Какие динамики для гитары

Как выбрать гитарный динамик? Часть 2.

Модерн

Как мы уже рассказывали в первой части статьи, в своих попытках сделать более громкие усилители, их производители отправились на поиски более мощных динамиков. Увеличение мощности повлекло за собой другие изменения в работе динамиков. Современный динамик способен выдержать большую нагрузку, будет звучать более упруго и чисто, с более собранными низами чем у винтажных динамиков. Самым первым динамиками, которые вышли в массовое производство были JBL D120F и D130F (12″ и 15″ соответственно, F = Fender). В начале 60х компания Fender начала выпускать свои усилители Showman, на них играла звезда сёрфа — Dick Dale.

Fender впервые изготовила кабинет закрытого типа для этих усилителей. Динамики без буквы F использовались в hi-fi аппаратуре тех времен, у них были ненормально большие альнико-магниты, большие диафрагмы, мощные металлические рамки. В итоге они обладали неслыханной для гитарного мира тех времён мощностью. Showman были чертовски громкими усилителями, а когда несколько лет эти динамики стали ставить в виде опции в комбо Twin Reverb, последние также заметно потяжелели и стали намного громче.

Классический звук JBL — это чёткий низ, округлая середина, звук немного кусается, и в нём есть едва заметный носовой призвук. Верха звенят и иногда режут слух. Эти динамики идеальны для игры на большой громкости, если вы хотите чтобы ваш звук прорезал в пачке. В начале 60-х мощные гитарные динамики также стали производить Electro-Voice и Altec, они звучали по-америскански, имели большие альнико-магниты, хотя самый популярный гитарный динамик EV — EVM-12L был с керамическим магнитом (именно он использовался во многих комбо и кабинетах Mesa/Boogie и у дргуих производителей в 80-е годы).

Читайте также:  Звуки укулеле для fl studio

Мощность этого динамика — 200 Вт, он производится до сих пор. Известен он в первую очередь своей способностью выдерживать любое, даже самое невероятное наказание со стороны усилителя и музыканта, который через него играет. Этот динамик звучит кристально чисто на чистом канале усилителя и выдаёт богатый деталями перегруз на большой громкости. У Zakk Wylde есть даже его подписная версия этого динамика — Black Label EVM-12L мощностью 300 Вт.

Самый популярный динамик Altec — 417-8H, к сожалению он больше не производится. Динамик использовался в усилении Mesa/Boogie в качестве опции, и был ключевым компонентом среднего периода творчества Carlos Santana, а также пользовался повышенным спросом среди последователей Randy Rhoads и известными стадионными рок-группами. Эти 100 Вт динамики известны своим мощным горластым чистым звуком, передавая перегруз усилителя с минимальными искажениями. Сам динамик перегрузить очень трудно.

Многие винтажные динамики были переизданы и выпущены в более мощном виде, чтобы быть на уровне с современными конкурентами. Например, Celestion выпускает популярные G12T-75, G12H-100, Classic Lead 80 и другие динамики — все они отлично звучат в рок-музыке, громко, мощно и с хорошим запасом прочности. Таким образом, граница между винтажным звуком и современным несколько размывается.

Eminence выпускает три серии Legend, Patriot и Red Coat, каждая из которых имеет приличный запас по мощности, при этом звучание больше склоняется в сторону винтажа. Например, Legend V128 (120 Вт), Swamp Thang (150 Вт) и Man O War (120 Вт) — три примера из соответствующих серий. Даже один из самых известных динамиков Celestion за последние 20 лет — Vintage 30 был разработан в виде попытки передать звучание классических британских усилителей VOX AC30 в более современной версии и с более высокой мощностью — 60 Вт.

Читайте также:  Датчик приближения мейзу м3 нот

Точно так же недавно представленный Celestion динамик Alnico Gold — это по сути переиздание 15Вт Alnico Blue в 50Вт версии. Еще один британский производитель, незаслуженно забытый многими гитаристами — Fane, чьи динамики использовались в усилении Hiwatt в 60-70-е годы, до сих пор выпускает динамик AXA с альнико-магнитом, он выглядит как настоящий винтаж и никто на первый взгляд не может даже подумать, что он выдерживает все 100 Вт.

Динамик для вас

Выбор динамика, который лучше всего подходит к вашим требованиям к звучанию потребует времени и внимательного изучения предмета. Апгрейд или замена динамика упрощается, если вы сужаете круг кандидатов согласно нашим рекомендациям, описанным в этой и предыдущей статье: сначала винтаж/модерн, затем выбираете по мощности и чувствительности/эффективности. Хорошие гитаристы оставили свой след в истории благодаря специально подобранному уникальному звучанию своих композиций.

Частую выбор может оказаться неожиданным. Не стоит однозначно делить весь мир на белое и чёрное, а динамики на Америку / Британию. Есть совершенно великолепные примеры сочетания британских динамиков с американскими усилителями и наоборот. Экспериментируйте как можно больше, насколько это позволяет время, деньги и наличие разных кабинетов с разными динамиками в музыкальных магазинах. Слушайте советы ваших знакомых музыкантов и тех гитаристов, чей звук вам очень нравится. Так вы найдёте то, что вам нужно.

Перегруз динамика

Когда речь идёт о перегрузе динамика, это означает несколько другой перегруз, не тот, что идёт от усилителя, это не дисторшн и не овердрайв. Динамик перегружается, когда работает в пределах приближенных к верхней границе его рабочего диапазона. Диафрагма динамика и катушка начинают плохо передавать электрические сигналы и в результате получается искажённое звучание. Иногда едва заметное, а иногда довольно серьёзно различимое.

Простыми словами звуковая катушка начинает перегружаться, а диафрагма динамика ходить взад-вперёд за пределы рабочего хода. Получается скомпрессированный звук и к общему звучанию перегруженного усилителя добавляется еще и дополнительный фузз от динамика. Лучше всего услышать разницу можно сравнив два разных по мощности динамика на одной громкости. Если вы играете с мощным перегрузом, то на мощных динамиках вы скорее всего будете слышать только усилитель. Если же вы играете в менее мощный кабинет, звук будет приправлен перегрузом динамиков. Нет однозначного ответа что лучше, ищите свой вариант.

Альнико против керамических магнитов

Альнико-магниты пользуются повышенным спросом в гитарном мире, это касается и динамиков и звукоснимателей. Считается, что эти магниты более музыкальны, звучат более сладко и динамично. Alnico — это сплав алюминия, никеля и кобальта (в сочетании с железом). Благодаря редкости и дороговизне кобальта, это довольно дорогая альтернатива керамическим магнитам, которые также используются в производстве динамиков и звукоснимателей. В 70-е и 80-е годы производство динамиков с альнико магнитами было практически прекращено.

Хотя все похвалы в сторону альнико делают динамики на основе этих магнитов более лакомым кусочком, нужно понимать, что многие классические модели динамиков, в том числе и винтажные модели были сделаны на основе керамики. Динамики с керамическими магнитами используют многие популярные музыканты. Celestion G12M Greenback и G12H-30 — это динамики с керамическими магнитами, точно так же как множество динамиков от Eminence и современных Jensen.

Источник

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 2)

Динамики для бас гитарных кабинетов бывают разных размеров, и каждый размер дает звуку свою особую окраску. Классические размеры, часто встречающиеся у многих производителей – это 10, 12, 15 и иногда 18 дюймов. Компания Phil Jones Bass разработала революционное новшество – 5ти дюймовые динамики, количество которых в одном кабинете может доходить до 24 штук. Маленькие динамики дают более быстрый отклик, поэтому кабинеты этой фирмы имеют чистое звучание с богатыми верхами, при том что большое количество динамиков все равно дает очень плотный и жирный низ.

10-ти дюймовый динамик, это устоявшаяся классика, кабинеты с такими динамиками могут встречаться в разных вариантах, как в конфигурации 1*10 так и в вариантах 2*10, 4*10 и классическом 8*10. Из за быстрого отклика динамика и звонкого верха, 10ки очень любимы басистами в стилях требующих скоростной игры, таких как фанк (слеповые техники) . При этом в правильной конфигурации 10ки могут давать потрясающий низ. Многие басисты считают 12шки идеальной серединой между 10кой и 15шкой. 12шка имеет все плюсы 10ти дюймового динамика, при этом дает дополнительный низ присущий 15ти дюймовому собрату – которому присуща теплота звучания, бархатная середина и густой низ.

15ти дюймовые динамики используются в стилях требующих «тяжелого баса» — блюз, реггей, кантри и все типы рока. Не смотря на то, что они все же неплохо звучат даже с быстрыми партиями, их звук менее звонкий и разборчивый. Кабинеты с участием 18ти дюймового динамика уже большая редкость, но все же иногда встречающаяся на крупных концертах. У таких динамиков сильно снижена отдача высоких частот, по этому они используются в основном в кабинетах с динамиками меньшего размера. Самый крупный в семействе – 21 дюймовый динамик используется в основном в сабуферах, для передачи супер низких частот, обычно такие кабинеты используют группы с очень низкой настройкой.

В дополнение к динамику, очень много серий современных бас кабинетов используют пищалки или компрессионные динамики, служащие для передачи высоких частот. Когда в 80х годах фанк музыка стала очень популярной, многие производители оборудования начали добавлять пищалки в свои басовые кабинеты, что бы донести звонкий слеповый звук фанка до слушателей на концертах. Сегодня нужно постараться , чтобы найти басовый кабинет, у которого нет этого маленького динамика.

Твиттеры – это пьезо-элементы, которые используются в маленьких кабинетах, поскольку чтобы соревноваться по громкости со своими большими братьями, они требуют слишком много мощности. Компрессионный динамик, это по сути обычный динамик, который укреплен на раструбе. Они более эффективны по использованию мощности, по этому отлично звучат в пачке с большими динамиками на большой громкости.

Эти маленькие компрессионные драйверы дают отличный высокий звук, но при долгом использовании могут начать давать легкий посторонний шум, а в последствии перегруз. Тем не менее, на большинстве кабинетов есть возможность отключать пищалку, что бы не использовать ее постоянно, тем самым продлевая срок ее работы.

Кабинет сам по себе играют важную роль в создании качественного звука; размер самого кабинета, его геометрия и материалы – все это влияет на конечный звук! Древесина должна быть очень плотной и жесткой, чтобы весь получаемый звук отражался, а не глушился. Компания Mesa Engineering использует 11-слойную прессованную

фанеру из балтийской березы (известная порода строевого леса) и жесткую внутреннюю склейку и прошивку шва, что бы весь звук шел строго по направлению звучания динамика. Расположение отверстий на кабинете влияет на то, как звук выходит из кабинета, и на то, как отражается акустика помещения на конечном звучании.

Кабинет с отверстиями спереди подает звук прямо и, находясь на полу, будет задействовать пол как дополнительный экран для направления звука. Если отверстия находятся сзади, то на звучание кабинета будет влиять расстояние до стен, что можно использовать на выходом для звука, который формируется в нутрии кабинета и очень сильно увеличивают эффективность динамика. Кабинет без отверстий будет давать более плотный бас, но с меньшей глубиной. На больших кабинетах это имеет смысл, потому что они и без того дают мощный и жирный низкий тон.

Работа с помещением

Звукорежиссер.Если у вас есть всего один усилитель, как сделать так, чтобы он подходил в разных концертных условиях? Есть несколько простых приемов, которые помогут справиться с любой ситуацией.

Самая большая ошибка – портить отношения со звукорежиссером. Постарайтесь с самого начала саундчека установить с ним хорошие отношения, пообщайтесь с ним, купите ему пиво (но не больше одного). После такого знакомства звукорежиссер будет лучше работать с вашей группой. Большинство звукорежиссеров подключат вас через директ бокс. Возможно, вы захотите, что бы в пульт шел уже обработанный эквалайзером усилителя звук, но не всегда звук со сцены хорошо подходит для настройки порталов. Если у вас есть педали эффектов, в этом случае идеально послать в пульт сигнал с выхода pre-eq вашего усилителя, если есть такая возможность.

Что бы получить более крутой звук, нужно поработать с помещением, в котором вы собираетесь играть. Если ваш бас звучит через порталы, ваш комбо или стек на сцене будет вашим монитором. На больших площадках ваш бас будет так же в напольных мониторах и общем миксе. В этом случае игра на среднем уровне громкости даст самые хорошие результаты. В случае если вам нужно прокачивать зал вашим стеком, вам придется играть громче, но это может стать и вашей проблемой.

Громкие низкие частоты создают маскирующий эффект. Низы займут столько места в общем звучании, что вы не услышите верха и середины, а увеличение уровня этих частот перегрузит и сделает звук еще более нечитабельным. Лучший выход тут – убрать низов и прибавить громкости. Это спасет вас во многих ситуациях. Помните, что в концертных условиях, ваш басовый звук может не нравиться вам, но при этом отлично звучать в миксе со всей группой. Наоборот, хорошо звучащий бас может убить весь микс группы.

Поэтому не гонитесь за звуком, который нравиться вам, а настраивайте читабельный звук, который будет звучать с группой и просто слышен людям в зале. Основная причина звуковой каши – это эгоизм каждого конкретного участника группы.

Акустика на сцене

Если вы расположите ваш кабинет на полу, это заставит резонировать все помещение – усиливать и искажать частоты исходящие из вашего стека. Это не самая хорошая ситуация для концертной площадки. Поэтому полые сцены становятся кошмарным сном басиста – вся сцена в этом случае превращается в продолжения вашего кабинета создавая глухие низы.

Лучшее решение – поднять кабинет с пола. В идеале поставить кабинет на какую-то непроводящую звук основу – например большой резиновый пэд. При помощи этой хитрости вы избавитесь от сильного «гуляния» низких частот. Если у вашего кабинета отверстия внизу, идеальным решением будет перевернуть его на бок или вверх ногами, это так же поможет справиться с низкими частотами.

Если у вас маломощный стек, возможно использовать акустику помещения для получения более громкого звука. В этом случае полая сцена сыграет вам не в минус, а в плюс и добавит вам недостающих низов. Если вы поместите усилитель ближе к стене или в угол, то близлежащие стены будут отражать больше звука в зал, тем самым становясь как бы частью вашего стека. Если в кабинете есть отверстия, то расположите его хотя бы в 15-20 сантиметрах от стен, что бы звук распределялся правильным образом.

Что бы получить крутой живой звук, необходимо понимать, что можно извлечь из каждого конкретного набора аппаратуры, знать, как образуется звук и как он распределяется по помещению и самое важное – не лениться приезжать на саундчек, что бы познакомиться с аппаратом и звукорежиссером по ближе.

Очень часто крутой концертный звук требует , чтобы вы пренебрегли своим звучанием ради общей картинки, иногда нужно переступать через себя и делать не то, что вы считает правильным, а экспериментировать и развивать в себе талант цельного восприятия музыки. Результаты не заставят себя долго ждать, вы и ваша группа будете звучать лучше!

Источник

Оцените статью