Какие бывают лады фортепиано

Лады — что это

Лады — что это? Известные лады, применение в музыке

Что наша жизнь без музыки? Скука… Однако не каждый знает, по каким законам строится та или иная музыка, отчего одна кажется примитивной, а другая берет за душу. Важнейшее понятие в музыке — лад. Это фундаментальное понятие должен знать и понимать любой меломан.
Основой ладов любой музыки, в том числе народной, являются мажор и минор. Что же такое лады? Какие они существуют? И есть ли смешение ладов в музыке?

Лады народной музыки

С точки зрения теоретика-музыковеда, все лады народной музыки — лишь разновидности мажора и минора. Определим же, что такое лад и каковы основные лады.

Лад — это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Человеку, который не закончил хотя бы музыкальную школу, безусловно, трудно понять это понятие. Но именно таково теоретическое определение.

Мажорный лад, просто говоря, — радостный, бодрый, веселый, позитивный лад музыки. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют большое или мажорное трезвучие (созвучия из трех звуков).

Читайте также:  Какие есть виды гитар

Минор характеризуется грустным, тягучим, унылым настроением. Чаще всего минор используется в балладах, то есть песнях, повествующих реки истории. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют малое или минорное трезвучие.

Если бы вся музыка действительно строилась на двух основных ладах – мажор и минор, то, наверное, это был бы самый скучный и однообразный вид искусства. Сегодня даже официальная теория показывает нам, что на основе этих двух гамм строятся многочисленные звукоряды, которые имеют отличное звучание, что придает каждому произведению свой, неподражаемый оттенок.

Наиболее известные лады (кроме блюза, где есть варианты количества ступеней) состоят из семи ступеней. Они-то и становятся основами для аккордов и аккомпанемента.

Звукоряды

Лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский, эолийский ионийский — это исторические звукоряды. Дорийский, эолийский, фригийский — минорные, остальные — мажорные. Их можно также по сей день услышать в народных песнях славянских стран. Эти лады и названия пришли к славянам из Древней Греции (ведь известно, что, например, в греческом городе Солении — Фессалониках — была целая славянская колония).

Поскольку взгляды и вкусы любого композитора частично совпадают с народной музыкой, эти народные лады зачастую и сегодня встречаются в музыке народных жанров. Особенно любили переделывать и добавлять цитаты народных песен в оперы и другие великие инструментальные произведения композиторы «Могучей кучки», а также Петр Ильич Чайковский. Немало симфоний и концертов Чайковского имеют заимствования и прямые цитаты ладов народной музыки.

Интересные факты о ладах

В Спарте считалось полезным для воинов слушать минорные лады — дорийский, эолийский и фригийский. Спартанцы, уделявшие большое внимание суровому воспитанию, отметили, что именно минор воспитывает в мужчине воинственность и мужество.

В миноре был написан ряд патриотических песен и маршей, имеющий благодаря минору определенную сосредоточенность. Поэтому нельзя сказать, что минор создает лишь настроение унылой грусти.

Блюз — это народный музыкальный лад негров. Как вы знаете, лады мажорного или минорного наклонения образуются от повышения или понижения какой-либо ступени. Уникальность блюза состоит в том, что только он образуется из смешения мажора и минора!

На самом деле передать нотами звукоряда европейской музыки (поделенного на 12 полутонов) блюз сложно — практически невозможно. Блюз лишь приспособили под фортепиано. При движении вверх блюз характеризуется пониженной третьей ступенью, которая тут же переходит в повышенную, а также пониженной седьмой. А при движении вниз, кроме этих ступеней, добавляется пониженная пятая. Образуется лад, который тяжело отнести к мажорному или минорному наклонению — в нем наполовину присутствуют черты мажора, наполовину — минора! Эти ступени по-английски называются Blue notes или «блюзовые ноты».

Блюзовая гамма больше похожа минорной, но играется она на фоне септаккордов мажорного наклонения. Какое получается звучание — веселое или грустное, позитивное или унылое. Послушайте сами, набрав слово «блюз» в поисковике. Блюз уникален.

Слово «блюз» изначально в русском языке означало «грустную песню рабочих негров». Но именно блюз стал краеугольным камнем джаза и первых видов рок-н-ролла (давшего начало року, который потом стал «утяжеляться»). Так из медленной, протяжной песни «рабочих негров» в 1940 годах возник самый веселый танец — танец «буги». Сначала, в 20-е годы 20 века танцевали в «фортепианном стиле», а затем, в 1940-е, этот стиль с помощью джазовых оркестров трансформировался в танце буги-вуги. Одним из первых, превративших блюз в буги-вуги был оркестр великого Глена Миллера.

История возникновения блюза

Негритянское мышление не подчинялось стандартному мышлению европейской цивилизации, отличаясь от него практически во всем, в ом числе и в музыкальном восприятии. Благодаря афроамериканской музыкальной мысли возник блюзовый лад. Отметим, что негритянские ритмы другие — они гораздо сложнее, чем ритмы музыки европейской культуры.

Когда же возник блюз? Считается, что возникновение блюза в музыке начинается в 1870-е годы. Интересный факт: в 1930-е годы, когда опросили «стариков джаза», пожилых джазменов, начинавших играть в 19 веке, они ответили, что…«блюз был всегда!»

Музыка и расизм

Музыка и танцы блюза и буги существовали в чисто негритянской среде: понятие расизма давало о себе знать очень долго. Негры не смешивались с белыми в музыке и танцах до возникновения рок-н-ролла.

Блюз существовал в отдельных «негритянских тусовках». Еще в середине 20 столетия расизм в Америке был настолько силен, что были отдельные «негритянские радиостанции», транслировавшие блюз. Первые джаз-оркестры, состоявшие из «черных», появились после Гражданской войны в США. (После военных действий осталось множество инструментов военных оркестров, попавших в руки победивших негров, воевавших за Северные Штаты). Однако лишь в начале 1940-х появились первые оркестры-диксиленды — оркестры белых музыкантов, игравших джаз. Они исполняли музыку в ресторанах и концертных залах исключительно для «белой публики». Подумать только, такие неприятные проявления унижения людей из-за их цвета кожи происходили еще в середине 20 века!

Одним из величайших блюзовых музыкантов, композиторов и исполнителей был слепой певец-афроамериканец Рэй Чарльз (существует прекрасный биографический фильм, байопик «Рэй», рассказывающий о его взлетах и падениях; в фильме звучит музыка композитора). Однажды Рэй приехал в Джорджию с концертом, и организаторы его концерта там настаивали на сегрегированном концерте, то есть «белая» и «цветная» публика должны были сидеть отдельно. В знак протеста против такого проявления расизма Рэй Чарльз отказался выступать в Джорджии. Тогда власти в ходе судебного разбирательства навсегда запретили ему въезжать в штат — это было в 1950-х. Только в 1970-х запрет был снят, музыкантшу принесли публичные извинения, введя его в «Зал славы» штата. А его песня «Джорджия» стала гимном штата, его музыкальным символом.

Джаз, блюз, рок-н-ролл

В 1950-е эта музыка стала завоевывать «белую» аудиторию. Один из ди-джеев тех времен как-то сказал: «Дайте мне белого, который поет, как негр, и я покорю мир!» И такой человек нашелся. Так возник… культурный феномен, мировая звезда, Король рок-н-ролла Элвис Пресли!

Блюзовый лад был настолько популярен, что послужил творчеству многих великих музыкантов 20 века. Так, блюзовые мелодии исполняли «Битлз», играют их «Роллинг Стоун» и «Лед Зеппелин», «Дорз», рок-гитарист Джимми Хендрикс. Среди русских рок-групп блюз особенно любит Сергей Чиграков, «Чиж», но есть мелодии с влиянием блюза и у групп «Секрет», «Машина времени» (песни Евгения Маргулиса).

В чем отличие джаза и блюза, спрашивают многие? Блюз — это один из стилей джаза, а джаз — один из стилей эстрадной музыки. В даже, кроме блюза, есть еще стили: рег-тайм, свинг, би-боп, фокстрот, буги-вуги (изначально джазовый стиль превратившийся в рок-н-ролл)— однако блюз является его краеугольным камнем. Он повлиял почти на все джазовые стили.

Какова связь рок-н-ролла и блюза? В 1940-е появились первые электрогитары. Блюз стал исполнятся афроамериканцами на электрогитарах и стал подчеркиваться жестким ритмическим рисунком ударных. Такой стиль получил название «ритм-энд-блюз», трансформировавшийся в рок-н-ролл путем смешения со стилем «кантри» — американским стилем народной музыки.

Источник

Лад в музыке

Что такое лад в музыке

Одним из важных средств музыкальной выразительности является лад. Чтобы лучше понять, что такое лад, споем широко известные песни: «Широка страна моя родная» («Песня о родине») И. Дунаевского:

и «Ой не ходи, Грицю».

Музыка первой из них радостная, бодрая, передает величие и героику. Музыка второй — лирическая, с оттенком грусти.
Эти песни написаны в разных ладах:

  • первая — в мажорном,
  • вторая —в минорном.

Итак, лад — это постоянная взаимосвязь звуков музыкального произведения, придающая ему определенное напряжение и окраску.

В самом деле, ни один из музыкальных звуков не является случайным в музыке. Все они определенной степенью связаны между собой по высоте и тяготением к той или иной ладовой системе, группируясь вокруг главного опорного звука, который называется тоникой.

В музыке есть много ладов. В каждую из ладовых систем входит небольшое количество различных звуков. Они называются ступенями лада.

Ступени лада

Основой европейской классической музыки, творчества таких композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Н. Лысенко, В. Косенко и многих других, а также основой народной музыки большинства европейских народов является семиступенный диатонический лад (семь основных и пять производных звуков в октаве).
Но есть Лады с большим или меньшим количеством ступеней: пятиступенный лад, семнадцатиступенный, двадцатидвухступенный и д.р.

Пятиступенный лад называется пентатоникой и характерен для музыки народов Востока (Китай, Монгольская Народная Республика, ряду народностей РФ — Татарская, Башкирская и др.), для некоторых европейских народов (напр, шотландцев).

Семнадцатиступеневый лад характерен для арабской музыки, двадцатидвухступенный — для народов Индии и т. д.

Семиступенный европейский лад имеет много видов, но наиболее распространенными являются мажорный и минорный лады. В этих ладах написано подавляющее большинство музыкальных произведений.

Выбор лада зависит от содержания произведения, однако не всегда, например, минорный лад используется в произведениях с оттенком грусти. В этом ладе написано много лирических произведений, воспевающих красоту природы («Подмосковные вечера»), чувства человека, некоторые бытовые песни, песни о любви, большинство колыбельных («Рябина»,»Одинокая гармонь», и др.).

Иногда минорный лад в сочетании с другими средствами музыкальной выразительности используется в песнях героического характера (например, «Варшавянка — Вихри враждебные веют над нами»).

Часто содержание произведения требует сочетания обоих ладов. Например, в песне «Священная война» О. Александрова, где оба строя тесно связаны между собой и переход одного в другой является органическим, не случайным.

Названия ступеней лада

Поступеневая последовательность в восходящем или нисходящем порядке звуков строя образует его гамму, где звуки — ступени обозначаются, начиная
от основы гаммы, порядковыми римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII.

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

Среди звуков — ступеней есть такие, что воспринимаются на слух как опорные звуки всей системы лада. Они называются устойчивыми ступенями лада — это I, III, V ступени. Но устойчивость этих звуков неодинакова.

Главным устойчивым, опорным звуком, основой лада является тоника — I ступень лада. К ней тяготеют все остальные звуки (см.рис. ниже).

Устойчивость III и V степеней относительна. Если эти три звука объединяются в созвучие — аккорд, построенный на I ступени, они подчеркивают стойкость тоники и сами являются устойчивыми. Если же эти ступени являются составной частью мелодии, их устойчивость уменьшается, и в определенном окружении возникает необходимость в дальнейшем их движении к тонике.

Устойчивость III и V ступеней уменьшается еще и тогда, когда на их основе строятся аккорды (трезвучия III и V ступеней). Имея в своем составе
один или два неустойчивых звука, такие аккорды стремятся к дальнейшему движению в стойкое тоническое трезвучие.

В приведенном примере звуки до, ми, соль воспринимаются на слух как стойкие. Особенно это подчеркивается во втором и шестом тактах, где движение
мелодии задерживается на звуке фа. При сопоставлении с предыдущими звуками (соль и ми) фа — в движении мелодии воспринимается как несовершенство и побуждает к дальнейшему движению мелодии в ми. Этот звук в свою очередь также не завершает мелодической линии и тяготеет через неустойчивый звук ре в до. Он воспринимается уже как наиболее завершенный, устойчивый. Повторяясь сначала, мелодия заканчивается дважды повторенным звуком до. Это повторение будто подчеркивает конец музыкальной мысли и наибольшую устойчивость звука до.

Итак, кроме порядкового, цифрового обозначения, ступени лада имеют еще специальные так называемые функциональные названия, которые происходят от места и значения их в лада:

  • I степень — основа строя — называется тоникой (Т),
  • V степень — доминантой (D) (она занимает второе место по значению в классической гармонии).
  • IV степень лада — субдоминанта

Гармонический язык раннего классицизма базировался в основном на этих трех ладах ( I, IV и V), а потому они в учебниках гармонии называются главными ступенями ладами. Позже, особенно начиная с эпохи романтизма и до наших дней, аккордика гармоничного языка постепенно расширяется и все ступени становятся равнозначными.

Кнопки на левом боку баяна (аккордеона) расположены так, что к каждому основному басу (второй ряд с левой стороны) соседним звуком сверху будет доминанта, а соседним снизу — субдоминанта. Аккорды третьего, четвертого и пятого рядов дают возможность сопровождать мелодию простейшим аккомпанементом

Две ступени, соседние с Тоникой сверху и снизу, называются вводными тонами:

  • II ступень — нисходящий вводный тон;
  • VII — восходящий вводный тон.

Оба они неустойчивы, но наименее устойчивым является восходящий вводный тон (VII ступень), ибо он ближе всего к тонике (полутону).

III и VI ступени называются медиантами , то есть средними (лежащими между субдоминантой и тоникой или тоникой и доминантой). III ступень -относительно устойчивый звук лада, VI-неустойчивый

Мажорный лад и гамма

Мажорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III—V) образуют мажорное тоническое трезвучие.

Гаммой называется мелодическая последовательность звуков — ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу).

Слово «гамма» происходит от названия буквы греческого алфавита, которой обозначался самый низкий звук музыкального звукоряда средневековья.

Чтобы определить соотношение звуков -ступеней в мажорной гамме и вывести формулу ее построения, пропоем украинскую народную песню «Ой дідуню, дідуню».

Если звуки этой песни расположить, не повторяя их, от самого низкого до его октавного повторения, будем иметь гамму с соотношением ступеней:
тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.

Одновременное звучание трех устойчивых звуков лада (I— III —V) с соотношением в два и полтора тони образуют характерный для мажорного
лада мажорное тоническое трезвучие.

В приведенном примере гамма начинается со звука до, поэтому она называется гаммой до мажор. При буквенной записи звуков мажорный лад обозначается знаком dur (дур — твердый), следовательно, гамма До мажор C-dur. Название тоники мажорной гаммы пишется с большой буквы.
Гамма, обозначенная приведенной выше формулой, в отличие от ее разновидностей называется еще натуральной мажорной гаммой.

Тональности мажорного лада

Построим мажорную гамму не от звука до, а от любого другого звука октавы, сохраняя соотношение звуков, характерное для мажорного лада. Лад останется неизменным — мажорным, изменится лишь высотное положение каждого звука лада. Такое изменение дает нам большое количество мажорных тональностей.

Итак, тональность — это высотное положение лада. Название тональности состоит из названия звука, которым оно начинается (названия тоники гаммы), и названия лада. Например: До мажор, Ре мажор, Соль мажор и т. д.

Соотношение звуков в каждой новой тональности точно соответствует формуле мажорной гаммы: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Построим, например, гамму в тональности Соль мажор. Запишем на нотном стане все звуки от соль и выше в восходящем порядке и завершим гамму октавным звуком соль, то есть верхней тоникой.

В этой гамме соотношение звуков будет немного иным, чем уже известное нам, а именно: тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон. Чтобы она целиком соответствовала формуле гаммы мажорного строя, следует повысить звук фа (VII степень) на полтона (поставить диез перед нотой фа). Тогда расстояние между ми и фа-диез составит тон, а между фа-диез и соль — полтона.

Итак, тональность и гамма Соль мажор (G-dur) имеет один диез (фа-диез). Так же строятся и другие тональности мажорного лада:

  • Ре мажор (D-dur) имеет два измененных звука: фа-диез и до-диез;
  • Ля мажор (A-dur) —три: фа-диез, до-диез, соль-диез и т. д.

Диезы или бемоли, характерные для данной тональности, выставляются около ключа в начале нотного состояния в порядке их появления в тональности. Эти ключевые знаки всегда однородны: это только диезы или только бемоли.

Мажорных тональностей пятнадцать: первая -До мажор — не имеет ни одного Диеза или бемоля, остальные — семь диезных и семь бемольных. Тональностей с количеством ключевых знаков свыше семи музыкальная практика не использует.

В соответствии с количеством ключевых знаков тональности располагаются так:

Итак, если в ключе стоят три диеза, то это соответствует гамме в тональности Ля мажор (A-dur), если два бемоля — гамме в тональности си-бемоль
мажор (B-dur)

Минорный лад и гамма (натуральные)

Минорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III-V) образуют минорное тоническое трезвучие , а мелодическая последовательность ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу), — минорную гамму.
Минорный лад отличается от мажорного другим соотношением звуков — ступеней, а потому и формула построения его гаммы — иная.

Проиграем следующую народную песню:

Выпишем все звуки, разместим их в восходящем порядке друг за другом,отбросим повторение звуков и завершим звукоряд октавным звуком.

Образуется гамма с другим соотношением соседних звуков-ступеней: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон. Гамма с таким
соотношением степеней называется минорной натуральной.

Устойчивые (опорные) звуки (I—III —V) минорной гаммы при одновременном звучании образуют минорное тоническое трезвучие с соотношением звуков: полтора и два тона

Приведенная в примере гамма начинается от звука ля и называется Гамой ля минор. При буквенном обозначении минорный строй записывается
moll (моль — меньший, малый), а название тоники лада — малой буквой. Итак: ля минор — a-moll.

Названия ступеней минорного лада

Отличаясь от мажорного лада другим соотношением ступеней и формулой построения гаммы, названия ступеней минорного лада и размещения
опорных звуков его такие же, как и в мажорном, а именно: I ступень — основа строя — называется тоникой ( T ) , V ступень — доминантой (D),
IV ступень — субдоминантой (S), III и VI ступени также называются медиантами (III — верхней, IV — нижней), а V II и II ступени —вводными тонами (VII — восходящим, II — нисходящим).

В отличие от мажорного лада в минорном соотношение VII степени и верхней тоники определяется целым тоном.

Тональности натурального минорного лада

Изменение высотного положения минорного лада с сохранением основной формулы лада (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон) дает целый ряд минорных тональностей. Соотношение ступеней остается неизменным, изменяется только тоника гаммы, а в соответствии с этим-и название
гаммы. Например: ре минор (d-moll), фа минор (f-moll), соль-диез минор (gis-moll) и т. д.
Построим, например, минорную натуральную гамму в тональности ми минор. Для этого напишем все звуки от ми и выше в восходящем порядке и
завершим гамму октавным звуком Ми следующей октавы

Чтобы соотношение звуков в этом примере соответствовало формуле минорной гаммы (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон), следует повысить звук фа (II ступень) на полтона. Итак, тональность и гамма ми минор (e-moll) имеет один диез (фа-диез).

Так же строятся и другие тональности минорного натурального лада. В гамме си минор (h-moll) — уже два диеза (фа-диез и до-диез), в фа-диез минор (fis-moll) — три (фа-диез, до-диез и соль-диез) и т. д.
Минорных тональностей, как и мажорных, пятнадцать: одна — ля минор — не имеет ни одного знака, остальные — семь диезных и семь бемольных. Диезы и бемоли, характерные для данной тональности, также выносят к ключу. В соответствии с количеством ключевых знаков натуральные минорные тональности располагаются так:

Виды минорного и мажорного ладов

Музыкальная практика использует не только натуральный минорный или мажорный лады. Распространенными являются так называемые гармонический и мелодический минор и гармонический и мелодический мажор.

Появление нового знака в минорной тональности указывает на разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным лада в гаммах этой новой разновидности минора VII ступень повышается на полтона. Такой строй называется гармоническим минором Дополнительный знак, повышающий VII степень гаммы, к ключу не выносят и пишут всегда при повышаемой ноте (обратите внимание на гармонические гаммы, например ля минор, на картинке выше).

Второй разновидность минорного лада — мелодический (см. картинку выше). В его гаммах при мелодическом движении вверх VI и VII ступени повышаются на полутон, а когда мелодия идет вниз-устанавливается натуральный минор.

Разновидностью мажорного лада является гармонический мажор , что в отличие от натурального характеризуется понижением VI ступени на полтона,
благодаря чему в гамме также образуется характерный ход на полтора тона, присущий гармоническому минору. Знак, появляющийся из-за снижения VI
степени, также является дополнительным и к ключу не выносится.

В музыкальной практике, в основном в народных песнях, встречается еще одна разновидность минорного лада, который имеет две дополнительные альтерации звуков: повышение на полтона IV и V II ступеней. Такой вид минора называется дважды гармоническим.

Лады народной музыки

Кроме рассмотренных выше мажорного и минорного ладов и их разновидностей, существует много других семиступенчатых диатонических ладов с различной формулой построения- ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гипофригийский.

Имея древнее происхождение, эти лады сохранились в музыкальном фольклоре многих народов мира, а с середины XIX века широко используются в музыкальном творчестве композиторов-профессионалов. Название ладов заимствованj из теории музыки Древней Греции и происходит от названий исторических областей: Дориды — в Греции, Фригии и Лидии — в Малой Азии и т.

Во времена возникновения диатонические греческие kады строились несколько иначе, чем теперь, то есть — сверху вниз, и основой их построения были четырехзвучные отрезки — тетрахорды(от гр. тетра — четыре, хорда — струна). Общий объем каждого из тетрахордов составлял два с половиной тона.

Позаимствовав древние греческие названия ладов, средневековая теория музыки сменила направление построения лада, строя его снизу вверх, но сохранила последовательность соотношений диатонических тонов и полутонов. Итак, структура каждого из ладов, дошедших до наших времен, отличается от древних греческих.

Из семи диатонических ладов два- ионийский и эолийский — по своему характеру и формуле построения полностью совпадают с натуральным мажором и минором, распространенными в Европейской народной и профессиональной музыке. Седьмой лад — гипофригийский, имеющий в своей основе — тонике уменьшенное трезвучие, — является неустойчивым и в музыкальной практике не используется.

Глубокое изучение музыкального творчества всех народов Российской Федерации и стран СНГ выявило, что наиболее распространенными являются последние четыре лада -дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

Сохраняя греческие названия, каждый из них прочно связан с народным музыкальным творчеством, и потому современная теория музыки справедливо относит их к ладам народной музыки .

В былые времена диатонические лады назывались еще средневековыми, или церковными. Зависело это от того, какая музыкальная культура исследовалась в то время.

Дорийский лад

Дорийский лад строится по формуле: тон — полутон — тон— тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет повышенную VI ступень, а между I — VI ступенями-четыре с половиной тона, так называемую дорийскую сексту.

Фригийский лад

Фригийский лад строится по формуле: полутон — тон — тон —тон — полутон — тон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет пониженную II ступени и между I—II степенями — полтона, так называемую фригийскую секунду.

Лидийский лад

Лидийский лад строится по формуле: тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет повышенную IV ступень и между I —IV степенями — три тона, так называемую лидийскую кварту.

Миксолидийский лад

Миксолидийский лад строится по формуле: тон-тон-полутон — тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет пониженную VII ступень и между I —VII степенями пять тонов, так называемую миксолидийскую септиму.

Первые два лада (дорийский лад и фригийский лад) по характеру ближе к минору, последние два (лидийский и миксолидийский) — к мажору. Каждый из ладов может быть построен по определенной формуле от любого из звуков октавы. Нужные знаки альтерации выносятся к ключу, и название лада произносится, например, так: лидийский с тоникой фа, дорийский с тоникой cи-бемолъ, фригийский с тоникой до-диез и т.д.
Обозначения ступеней и их функциональные значения — такие же, как и в мажоре или миноре.

Пятиступенный лад (Пентатоника)

Народная музыка использует также и пятиступенный лад. Для этого лада характерно то, что в нем отсутствуют полутоновые
соотношение звуков. Чаще всего встречается пятиступенчатый лад:

  • с мажорным характером и формулой построения: тон — тон — полтора тона — тон — полтора тона.
  • с минорным характером и формулой построения: полтора тона-тон-тон-полтора тона — тон.

Для написания статьи использовались материалы из учебника Е.Ф. Андреева. Основы музыкальной грамоты.

Источник

Оцените статью