- Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе
- Программа для создания музыки — Neo-klass.ru
- Создание музыки на ПК в программе FL Studio. Онлайн уроки. VSTi плагины.
- VST инструменты
- Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота
- Урок 6. Обучение гармонии — упрощенная программа. Удачные аккорды.
- Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!
- Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице
- Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота : 113 комментариев
Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе
Сохранить и прочитать потом —
Вы никогда не задумывались, почему некоторые ноты больше подходят друг другу, чем другие? Как связаны между собой частоты их волн? Почему ноты одной тональности звучат «хорошо»? Почему «хорошо» звучат ноты в составе аккорда?
Ответ на этот вопрос связан с понятием «консонанса» (т.е. «созвучия») и современной наукой психоакустикой. Консонанс представляет собой согласное, стройное звучание, а диссонанс наоборот – несогласное или беспокойное.
Прежде всего, необходимо различать чистые тона, которые являются обычными синусоидальными волнами, и реальные тона, которые воспроизводятся музыкальными инструментами. Реальные тона, по сути, состоят из гармонических обертонов с разными амплитудами. Таким образом, каждая нота, сыгранная на любом инструменте, представляет собой сложный звук, состоящий из основного тона и большого числа обертонов.
Обертоном называется любая собственная частота выше основной, а те обертоны, частоты которых относятся к частоте основного тона как целые числа, называются гармониками. При этом основной тон считается первой гармоникой. Выходит, что значения частоты каждой гармоники относятся к основному тону следующим образом: f, 2f, 3f, 4f, ….
Частоты гармоник так же относятся друг к другу как целые числа и формируют основные музыкальные интервалы: 2:1 – это октава, 3:2 – это квинта, 4:3 – это кварта и т. д. В разных музыкальных культурах и в разные периоды времени отношение к консонансным и диссонансным интервалам различалось. Во времена Пифагора консонансными интервалами считались октава, квинта и кварта, однако в 13 веке к ним присоединилась терция. Все это связано с изменением музыкальных вкусов.
Иэн Джонстон (Ian Johnston) написал книгу «Measured Tones», в которой описал теорию созвучий (музыкального консонанса). В ней он сравнивает диссонанс с приправами, отмечая тот факт, что все мы относимся к ним по-разному. Строение наших ушей и мозга отличается, потому отличаются и наши понятия о «хорошем звуке».
Лукас Бивальд (Lukas Biewald), основатель компании CrowdFlower, соглашается с тем, что «хорошее звучание» – это очень субъективное понятие. Он говорит, что то, какие песни нам нравятся, зависит от нашей культуры, характера, даже настроения.
Давайте отойдем от личных предпочтений и немного углубимся в физику происходящих процессов. «Наиболее созвучными будут ноты, имеющие одинаковую высоту тона. Другими словами, соль малой октавы фортепиано созвучна с нотой соль (G) на гитаре, – отмечает Бивальд. – Вот график звуковой волны, которую воспроизводит гитарная струна»:
Звуковая волна – это серия колебаний воздуха, заставляющих вибрировать с разной частотой маленькие волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе человека. Слышимый нами звук являет собой сумму этих вибраций. Чтобы выделить частоты, сокрытые в этом звуке, обратимся за помощью к математике и воспользуемся преобразованием Фурье.
На графике мы видим, что нота соль содержит несколько частот. Самая низкая частота колебания струны равняется 196 Гц. Эта частота называется основной. Но мы видим, что есть частоты, которые превышают её в два и более раз – это обертоны или гармоники.
Когда Лукас Бивальд пропел ноту соль, одновременно ударяя по струне G на гитаре, получился уже вот такой график:
Внешний вид кривой отличается, но если сравнить частотные графики, то они совпадут.
Красными точками отмечены частоты гармоник. Между ними ровно 196 Гц, как и в предыдущем случае. Бивальд говорит: «Когда я пою ноту соль и беру её на гитаре, воздушные вибрации, исходящие от голосовых связок и струны инструмента, воздействуют на одни и те же волосковые клетки в моём ухе».
Давайте посмотрим на график, который получится, если сыграть ноту соль на гитаре, но на октаву выше. Он отличается от двух предыдущих.
Если взглянуть на частоты гармоник, то мы заметим, что положение некоторых из них совпадает. Как результат, в обоих случаях будут вибрировать практически одни и те же волосковые клетки уха. Именно поэтому у нас возникает ощущение того, что это две одинаковые ноты, хотя они и отличаются на одну октаву.
«Помимо понятия октавы у нас еще есть понятие квинты. Две ноты, которые различаются на квинту, наиболее созвучны», – говорит Бивальд. Отношение между нотами до и соль равняется квинте. Поэтому в западной музыкальной традиции большинство аккордов, строящихся от ноты до, содержат в себе ноту соль. Но почему они так подходят друг другу? Вот частоты ноты до, сыгранной на гитаре Бивальда.
Здесь красным отмечены частоты ноты соль, а жёлтым – ноты до. Видно, что они не всегда перекрываются, но поскольку основная частота ноты до относится к основной частоте ноты соль как 3/2, то совпадают каждая третья гармоника соль и каждая вторая гармоника до.
Считается, что нотами, которые наиболее созвучны с до, являются фа и соль, поскольку они находятся на расстоянии идеальной кварты и идеальной квинты соответственно. Давайте взглянем на их гармоники.
Гармоники соль и фа часто перекрывают гармоники до. Однако гармоники соль и фа совпадают на порядок реже. Именно поэтому, когда мы слышим ноты соль+до и фа+до, они кажутся нам консонансными, а когда слышим фа+соль – у нас возникает чувство диссонанса. По этой причине эти три ноты практически никогда не берутся одновременно. Теперь взглянем на более подробный график:
Видно, что у до и ми много совпадающих гармоник, поэтому ноты до, соль и ми образуют аккорд до мажор. У до и ре-диез (ми-бемоль) столько же совпадающих гармоник, поэтому ноты до, ми-бемоль и соль образуют аккорд до минор. Если гармоники нот никак друг с другом не соотносятся, то при одновременном их [нот] воспроизведении мы слышим диссонанс. Например, до и фа-диез – у них нет перекрывающихся гармоник. Подробнее об этом вы можете прочитать в другом ответе Лукаса Бивальда.
Есть и другие психоакустические эффекты, влияющие на наше восприятие звука. Диссонанс возникает в тот момент, когда мы слышим два звука с практически одинаковыми, но все же различными, частотами.
Со временем сдвиг по фазе увеличивается:
Мы с вами слышим сумму голубого и оранжевого сигналов:
Если растянуть временную шкалу, то мы получим:
Когда сигналы находятся в фазе, они усиливают друг друга, и возникает усиливающая интерференция. По мере сдвига возникает ослабляющая интерференция, и сигналы начинают гасить друг друга до тех пор, пока не окажутся в строгой противофазе.
Из-за этого возникает пульсирующий звук, который вы наверняка слышали (сыграйте на расстроенной гитаре или фортепиано). Для западного слушателя он покажется диссонансным, но этот прием используется в музыке некоторых культур.
Источник
Программа для создания музыки — Neo-klass.ru
Создание музыки на ПК в программе FL Studio. Онлайн уроки. VSTi плагины.
Главная » Уроки. Создание компьютерной музыки. » Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота
VST инструменты
Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота
Урок 6. Обучение гармонии — упрощенная программа. Удачные аккорды.
Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты. Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок. Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.
Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке, напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота 🙂
Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!
Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага 🙂
Шаг 1. Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.
Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.
C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)
Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.
Надеюсь понятно, если что-то непонятно, задавайте вопросы в комментариях (снизу). А также прочитайте предыдущий урок: Изучаем аккорды минорные и мажорные. Тональность Ля-минор.
Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).
Шаг 2.
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.
Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G.
Всего-то 7 аккордов. 🙂 Боже как всё просто.
Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))
Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си. Смотрите рисунок ниже.
100% вы почувствуете некий восточный мотив!
Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице
И последний 3-й шаг.
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов, все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.
Создаем свой трек с нуля Урок 1.
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:
Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em
И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )
Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).
Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5
Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).
Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся, это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит!
Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.
Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки, она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.
Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота : 113 комментариев
Доброго времени суток, читаю ваши уроки, но чувствую себя чайником. Поэтому хочется задать некоторые вопросы, которые меня мучают. Буду очень признательна, если подскажите, что такое ля-диез и до-диез? Это клавиша на фоно или сочетание клавиш?
Masha_ya, диез (знак #) — это нота на полутон выше основной ноты, то есть, если нота Ля белая клавиша, то Ля# — это черная клавиша правее от ноты Ля. Но в используют эти ноты-диезы в другой тональности. В Ля-минор используют только белые клавиши.
Огромное Спасибо ваша статья мне очень помогла.
Если честно, Спасибо Вам за коммент, я узнал, что мои уроки кому-то пригодились, это меня успокаивает )
Изучил и попробовал все уроки, спасибо, всё лаконично и интересно, продолжайте в том же духе, у вас отлично получается)) P.S. Заметно отличаетесь от видео-уроков по Fl-studio от рэперов-дегенератов))
Спасибо друзья, значит буду продолжать ))
Спасибо большое! Очень хочется развиваться в этом плане. Раньше я совсем редко могла подбирать аккорды к осн мелодии и думала ,что чисто случайно получается. В посл время как-то продвинулась ,поняла,что есть взаимосвязи и теперь хочется их постичь… Спасибо огромное ,думаю Ваши статьи мне помогут .
Очень информативные уроки, сложные вещи объяснены довольно простым языком. Скажете а где можно узнать другие примеры сочетаемости аккордов, по мимо тональности Am?
Наверное, такой вопрос возникает в мыслях у многих начинающих. Вобщем так. Сначала изучаем Am (Ля-минор), изучаем долго, пробуем все возможные и вышеописанные комбинации аккордов. А потом станет ясно — что в других тональностях абсолютно тоже самое, только на на несколько нот смещено вверх или вниз (зависит от тональности). Так что главное разобраться и понять Ля-минор, а дальше будет еще проще. 🙂
Так что главное разобраться и понять Ля-минор, а дальше будет еще проще. 🙂
А зачем теория? Время менуэтов и полифонии прошло. Напеть мелодию в телефон, ввести в компьютер и он подберет гармонию.
Василий, полифонию я обожаю. Даже если компьютер подберет гармонию, он никогда не сделает это так человечно и душевно, как профессиональный композитор. Поэтому программы нужны для того, чтобы упростить сам процесс аранжировки, но человека они никогда не заменят, человек должен управлять программой. Я с вами полностью согласен, теорию надо учить! Просто в данном случае, на сайте уроки для новичков, и мы изучаем Ля-минор. И Ре-минор ничем не отличается от Ля-минор (кроме смещения на 5 полутонов вверх) — тут все просто. Но это не значит, что уроки гармонии на этом заканчиваются…. скорее только начинаются )))
Почему нельзя взять любые аккорды тональности ля-минор и составить их в любом порядке, и использовать для создания музыки ?
Calibri, все же бывают неудачные последовательности аккордов. Такие сочетания аккордов вызывают неприятные ощущения, особенно это почувствуют профессионалы. Для построения комбинации аккордов существуют специальные законы — потому и появилась такая наука — Музыкальная Гармония.
Скажите, вот мы начали с A5? Это принципиально?
Андрей, нет не обязательно с А5. В аккорде Am (Ля-минор) обычно бас строится на ноте А5 (или А4 или А3 — это на слух определить). Ноты мелодий и аккомпанемента могут быть любыми: Ми, До, Ми, До… или Ми, Ре, До, Си… или До, Ре, Ми… или Ре, До, Си, Ля, Соль, Ля — В ОБЩЕМ КАК УГОДНО. Главное чтоб на слух нравилось. Экспериментируйте, или смотрите и учитесь на нотах чужих треков.
Admin, никак немогу найти: в FL Studio клавиша С5 это До малой или первой октавы?
Это зависит от инструмента, который загружен. Обычно До первой октавы, и вообще расположение октав инструмента можно изменить в настройках channel setting
А что делать когда хочешь не от Am аккорд строить а от Em например(Е минор)?
У меня часто именно так- например песня Yuri Kane- Right Back именно с ноты Е начинается.
Есть 2 варианта.
1. Почитать уроки сольфеджио (нотной грамоты). И тогда поймете, что Em — это тот же Am, только на 7 полутонов выше — и поэтому вместо ноты F используется нота F# (черная клавиша чуть выше ноты Фа).
2. Либо в пианоролл создать ноты в Am, а потом выделить всё Ctrl+A и перетащить на 7 полутонов вверх. И так придется со всеми нотами, кроме барабанов.
Сейчас получился такой аккорд- Em-Bm-Dm-Em-Cm-Fm
и такой- Fm-Cm-A#m-Cm-Fm-Cm-G#m-A#m
Семен, что значит получился… откуда вы их берете ?
Fm это тоже самое что и Am — только на 8 полутонов выше (или на 4 полутона ниже — как больше нравится).
Я пишу простым понятным языком. На самом деле это называется транспонирование аккордов (или тональности).
Проще говоря, Fm тональность строится по нотам F G Ab(G#) Bb(A#) C Db(C#) Mb(D#) — т.е. используется 4 черные клавиши.
Ab — это Ля бемоль (бемоль означает, что мы берем не белую клавишу Ля, а соседнюю черную ниже ноты Ля)
Поэтому (Ab) Ля бемоль и (G#) Соль диез — это одно и то же.
А почему тогда вы советуете в аккордах не использовать черные клавиши?
Не использовать черные клавиши — это касается только тональности Am (Ля-минор).
И это касается только новичков.
А в тональности Fm обязательно надо использовать 4 черные клавиши (вместо 4 белых).
Еще вопрос- какие ноты являются переходными при миноре а какие при мажоре. И какие ноты не использовать чтобы не было мажора а был лишь минор и наоборот
1. Если речь идет о тональности, то вот пример: мы уже знаем ноты тональности ЛЯ-минор — A B С D E F G A; А также знаем ноты тональности До-мажор — С D E F G A B C; как же узнать ноты тональности ЛЯ-МАЖОР ? Очень просто, удобно даже пользоваться нотами в пиано-ролл, например, впишите все ноты До-мажор, выделите ВСЁ мышкой и просто перетащите ноту До вниз на ноту ЛЯ.
В результате мы видим, что в тональности ЛЯ-мажор такие ноты — A B С# D E F# G# A — Ого!! целых 3 черных клавиши :)))
2. А теперь самое главное! Работайте с тональностью Ля-минор до тех самых пор, когда начнете легко понимать какие аккорды удачные, и сможете легко их наигрывать с клавиатуры. И потом переход в другую тональность будет сущим пустяком!
3. И самое-самое главное! В ЛЮБОЙ тональности есть и минорные и мажорные аккорды. Вообще (конечно можно) сыграть только на мажорах, но музыка от этого сильно вселей не станет. Или наоборот даже, можно сделать замечательный дэнс на минорах! Так что просто используте УДАЧНЫЕ аккорды, которые вам нравятся (и не важно миноры там или мажоры).
И кстати мажор вовсе не веселая тональность почему то например D# мажор наоборот какая то потерянная и мистическая.
Да, Семен, кстати я тебя понимаю 🙂 Когда я начинал изучать аккорды, наигрывая мажорный аккорд струнными или пэдами, думал почему мажор такой печальный, и вовсе не веселый. Дело в том, что если пианист ударит по трем нотам (например) Ре-минор, а потом по нотам Ре-мажор, то Мажор будет немножечко не так грустный как минор — вот и ВСЁ! Это очень относительно-сравнительное понятие, и совершенно не обязательно об этом думать 🙂
Настроение музыки зависит от ритма. Любые аккорды, если играть медленно такими протяжными нотами (струнными и pads) — то будет грустная музыка, если играть быстро, отрывисто, ритм пульсирует, ноты короткие — будет весело! :)))
Источник