. Теперь его стали включать в свои музыкальные произведения Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн. В XX веке инструмент сохранил свою популярность. Теперь практически ни одно музыкальное произведение не обходится без его участия. Но, как и в предыдущие года он остается всегда «завсегдатаем» в джазовой музыке. Он участвовал в джазе, начиная с самых ранних лет этого стиля. Наиболее популярным его сделал Эрик Долфи, музыкант-саксофонист. Сейчас наиболее популярным в джазе является бас-кларнет, благодаря его романтичному тембру.

Послушайте как звучит Кларнет

Источник

Какая самая низкая нота у кларнета

Звук кларнета – это «чудное инструментальное сопрано, звонкое и выразительное; то горделиво-страстное, драматическое, то таинственно-нежное. Его низкий регистр производит странно очаровывающее впечатление чего-то зловещего, внушенного таинственными силами природы»

Гектор Берлиоз

clarinetto (итал.), clarinetti (франц.), Klarinette (нем.), clarinet (англ.)

Язычковый деревянный духовой инструмент с одинарной тростью.

Самый низкий звук, доступный кларнету — по написанию e (ми малой октавы), звучащий в зависимости от строя на тон или полтора тона ниже написанного. Верхняя граница диапазона кларнета, как и у других духовых инструментов, не может быть определена точно. В большинстве школ игры на инструменте самым высоким звуком считается по написанию c4 (до четвёртой октавы), однако современные виртуозные исполнители способны извлекать и более высокие звуки, а в оркестровых партитурах, наоборот, партия кларнета редко переходит за пределы середины третьей октавы. Тембр кларнета богат обертонами, придающими его звучанию блеск. Диапазон кларнета делят на три регистра: низкий (регистр шалюмо), средний (регистр кларино) и высокий. Регистры кларнета более, чем у других деревянных духовых, отличаются друг от друга по своему характеру.

Нижний регистр имеет мрачный характер, в forte — звенящий, металлический оттенок.

Средний регистр звучит светло и прозрачно и допускает градации силы звучания от едва слышного pianissimo до мощного fortissimo. В этом регистре написано большинство оркестровых соло кларнета. Между регистрами шалюмо и кларино находится несколько звуков, звучащих тускло. Иногда их выделяют в отдельный регистр, называемый «горловым» (throat register).

Высокий регистр звучит резковато и несколько крикливо, большинство звуков возможно исполнить только forte. В этом регистре используются разнообразные варианты аппликатур, а для достижения верной интонации требуется также сильное напряжение губ и большой расход воздуха.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость ― звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов). Полностью собранный сопрановый кларнет in В в длину составляет около 66 сантиметров.

Современный кларнет является достаточно сложным механизмом. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус). Материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели делают из пластика и твердой резины. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов.

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам . Его звуковой канал представляет собой цилиндр, закрытый с одной стороны, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

1. нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала — флейты и гобоя;

2. в формировании звука участвуют почти исключительно нечётные гармонические призвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;

3. при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

Кларнет — виртуозный и технически подвижный инструмент. В технике легато он превосходит все деревянные духовые инструменты. На нём без передувания возможно исполнение пассажей в диапазоне дуодецимы, а также диатонические и хроматические гаммы, скачки́ на большие интервалы

Кларнет пригоден и для экспрессивных мелодий широкого дыхания благодаря малому расходу воздуха. Инструмент способен дать огромную градацию звука от пианиссимо до фортиссимо.

Слабым местом техники игры на кларнете некоторое время назад традиционно считалось стаккато, поскольку двойной и тройной удары языка на нём не применяются. Из-за достаточно плотной трости многократное применение обыкновенного одинарного стаккато утомительно, что особенно проявляется в крайних регистрах.

Кларнет был изобретён в 1690 году, нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707) работавшим над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо. Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание нового инструмента напоминало тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся «кларино» (от лат. clarus — ясный). Труба дала название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto буквально означает «маленькая clarino». В течение XVIII века нал улучшением конструкции кларнета работали сын Деннера Якоб (1681—1735), австрийский мастер Паур, бельгийский мастер Роттенбург, англичанин Джон Хэйл , наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом симфонического оркестра. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Иван Мюллер изменил конструкцию мундштука, что значительно повлияло на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет». Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса и Эжена Альбера. Помимо систем Бёма, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, система Элера, «кларнеты Альбера», «кларнеты Марки». Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили. Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними. Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.

Кларнет in B звучит на один тон ниже написанного и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с бемолями при ключе. Кларнет in A звучит на полтора тона ниже написанных нот и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с диезами при ключе.

В симфоническом оркестре применяется несколько разновидностей кларнета: кларнет-пикколо и бас-кларнет.

Малый кларнет clarinetto piccolo — имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньше по размеру. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый (особенно в верхнем регистре). Малый кларнет является транспонирующим и применяется в строях in Es (звучит на малую терцию выше написанного) и in D (звучит на большую секунду выше написанного).

Бас-кларнет clarinetto basso. Попытки создать родственный кларнету инструмент басового регистра предпринимались с середины XVIII века. Современный вид бас-кларнет приобрёл в конце 1830-х годов усилиями Адольфа Сакса, который также усовершенствовал систему клапанов, улучшил интонирование и расширил диапазон, создав, таким образом, полноценный инструмент классической музыки. В 1836 бас-кларнет был впервые введён в оркестр (Джакомо Мейербер в опере «Гугеноты», пятое действие). Бас-кларнет нотируется в строе in B (в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания, в басовом ключе на один тон выше).

Домашнее задание:

1. Сыграйте партии кларнета в строе in B

Источник

Оцените статью