- Звукозапись
- ВЫБОР МИКРОФОНА
- ПРОВЕРЕННЫЙ SM57
- SENNHEISER MD421U
- КОНДЕНСАТОРНЫЕ МИКРОФОНЫ
- ЛЕНТОЧНЫЙ МИКРОФОН ROYER R-121
- РАСПОЛОЖЕНИЕ МИКРОФОНОВ
- ПРЯМО В ДИНАМИК
- СПЕРЕДИ И СЗАДИ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ МИКРОФОНОВ
- ПОСЕРЕДИНЕ
- ПОИСК НУЖНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ МИКРОФОНА «ПО НАУКЕ»
- ДРУГИЕ МЕТОДЫ
- ОЗВУЧИВАНИЕ КОМНАТЫ
- АКУСТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
- ProSound .iXBT.com
- Бард в студии
- У вас проблема?
Звукозапись
      Автор: Барри Рудольф       Перевод: Андрей Гончаров       Источник: musician.com       Дата публикации: 25 августа 2003 г. |
В чем залог успеха записи электрогитары? Ответ очевиден: в хорошем исполнении, правильном усилителе и правильном инструменте. Звукорежиссеру нужен прежде всего крепкий исходник, и надо быть наивным человеком, ожидая чуда в результате неправильно выбранных усилителя и гитары или неудачного исполнения. Чтобы перенести звук на пленку или диск, необходимо иметь достаточный багаж знаний, а также умение разбираться в микрофонах и технике вызвучивания усилителя. «Идеальным звуком гитары» считается тот, что максимально «близко к тексту» передает звучание инструмента, подчеркивая особенности композиции, жанра. Сегодня практикуется множество способов записи «в линию», но в настоящем материале речь пойдет о проверенной временем записи с комбоусилителя с помощью микрофонов.
Выбор и позиционирование (расположение) микрофонов — один из главных моментов в процессе записи гитарного звука. Неправильный микрофон или даже правильный микрофон в неправильном месте могут испортить даже самый лучший комбоусилитель в мире. И наоборот, меняя расположение микрофона, можно подчеркнуть лучшие качества аппарата. Каких-то четких правил не существуют. Главное: слушайте и выбирайте оптимальный вариант. Но все же немного рекомендаций для начала не повредит.
ВЫБОР МИКРОФОНА
Он, как и масса других факторов, является важной составляющей в процессе записи гитары. Существует множество типов микрофонов, равно и их комбинаций в зависимости от комбоусилителей и гитар. Давайте рассмотрим наиболее любимые звукооператорами микрофоны.
ПРОВЕРЕННЫЙ SM57
Кардиодный динамический микрофон Shure SM57 чаще всего применяются для записи гитары. Как гласит легенда, использовать данную модель начали после того, как во время больших студийных сессий обнаружился дефицит в относительно недорогих микрофонах. В качестве эксперимента решили попробовать «резервные» «шуры». Каково же было удивление, когда они с блеском справились с поставленной перед ней задачей: частотный резонанс, в оригинале предназначенный под голос, идеально подошел для среднечастотного диапазона гитары. А кроме того, в SM57 обнаружился эффект компрессии на большом уровне громкости. Это существенно упростило работу звукоинженера.
Как правило, SM57 ставится близко к решетке усилителя. Эффект приближения (когда микрофон находится рядом с источников звука) дает урезание низких частот. Таким образом при использовании SM57 на записи гитары не требуется дополнительной эквализации или компрессии.
SENNHEISER MD421U
Популярен также Sennheiser MD421U. Его частотный диапазон гораздо шире, чем у SM57 — больше высоких и низких. Пятипозиционный переключатель устройства позволяет регулировать частотный резонанс. 421 передает звук ярче, с меньшим эффектом компрессии, чем SM57. Также эти микрофоны более направлены, чем Shure, что немаловажно при записи каждого динамика по отдельности в кабинете, типа multi-speaker.
КОНДЕНСАТОРНЫЕ МИКРОФОНЫ
При записи гитары обычно используются динамические микрофоны, но и конденсаторные зарекомендовали себя с хорошей стороны. Единственный их минус — черезчур светлая передача саунда. Обычно я ставлю конденсаторные микрофоны подальше от динамиков, чтобы запечатлеть звучание кабинета.
Рисунок 1 показывает, как конденсаторным микрофоном Shure KSM44 вызвучен «маршалловский» кабинет 4×10 (1960, vintage). Установлен на расстоянии около 20″ (на фото можно увидеть три дополнительных кабинета, которые я установил для комплекта). По сравнению с SM57 звук на записи гораздо ярче.
Рис.1: Вызвучка кабинета
Кроме того, конденсаторные микрофоны гораздо чувствительнее динамических к низким частотам. Хорошо это или плохо? «Кач» работает в хэви-металлических треках, но совсем не уместен в поп-песнях. Кондесаторные микрофоны имеют также склонность к перегрузу, когда микрофон находится рядом с комбоусилителем, выведенном на экстремальные значения. Иногда и ветрозащита может создавать посторонние вибрации.
Из семейства конденсаторных лучше всего зарекомендовали себя Neumann U-87 и U-47FET, Shure KSM44 и Audio-Technica AT-4041.
Еще одна интересная возможность конденсаторных микрофонов — переключение направленности (ненаправленный и «восьмерка»). Ненаправленные микрофоны от кардиодных отличает отсутствие «эффекта приближения»: сигнал поступает в капсулу отовсюду, снимая звук не только самого усилителя, но и акустику помещения. И наоборот, кардиодные микрофоны воспринимают только то, что поступает от источника сигнала. Таким образом, ненаправленные микрофоны — хороший выбор при записи амбиентного гитарного звука.
В свою очередь, «восьмерка», «понимающая» сигнал, который поступает спереди и сзади капсулы, также неплохо зарекомендовала себя на записи пространственного звука.
ЛЕНТОЧНЫЙ МИКРОФОН ROYER R-121
Раз уж заговорили о «восьмерке», то ленточные микрофоны являются моими фаворитами для записи гитары. У меня есть пара Royer R-121, при помощи которых можно добиться очень хороших результатов. Большие, громоздкие ленточные микрофоны использовались долгие годы в звукозаписи (единственный их минус — хрупкая конструкция). Более прочные и небольшие Royers не боятся экстремальных громкостей.
Как и все другие «восьмерки», Royer снимает звук в двух обратно противоположных направлениях (еще их называют «бинаправлеными). Вы можете существенно расширить звуковое пространство комнаты. «По науке» это звучит следующим образом: звук, который принимает мембрана, находится на 180 градусов в противофазе сигналу, который приходится на тыльную сторону капсулы.
Сравнивая Royer и классический SM57, один звукооператор заметил: «Когда я поставил снова 57, то удивился: половины гитарного саунда как не бывало!». Если вы — сторонник массивного, плотного и теплого саунда, Royer — как раз для вас.
РАСПОЛОЖЕНИЕ МИКРОФОНОВ
Расположение микрофонов — это целое искусство, и у каждого звукорежиссера есть свои секреты. Каких-то специальных рецептов не существует — есть ряд проверенных на практике приемов. А главное — слушайте, слушайте и еще раз слушайте! Повторюсь: идеальным расположением микрофона можно считать то, максимально подходит к типу усилителя, гитары, уровню громкости, акустическим характеристикам комнаты и, конечно, смысловой нагрузке, которую несет на себе гитарный трек.
ПРЯМО В ДИНАМИК
На рисунке 2 показано, как установлен SM57 для записи очень редкой модели усилителя Gibson выпуска 60-х. Микрофон направлен точно в центр диффузора динамика (для тех, кто не знаком с конструкцией данного усилителя: динамик расположен как раз по центру кабинета).
Рис.2: Прямо в динамик
Данное расположение максимально подчеркивает высокие частоты. Подвигая микрофон ближе, мы получим увеличение выходного сигнала с динамика и присутствие низких частот (помните эффект приближения?). Плюс сводится на нет акустика кабинета в общей звуковой картинке. Сторонников данного метода масса. Они в один голос утверждают, что нет ничего лучше, чем установка микрофона как раз по центру диффузора. Для некоторых типов динамиков это правило справедливо. Единственное, что можно порекомендовать: проверьте и убедитесь сами.
Если вам надо меньше высоких частот и больше теплоты, отодвиньте микрофон к краю динамика параллельно полу. Небольшое изменение положения незамедлительно даст о себе знать. Всего лишь пара дюймов — а разница колоссальная!
Рисунок 3. Здесь вы можете увидеть SM57, который немного наклонен при озвучивании Fender brown-face Deluxe. Обычно это положение позволяет добиться более мягкого, теплого звучания по сравнению с положением «прямо в динамик». Попробуйте и ту, и другую сторону динамика. Если микрофон немного смотрит в пол, звучит хорошо, не сомневайтесь — записывайте! Фокус вот в чем: пол (в особенности, если он деревянный) может впитывать, как губка, низкие частоты.
Рис.3: Микрофон под наклоном
Если покрытие пола сильно влияет на акустическую картинку, попробуйте немного наклонить усилитель назад. У некоторых моделей Fender для этих целей имеются специальные ножки, а усилители VOX (в частности, такие модели как AC30 и Super Beatle) продаются в комплекте со специальными подставками, которые полностью изолируют усилитель от пола. Если этих простых радостей нет под рукой, в студии я ставлю усилители просто на складной стул.
На рисунке 4 вы увидите как MD421U установлен перед Fender Tweed Deluxe. Я наклонил усилитель назад таким образом, что дно устройства имеет минимальную площадь соприкосновения с полом. Стоит также отметить, что у всех этих усилителей нет задней крышки.
Рис.4: Усилитель под наклоном
СПЕРЕДИ И СЗАДИ
Рисунок 5 иллюстрирует то, как усилитель без задней крышки Matchless DC30 озвучен двумя микрофонами — SM57 (спереди) и KSM44 (сзади). Эта конфигурация дает очень необычный звук. Оба микрофона можно свести в моно-трек или развести при сведении в разные каналы. Поставьте передний микрофон как можно ближе к динамику, отодвинув дальше задний. Получите очень короткий дилей. Рекомендую также попробовать подключение микрофонов в противофазу. Конечный выбор зависит только от ваших предпочтений.
Рис.5: Спереди и сзади
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ МИКРОФОНОВ
Использование нескольких микрофонов на записи может дать замечательные результаты. Но данная техника требует большей квалификации и внимания. Она позволяет определить, какой из динамиков в кабинете (скажем, формата 4Х10) звучит лучше. А кроме того, каждый можно будет записать на отдельную дорожку. Особое внимание стоит уделить фазе, поскольку некоторые производители нарочно комплектуют кабинеты динамиками в фазе и противофазе.
Некоторые специалисты предпочитают использовать для записи одного динамика конденсаторный микрофон, а динамический и ленточный — для другого. Мой фирменный рецепт: найдите динамик, который звучит лучше всего и озвучьте его двумя микрофонами. И даже в этом случае можно услышать небольшую «сфазировку».
Наиболее популярная комбинация — пара SM57 и U-87 или ламповый U-67 на кабинет, установленный на расстоянии 4-5 футов.
ПОСЕРЕДИНЕ
На рисунке 6 вы увидите, как я использую Royer R-121, установленный на равном расстоянии между кабинетами Marshall (4×10, straight) и 4×10 reissue (наклонный). Оба заведены в один усилитель. Трюк не будет работать, если кабели кабинетов не установить в противофазу. Таким образом оба кабинета как бы раскачивают друга. Теплый звук плюс ленточный микрофон — нет ничего лучшего для чистого звука!
Рис.6: Озвучивание микрофоном посередине
ПОИСК НУЖНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ МИКРОФОНА «ПО НАУКЕ»
Рисунок 7. Здесь можно увидеть, как я ищу оптимальное расположение микрофона «по науке» для озвучивания усилителя Beatles AC30 VOX. Для этого специально используются хитрые тестовые приборы.
Фишка в следующем: звуковые волны, исходя из гитарного усилителя, распространяются в самых разных направлениях, как от камня, брошенного в водоем. Как и на воде, звуковые волны, находясь во взаимодействии, производят резонанс во всех направлениях и новые звуковые волны появляются в том месте, где соединяется звуковая энергия. Таким образом, это место и будет идеальным местом для расположения микрофона с научной точки зрения.
Рис.7: Научный подход
Для того, чтобы найти это место, необходимо измерить уровень выходного сигнала микрофона, меняя его положения перед усилителем.
Процедура не займет много времени. Первым делом, настройте гетеродин (генератор частоты) на 700 Герц. Заведите сигнал на вход гитарного усилителя, а выходной сигнал микрофона — в вольтметр. Не забудьте про беруши! Давайте сделаем науку максимально безболезненной!
Теперь перемещайте микрофон около передней стороны усилителя. В процессе обнаружатся много пиков и провалов. Желательно не загораживать собой динамик, ибо это может внести существенные погрешности в процесс измерения. По логике вещей уровень больше, если микрофон подносить ближе к динамику. Но нам надо выбрать определенное расстояние, на котором будем менять расположение относительно динамика влево и вправо. В том месте, где обнаружиться пик, и стоит устанавливать микрофон. Но не стоит слепо доверять приборам. Может быть, звук, который вы получите на записи, вас не устроит.
ДРУГИЕ МЕТОДЫ
Существует также еще несколько способов записи гитары, которые заключаются в комбинации микрофонов и разных типов усилителей. Но это, скорее, дело эксперимента и наличия студийного времени.
ОЗВУЧИВАНИЕ КОМНАТЫ
Когда вы записываетесь в комнате с отличными акустическими характеристиками, вам просто необходимо установить пространственные микрофоны, при помощи которых звук гитары станет гораздо богаче. Перед вами открывается самое обширное поле для эксперимента. Пробуйте разные расстояния, типы микрофонов, эквалайзеров, компрессии и дилея. Все в ваших руках и ушах!
АКУСТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
Рисунок 8 показывает, как конденсаторным микрофоном Sennheiser Е865 снимается «священный Грааль» электрогитар 1959 Les Paul Sunburst. При таком способе записи усилитель придется перенести в другую комнату. Звук усилителя и комбо я записывал на раздельные треки, получив очень интересный звук.
Рис.8: Акустическая запись электрогитары
Источник
ProSound .iXBT.com
Бард в студии
Валерий Папченко, доцент кафедры звукорежиссуры Киевского национального университета культуры и искусств
Большинству звукорежиссеров рано или поздно приходится сталкиваться с исполнителями, которые желают петь и аккомпанировать себе на акустической гитаре. Большое влияние на качество полученной фонограммы оказывают типы микрофонов и особенно их положение.
Сразу очертим рамки задачи: речь пойдет о записи акустической гитары акустическим способом с помощью микрофонов (запись гитар с датчиками оставим за рамками данной статьи). Причем не важно, какого типа гитара – классическая с нейлоновыми струнами, или эстрадная с металлическими струнами.
Увы, часто типичная ситуация, возникающая в такой студийной сессии, такова: устанавливается пара первых попавшихся под руку микрофонов, один – перед отверстием в деке гитары, другой – возле губ вокалиста, поднимаются фейдеры на микшере и безудержно крутятся эквалайзеры для… спасения звучания. Тронем фейдер гитары – меняется тембр и уровень голоса, и наоборот, от вокального канала меняется звучание гитары. Конечный результат обычно представляет собой неубедительную, мутно и безжизненно звучащую комбинацию голоса и гитары, почти всегда слабоуправляемую и с плохим разделением источников звука. Плюс фазовые проблемы, о которых я писал в предыдущей статье.
Но что же сделано не так, и что нужно сделать для того, чтобы выправить положение?
У вас проблема?
Каждую студийную сессию должен предварять сакраментальный вопрос – какое звучание в итоге мы хотим получить? И вопрос этот адресован не только звукорежиссеру – музыкант тоже должен участвовать в решении проблемы.
Вот вопросы, на которые придется ответить, прежде чем записывать поющего гитариста:
- Следует ли записать исполнение (вокал + акустическая гитара) сразу за один проход, либо записывать следует наложением по частям, чтобы позже обработать и смикшировать?
- Если качество исполнения устраивает, то подходит ли для производства такой фонограммы акустика вашей студии?
- Если потребуется раздельная запись, сможем ли мы записать каждый источник (гитару и голос) методом наложения, либо это разрушит исполнительскую задумку?
Следующий вопрос относится к качественным характеристикам собственно источников звука – гитары и голоса. Для кого-то вопрос может быть неожиданным: каковы характеристики направленности (излучения) каждого из источников, и как они меняются с частотой? Другими словами, как меняется тембр инструмента, если во время игры походить вокруг него, и где находится оптимальный баланс тембровых характеристик?
Многие звукорежиссеры не утруждают себя тем, чтобы до записи поприсутствовать в тон-зале и оценить уровень исполнения, звучание инструмента и голоса и, главное – их взаимодействие с акустикой студии. Естественно, подразумевается, что в студию приходит подготовленный исполнитель, и главная задача процесса – зафиксировать исполнение, а не устраивать репетицию. Конечно, если исполнение хромает, или вы столкнулись с неподходящей акустикой помещения записи, решение этих проблем тоже входит в задачу звукорежиссера.
В любом случае, все эти проблемы следует решать в «первоисточнике». Может быть, придется убедить музыканта сменить инструмент, или даже изменить стиль исполнения. Тут все средства хороши – подбор метода съема микрофонами, подбор моделей, акустические экраны… Но, конечно же, последнее средство – это эквалайзер, но именно последнее. Многие звукорежиссеры считают пользование эквалайзерами прямой дорогой к ошибкам, которых не будет, если «правильные» микрофоны поставить в «правильном» месте. Банальная истина гласит: если вы изначально не имеете хорошего звучания, вы никогда не улучшите его с помощью эквалайзеров или процессоров.
Анализируем ситуацию
Опытные звукорежиссеры могут быстро собрать нужную информацию о музыкальных инструментах, помещении записи и технологии съема звучания – это приходит с опытом. Наилучший метод тут – пригласить исполнителя в студию и дать ему возможность недолго порепетировать там, при этом оценить качество звучания, прогуливаясь вокруг. Один из необычных методов оценки звучания, которое будет воспринимать микрофон – это закрыть одно ухо пальцем. Метод выглядит несколько необычно, но это, как ни странно, срабатывает – в конце концов, слушатели будут наслаждаться качеством записей, а не вашим странным поведением в студии!
Перемещаясь по студии, прислушайтесь к тембру гитары, особенностям исполнения и акустике помещения. Определите ракурсы и точки, с которых бы вы сняли звучание гитары и голоса. Особенности исполнения (например, эксцентричного) влияют на место звукосъема – в моей практике были курьезные случаи. Например, гитарист, играющий в кантри-стиле, постоянно касался медиатором деки гитары, и эти касания выливались в громкие щелчки, не совсем укладывающиеся в музыкальную фактуру. Другой гитарист-инструменталист постоянно «хмыкал», не замечая этого. Но замечу, что шарканье медиатора по струнам, свист от скольжения пальцев по струне, даже постукивания руками по деке инструмента – все это может быть частью творческой задумки артиста. Если это так, все это следует зафиксировать.
Метод «один исполнитель – один микрофон»
Будем считать, что мы разобрались с акустикой студии, качеством инструмента, особенностями съема звучания, уровнем исполнения и представляем себе, какого результата мы хотим достичь. Следующий шаг – выбрать микрофоны и места их размещения.
Предположим, требуется записать исполнение песни с одновременным гитарным аккомпанементом. Простейшее решение – применить один микрофон и тщательно выверить его положение с точки зрения хорошего баланса голоса и гитары. Ясно, что микрофон будет располагаться на некотором расстоянии от исполнителя, обычно от полметра и более. Точку расположения микрофона можно подбирать, контролируя звучание в студийных мониторах (придется побегать из аппаратной в тон-зал), либо с помощью наушников, находясь в тон-ателье (мне это представляется более точным). Если в студии хорошая акустика , можно применить второй удаленный микрофон для фиксации естественной реверберации. Если же акустика не идеальна, придется обработать звучание искусственной реверберацией с помощью процессора эффектов.
Для того, чтобы микрофон брал и гитару, и голос в требуемом балансе, его характеристика направленности не так критична. Многие звукорежиссеры предпочитают использовать кардиоидные микрофоны, но стоит поэкспериментировать и с ненаправленной (круговой) характеристикой, так как это даст другой баланс между исполнителем и акустикой зала и, самое главное, иное качество звучания.
Если бард во время пения поворачивает голову (например, смотрит на гриф, что встречается повсеместно), то будет меняться и тембр голоса, и баланс между гитарой и вокалом. Простой звукорежиссерский трюк при одномикрофонной записи – поместить перед его губами барда небольшой никуда не подключенный микрофон-«болванку» и предложить исполнителю петь в него (микрофон должен быть небольшой, чтобы он не создавал акустической тени). Такой подход заставит артиста сосредоточиться и держать лицо в нужном направлении. Если же ему необходимо поглядывать на гриф, то нужно поискать такой ракурс посадки, чтобы гриф находился в поле зрения исполнителя без поворота головы.
Естественно, при одномикрофонном методе записи мы получим монозвук, но он прекрасно дружит с акустикой студии, даже неидеальной. Кстати, именно по такой простой методике продюсерами с мировым именем записано большое количество успешных записей. Обработка полученного моно сигнала стереореверберацией даст объемное звучание. Если же вы желаете обрабатывать раздельно гитару и голос, придется применить более сложную полимикрофонную методику.
Многомикрофонный съем звучания
Ключевой момент тут – получить максимальное разделение между двумя близко расположенными, одновременно работающими источниками звука – гитарой и голосом. Для решения такой задачи понадобится минимум два микрофона, в идеальном случае три (для съема гитары в стерео). Для этого можно использовать любой тип стереопар – XY , AB , MS . В случае пары АВ не забываем о правиле «3:1» – расстояние между двумя микрофонами должно быть втрое больше расстояния от микрофона до источника.
Как уже говорилось, максимальное разделение получится при раздельной записи гитары и голоса. Увы, такая методика в большинстве случаев конфликтует с жанровыми особенностями бардовского исполнения – живая, интерактивная ткань песни, когда голос взаимодействует с гитарным аккомпанементом, рассыпается. Как же при таком исполнении получить в гитарном микрофоне максимум сигнала гитары и минимум вокала, и наоборот?
Первый и наиболее простой подход – приблизить соответствующий микрофон к необходимому источнику звука. Но, как известно, тембр акустического инструмента интегрируется в целостную фактуру лишь начиная с некоторого расстояния. Принято считать, что это расстояние равно размерам инструмента. В случае с гитарой каждая ее часть отвечает за формирование тембра инструмента. Расположение микрофона над отверстием в деке (голосником) выдаст «бубнящее» звучание с завышенными низами, над нижней частью деки (ниже порожка) – среднечастотный слабо артикулированный звук, возле грифа – тусклый звук с обилием пальцевых шумов.
При близком съеме мы получим звучание лишь отдельного «пятна», и о богатом тембре гитары можно забыть. В случае близкого съема голоса также имеются свои артефакты: в направленных микрофонах проявляется «эффект близости», могут проявиться сибилянты, задувание, «носовое» звучание. В конце концов, голос – это тоже акустический инструмент!
Второй, более эффективный подход – использование направленных свойств микрофонов. Тут следует максимально использовать старое правило, хорошо знакомое концертным звукорежиссерам – «направляй микрофон нечувствительной зоной на мешающий источник звука». В случае с записью барда ситуация вполне благоприятная – если направить микрофон чувствительной зоной на деку гитары, чуть в сторону от отверстия, это позволит получить ее мощный сигнал. А с какого направления приходит голос в этот гитарный микрофон (в данном случае голос – мешающий источник для него)? Правильно – под углом около 90 градусов. Вот тут и находится решение, позволяющее в дальнейшем получить разделение между каналами гитары и голоса более 20 дБ.
Какие нужны диаграммы?
Проникновение звука голоса в кардиоидный гитарный микрофон, развернутый нечувствительной зоной на губы певца, будет по уровню всего на 3 дБ меньше сигнала гитары. Приняв в расчет расстояние от губ до гитарного микрофона, получим дополнительное ослабление еще около 3 дБ, всего примерно 6 дБ. Для эффективного разделения маловато… Не лучшим образом решает проблему и гиперкардиоидный микрофон. Известно также, что чем острее характеристика направленности микрофона, тем больше проблем с АЧХ он имеет (самой ровной характеристикой обладают ненаправленные микрофоны, недаром их любят звукорежиссеры, записывающие классическую музыку).
Решение проблемы – найти характеристику направленности, которая активно подавляет звуки, приходящие с внеосевого направления, в частности, с азимута 90 град. К счастью, у нас в арсенале такие микрофоны есть, правда, только одна характеристика удовлетворяет этим строгим требованиям – это микрофоны-«восьмерки». Но у всякой медали есть и оборотная сторона – задний лепесток «восьмерки» имеет такую же чувствительность, как и фронтальный, и он будет активно воспринимать отражения от стен, потолка и пола студии. К счастью, современные студии имеют хорошую акустическую обработку и набор средств для подавления нежелательных отражений. Для записи бардов я пользуюсь звуковыми ширмами-экранами, направляя их поглощающей стороной на исполнителя.
Позиционирование гитарного микрофона-«восьмерки» состоит из нескольких этапов. Сначала просим гитариста только играть, направляем «восьмерку» положительным лепестком на деку гитары (поближе к ней) и, контролируя звук по наушникам, ищем точку с максимально сбалансированным тембром. Позиционирование это нужно проводить тщательно: небольшие смещения микрофона могут дать значительные изменения, тут важно найти верное соотношение между основным тоном и гармониками. Также не забываем, что «восьмерки» имеют явно выраженный эффект ближней зоны. Найдя точку, просим барда запомнить ее и стараться не менять свое положение относительно микрофона. Далее предлагаем исполнителю петь и играть одновременно. По звуку в наушниках, слегка вращая микрофон вокруг оси, добиваемся минимальности проникновения голоса в гитарный микрофон. Дело сделано.
Для таких целей отлично подходят широкодиафрагменные конденсаторные студийные микрофоны с изменяемой характеристикой направленности. Мои любимые модели для такой записи – Microtech Gefell UM 70 s и Neumann U 87 (хотя последний несколько великоват для плотной «микрофонной установки» возле гитариста, особенно если мы пишем гитару двумя микрофонами в стерео).
Три студийных стойки, три массивных микрофона, три эластичных подвеса-«паука», рамочная ветрозащита на вокальный микрофон – иногда барда трудно рассмотреть за такойконструкцией! Не забудем: звукорежиссер должен видеть исполнителя и время от времени убеждаться, что он не смещается относительно микрофонов. По такой методике мне удавалось получить разделение голос/гитара (в гитарном канале) вплоть до -24 дБ.
Теперь осталось выбрать и расположить голосовой микрофон. Неплохое решение – качественная гиперкардиоида, направленная на губы певца, и соответственно нечувствительной зоной – к гитаре. Методика поиска его оптимального положения аналогична манипуляциям с гитарным микрофоном, только голос и гитара меняются местами. Ситуация тут несколько проще, так как голос – более направленный источник звука.
Внимательный читатель спросит меня, а почему не использовать «восьмерку» и для голоса, то есть фактически поставить перед бардом стереопару Алана Блюмлейна! Ответ не так однозначен… Конечно, с точки зрения межканального разделения «восьмерки» остаются непревзойденными, но они, во-первых, склонны к задуванию и, во-вторых, особо восприимчивы к эффекту «ближней зоны». То есть малейшее изменение расстояния от губ до микрофона меняет низкочастотную компоненту в голосе. Но если ваш исполнитель дисциплинирован, умеет работать с микрофонами, а перед вокальной «восьмеркой» вы установите эффективную ветрозащиту, я уверен – вы получите отличные результаты!
Источник