Какие гитары для каких стилей
Предлагаем вашему вниманию обзор, посвященный выбору гитарного сетапа. На сегодняшний день ассортимент представленных на рынке гитар и гитарных усилителей весьма широк. Соответственно палитра звуков, которые можно получить, практически не ограничена. Однако можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны — для того чтобы найти нужное звучание, надо знать, что именно выбрать, какое оборудование справится с поставленной задачей наилучшим образом.
2. Блюзовый сетап
Хотя играть блюз можно практически на любой гитаре, при выборе все равно есть очевидные фавориты. Прежде всего, это касается полуакустических гитар с цельным центральным блоком. Подобный тип корпуса впервые был использован в конструкции гитары Gibson ES-335, которую многие до сих пор считают лучшим вариантом из возможных. На такие гитары обычно ставят датчики типа «хамбакер» с теплым и жирным звуком (нэковый датчик) или с «кусачим» сольным звуком (бридж). Однако, блюз и разные его подстили — своего рода квинтэссенция истории электрогитары, поэтому у разных исполнителей можно увидеть самые разные инструменты: и Fender Stratocaster (Стиви Рэй Воэн, Роберт Крэй), и Telecaster (Альберт Коллинз), и Gibson Les Paul (Гэри Мур, Питер Грин).
Большинство исполнителей блюза предпочитают усилители, максимально бережно воспроизводящие тончайшие детали естественного звука гитары. Многие классические типы блюзового звука относятся к той области, которую музыканты называют «кранч» — то есть звук уже не чистый, но еще и не перегруженный. Полный перегруз обладает свойством сужать динамический диапазон гитары за счет естественной компрессии. Кранч, напротив, динамически очень богат, поскольку тихие ноты звучат на практически чистом звуке, в то время как ноты, сыгранные «форте», довольно сильно перегружаются.
Среди исполнителей в стиле блюз очень популярны ламповые усилители, обладающие мягким ламповым перегрузом, обычно не требующим большой громкости и плотных «низов». Хороший ламповый комбоусилитель с одним 12-дюймовым динамиком на максимальной громкости обладает одновременно очень широким динамическим диапазоном и богатыми тембральными возможностями.
Блюз — это не тот стиль, в котором эффекты играют определяющую роль. При обработке звука столь популярными среди рок-музыкантов эффектами хоруса или задержки тонкие детали звучания и глубина динамики «замыливаются». Большинство знаменитых блюзовых гитаристов мира вообще не используют ничего, кроме гитары, усилителя и кабеля.
Блюзовый овердрайв можно получить непосредственно на усилителе, можно использовать отдельную педаль, а можно задействовать и то, и другое. В последнем случае педаль работает в качестве так называемого «бустера», или «грелки» — она не создает собственно перегруза, но поднимает уровень сигнала так, чтобы он легче перегружался на усилителе.
Однако некоторые типы эффектов встречаются в блюзе достаточно часто, особенно если группа исполняет «кроссовер» с уклоном в сторону психоделического рока. В особенности популярна педаль «вау», введенная в арсенал гитаристов в конце 60-х годов стараниями Джимми Хендрикса и Эрика Клэптона. Существенный момент для понимания работы педали «вау» — то, что в ее звуке всегда присутствует подъем в области средних частот с переменной добротностью. Поэтому при подключении педали «вау» перед педалью овердрайва общий уровень сигнала усиливается, и общий уровень перегруза также усиливается. В этом случае в звуке появляется своего рода «ворчание», которого не будет, если мы подключим педаль в петлю эффектов — в последнем случае звук будет более «гладким», поскольку глубина перегруза будет определяться только на предусилителе.
Бум психоделического рока в самом конце 60-х годов сделал популярным еще один характерный эффект — кабинет Лесли. В эффекте Лесли динамики не зафиксированы, а установлены на вращающиеся оси, что позволяет создавать легко узнаваемый «булькающий» пульсирующий тембр. Помимо уникального звучания кабинеты Лесли отличаются тяжелым весом, громоздкостью и наличием большого количества подвижных деталей, то есть частыми поломками и необходимостью регулярного технического обслуживания. К счастью, в наше время выпускается очень много педалей, создающих похожие эффекты, такие как тремоло или вибрация, а также имитировать (причем весьма достоверно) настоящие Лесли-кабинеты.
3. Сетап для классического рока
Между блюзом и роком очень много общего, как в стилистическом, так и звуковом плане, поэтому блюзовый и роковый сетапы во многом схожи. Звук классического рока, который мы хорошо знаем и любим, был создан не только благодаря мастерству гитаристов, но и благодаря усилиям создателей первых электрогитар и усилителей. Так что неудивительно, что здесь будут доминировать такие имена, как Fender, Gibson и Marshall.
Очень часто выбор гитары для такого разнопланового стиля, как рок, определяется простым вопросом — звучанию какого музыканта вы хотите подражать, на кого хотите быть похожим? «Монстры рока» семидесятых годов очень легко узнаются по выбору инструмента. Скажем, Пэйдж и Коссофф предпочитали Les Paul, а Гилмор и Блэкмор — Strat. До изобретения гибридных вариантов конструкции электрогитары, популярных сегодня среди исполнителей в стиле металл, ключевую роль играл выходной уровень датчика — гитары Gibson, оборудованные хамбакерами, обладали более мощным, тяжелым и легко перегружающимся звуком по сравнению с гитарами Fender, особенно пока не была придуман регулятор мастер-громкости на усилителях. В какой-то степени такая тенденция сохранилась и до нашего времени, несмотря на современные предусилители и педали эффектов, способные сильно «разогреть» даже относительно слабый сигнал с датчиков типа «сингл». В классической рок-музыке нашлось место для практически любых успешных вариантов конструкций электрогитар, созданных в 50-х — 70-х годах прошлого века, включая Telecaster (Кит Ричардс), Rickenbacker, ES-335 и SG. Тюнингованные гитары с мощными хамбакерами лучше оставить для игры в более тяжелых стилях.
Главная задача большинства гитарных усилителей — добиться того или иного, нужного для игры в определенном музыкальном стиле, типа звучания. Снова проблема выбора, прежде всего, решается по принципу «выбирай на вкус», принимая во внимание склонность исполнителя к той или иной «школе рока». Если и существует в природе некий архетип гитарного усилителя для рок-музыки, то, скорее всего, это 100-ваттная ламповая голова с кабинетом на 4 динамика по 12 дюймов. Однако даже при таком подходе можно получать разные варианты звучания. Для классического рока характерен тёплый органичный ламповый перегруз, который не имеет ничего общего с обжигающим лицо брутальным дисторшном, характерным для стиля хэви-метал. Будьте внимательны, многие усилители сконструированы специально под «металлические» стили!
Вы можете остановить свой выбор как на комбо, так и на стэке из головы и одного/нескольких кабинетов. Стэки обычно обладают более плотным низом, который жизненно важен при исполнении ритмических партий. Следующее замечание — как музыканты, так и критики хорошо различают «британский» и «американский» типы звучания; практически все ведущие мировые производители гитарных усилителей располагаются или в Великобритании, или в США, и по разные стороны Атлантики практикуется разный подход к «роковому» гитарному звуку. Для большинства гитаристов главные брэнды в данном контексте — это Marshall, Fender и Mesa-Boogie, однако на самом деле есть много менее известных, но тем не менее выпускающих великолепные усилители, производителей.
В большинстве случаев классический рок не склонен к использованию эффектов, если не считать педаль овердрайва. Если для вас эталоном звука являются песни типа ‘All Right Now’ группы Free, то всё, что вам нужно — это гитара типа Les Paul и стэк Marshall. Тем не менее, многие исполнители применяют один или несколько звуков, основанных на эффектах, при этом эффект обычно используется как «приправа», а не трансформирует звук кардинальным образом. Например, весьма практичное решение — это гитарные педали Boss, выбор очень широкий, наиболее часто в гитарных рок-сетапах можно встретить фазер, хорус и флэнжер, а также, само собой, педаль вау.
4. «Металлический» сетап
Хотя под «металлом» сейчас подразумевают весьма разношерстную подборку мало похожих друг на друга стилей, с точки зрения базового оборудования тут все понятно — нужны как можно более высокие уровни гейна и громкости!
Точного водораздела между «тяжелым роком» и «металлом» на самом деле не существует — и уж точно в терминах звука. Ранние металлические группы просто сделали еще один шаг вперед по сравнению с группами 70-х, игравшими тяжелый рок — добавили громкость, использовали еще больше перегруза и стали играть жестче и быстрее. Что касается оборудования, то на данном этапе оно было практически одинаковым что у одних, что у других.
Как Strat, так Les Paul — каждый из классических типов электрогитары обладал теми или иными преимуществами, поэтому оба использовались в раннем тяжелом роке/металле очень широко. Однако этому пришел конец, как только музыканты и звуковые продюсеры додумались скрестить мощный сигнал хамбакеров с выразительными возможностями тремоло «Флойд Роуз». Сначала появился так называемый «Суперстрат», то есть гитара стиля Stratocaster с по крайней мере одним хамбакером. Однако привычное «Фендеровское» тремоло, в первое время воспринимавшееся всеми как очень даже радикальное, к концу 70-х — началу 80-х годов уже перестало удовлетворять исполнительские запросы музыкантов. Тремоло система «Флойд Роуз», появившийся в это время, обеспечивала гораздо более высокую стабильность строя, а также возможность «подтягивать» ноты как вниз, так и вверх. В результате выбором «металлических» гитаристов, их «главным калибром», стал именно Superstrat с тремоло Floyd Rose — и на этом поприще подвизалось сразу несколько гитарных компаний, ранее совершенно незаметных на фоне Gibson и Fender, например, Charvel/Jackson, ESP и, конечно же, BC Rich. Дизайны гитар их производства, пожалуй, являются самыми культовыми среди «металлических» гитаристов — не в последнюю очередь, благодаря своим громким именам и причудливым формам. Инструменты производства Ibanez пришлись по вкусу наиболее требовательных и опытных музыкантов. Этот брэнд часто связывают с такими виртуозами, как Стив Вай и Джо Сатриани.
Гитары Paul Reed Smith (PRS) сочетают лучшие характеристики гитар Gibson и Fender с принципиально новыми стандартами качества изготовления, гибкости и тембрального разнообразия. Несмотря на высокую цену и изначальную ориентацию на гитаристов разных стилей, гитары PRS очень популярны среди американских исполнителей в стиле ню-металл.
Тот случай, когда комбо-усилитель решительно «не прокатывает» по характеристикам. Музыкантам, играющим «металл», нужно выглядеть достойно на фоне бешеного напора вокала и сокрушающих все на своем пути барабанов с тарелками большого диаметра, карданом и т. д. Зрителям нужна настоящая «стена» звука, которую нужно видеть так же хорошо, как и слышать. С этой точки зрения идеальным выбором для небольшого концерта станет 100-ваттный стэк с двумя кабинетами по 4×12″.
По сей день очень популярным остается «достопочтенный» стэк Marshall, однако и многие другие компании выпускают стэки, специально заточенные под металлическую сцену. Наиболее значимым из всех этих брэндов, без сомнения, является Mesa-Boogie, чьи ламповые головы ‘Dual Rectifier’ обладают звуком традиционно «маршалловским», но более агрессивным, и одновременно чистым, очень тяжелый дисторшн без «песка». Именно этот звук больше всего любят исполнители в стиле ню-метал.
Хотя на самом деле в большинстве случаев для игры в стиле хэви метал вполне достаточно правильно подобранного базового звучания, существует несколько эффектов, которые специфичны именно для тяжелой музыки и часто встречаются в соло и инструменталах. Для украшения чистого звука на вступлениях и в куплетах хорошо подходят флэнжер и фазер, без этих эффектов контраст между чистым и перегруженным звуком оказывается слишком уж радикальным.
С музыкой стиля хэви-метал часто ассоциируют октавер, то есть эффект, который вместо одной ноты заставляет звучать сразу две в октаву. В сочетании с дисторшном он обеспечивает очень большое и «жирное» звучание. Для «удвоенного» звука соло, характерного для груп Thin Lizzy или Iron Maiden, часто применяется эффект частотного сдвига (Pitch Shifter). Более продвинутые и «умные» питч-шифтеры даже умеют исполнять гармонически правильную партию в нужной тональности.
При работе на очень тяжелом звуке исключительно важно правильное подключение эффектов. Некоторые эффекты при подключении до педали дисторшна, особенно хорус или флэнжер, звучат просто отвратительно. Их всегда следует подключать или после педали дисторшн, либо в петлю эффектов усилителя. Любые питч-шифтеры, включая октаверы, должны быть подключены до дисторшна, в противном случае гармоники, возникающие при перегрузе, будут также сдвигаться по высоте, что приведет к крайне неприятному звучанию сетапа.
5. Универсальный сетап
Многим гитаристам, особенно тем, кто играет в кавер-группах или в оркестрах, необходим максимально широкий диапазон выбора стилей и звуков, от рока и джаза до блюза и рэгги. Именно поэтому им нужен предельно «гибкий» сетап.
В данном случае самый правильный вариант — делать ставку на гитару хорошую, но ни в коем случае не «выдающуюся». Таким образом, полуакустические гитары или сделанные по индивидуальному заказу Рикенбакеры исключаются. Вполне достойный вариант — классический «Суперстрат», обычно с конфигурацией звукоснимателей H-S-H (то есть с двумя хамбакерами, в нэковой и бриджевой поизициях, и одним синглом посередине). Гитары данного типа подходят для игры в самых разных стилях, от тяжелого металла до фьюжна и джаза. Особое внимание стоит обратить на современные конструкции темброблоков компаний PRS и Parker. Зачастую в них реализованы очень интересные функции, например, переключение датчиков типа «хамбакер» в режим работы «сингла».
Новое изобретение — так называемые моделирующие гитары; на них стоит обратить самое пристальное внимание. Встроенный микрокомпьютер использует технологию физического моделирования, что позволяет одну и ту же гитару звучать то как Страт, то как Лес Пол, то как полуакустическая или даже акустическая гитара, банджо и т. д. Пионером в данной области является компания Line6 с семейством гитар ‘Variax’, однако на рынке представлены и другие производители, например, Alesis или Roland с системами ‘V-Guitar’ (в последнем случае используется несколько другой подход к концепции гитарного моделирования). Некоторые сторонники «чистоты жанра» считают результаты цифрового моделирования не заслуживающими внимания, однако, по нашему мнению, такие инструменты достойны его, и даже пристального.
Для исполнителей-универсалов идеальным выбором станет трехканальный усилитель, способный выдавать как чистый звук, так и кранч, а также сольный хайгейновый звук. Для выступлений на компактных площадках лучше всего присмотреться к небольшому, но мощному комбо-усилителю. Обратим внимание на следующее его преимущество — его достаточно просто транспортировать, не привлекая бригаду грузчиков! Очень привлекательная альтернатива — так называемые «моделирующие» цифровые усилители, способные имитировать практически любой аппаратный усилитель, плюс часто оборудованные еще и блоком программируемых эффектов и способные переключаться с помощью нажатия на педаль с одного тембра на другой — скажем, с перегруженного стэка Marshall с задержкой и хорусом на маленький чистый комбик с фазером.
В данном случае, подчеркнем еще раз, главное — это гибкость, так что чем шире выбор эффектов, тем лучше. Вместо того чтобы носить с собой два десятка педалей и тяжелый педалборд, лучше приобрести цифровой мультипроцессор эффектов с возможностью сохранения и быстрого вызова пресетов. Многие процессоры мультиэффектов содержат все эффекты, необходимые для обработки звука гитары — хорус, флэнжер, задержку, ревербератор, фазер, октавер, питч-шифтер, а также разнообразные варианты овердрайва и дисторшна. Многие напольные процессоры также часто имеют педаль экспрессии, которая может использоваться как педалью громкости или вау.
6. Джазовый сетап
Большинство современных джазовых музыкантов играют или джаз-рок, или джаз-роковый фьюжн. Кроме того, конечно же, им нужен и «классический» джазовый звук. Таким образом наш сетап должен «закрывать» потребности всех трех перечисленных выше стилей.
Практически все современные джаз-гитаристы останавливают свой выбор на полуакустических гитарах с большим корпусом и датчиком хамбакер в нэковой позиции (многие из таких инструментов оборудуются двумя датчиками, однако на практике бриджевый используется крайне редко). Классический Gibson ES-175 — на этой модели играли практически все, начиная от Уэса Монтгомери и заканчивая Пэтом Мэтени — считается большинством джазменов стандартом теплого и богатого звука. Немного другим тембром, также очень отзывчивым, обладают полуакустические инструменты с «плавающим датчиком», смонтированным на грифе — такие гитары характеризуются аккуратным и разборчивым «виртуозным» звучанием с хорошей динамикой в духе Джорджа Бэнсона.
Джазовые исполнители крайне негативно относятся к «песку», и обычно выбирают транзисторные усилители, обладающие более приятным чистым звуком. Обычно им требуется теплый звук с «большой» нижней серединой и ослабленными высокими частотами. Вот уже на протяжении многих лет в области производства практически идеально заточенных под джаз усилителей доминирует компания Polytone.
В данном музыкальном стиле правит принцип «чем меньше, тем лучше» — большинство исполнителей просто подключают гитару к усилителю и начинают играть. Настоящий джазовый звук — это звук гитары и усилителя, ничего больше. Иногда пользуются популярностью слегка приукрашенные варианты, например, трюк Пэта Мэтени, в котором два усилителя подключены с небольшой задержкой для получения стереофонического «псевдохоруса». В случае, когда джазовые гитаристы используют в своей музыке элементы других стилей, допустимо и использование тех или иных характерных эффектов. Тем не менее, исполнители джаз-рока всегда предпочитают «крикливому» сольному звуку мягкий теплый перегруз, скорее даже кранч, а не перегруз, бережно сохраняющий естественное звучание гитары и обладающий большим запасом по динамическому диапазону.
Огромный объем информации, доступный сегодня через Интернет, позволяет легко узнать, каким оборудованием пользуется ваш любимый исполнитель. В копировании нет ничего зазорного, таким образом можно получить очень хороший результат за короткое время.
Благодарим за время, потраченное на чтение нашего обзора! В каком бы стиле вы не играли, мы надеемся, что наши советы помогут принять верное решение! Творческих вам успехов!
Источник