Как выбрать лады для гитары?
Лады для гитары являются одной из важнейших частей инструмента. Благодаря им наглядно видно ноты, которые необходимо брать, от их качества и правильной заточки зависит качество звукоизвлечения, комфортность исполнения музыки и правильность обучения игре на гитаре. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся гитарных ладов, их правильного подбора возможных проблем, которые с ними могут возникнуть и методов их решения.
Что нужно знать о гитарных ладах?
Гитарные лады – это детали, представляющие собой полоски металла, которые располагаются на накладке грифа гитары по всей его длине. Музыканты называют ладами не собственно сами детали, а промежутки на грифе между ними. Так, когда говорят «прижмем струну на пятом ладу», подразумевается, что следует поставить палец между четвертым и пятым ладом, и не на самой полоске.
Сколько ладов на гитаре, зависит от вида гитары. На классической гитаре их девятнадцать, на электрогитаре – от двадцати одного до двадцати семи, на бас-гитаре ладов поначалу было двадцать, впоследствии их количество выросло до двадцати четырех.
В начале статьи говорилось, что качество и правильная постановка ладов существенно влияют на чистоту звучания инструмента. Одна из распространенных проблем, с которой может столкнуться гитарист – почему звенят струны на гитаре. Причины данного дефекта могут быть разные:
- Износ ладов. При регулярной или частой игре на гитаре на ладах в месте касания к ним струн образуются выемки. Увеличение их глубины приводит к дребезжанию струн. Если выемки на ладах не глубоки, эту проблему можно исправить путем шлифовки ладов. В противном случае последние подлежат замене.
- Неправильное сочетание высоты ладов и мензуры гитары, а именно слишком большая высота ладов также является причиной того, что струны звенят.
- Напротив, при чересчур малой высоте ладов струны тоже могут дребезжать. Помимо этого в данном случае прижимать струны становится труднее, что влияет на качество игры.
Могут быть и другие причины дребезжания струн, о них мы поговорим ниже.
Какие бывают лады?
Лады для гитары классифицируются по их размерам. Основные размеры гитарных ладов – это высота и ширина головки, они имеют главное значение для музыкантов. Высота головки лада находится в диапазоне от 0,7 до 1,48 мм, ширина – 1-3 мм. Помимо них лады измеряются высотой лада, шириной и высотой кроны, размерами зубцов и шириной между ними, высотой и шириной стержня. Эти параметры имеют значение для гитарных мастеров.
Исходя из двух главных размеров различают следующие виды ладов:
- Низкие, называемые еще винтажными, потому что такие лады устанавливались на гитарах старых образцов. Они используются и сейчас, если хотят соблюсти старые стандарты при изготовлении инструмента. Такие лады делают более низкими и короткими по сравнению с современными вариантами.
- Джумбо, современные модели ладов, отличаются большей шириной и высотой. Отвечают запросам времени, так как дают возможность для скоростной игры при соло и с использованием техники шреда.
- Медиум джумбо – промежуточный вариант между винтажными и джумбо по всем параметрам.
- Высокие, название говорит само за себя. Подойдут для тех, кто предпочитает играть свипом, теппингом и для любителей быстрых соло-партий.
- Высокие и тонкие – удовлетворяют потребности гитаристов, предпочитающих высокую постановку струн при небольшой ширине ладов.
Помимо размеров головки лада различаются и по форме. Чаще всего встречается каплевидная форма, являющаяся наиболее универсальной и удобной, но реже можно встретить и лады с более экзотическими разновидностями головки, например пирамидальной, ассиметричной и др.
Какие лады лучше?
Ответ на вопрос «какие лады лучше» , исходя из разновидности лада, следует искать в потребности того или иного конкретного музыканта. Та или иная форма лада предоставляет музыканту различные возможности.
Кроме размеров и формы ладов важную роль играет сплав, из которого они изготовлены. Здесь можно встретить следующие материалы для ладов:
- Нейзиблер, используемый наиболее часто. Сплав содержит никель, медь и цинк, и чем больше процент его содержания, тем лады прочнее. Наиболее долговечный лад из нейзиблера обозначается маркировкой Extra-Hard. В нем содержание никеля максимально – 18%, в то время как стандартный процент метала в сплаве – 12%. Доля цинка в сплаве фиксированный – 20%, медь занимает оставшуюся часть.
- Бронза, характеризующаяся весьма высокой износостойкостью, но при этом и соответствующей стоимостью. Лады из этого материала подойдут любителям бендов, так как он мягкий. Эстетически, визуально золотистый цвет ладов из данного сплава может понравиться не всем, впрочем, как и «металлик» нейзиблера.
- Нержавеющая сталь – еще один практически вечный материал, по цене при этом значительно отличающийся от бронзы в меньшую сторону. Визуально его можно спутать с нейзиблером, цвет его такой же белесо-металлический. В отличии от NS со временем не теряет блеск, не мутнеет.
- Латунь. Сплав меди и цинка, но без никеля. Этот материал стоит упомянуть только из-за того, что из него также делают гитарные лады, однако в этом качестве он недостоин внимания. Лады из него быстро изнашиваются, золотистый цвет мутнеет, поэтому даже по финансовым соображениям стоит выбрать один из предыдущих вариантов.
Для правильного подбора сочетания размеров ладов и материала для них поможет таблица ниже, где приведены параметры гитарных ладов от известных производителей.
Бренд | № | Сплав | Высота головки лада | Ширина головки лада |
Dunlop | 6000 6105 6110 6120 6100 6140 6170 6150 6130 | 18% NS | .058 .055 .050 .051 .055 .039 .043 .042 .036 | .118 .090 .115 .114 .110 .106 .099 .102 .106 |
Stew-MacDonald | 141 150 149 154 146 | 18% NS | .045 .053 .043 .050 .036 | .095 .110 .106 .100 .106 |
Jescar | 47095 45100 47104 50078 55085 51108 57110 55090 58118 | 18% NS – SS 18% NS 18% NS – SS – EVO 18% NS 18% NS 18% NS 18% NS – SS – EVO 18% NS – SS – EVO 18% NS – SS – EVO | .047 .045 .047 .050 .055 .051 .057 .055 .058 | .095 .100 .104 .078 .085 .108 .110 .090 .118 |
Вопреки существующему заблуждению, материал ладов для гитары практически не влияет на ее звучание. Его сплава в данном состоит исключительно в его прочности, долговечности.
Распространенные бренды производителей ладов.
В таблице выше приведены три известные производителя гитарных ладов. Помимо них стоит упомянуть Sintoms, Jumbo, Gibson. Однако как гитарным мастерам, так и музыкантам не стоит слишком обращать внимание на торговые марки. Следует помнить, что большая или меньшая популярность того или иного бренда – продукт рекламы, маркетинга.
Между тем в каталоге любого крупного производителя можно найти лады нужных размеров, при этом состав сплавов строго стандартизирован, поэтому одинаково маркируемый материал от Jescar, Dunlop или кого-либо еще ничем не лучше и не хуже.
Поэтому, определяющими факторами при выборе гитарных ладов должны быть их размеры, определяемые стилем игры музыканта, и материал, а не производитель. По этой причине стоит еще раз более подробно остановиться на том, как форма ладов для гитары влияет на игру на инструменте.
Советы по выбору ладов для гитары.
Чем шире лад и чем он ниже, тем меньше контакт пальцев с грифом. Поэтому широкие и низкие лады способствуют плавному и комфортному скольжению пальцев по грифу гитары. Напротив, узкий лад делает проще зажимание отдельной струны, но осложняет перемещение.
Большая высота лада уменьшает соприкосновение струны с деревом, при этом на высоких ладах легче делать бенды, так как они являются более чувствительными к прижиманию струны. Исходя из этого можно сказать:
- Для игры аккордами лучше подойдут широкие и низкие лады. В частности следует обратить внимание на винтажные лады.
- Для соло-гитаристов лучшим вариантом являются узкие и высокие лады. Этим параметрам отвечают гитарные лады Джумбо.
Замена ладов на гитаре.
Рано или поздно любая часть гитары подвергается износу. В значительной степени этому подвержены лады на грифе, так как на них приходится значительная нагрузка при игре на инструменте. Старые лады, если их не заменить, способствуют ухудшению звучания, делают игру на гитаре менее комфортной. При изношенных ладах даже дорогой инструмент может не строить. Поэтому на каком-то этапе вопрос замены ладов становится актуальным.
Помимо износа с ладами могут возникнуть и другие проблемы. Лады могут выступить с одной стороны на большую высоту, чем с другой, либо начать выпирать по бокам грифа. В первом случае нарушается строй гитары, во втором при игре лады царапают руки. Эти явления обусловлены хранением гитары в условиях переменной влажности, на которую металл ладов и дерево грифа реагируют по-разному. Выходом из ситуации может быть проведение ремонтных работ лады можно оставить старые.
Дефекты ладов
Дефекты ладов иногда имеют и искусственный характер. Вследствие неправильной установки лады могут находиться на разном уровне, и если нажимать струной на посаженные лады, струна может касаться следующего лада и звенеть. Еще одна причина звона струн может быть в слишком плоской поверхности ладов из-за их неправильной обработки. Помимо того, что струны звенят, они в этом случае также не строят. Здесь можно обойтись без замены ладов. Если позволяет высота ладов, головке лада можно придать нужную форму, на помощь придет надфиль.
Следует сказать, что при перечисленных случаях необязательной замены ладов на гитаре и при необходимости ремонта инструмента следует все-же произвести замену ладов. В большинстве случаев так или иначе будет происходить снятие и последующая установка ладов, и здесь гораздо целесообразнее после первой операции поставить новые лады. Новая ладовая проволока будет эффективно смотреться не только в качестве запчасти, но и на грифе. Излишне говорить, что и в звучание гитары, и в ее строе разница будет ощутимой.
Не следует размениваться и на замену отдельных ладов. При замене комплектом все они будут обладать одинаковыми параметрами и будет отсутствовать риск возникновения проблем с разной высотой ладов и других проблем.
Заключение.
Напоследок – совет музыкантам. Если возникли проблемы с ладами на гитаре и возникла необходимость их замены – не стоит покупать их самостоятельно. Во-первых, есть вероятность ошибки и покупки ладов, которые могут не подойти. Во-вторых – вопрос цены. В магазине высока вероятность переплаты, в то время как у мастеров данные детали зачастую есть в наличии либо они закупают их оптом, удешевляя таким образом покупку для Вас. Кроме того мастер сможет подобрать наилучший вариант для музыканта исходя из его пожеланий. Поэтому покупку ладов следует доверить тому, кто будет осуществлять их замену.
Источник
Какие лады лучше для акустической гитары
Лады — это одна из основных деталей музыкального инструмента. Состав сплава, из которого они сделаны, размер самого лада и, главное, установка его в гриф гитары очень важны.
Обычно лады являются расходным материалом, но для каждого музыканта это индивидуально. Некоторые очень сильно прижимают струны к грифу, что приводит к усиленному износу ладовых пластин, а некоторые — наоборот. Как раз из этого и вытекает такое разнообразие материалов и размеров. Для начала давайте разберемся с основными: нейзильбер, нержавеющая сталь и бронза.
Нейзильбер — это самый распространенный материал для ладов, сплав цинка, никеля и меди, большинство гитар идут с такими ладами. Для среднестатистического пользователя или любителя их вполне хватит, если не используются агрессивные методы звукоизвлечения, то все будет работать долго и хорошо. У этого типа ладов наиболее сбалансированное звучание и тембр.
Стальные лады намного прочнее, и их уже рекомендуют для музыкантов с необузданной атакой и дикими стилями. Звучание ладов данного типа не сбалансировано, и высокие частоты намного четче и активнее читаются в миксе, нежели низ и бархат в звучании. Такие лады ставят с завода на гитары Parker, и недостаток верхнего и среднего регистра компенсируется именно таким звуком. Отличить их можно по несравнимому с нейзильбером скольжению струны по ладу, многим это нравится и является решающим фактором в пользу установки именно стальных ладов.
Бронза — наименее распространенный тип ладов, с завода их, например, ставят на гитары Warwick. Такие пластины, в отличие от стальных, поднимают низ и объём инструмента, но губят верхние частоты. В итоге получаем пробивной звук, который занимает все пространство вокруг. Но минусом является самая низкая износостойкость ладов данного типа.
С размером ладов все просто – чем толще лад, тем больше мощности звука и меньше четкости, и наоборот. Выбрав размер лада, вы можете более тщательно выбрать звук вашего инструмента, откорректировать звучание.
Вне зависимости от ценовой категории инструмента лады требуют обслуживания. Частый случай, с которым сталкиваются музыканты, когда лады начитают выступать за боковую поверхность грифа. Это — результат естественной усушки грифа, его сужения на доли миллиметра. Так как лады не имеют таких коэффициентов, их длина не меняется и они выходят за границы грифа. Ничего криминального в этом нет, на гитарах и за 200$, и за 20000$ будет происходить все именно в данном порядке. Так что не бойтесь ходить к мастерам с данным вопросам, это всего лишь рутинное обслуживание инструмента.
Источник
Выбираем лады для гитары
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Завсегдатаи Jablog помнят, что у меня есть вялотекущий страт-проект. Я уже давно заказал себе тушку от MJT, потом от недостатка финансов и из спортивного интереса – китайский гриф. Гриф приехал еще в начале зимы, я его убрал на антресоль и забыл до недавнего времени.
С приходом тепла я решил, что пора бы им заняться. Достал, посмотрел и без удивления обнаружил, что лады немного повылезали – обычное дело. То есть, гриф немного усох, что, в общем-то, неплохо. Взял надфиль, подравнял лады, но заметил, что китайцы в не доконца забили некоторые из них. С помощью молотка и такой-то матери, мне не удалось их вставить на место. После недолгих раздумий и советов знающих людей было решено лады заменить.
Казалось бы, чего проще? Взял, да и купил! Однако, ладов на рынке огромное количество и отличаются все они как по размеру, так и по составу сплава. Давайте сначала разберемся со сплавом.
Из чего делают лады?
Да из чего только не делают… Лично я решил, что будет классика, т.е. никакой бронзы, латуни, нержавейки и прочих изысков. Брать будем нейзильбер.
Так вот, обычно лады делают из нейзильбера с содержанием никеля 12% и 18%. 12% — это, вроде как, классика. И, считается, что именно такие лады устанавливались на всех винтажных инструментах (с другой стороны, мне не удалось подробную инфу по этому вопросу).
18% никеля – это более износостойкие лады. К слову, практически все современные производители ладов используют именно такой сплав. Dunlop в том числе.
Из какого сплава сейчас делают лады для стоковых Fender, Gibson и иже с ними мне выяснить не удалось.
Можно долго рассуждать о влиянии материала ладов на звук, но факт в том, что если вы не хотите экспериментов, то выбирать нужно, как раз из этих двух – 12% и 18%. Причем, если вы будите покупать брэндовые иностранные лады (тот же Dunlop), то в 95% случаев – это будет нейзильбер с 18% содержанием никеля, так что 12% сплав нужно еще постараться найти. Хотя это, на самом деле, несложно. Например, белорусская фирма Синтомс выпускает, в том числе, и такие.
Ладно, теперь давайте перейдем к геометрическим размерам ладов.
Размеры ладов
Тут наблюдаются огромное разнообразие и путаница. Вместе с тем, есть и общие соображения, которые работают в независимости от конкретных размеров.
Сначала разберемся с теми размерами, которые влияют непосредственно на ощущения от игры на гитаре – это ширина и высота головки лада (B и E на картинке).
Например, на Gibson в 60х устанавливались довольно низкие и плоские (низкие лады), что давало чувство скольжения и соприкосновения с накладкой. На винтажных Fender можно найти неширокие и низкие лады. А вот на современных «быстрых» гитарах лады, обычно, довольно высокие, причем настолько высокие, что, зажимая струну, пальцы могут почти не касаться накладки.
Если немного подумать, то можно понять, что тут к чему.
Например, если лад невысокий, то скользить по накладке довольно приятно, однако, зажимать струны будет несколько сложнее. Так же несколько сложнее делать бэнды на низких ладах, т.к. прижимая струну вы будите пальцем касаться накладки грифа. Ну а на высоких ладах брать отдельные ноты легче, легче делать бэнды. Если же лады очень высоки, то ощущение почти как от скаллопированного грифа. Легче играть легато, легче играть тэппингом. С другой стороны, тут придется следить за силой нажатия, т.к. если переборщить, то получится микро-бэнд.
Высота головки лада может варьироваться от 0.7mm до 1.48mm (0.029″ – 0.058″).
Теперь давайте про ширину лада. Широкие лады дают более гладкое чувство при игре, тогда как узкие – наоборот. Так же, широкие лады изнашиваются несколько медленнее узких, но при износе они становятся еще более плоскими и широкими, что, в конечном итоге, может привести к проблемам с интонированием инструмента и дребезгом.
Ширина головки лада может варьироваться от 1mm до 3mm (0.047″ – 0.118″).
На самом деле, в крайности вдаваться никто не любит, поэтому на большинстве гитар устанавливаются, как раз, не слишком широкие и не слишком низкие лады.
Вот тут-то и начинается неразбериха. Обычно, в спецификациях гитар не пишут конкретные размеры ладов, а пишут просто “jumbo”, “medium”, “small” или очень часто “medium jumbo”. Самое забавное, все производители под этими словами подразумевают несколько разное. И если, например, производители ладов все-таки пишут геометрические размеры лада, то вот какие именно лады стоят на стоковых инструментах решительно непонятно. Поэтому может получиться так, что medium jumbo на Fender Telecaster и medium jumbo на ESP Eclipse – это, как говорят, в Одессе «две большие разницы».
Вот, например, что поэтому поводу думают парни из Warmoth.
А вот, что написано в табличке от Dunlop (однако, картинка древняя, может уже сейчас все по-другому).
А вот просто картинка из инета.
Отличная сводная таблица размеров ладов тут.
Теперь вернемся к самому популярному “medium jumbo”. Обычно, medium jumbo – имеет размер примерно 2.7mm x 0.91mm (0.106″ x 0.036″). Смотрите, 2,7 мм – это довольно много, т.е. близко к верхнему диапазону ширины лада, именно отсюда – jumbo. А вот высота 0,91 мм – это, если грубо, примерно середина диапазона высот, отсюда – medium.
Вот, кстати, с человек на форуме Fender взял штангельциркуль и измерил фендеровский medium jumbo:
Ширина — 2.83mm / 0.1115″
Высота — 1.01mm / 0.040″
Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать ориентироваться именно на геометрические размеры ладов, а не на что-либо другое.
Ок, поговорили про размер головки лада, давайте теперь про его ножку (размеры D и (A-E)). Этой характеристикой стоит озаботиться, если вы собрались, например, менять лад. Чтобы лад хорошо сидел в накладке ширина его ножки должна быть соразмерно пропилу. А чтобы забить лад полностью, высота его ножки должна быть не больше паза в накладке.
Вот представьте, вы купили лады на замену, а получилось так, что лад слишком высокий. Хорошо, когда можно углубить паз в накладке, а если нет? Если накладка сама по себе довольно тонкая? То-то и оно…
Еще немного про толщину ножки. Например, Синтомс выпускает специальную серию ремонтных ладов, где ножка несколько толще, чем на обычных. Если подумать, то это правильно, т.к. при извлечении старого лада, паз волей-неволей расширяется и теряет свой первоначальный размер.
Хотя про эти ремонтные лады на форумах пишут, что мол, после них установить что-то другое довольно проблематично, т.к. у них, мол, зверское крепление и их довольно сложно вытаскивать из накладки.
Фух, надеюсь, эта статья поможет сделать вам правильный выбор, если что.
Что касается меня, то я, пожалуй, куплю белорусские Синтомс REF280140. Потому как, отзывы о них неплохие, они всё-таки наши, да и дешевле практически в 3 раза, чем те же Dunlop.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник