Какие гитары у бардов

Какие гитары у бардов

САМЫЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ ВСЕХ НАЧИНАЮЩИХ — КАКУЮ ГИТАРУ ВЫБРАТЬ?

Гитара — близка человеческому голосу по тембру и высоте. Нижнее «ми» большой октавы шестой струны удивительным образом совпадает с нижней границей диапазона мужского баса, а верхнее «си» второй октавы вполне доступно женскому сопрано. Сочетание мужского и женского начал, силы и нежности в одном инструменте невольно вызывает в памяти знаменитый восточный символ гармонии «инь и янь», в самом рисунке которого чудится нечто подобное гитаре. Видимо, не случайно она является распространённым аккомпанирующим инструментом, причём в бытовом пении. А в авторской песне гитара стала определяющим признаком жанра.

Что музыканты оценивают?

Тембр — хочется, чтобы басы были глубокими, бархатистыми, сильными, а верхние струны звенели и нежно пели.

Громкость, выше у гитар с большей площадью деки, большим объёмом корпуса, жёсткими струнами и подвижной декой — чтобы энергия струн меньше расходовалась на трение в системе.

Диапазон — понятие, учитывающее звучность инструмента при громкой игре, и при тихой. Чтобы негромкий звук дошёл до слушателя, необходимо свойство полётности, обеспечиваемое наличием в частотном спектре частот около 2500 — 3000 Гц.

Лёгкость звукоизвлечения — подразумевается, что струны будут прижиматься легко, а для извлечения громкого звука не надо лупить по струнам изо всей силы.

Равномерность звучания по регистрам — одно из свойств гитары, заложенное в саму её конструкцию. Относительно несложно создать инструмент округлой формы с приятными басами или же наоборот — инструмент высокого певучего тембра. Но если надо объединить в одном глубину басов и полётность высоких звуков — приходится делать корпус с двумя объёмами, разделённых «талией». Так устроены все инструменты скрипичного семейства, так устроена прямая предшественница гитары — испанская виола. Так устроена и гитара. Но найти в магазине такую гитару чрезвычайно трудно: как раз этот параметр оказывается наиболее уязвимым.
Сустейн — продолжительность звучания струны после удара по ней.

Естественно ожидать, что самый «правильный» звук, для уроков гитары, у гитары классической.

Многие ведущие барды играют на «классике» — Основные параметры классической испанской гитары, остаются практически неизменными с шестидесятых годов XIX века, и отличаются только качеством использованных для изготовления материалов и тщательностью отделки. И всё бы в классической гитаре было хорошо, если бы не. струны. Торрес конструировал гитару, на которой должны бы стоять жильные струны, и звучали они превосходно. Но жильные струны до такой степени нестабильны по свойствам, непрочны и зависимы от влажности воздуха, что сейчас их практически полностью вытеснили нейлоновые струны.

Хорошие нейлоновые струны дают плотное, густое звучание в басах, с характерными шелестящими обертонами, и мягкий, глуховатый звук в верхних струнах выраженным щелчком в момент звукоизвлечения, подчеркивающим сам факт взятия ноты (в том числе и неправильной)». Вот эта глуховатость и щелчок — свойства, совсем несовпадающие с желаемыми звонкостью и полётностью. Бытовой безногтевой способ звукоизвлечения смягчает щелчок, но глуховатость при этом возрастает. Отрастить ногти — дело нехитрое, но ухаживать за ногтями, беречь их от поломок может позволить далеко не каждый. К тому же и ногти не решают проблему недостатка высоких частот. Но не стоит забывать о положительных качествах этих инструментов.

Это широкий гриф, который дает возможность играть людям с большими руками и толстыми пальцами.

Это сбалансированный звук, без завалов в диапазоне средних частот

Это звук имеющий чистый тон без «Разлива»

Важное качество, особенно для новичков. Нейлоновые струны не травмируют пальцы, их легче прижимать, а следовательно обучение проходит быстрее и приятней.

Понятие «под металл» сейчас стало синонимом понятия «фолк-гитара», и подавляющее большинство гитар со стальными струнами изготовлены в американском стиле. Наиболее распространёнными фолк-гитарами являются «дредноут», отличающийся «квадратной» формой большого корпуса слабо выраженной талией, узким тонким грифом и плоской головкой.

На «дредноуте» играет Андрей Козловский, «дредноут» фирмы «Fender» заменил семиструнку у Юлия Кима. На «дредноуте» в последние годы играл Булат Окуджава! Увеличение площади деки и объёма резонатора приводит к понижению собственных частот основных резонансов». В результате, гитары с большим корпусом имеют мощный звук с ярко выраженным басовым тембром, и идеально подходят для аккомпанемента и «чёсовой» игры». Разработавшая в 20-х годах XX века «дредноут» компания «Мартин» успешно решила задачу увеличения громкости за счёт увеличения доли низких частот. Правда, тембр стал несколько грубоватым, но блюз, джаз и рок-н-ролл, стилистически не чужды хриплых и рычащих тембров. Фолк-гитары удобны для аккордовой игры с помощью медиатора. Однако аккомпанемент аккомпанементу рознь: для классической техники узкий гриф неудобен — пальцы мешают друг другу. Козловский перешёл на «дредноут», когда стал петь блюзы и рок-н-роллы. Качество звука у Кима и Окуджавы не улучшилось по сравнению с их семиструнным прошлым. А когда после длительного перерыва, вызванного эмиграцией, в Россию приезжал Евгений Клячкин с «дредноутом» вместо семиструнки, прежнего фирменного клячкинского звука из этого инструмента извлечь не удавалось. Разработавшая в 20-х годах XX века «дредноут» компания «Мартин» успешно решила задачу увеличения громкости за счёт увеличения доли низких частот. Правда, тембр стал несколько грубоватым, но блюз, джаз и рок-н-ролл, стилистически не чужды хриплых и рычащих тембров. Фолк-гитары удобны для аккордовой игры с помощью медиатора. Однако аккомпанемент аккомпанементу рознь: для классической техники узкий гриф неудобен — пальцы мешают друг другу.
Разделение объёмов гитары в талии создает условия для образования относительно больших амплитуд резонансов высоких частот, поскольку в талии гитары увеличивается акустическое сопротивление связи между объёмами, то полётности звука лишённому талии «дредноуту» явно не хватает.
Попытка добавить высоких частот в громкую гитару привела к созданию разновидности фолк-гитары «джамбо», что в переводе означает «большой неуклюжий человек, животное, вещь».
Этот тип имеет перекос в сторону низких частот, и петь эта гитара так и не научилась — скорее, визжать. Как, и джазовая гитара с выпуклой декой и эфами вместо круглого резонаторного отверстия. При выборе акустической фолк-гитары следует учитывать, что небольшие корпуса инструментов имеют хорошо сбалансированное звучание во всем диапазоне. Поэтому их часто используют для записи как ритмических, так и сольных партий».
Фолк-гитара с корпусом классических пропорций отличается неудобным узким грифом, прикреплённым к корпусу в районе XIV, а не XII лада, в результате чего расположение резонаторного отверстия оказалось смещённым к подставке. Анкерный винт внутри грифа — ведь какая полезная, казалось бы, вещь: позволяет регулировать стрелу прогиба грифа! Не прижился в классике. По факту — фолк-звук ничуть не лучше звука советских гитар, которые производились в расчёте на использование металлических струн, по принципиально иным образцам.

Источник

Какие гитары у бардов

При упоминании о российской авторской песне перед глазами предстает романтичная картина: вечер в лесу, костер, собравший вокруг себя друзей – и, конечно же, гитара с ее проникновенными лирическими переборами. Почему же именно этот инструмент так полюбился российским бардам? Причин тому несколько.

Прежде всего, купить гитару всегда было просто: большой выбор в совокупности с невысокой ценой сделал ее самым доступным массовым инструментом.

Кроме того, популярность этого инструмента определялась своеобразием жанра. Авторская песня – это прежде всего, яркие, философско-романтичные, сатирико-юмористические или злободневные тексты, а музыкально-ритмическое сопровождение призвано лишь усиливать впечатление от стихов. Поэтому бардам для аккомпанемента хватало всего лишь нескольких простейших аккордов, освоить которые мог каждый. Для этого даже не требовалось музыкального образования. Правда, со временем многие известные барды усовершенствовали технику игры и подняли авторскую песню на профессиональный уровень, но большинство самодеятельных поэтов вполне обходились простыми гармониями из пяти-семи аккордов.

К тому же, авторские песни исполнялись не со сцены, а в узком кругу друзей: во дворе, в походе или на кухне во время приятельских посиделок. И здесь акустическая гитара была вне конкуренции. Действительно, не потащишь же в лес пианино, а в гости к друзьям – арфу! Флейта тоже не годится, под нее не споешь. Так что легкий, простой и недорогой инструмент с шестью или семью струнами и негромким выразительным звучанием стал идеальным и практически единственным другом отечественных бардов.

Российская авторская песня: немного истории

Бардовское движение возникло в России в начале 50-х годов прошлого столетия. Поначалу это была своеобразная альтернатива засилью патриотической тематики в советской песенной культуре. В противовес вышколенным певцам с классическим вокалом, исполняющим под оркестр исключительно то, что одобрено Минкультом, появились никому не известные исполнители собственных песен, единственным инструментом которых была старая гитара. Самодеятельные исполнители со скромными вокальными данными подкупали слушателей искренностью стихов и незамысловатостью мелодий, а потому очень скоро стали невероятно популярными среди народа.

Тематика авторских песен была чрезвычайно разнообразна: от шутливых пародий и припевок в народном стиле до глубокой философии и проникновенной романтической лирики. Нередко самодеятельные авторы выдавали меткую сатиру, которая моментально уходила в народ. Так что отечественную авторскую песню вполне заслуженно можно назвать народной.

Первые массовые записи бардовских песен были на вес золота: магнитофоны в то время были редкостью, а официальные студии грамзаписи долгое время игнорировали творчество самодеятельных авторов. Поэтому записывались эти песни кустарным способом: на катушечные магнитофоны и так называемые «ребра» – рентгеновские снимки. Понятно, что качество звучания оставляло желать лучшего, к тому же магнитофонные пленки и «ребра», передаваемые из рук в руки и прослушанные сотни раз, быстро приходили в негодность.

В основном же популяризация авторской песни под гитару происходила «дедовским» методом: поклонники бардов переписывали тексты на бумагу, подбирали на слух аккорды и пели, кто как умел. Неудивительно, что многие бардовские песни имеют несколько вариантов текстов: кто как услышал, тот так и спел, а другие запомнили и передали дальше. А в некоторых случаях различались даже мелодии.

Со временем авторская песня стала настолько популярным и любимым жанром, что чиновникам Министерства культуры пришлось официально дать ей «зеленый свет». Барды стали открыто выступать на концертных площадках и стадионах, собирая полные аншлаги. В фирменных магазинах «Мелодия» появились грампластинки с записями песен Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Долина, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого, Татьяны и Сергея Никитиных и многих других знаменитых российских бардов.

Буквально с первых дней искренняя и честная авторская песня под аккомпанемент акустической гитары стала неотъемлемой частью жизни молодежи и студентов. Она звучала в стройотрядах и студенческих общежитиях, в походах и на вечеринках. Появились многочисленные молодежные клубы, объединяющие фанатов бардовской песни.

Постепенно бардовскому движению стало тесно в стенах вузов – и ео поклонники стали собираться на ежегодные фестивали, самым знаменитым и многочисленным из которых стал фестиваль имени Валерия Грушина – самарского студента, погибшего во время сплава по бурной сибирской реке. С 1968 года и по сей день на этот грандиозный праздник авторской песни собираются сотни тысяч поклонников жанра. Сразу на нескольких площадках устанавливаются импровизированные сцены, зажигаются костры – и под звуки классической гитары ночи напролет льются простые, искренние, душевные песни, написанные сердцем.

Сегодня купить гитару можно как в Москве, так и в регионах достаточно много магазинов музыкальных инструментов, а так же специализированных магазинов гитар. Многие покупают через интернет. Вариантов моделей различных марок огромное количество. Каждый может выбрать то , что ему по душе. Цена гитар сегодня зависит от многих факторов. Если Вы затрудняетесь с выбором лучше обратиться к специалистам. Они посоветуют то, что подойдет именно вам.

Источник

Какие гитары у бардов

НА ЧЁМ ИГРАТЬ?

«Человек есть мера всех вещей», сказал философ. Действительно, прежде чем применить к оценке окружающей реальности инструменты, теории и мифы, все мы подсознательно сравниваем всё на свете с собой, любимыми. Сравниваем и звуки, в том числе и музыку, и тоже с собой. Оценка любого звука начинается с инстинктивного «Что это?» — прежде всего надо определиться, не сигнал ли это об опасности или же, скажем, любовный призыв. Ухо анализирует тембр звука и его высоту практически мгновенно — от этого, в конце концов, жизнь зависит…

Гитара — очень близкий к человеческому голосу инструмент, и по тембру, и по высоте звуков. Нижнее «ми» большой октавы на шестой струне удивительным образом совпадает с нижней границей диапазона среднестатистического мужского баса, а верхнее «си» второй октавы вполне доступно женскому сопрано. Сочетание мужского и женского начал, силы и нежности в одном инструменте невольно вызывает в памяти знаменитый восточный символ гармонии «инь и ян» [ , в самом рисунке которого чудится нечто гитароподобное… Видимо, не случайно гитара является столь распространённым аккомпанирующим инструментом, причём именно в бытовом пении. А в авторской песне гитара стала определяющим признаком жанра.

В пятницу, 29 октября 2004 года, я отправился в небольшой рейд по московским музыкальным магазинам, чтобы присмотреть для себя гитару, что называется, на каждый день.

Предварительное изучение литературы привело меня к осознанию того, что «музыканты оценивают в инструментах прежде всего тембр и динамические свойства, под которыми понимают интенсивность звука, дина­мический диапазон, лёгкость звукоизвлечения, равномерность излучения по регистрам». (В. Порвенков, Контроль качества музыкальных инструментов. М., 1980). Для гитары добавим ещё так называемый сустейн — продолжительность звучания струны после защипывания.

Итак: хочется, чтобы басы были глубокими, бархатистыми и сильными, а верхние струны чтобы звенели и нежно пели.

Интенсивность, она же громкость, будет выше у гитар с большей площадью деки, большим объёмом корпуса, более жёсткими струнами и более подвижной декой — чтобы энергия струн меньше расходовалась на трение в системе.

Динамический диапазон — понятие, учитывающее звучность инструмента и при громкой игре, и при тихой. Чтобы негромкий звук дошёл до слушателя, необходимо свойство полётности, обеспечиваемое наличием в частотном спектре звука частот около 2500 — 3000 Гц.

Под лёгкостью звукоизвлечения подразумевается, что струны к ладам будут прижиматься легко, а для извлечения громкого звука не надо будет лупить по струнам изо всей силы.

Равномерность излучения по регистрам — одно из свойств гитары, заложенное в саму её конструкцию. Относительно несложно создать инструмент округлой формы с приятными басами или же наоборот — инструмент высокого певучего тембра. Но если надо объединить в одном инструменте и глубину басов и полётность высоких звуков — приходится делать корпус с двумя резонаторными объёмами, разделённых «талией». Так устроены все инструменты скрипичного семейства, так была устроена прямая предшественница гитары — испанская виуэла. Так устроена и гитара. Но найти в магазине «равномерную» гитару чрезвычайно трудно: как раз этот параметр оказывается наиболее уязвимым.

Естественно ожидать, что самый «правильный» звук будет у самой «правильной» гитары, т.е. у гитары классической.

Многие ведущие барды играют на «классике» — от Юрия Колесникова, одного из первых шестиструнщиков в жанре, и Александра Дольского до Михаила Щербакова и Олега Митяева. Основные параметры классической испанской гитары, установленные А. Торресом, остаются практически неизменными с шестидесятых годов XIX века, и гитары отличаются только качеством использованных для их изготовления материалов и тщательностью отделки. И всё бы в классической гитаре было хорошо, если бы не… струны. Торрес конструировал гитару, на которой должны бы стоять жильные струны, и звучали они превосходно. Но жильные струны до такой степени нестабильны по свойствам, непрочны и зависимы от влажности воздуха, что сейчас их практически полностью вытеснили нейлоновые струны. А у нейлоновых струн есть два неискоренимых недостатка.

В. Иванова в книге «Я учусь играть на гитаре» (М., 2002) даёт точную характеристику главного: «Хорошие нейлоновые струны дают плотное, гус­тое звучание на басах, с характерными “шелестящи­ми” обертонами, и мягкий, глуховатый звук на верхних струнах с выраженным щелчком в момент звукоизвлечения, как бы подчеркивающим сам факт взятия ноты (в том числе и неправильной)». Вот эта глуховатость и этот щелчок — свойства, совсем не совпадающие с желаемыми звонкостью и полётностью. Бытовой безногтевой способ звукоизвлечения смягчает щелчок, но глуховатость при этом только возрастает. Отрастить ногти — дело нехитрое; однако ухаживать за ногтями и беречь их от поломок может себе позволить далеко не каждый, занятый на производстве. К тому же и ногти не решают проблему недостатка высоких частот в спектре обертонов первых нейлоновых струн.

Второй недостаток — повышенная чувствительность нейлона к малейшим изменениям температуры, которая делает игру на таких струнах в лесных условиях малоприятной: их всё время надо подстраивать.

Можно, конечно, попытаться поставить на классическую гитару металлические струны — у них со звонкостью и полётностью лучше. Звёздный дуэт А. Иващенко — Г. Васильев довольно долго играл на немецких «Резонатах» классического типа с металлическими струнами. Однако усилие натяжения стальных струн примерно в полтора раза больше, чем нейлоновых, и далеко не всякая гитара выдержит это напряжение. К тому же металлические струны более жёсткие, при прижимании их к грифу возникают дополнительные растягивающие усилия, для компенсации которых положение XII лада должно быть смещено примерно на 3 мм в сторону головки грифа… Иными словами, гитара требует непростой доводки. Не лучше ли приобрести гитару, изначально сконструированную под металл?

(Замечу в скобках, что С. Никитин и братья Мищуки на своих мастеровых гитарах для достижения оптимального, по их мнению, звука ставят три первых струны металлические, а басы нейлоновые.)

В магазинах понятие «под металл» сейчас стало практически синонимом понятия «фолк-гитара», и подавляющее большинство гитар со стальными струнами изготовлены в этом американском стиле. Наиболее распространённым вариантом фолк-гитары является так называемы «дредноут», отличающийся характерной «квадратной» формой большого корпуса со слабо выраженной талией и узким тонким грифом с плоской головкой.

На «дредноуте» играет Андрей Козловский, «дредноут» фирмы “Fender” заменил семиструнку у Юлия Кима. Да что там говорить — на «дредноуте» в последние годы играл сам Булат Окуджава! Действительно, чем не гитара? Как пишет в книге «Акустика музыкальных инструментов» (М., 1989) Л. Кузнецов, «увеличение площади деки и объёма резонатора приводит к понижению собственных частот основных резонансов». В результате «гитары с большим корпусом имеют мощный звук с ярко выраженным басовым тембром, и идеально подходят для аккомпанемента и «чёсовой» игры» (С. Арзуманов. Секреты гитарного звука. М., 2003). Разработавшая в 20-х годах XX века «дредноут» компания «Мартин» успешно решила задачу увеличения громкости гитары как раз за счёт увеличения в спектре доли низких частот. Правда, тембр при этом стал несколько грубоватым, но блюз, джаз и рок-н-ролл, для которых этот тип гитары, собственно, и был разработан, стилистически не чужды хриплых и рычащих тембров. Фолк-гитары удобны для аккордовой игры с помощью медиатора. Однако аккомпанемент аккомпанементу рознь: для классической техники узкий гриф неудобен — пальцы мешают друг другу. Козловский перешёл на «дредноут», когда стал петь блюзы и рок-н-роллы. Качество звука у Кима и Окуджавы не улучшилось по сравнению с их семиструнным прошлым. А когда после длительного перерыва, вызванного эмиграцией, в 1994 году в Россию приезжал из Израиля Евгений Клячкин с «дредноутом» вместо семиструнки, прежнего фирменного клячкинского звука из этого инструмента извлечь ему не удавалось.

Так как «разделение объёмов у гитары в талии создает условия для образования относительно больших амплитуд резонансов на высоких частотах, поскольку в талии гитары увеличивается акустическое сопротивление связи между объёмами» (Л. Кузнецов), то полётности звука лишённому талии «дредноуту» явно не хватает.

Попытка добавить высоких частот в громкую гитару привела к созданию разновидности фолк-гитары «джамбо», что в переводе означает «большой неуклюжий человек, животное или вещь».

Этот тип по-прежнему имеет перекос в сторону низких частот, и петь эта гитара так и не научилась — скорее, визжать. Как, впрочем, и джазовая гитара с выпуклой декой и эфами вместо круглого резонаторного отверстия.

С. Арзуманов пишет: «При выборе акустической фолк-гитары следует учитывать, что небольшие корпуса инструментов имеют хорошо сбалансированное звучание во всем диапазоне. Поэтому их часто используют для записи как ритмических, так и сольных партий». От чего ушли, к тому и пришли.

Фолк-гитара с корпусом классических пропорций отличается только неудобным узким грифом, прикреплённым к корпусу в районе XIV, а не XII лада, в результате чего расположение резонаторного отверстия также оказалось смещённым ближе к подставке. Уже и непонятно, хорошо это или плохо. Да с анкерный винт внутри грифа — ведь какая полезная, казалось бы, вещь: позволяет регулировать стрелу прогиба грифа! Однако же не прижился анкерный винт в классике, видимо на звук всё-таки как-то не так влияет. По факту — фолк-звук ничуть не лучше звука советских гитар, которые также производились в расчёте на использование металлических струн, но по принципиально иным образцам.

Производившиеся в СССР гитары имели в качестве базовой конструкцию русской семиструнной гитары. Вот что писал об этом типе гитар В. Бобри («Гитарист» №1, 1993):

«Почти все без исключения цыганские гитаристы играли на семиструнной русской гитаре, изобретенной А.О. Сихрой (1773-1850), которая была размером мень­ше современной концертной гитары. У нее была узкая «талия» и съемный гриф, крепившийся к корпусу вин­том. Последнее особенно нравилось цыганам-гитари­стам, потому что позволяло производить особые виб­рирующие звуки — после извлечения аккорда они «трясли» гитару обеими руками, отчего возникал звук, напоминающий стон гавайской гитары».

По моим наблюдениям, крепление грифа с помощью регулировочного винта улучшает динамические свойства гитары. Желающие могут сравнить динамику двух семиструнок: на диске «Ретро вдвоём» солирует Пётр Тодоровский на гитаре с винтом — звук полётный, аккомпанирует Сергей Никитин на гитаре без винта — звук относительно более глухой и однообразный.

Наиболее распространённая в 70-е годы XX века гитара Ленинградской фабрики им. А.В. Луначарского (ценою 9 руб. 50 коп.) имела пропорции, приближенные к классической испанской гитаре, металлические струны и гриф на винте. В этот исторический период сформировалось движение КСП, так что именно эту гитару следует признать основоположницей КСПшного звука.

После 1991 года заводское производство гитар в России пришло в упадок и до сих пор всё ещё не восстановилось. Если в продажу и поступают выполненные на старых технологических линиях инструменты, то качество применяемых материалов и самой работы производит удручающее впечатление. Хотя и стоят эти гитары вдвое дешевле зарубежных, но смотреть на них грустно, не говоря уже играть.

А жаль: ведь именно этот тип гитар при качественном изготовлении и хороших струнах лучше других подходит для аккомпанемента в авторской песне — именно благодаря тому, что наиболее близок человеческому голосу и по диапазону, и по тембру.

Вот как выглядит эта ветка эволюции гитары (в таблице рисунки гитар имеют одинаковую длину звучащей части струн). Изображение на удивление напоминает традиционные женские проблемы с излишним весом…

Уже уходя из магазина, я почти случайно заметил в левом верхнем углу витрины её. Семиструнную русскую гитару. В знакомых пропорциях. С грифом на винте и стальными струнами. Выполненную, с виду, вполне качественно. Оказалась это гитара Львовской фирмы «Реноме» за 2650 руб.

Как тут не вспомнить, что и та, «русская» семиструнная гитара пришла к нам через Польшу и Западную Украину… Может быть, она всё-таки вернётся?

Особая благодарность за предоставленные для съёмок инструменты коллективу музыкального магазина «До мажор» (ул. Вятская, д.1), музыкальному магазину «Рондо» (ул. Неглинная, д.6) и лично генеральному директору Галине Петровне Курашовой.

Опубликовано в журнале «Люди и песни» №2 2004 г.

Источник

Читайте также:  Скрапбукинг бумага с нотами
Оцените статью