Какие есть форматы для нот

Word для нот

Вопрос навеян несколькими ситуациями, когда мой собеседник на предложение набить что-то, чтобы распечатать или отправить кому-либо, понятия не имел, в чем и как это делается.

Те, кто занимается этим достаточно часто, полагаю, назовут Sibelius или один из продуктов Finale, Notion и так далее. Человек, который разве что смутно догадывался о возможности набивать ноты на компьютере и которому, скорее всего, это нужно всего на пару раз, вряд ли соберется покупать какой-либо из этих продуктов. Высока вероятность, что такой человек не разберется даже с тем, чтобы отыскать и воспользоваться пиратской версией, которую обычно нужно лечить 1 .

И как это сделать это быстро, бесплатно и с возможностью экспорта в PDF или открытый и общеупотребимый формат вроде MIDI или MusicXML?

Flat.io

Первое и самое доступное средство — Flat.io

Это freemium редактор, работающий онлайн, прямо в браузере. Окаменелость вроде Internet Explorer под Windows XP, конечно, вряд ли потянет, так что рекомендуется иметь браузер посвежее и на всякий случай отключить adblock (на сайте все равно нет баннеров). Регистрация возможна как классическая, с помощью почты, так и через Google и Facebook.

Из приятных особенностей, выгодно отличающих Flat.io перед двумя другими редакторами, надо отметить облако и возможность совместной работы. Да, ничто не мешает хранить ноты в MIDI или каком-то еще формате в облаке, но это может быть мягко говоря не оперативно, случись вам открывать эти ноты на чужом компьютере. Это потребовало некоторых лишних действий, включая установку софта. На Flat.io достаточно зайти через браузер и авторизоваться. Все ноты тут как тут.

Здесь же надо упомянуть одно ограничение: в бесплатном тарифе закрытых документов доступно всего два, остальные являются публичными. Если это заставляет вас напрягаться, просто представьте себя неуловимым Джо. Тут же небольшие элементы соцсетей, а именно возможность подписаться или поставить лайк.

Из более насущных особенностей уже упомянутая совместная работа, включая связь через Google Hangouts. Также запись истории. Это означает, что если ваш криворукий собеседник, гаденько смеясь в вебкамеру, удаляет у вас на глазах ваше выстраданное, беспокоиться стоит только о собеседнике. Ноты в целости и сохранности, так как эти нежелательные изменения можно отменить.

Управление редактором возможно как мышью, и в этом случае все прямо перед вами — на панели, так и с клавиатуры. Список горячих клавиш всегда под рукой и открывается по нажатию на кнопку с буквой “A” на панели. Кроме того, что особенно приятно, печатать ноты можно и куда более естественным образом, а именно с MIDI-клавиатуры или любого другого контроллера.

Предположим, ноты вы напечатали и теперь нужно распечатать или передать их кому-то. Печать на месте доступна по нажатию на кнопку на панели. Нет ничего проще. В платной версии даже обещаются какие-то дополнительные возможности при печати и, полагаю, экспорте в PDF, но это мы не рассматриваем.

Если же ближайший принтер располагается в копицентре под окнами, жать стоит не на кнопку с изображением принтера, а на ту, что рядом, с облаком и стрелкой. Это экспорт. В зависимости от нужд, экспортировать можно в PDF и это лучший выбор для печати; в MIDI, который читается чем угодно и где угодно; в два аудио-формата, чтобы слушать, а не читать; в MusicXML в двух вариантах — MXL и XML.

Если вы рассчитываете передать файл, сохранив все тонкости записи и возможность редактировать ноты, крайне желательно выбрать MusicXML. Вариант MXL отличается от XML тем, что он сжат и имеет в себе дополнительные метаданные. Если не уверены, экспортируйте в оба формата и будьте уверены, что это откроется практически в любом современном нотном редакторе. Например в MuseScore.

MuseScore

Бесплатный и открытый MuseScore когда-то был встроенным нотным редактором секвенсера MusE, но затем отпочковался, растеряв все ненужные для нотной записи функции, и с той поры сильно вырос.

В описанном мною в начале обзора случае это менее удобный вариант, так как программа требует установки или хотя бы наличия под рукой portable-версии, но взамен вы получаете куда более удобное и полное возможностей решение.

Полагаю, обзор можно сильно сократить в тексте, один раз показав:

Содержимое палитры здесь представлено только базовым набором. Для чего-то очень специфичного всегда можно получить расширенный в пару кликов не отходя от кассы.

Что касается табулатур, то и такая возможность заявлена разработчиками. Включается это каким-то не очень очевидным способом, описанном, впрочем, в руководстве на сайте редактора. Осилив по необходимости один раз, впоследствии можно пользоваться созданным при этом шаблоном документа. Их, кстати, в мастере создания новой партитуры, предостаточно.

Нельзя не упомянуть, что некоторые возможности сродни облачным плюшкам Flat.io у MuseScore имеются. Произведение, что вы видите на скриншоте выше, я нашел среди опубликованных на сайте MuseScore. Здесь можно скачать документ MuseScore, PDF, знакомый вам MusicXML и вездесущие MIDI и MP3. Здесь же поделиться, встроить куда-либо или просто добавить в избранное, что, конечно, требует регистрации.

Сам же редактор читает целую кучу разных форматов, включая даже документы от редактора табулатур Guitar Pro. Более того, в нем есть импорт PDF. Работает это через все тот же сайт: вы отправляете PDF, ждете в очереди на обработку, и на выходе получаете файл в формате .mscz. PDF, экспортированный мною из Flat.io, распознался без проблем.

Возможностей экспорта также поболее, чем у Flat.io. Здесь все тот же PDF, сжатый и несжатый форматы самого MuseScore, растровый PNG и векторный SVG, четыре формата аудио, классический MIDI и, конечно, MusicXML в двух вариантах. Возможность сохранить онлайн, описанная выше, требует регистрации на сайте.

Говоря о сайте, нельзя не упомянуть руководство. Оно такое же бесплатное, как и сам редактор, но на русский, как интерфейс программы, не переведено. Желающие всегда могут помочь с переводом. Это опенсорс, детка!

MuseScore доступен как в виде обычного инсталлятора для Windows, DMG для macOS и пакета для Linux, так и в portable-варианте для Windows и Linux. Это значит, можно носить с собой на флэшке и инсталлировать совсем не обязательно.

MuseScore — бесплатный, но полноценный редактор, богатый возможностями. Вероятно, в чем-то он не дотягивает до упомянутых в самом начале обзора проприетарных редакторов, но сообщество продолжает развивать его, а сообщество и открытый код подразумевает, что вы можете если не подключиться к разработке самостоятельно, то хотя бы оставить запрос на добавление определенной функции.

А что в случае, если все эти функции избыточны и просто отвлекают? На случай, когда нужно что-то совсем простое, существует Aria Maestosa.

Aria Maestosa

Aria Maestosa — не столько нотный редактор, сколько редактор MIDI, и в качестве нотного редактора вряд ли потягался бы даже с Flat.io, не говоря уже о MuseScore. Тем не менее, даже при своей простоте, он обладает некоторыми приятными особенностями.

Посмотрите на скриншот и вы увидите то, чего в других нотных редакторах нет, и это, как бы многие люди ни относились к таким способам записи музыки, нередко бывает тем немногим, что ваш подельник вообще может прочитать. Я говорю о пиано-ролле и табулатурах.

Как и в случае с классической нотной записью, возможности пиано-ролла и редактора табулатур здесь самые базовые, но выполнены аккуратно, позволяют в один клик сменить вид и даже прописать под нотами MIDI-события 2 . Есть и редактор перкуссионных партий.

Работа в редакторе производится в основном с помощью мыши и нескольких горячих клавиш, но MIDI-редактор не был бы таковым, не имея возможности печатать с MIDI-клавиатуры.

Что до поддерживаемых форматов, то здесь всё еще скромнее: кроме импорта/экспорта MIDI, есть только свой собственный формат .aria, который не откроется ничем, кроме самой Aria Maestosa.

Это, конечно, не так плохо, как было бы, случись этому приложению быть проприетарным и платным. В случае, если вы хотите передать кому-то именно .aria, у вашего подельника вряд ли возникнут проблемы с тем, чтобы раздобыть копию Aria Maestosa.

Приложение, как я уже сказал, открытое и кроссплатформенное (macOS, Linux, Windows). Подходящий вам инсталлятор или пакет легко отыскать на официальном сайте, даже не понимая английского языка. К сожалению, руководство на русский язык не переведено, но интерфейс самой программы перевод имеет.

Чем еще может похвастаться Aria Maestosa? Да, собственно, ничем больше. Это предельно простой и доступный редактор, отличающийся от двух других способами отображения нот в виде пиано-ролла и табулатур, что в некоторых случаях бывает крайне полезно. Пожалуй, это приложение даже не попало бы в обзор, не имей оно такой функции.

Если же для вас это не имеет никакой важности, вряд ли стоит заморачиваться и ознакамливаться с этой программой дальше приложенного скриншота.

TuxGuitar

Упомянув табулатуры, не могу не отрекламировать в этом обзоре открытый кроссплатформенный аналог Guitar Pro 5 — TuxGuitar.

Пожалуй, как нотный редактор, он не уступает и Flat.io, но в первую очередь является редактором табулатур со всем из этого вытекающим. Если Aria Maestosa — это почти то, что вам нужно, но кажется слишком уж аскетичной, рискните попробовать TuxGuitar.

Это не самое надежное приложение и есть вероятность, что придется повозиться с настройками, чтобы программа издала хоть какой-нибудь звук, кроме того, что обычно сообщает об ошибке. Справившись с этим, вполне может быть, что некоторым из читателей он придется по вкусу куда больше прочих упомянутых.

Из заявленных на сайте возможностей, кроме очевидной работы как с табулатурами, так и с нотами, можно отметить поддержку формата Guitar Pro вплоть до пятой версии. В диалоге открытия файла в самом TuxGuitar, впрочем, есть и формат актуальной Guitar Pro 6, а также PowerTab. Через импорт доступны форматы MIDI и .tef редактора TablEdit.

С экспортом дела обстоят куда как лучше и партитуры, набранные в TuxGuitar, можно экспортировать в знакомые и повсеместные MusicXML (как ни странно, только экспорт) и MIDI, аудио, PDF и SVG для печати, текстовый ASCII и LilyPond, который является скорее языком разметки, чем форматом для чтения и хранения.

Есть и публикация, подобно тому, как это делается в MuseScore. Напечатав табулатуры или ноты, от вас требуется ввести юзернейм, название, парочку тэгов и описание по желанию. Довольно таки просто, казалось бы, но желая опробовать эту функцию, я полез было регистрироваться и тут меня поджидало то, о чем я уже предупреждал — TuxGuitar, ни слова не сказав, вылетел.

Из прочих особенностей можно отметить пакетный конвертер, позволяющий перегнать сразу несколько документов в нужный формат из числа перечисленных выше. Здесь же список ладов с подсветкой на грифе, что полезно при обучении игре на гитаре, и тюнер.

Заключение

Хотите нотный редактор, который вместе со всеми вашими документами доступен всегда и везде? Хотите вести совместную работу над документом удаленно, например, если вы преподаете? Регистрируйтесь на Flat.io

Хотите подготовить партитуру для целого оркестра? Хотите подготовить что-то для печати или публикации в сети? Занимаетесь исполнением классической музыки? Смело ставьте MuseScore.

Вы гитарист или постоянно вынуждены иметь дело с табулатурами и с людьми, не имеющими читать ноты? Попробуйте Aria Maestosa и TuxGuitar.

Если вдруг по какой-то причине вам не хватает даже MuseScore, задумайтесь над приобретением проприетарных продуктов. Sibelius и Finale разрабатываются с конца 80-х годов и являются хорошо отточенными инструментами, проверенными временем и тысячами пользователей. Если вы занимаетесь ближневосточной или микротоновой музыкой, обратите внимание на Mus2 и Dorico.

Я, конечно, не предлагаю, но возможность не упомянуть нельзя. ↩

MIDI-события — это все то, что не является нотой, но на их звучание влияет непосредственно — от педали до особенностей игры на духовых. ↩

Источник

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно 320

Не все понятно 82

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно 320

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез :

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно 320

Совсем запутался 82

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью