Почему Рахманинов играл Концерт №3 быстрее других
Сохранить и прочитать потом —
Сергей Васильевич Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX веков. Его искусство отличается чувственной правдивостью, искренностью и эмоциональной полнотой художественного исполнения. Он следовал лучшим традициям русской музыкальной классики – можно сказать, что Рахманинов был проникновенным певцом русской природы.
Рахманинов рос в музыкальной семье. Его отец, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности, а мать выступила в качестве его педагога по фортепиано, однако, по словам будущего выдающегося композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Несмотря на это, к четырем годам он мог свободно играть в четыре руки со своим дедом, Аркадием Александровичем.
Тот, кто слышал, как Рахманинов играет свои произведения, не мог не заметить, что темп его игры намного выше, чем у иных музыкантов. Несомненно, можно по-разному интерпретировать произведение, но сам факт, что большинство исполнителей играют музыку Рахманинова намного медленней, чем сам композитор, вызывает удивление.
Шарлотта Ланг (Charlotte Lang), пианист и певица, считает, что причиной всему «огромные руки Рахманинова».
«Он мог одной рукой дотянуться до 13 клавиш (целая октава плюс еще квинта). Если природа не одарила музыканта крупными кистями рук, то ему приходится играть медленно, чтобы точно попадать по клавишам, ведь арпеджио в произведениях Рахманинова просто нечеловеческие, – поясняет Шарлотта. – Но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что быстрая игра не представляла особой сложности для Сергея Васильевича, поскольку он был невероятно искусным пианистом».
Стефано Дегано (Stefano Degano), бакалавр музыки, в свою очередь, отмечает, что скорость игры Рахманинова никак не связана с уровнем его подготовки: «Любой профессиональный музыкант сможет сыграть это произведение так же быстро или даже быстрее, чем Рахманинов».
Ответ на этот вопрос может стать для кого-то сюрпризом: Рахманинов играл быстрее и сокращал партитуру, чтобы его произведения подошли для формата пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. Разумеется, он сокращал и более крупные работы, чтобы их было удобнее играть на выступлениях, но не в этом случае.
«Насколько я помню, ранние записи Рахманинова были сделаны на дисках Edison Diamond, которые вы можете видеть на фото ниже, – говорит Алан Моррисон (Alan Morrison). – Их можно прослушать только на специальных фонографах, вращающих пластинки с частотой 80 об/мин».
Диски Edison Diamond
Рахманинов также записывал свои выступления под лейблом Victor, до и после того как RCA выкупила Victor Talking Machine. Диски Victor как раз поспособствовали распространению формата 78 об/мин.
Вот что по этому поводу пишут на сайте Classical.net:
«Широко известно, что Рахманинов иногда укорачивал свои работы во время выступлений, например Симфонию №2. Также это было необходимо, чтобы удовлетворить требованиям стандарта пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. В то время такая практика была широко распространена. Однако сегодня так практически не делают»
Стоит отметить, что Стивен Хаф и Валентина Лисица недавно записали Концерт №3 Рахманинова, исполнив его со скоростью, с которой его играл сам композитор. Это доказывает, что есть музыканты, которые могут играть произведения Рахманинова очень быстро.
Аллен Юань (Allen Yuan) также подтверждает, что Рахманинов действительно опускал фрагменты своих произведений. Например, один из таких моментов можно услышать в этом видео (отметка 5:25):
«Правда я не могу сказать наверняка, почему он играл Концерт №3 так быстро, – отвечает Аллен. – Когда я обратился с этим вопросом к своему преподавателю, он ответил, что именно эта запись была сделана после длительного тура. Возможно, он просто устал играть одно и то же».
«Без сомнения, Рахманинов был одним из величайших виртуозов своего времени. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна, – заключает Аллен. – Но как человек, который проводит много времени в концертных залах, могу с уверенностью сказать, что причина, по которой профессиональные пианисты не играют произведения быстро, никак не связана с уровнем их подготовки».
Источник
Какие чувства рахманинов концерт 3 для фортепиано с оркестром
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Сергей Рахманинов – это яркая и сильная фигура в отечественной музыкальной культуре. Он был блестящим пианистом, не имеющим себе равных среди современников. Кроме того многие поклонники знали его как выдающегося дирижера и, конечно же, композитора. Не случайно один из музыкальных критиков назвал маэстро «божеством в трех лицах». Его исполнительский дар был поистине великолепным, и именно фортепианной музыке Рахманинов уделял огромное значение в своем творчестве.
Историю создания Концерта для фортепиано №3 Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Очень важное место в фортепианном творчестве Сергея Васильевича Рахманинова занимает жанр концерта. Более того, ни один из его современников не придавал такого значения этому жанру. Считается, что именно концерты – это своеобразные вершины в его творчестве, а остальные сочинения (сонаты, вариации, прелюдии ) лишь спутники, но неизменно наделенные аналогичными творческими идеями.
Все концертное творчество композитора принято делить на три периода: ранний, зрелый и заграничный. Так, его первый концерт был сочинен еще в студенческие годы, во время обучения в консерватории (1981). Второй (1901) и Третий (1909) концерты появляются уже в зрелый период его творческого пути. Четвертый принято относить к переходному отрезку от зрелого к позднему периоду, соответственно от русского к заграничному. Сюда же следует отнести и Рапсодию на тему Паганини . Первый концерт принято считать еще недостаточно самостоятельным. В нем улавливается большое влияние Чайковского , Грига, Листа . Любопытно, что именно этот концерт является первым произведением, которое молодой композитор решил предать гласности и занес в свой первый опус. Чуть позже он сделал вторую редакцию этого сочинения.
Во Втором концерте Рахманинов предстает уже зрелым композитором с индивидуальным ярким стилем. Исполнение этого произведения принесло Сергею Васильевичу заслуженный успех. Оно сразу же было признано критиками лучшим в этом жанре, правда, после Концерта b-moll Чайковского. Главную партию первой части и вовсе назвали одной из самых ярких тем России.
Центральное место в этот период творчества занимает Третий фортепианный концерт, который ничуть не уступает предыдущему по мелодическому богатству и широте тем. Более того, в нем заметно чувствуется большая зрелость и сосредоточенность мысли.
Весной 1909 года семья Рахманиновых покинула Дрезден и вернулась в Москву. Композитор сразу же включился в работу. Летом, по обычаю, он перебирается в Ивановку. Вот только к этому времени имение уже пришло практически в упадок. Композитору пришлось взять в свои руки полностью управление и привести все в порядок. Масса усовершенствований обошлась Рахманинову в приличную сумму. Именно здесь он и начинает работу над своим Третьим концертом d moll. К октябрю этого года произведение было полностью закончено и оркестровано.
Впервые концерт был исполнен в ноябре 1909 года в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша. В январе 1910 года Сергей Васильевич повторил исполнение своего нового сочинения уже совместно с Густавом Малером . А вот соотечественники композитора смогли познакомиться с новым сочинением в исполнении автором весной 1910 года. Оркестром управлял Е. Плотников.
После первого прослушивания концерт был очень тепло принят публикой и высоко отмечен музыкальной общественностью, но не более. Настоящее признание пришло немного позднее. Критики объясняют это новизной концерта. Лишь в 30-е годы это сочинение получает более широкое признание публики, его исполняют во многих концертах. В. Горовиц, В. Гизекинг, а также многие другие советские и английские пианисты включают это произведение в свои программы.
Интересные факты
- Во Втором и Третьем концерте Рахманинов решил продолжить идею Чайковского , поместить эпизод скерцо в среднюю медленную часть.
- Первое исполнение Третьего концерта планировалось 6 февраля 1910 года в Петербурге в рамках седьмого абонементного концерта Зилоти. Однако не пришли вовремя оркестровые партии из США, поэтому Рахманинову пришлось исполнить «Второй».
- Композитору пришлось уехать на гастроли за границу, поэтому отрепетировать Третий концерт он не смог в России. Рахманинов тренировался на клавиатуре, которую взял на корабль, отправляясь в США.
- Если во Втором концерте Рахманинов стремился максимально уровнять партии солиста и оркестра, то в Третьем на первый план выходит именно фортепиано. Ему отводится главная роль.
- Скандальный случай произошел 19 декабря 2012 года в Москве в Доме Музыки, где должен был исполняться Третий концерт. В роли солиста выступал Андрей Гаврилов. Вот только прямо перед самым концертом пианист скрылся из зала, сбежав через пожарный вход. Версии, почему это случилось на самом деле разные. Одна сторона утверждает, что солист был попросту не готов, другая же обвиняет дирижера Дмитрия Юровского и оркестр в непрофессионализме. Спас ситуацию пианист Александр Гиндин, который случайно оказался на тот момент в зале и вышел на сцену, заменив Гаврилова. Любопытно, что чуть ранее Андрей Гаврилов уже поступил подобным образом, сбежав с концерта во Владимире. Правда там он должен был исполнять Первый концерт Рахманинова.
- Любопытную интерпретацию концерту дает пианист Андрей Гаврилов. По его мнению, во второй части Рахманинов вспоминает не образ Руси, а своей первой девушки Веры Скалон. В этой части он будто заново переживает весь этот роман. Даже в конце части он будто выкрикивает трижды ее имя, после чего он прощается с возлюбленной. В финале же торжествует жизнь, с военными казачьими песнями, весенней мифологией и безудержной фантазией.
- Третий концерт звучит в легендарной киноленте «Блеск» 1996 года, режиссера Скотта Хикса. Главный герой фильма талантливый пианист Дэвид Хельфготт. Его путь к славе был очень сложным, со множеством преград. Детство и юность, казалось, были лишены радостных эмоций, во многом причиной тому был тотальный контроль деспотичного отца. Была у пианиста одна мечта – выучить и исполнить на сцене Третий концерт Рахманинова. Ему удается ее осуществить, при этом Дэвид сходит с ума. Примечательно, что исполнитель главной роли Джеффри Раш сам играл на фортепиано во время съемок. Актер был удостоен премии «Оскар» и «Глобус».
Содержание Концерта для фортепиано №3 Рахманинова
Рахманинов предпочитал всегда идти своим путем, не следуя всеобщему увлечению. Так в годы модернизма, когда композиторы пытались привлечь внимание необычными и порой даже изощренными звучаниями, Сергей Васильевич обращается к древнейшим пластам национального искусства. Основная тема Третьего концерта показательна в этом плане. В ее звучании улавливаются старинные песнопения. Примечательно, что американский музыковед И.С. Яссер и вовсе сравнил ее с древним церковным напевом. Он даже обратился к автору, с просьбой прокомментировать это. Рахманинов же ответил, что мелодия на самом деле оригинальна и он не использовал специально какую-либо цитату. «Просто так написалась» — сообщил Сергей Васильевич. Однако он пояснил, что хотел специально придать мелодии большую напевность, как если бы ее исполнил какой-нибудь певец, а не фортепиано. Это у него удалось в полной мере, ведь не случайно это произведение называют концертом-песней. По своему интенсивному развитию и значительному содержанию, Третий концерт не уступает выдающимся симфоническим циклам, не даром его еще называют концертом-симфонией.
В Третьем концерте Рахманинов показал во всей красе образ Родины, но немного иной, нежели во Втором. Здесь композитор уделяет внимание именно Древней Руси, с ее таинственным и поэтичным звучанием. Мягкая и задушевная мелодия начинает концерт, она словно невзначай напета. Тема эта словно сама выросла из русского народного-песенного мелоса. Постепенно свободно-вариантное песенное развертывание приводит к кульминации в которой возникает новый песенный оборот. Это словно тихий вздох восхищения от созерцания родных просторов, открывшихся взору. Следующие части словно вырастают из первой.
Главная тема Интермеццо (2 часть) также представляет собой песенный мотив. Он полон сосредоточенной задумчивости. Воображение рисует серьезный и вдумчивый взгляд в затененные родные дали. Далее звучат вариации-строфы, где происходит страстное излияние чувств. Лишь четвертая строфа несколько оттеняет другие со своей танцевальностью. Как напоминание, здесь проводятся партии из первой части.
Третья часть – финал, рисует сказочный мир, который вступает в свои права с воцарением темноты и исчезает с рассветом, оттеняя праздничные массовые картины (экспозицию и репризу). Основной образ представляет собой причудливый звездный дождь, который завораживает слушателей загадочно-насмешливой феерической красотой.
Рахманинов очень мастерски использовал для этих целей звучность фортепиано. Кульминация части мощная, колокольно-хоровая. В ней угадывается какое-то упование на небывалое преображение, но в решающий момент происходит катастрофический срыв. Вместо нового проведения, песенный мотив трагически распадается. Появляются зловещие фантастические линии, а также стонущие интонации. К концу спада все утихает, восстанавливается тональность. Но это лишь смутные проблески надежды на восстановление песенного образа. Традиционной сонатной репризы здесь нет. В большой и невероятно виртуозной каденции солиста главная тема приобретает скерцозный облик, затем звучит с патетическими призывами. Песенная тема снова возвращается в репризе-коде, здесь она звучит скромно и во всей красе. Завершается произведение каскадом аккордов, как победой светлого начала.
В Третьем концерте воображение Сергея Васильевича проложило пусть светлым надеждам сквозь «вековую мглу». Примечательно, что сочинение это стало одной из вершин русского музыкального искусства предоктябрьской поры. Оно создавалось наряду с патриотическими циклами «Родина», «На поле Куликовом» Блока. Именно в это время поэт осознал, что главной является тема о России и она самая реальная, настоящая. Удивительным образом два лирика-современника, абсолютно не сговариваясь воспевают в своем творчестве главную для себя тему.
Третий концерт Рахманинова является одним из наиболее значимых произведений композитора. Он открывает новые грани творчества маэстро. Этим сочинением, Рахманинов еще более сближает концерт и симфонию. Но еще примечательнее то, что все возможности для интенсивного развития сконцентрированы у него в одной, невероятно красивой песенной теме. Именно в этом концерте практически полностью сформировался стиль Сергея Рахманинова, неповторимый и легко узнаваемый.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт №3 Рахманинова
Источник