Какие ноты поют птицы

Какие ноты поют птицы

Закрыть окно

Весна приходит к нам с цирканьем и трелями синиц, трескучими голосами соек, щебетаньем воробьев и трясогузок. Но это все, так сказать, литература, а хочется поточнее передать природные звуки, чтобы человек прочел и смог потом узнать в весеннем гаме ту или иную птицу.

Как бы ни был искусен и изобретателен человек, голосам животного мира подражать ему трудно. Вот и пришлось ученым, наблюдающим за птицами, вырабатывать способы обозначения тех или иных звуков, издаваемых пернатыми.

Не считая аудиозаписи, самый простой способ — это запись словами. Русские любители пения птиц еще в старину выработали свои собственные термины для обозначения птичьих звуков: они делят их на колена, или строфы, а те, в свою очередь, — на слова типа «пуль-пуль-пуль» или «фюи-юи-юи» — тут уж все зависит от фантазии человека и его изобретательности. Кстати, на разных языках такая запись будет выглядеть по-разному. Так, русский орнитолог запишет утреннюю песнь петуха как: «ку-ка-ре-ку», албанец — «ки-ки-ри-ки-ки», болгарин — «ку-ку-ри-гу», китаец — «гох-гех-гох-гох», англичанин — «кок-э-дудл-ду», филиппинец — «тик-ти-ла-ок», а тайцам слышится — «ех-ее-ех-ех»!

Второй способ записи птичьего пения — нотный, но ноты передают лишь высоту тонов, ритмику и мелодию, видовой характер песни остается неуловим.

Третий способ — значки: точки и тире, длинные линии и запятые. Ну а лучше всего объединить все эти три способа, чтобы получить и вовсе удобную запись, максимально отражающую богатство птичьих звуков.

Запись пения птиц значками (по методу А. Н. Промптова)

Все разнообразие песен птиц специалисты делят на четыре группы. У одних птиц короткие песни с постоянным началом, серединой и концом: так поют зяблик, обыкновенная овсянка, пеночка-весничка. Длинные песни без ясно заметной последовательности звуков — у жаворонка, славки, щегла. Многократное повторение одного-двух или трех отрывистых слогов характерно для большинства синиц, сверчков, зеленой пеночки. А есть и птицы-пересмешники, заимствующие песни у других птиц. Например, знакомый всем скворец передразнивает не только голоса диких птиц, но и кудахтанье курицы, блеяние козы, кряканье утки. Так что записать его пение можно просто: «ме-е-е» и «кря-кря»!

Источник

Как научиться петь у птиц? Часть 2. Практика.

Опера и вокал > Блог > Как научиться петь у птиц? Часть 2. Практика.

Итак, у птиц мы можем перенять метод обучения вокалу. Он состоит из нескольких этапов.

  1. Разделяем компоненты целого. Сначала отдельно много раз проговариваем текст до автоматизма. Потом простукиваем ритм до автоматизма. Затем наигрываем мелодию на фортепиано. Цель в том, чтобы в дальнейшем мозг не задумывался о тексте, мелодии и ритме, так как все будет на автомате.
  1. Не пойте! Услышьте все в голове. Ваш голос требует этого шага — мысленного представления, как это должно звучать. Это дает определенность. Нет смысла брать сырую каденцию и пытаться «впихивать» ее в голос, так как голос просто не понимает, чего от него хотят. Потратьте время на размышление. Даже во время пения мысль наперед сделает фразу лучше.

  1. Теперь пойте и записывайте себя на диктофон для контроля. Петь надо маленькими фрагментами: сначала мелодия на гласную, потом с текстом. Транспонируйте фрагменты вниз и наверх, чтобы дальше свободно преодолеть регистры, скачки. Та же сложная фраза, но на другой высоте получится легче, в итоге сгладятся переходы. Пойте и записывайте, а потом слушайте много раз. Играйте с тембром и окраской звука, и снова обязательно слушайте результат. Это даст больше успехов, чем просто пропевание с нотами в руках. Кстати, как можно раньше уходите от пения с нотами. На первом этапе мы уже выучили все, что было нужно. Пусть ваш зрительный мозг займется визуализацией: представьте себя в образе или, еще лучше, на сцене театра. Печатные ноты в руках — это ложный помощник, не смотрите в них. Главное, на что должен ориентироваться певец — ощущения, потом слух. А зрительный раздражитель в виде нот забирает на себя все внимание.
  1. Не ругайте себя. Лучше найдите то, что получилось на записи, и похвалите. Проанализируйте, почему это получилось лучше. Похвала и положительные эмоции увеличивают дофамин, который укрепляет связи между нейронами (и у птиц, кстати, тоже). Таким образом, вы быстрее наладите новые нейронные связи, то есть быстрее научитесь, имея положительный опыт, а не вечную самокритику.
  1. Поиграйтесь с эмоциями. Раз уж мы идем другим путем, не традиционным, то позвольте себе побыть ребенком. Спойте одну и ту же вещь с разными эмоциями. Например, «La donna e mobile» пойте сначала с беспечностью, потом наоборот, страдая от этого факта, что женщины непостоянны, потом с желанием и страстью, потом угрожающе, как нравоучение. Пение с противоположной тексту эмоцией внезапно поможет спеть трудные фрагменты. Вы даже найдете новое звучание в таких экспериментах.
  1. Вне занятий, лежа в постели перед сном, в транспорте или где угодно, практикуйтесь в уме. На самом деле это дает результаты, как реальная практика. Только четко представляйте, как вы звучите, что за сцена происходит, где вы, с кем и т. д.
  1. Отдохните. Да, трудно себя заставить прервать любимое занятие, но это необходимо. Надо дать мозгу время на обработку и сортировку информации и проделанной работы. Делайте перерывы в пении, не практикуйтесь каждый день. Регулируйте интенсивность.

Что насчет колоратуры?

Что ж, человеческий голос, как и птичий, любит узоры и фиоритуры. Чтобы получить бесконечные колоратуры, впевайте фрагментами. Переставляйте их местами. Например (Гендель «Rejoice»):

Любую колоратуру можно разделить минимум двумя способами. Прямо в нотах карандашом поставьте разделители и пойте фрагментами. Дальше работайте как пианисты: пойте с пунктирным ритмом, потом ровно, потом транспонируя вверх и вниз, записывая на диктофон. Вскоре вы намертво запечатлеете в мозге казавшуюся сложной арию.

Ну что, готовы к эксперименту?

На самом деле, такой метод выучки арии многие не примут. Это даже может показаться утомительным, если воспринимать процесс не играя, как ребенок, а как серьезный взрослый. Многие певцы тяготятся выучкой по частям, им хочется спеть всю песню сразу. Человек нетерпелив, он хочет все и сразу. Ирония в том, что вышеописанный процесс быстрее приведет к качественно выученному произведению. И еще вы сэкономите время на переучивание. В общем, если вы застряли в технических дебрях, и вам не помогают серьезные труды, дайте своей душе развернуться и поиграйтесь с музыкой, как ребенок, как птица.

По материалам Хайди Мосс (h e i d i m o s s . o r g)

Источник

Как поют разные птицы: учимся узнавать по голосу

Пение птиц стало для человека настолько привычным, что звучит в ушах неизменным фоном. У каждой птички есть свои особенные звуки. Прислушавшись, вы даже сможете определить, кто сейчас поет для вас. Об этом занятном щебетании пернатых мы и поговорим сегодня.

Проверено и доказано

Ученые провели эксперимент, в ходе которого изолировали цыпленка от всех его сородичей, чтобы тот, взрослея, не слышал звуков, издаваемых ими. Когда цыпленок вырос, его звуковые сигналы ничем не отличались от цыплят, проведших это время в курятнике. Опыт доказал тот факт, что птицы не обучаются пению (щебетанию, клекоту). Это заложено в них генетически.

Более того, некоторые птицы воспроизводят еще и голоса своих пернатых сородичей. В частности, речь идет о пересмешнике, за что он и получил свое название. Другой пример – канарейка. Попав в общество певчих птиц, к примеру, соловьев, она через время обретает навыки их пения. А вот воробью свойство имитирования певческого голоса не присуще. Еще один неподражаемый притворщик среди пернатых – попугай. И хоть он способен к обучению человеческой речи, подражанию голосу и тембру, осознание произносимого у него отсутствует.

Певчие нашей родины

Россия охватывает огромные территории и включает в себя регионы с различными климатическими условиями. Ввиду этого, разнообразие птиц, обитающих в России, пестрит необыкновенными видами.

Среди певчих птиц, обитающих в средней полосе, есть те, которые вызывают у нас прямые ассоциации с родиной.

Соловей. Его переливчатые трели вдохновляют отечественных поэтов и песенников создавать свои шедевры. Скромный, внешне неприметный птах, соловей обладает уникальным и неповторимым голосом.

Пение дроздов сродни игре на флейте.

Трели жаворонка слышны поутру, когда он зазывает солнце и провозглашает о начале дня.

Ярко-желтые иволги щебечут, поют, насвистывают.

Зарянки щебечут громко и заливисто. Недаром на Руси их трели называют малиновым звоном.

Другие колоритные певцы России: дрозд, чиж, щегол, зяблик, пересмешник и другие.

Заморские пернатые

Голосистые птицы мира вызывают интерес и восхищение у человека с незапамятных времен. Они вдохновляют людей и побуждают к созданию музыкальных инструментов, имитирующих птичье пение. Но существует и категория птичек, которые не поют, а разговаривают. Речь идет, прежде всего, о попугаях. Эти экзотические пернатые удивляют своими способностями к воспроизведению слов и звуков человеческой речи. Они обитают в Африке, Бразилии, а также на экзотических южных островах. Самыми разговорчивыми попугаями на планете являются попугаи породы жако. Они безукоризненно повторяют не только слова, но копируют интонацию, голос и скорость речи.

Другая разговорчивая птица – это европейский грач майна. Его особенность состоит в том, что он не только произносит слова, но и актуально вставляет их в диалоге с человеком.

Еще один талантливый пародист — камышевка. Она тоже воспроизводит пение других птиц. Обитает в странах Старого света, а зимовать улетает в Африку.

Неспящие в ночи

Некоторые пернатые ведут ночной образ жизни. С наступлением темноты их активность значительно увеличивается, ведь в это время птицы ищут себе пропитание. Яркий тому пример – совы. Они летают бесшумно, имеют острое зрение и наносят удар своей добыче в самый неожиданный момент. Своеобразное уханье совы ассоциируется у нас с дремучим ночным лесом и опасностью.

По ночам отзываются и другие птицы. Это соловей, дикие перепелки, камышевка, горихвостка, черный дрозд.

Ночные трели льются в брачный период, а именно весной и летом. Поют в основном самцы. Так они привлекают внимание своих потенциальных партнерш.

Излюбленное место обитания ночных певцов – места возле водоемов и болот. Типичный их обитатель болотная выпь. Она произносит весьма специфичные звуки, похожие на рев (бугай).

Поют городские птицы

Привычные обитатели городских джунглей – голуби, ласточки, вороны, трясогузки, сороки и воробьи. Их занятное, но пресное чириканье, воркование и карканье мы слышим круглый год повсеместно.

Но с наступлением весны многообразие голосов и их мелодичность значительно усиливаются. Брачный период у птиц, как известно, сопровождается именно пением. Благозвучно в городе звучат трели соловья, скворца, певчего дрозда, зарянки или зяблика. Часто эти птички перелетают из лесополосы. В городе они выбирают скверы, парки и другие места, где есть растительность. Поэтому, если вы желаете насладиться пением птиц и отдохнуть от повседневной суеты, отправляйтесь на прогулку в парк или городской сад. Такие живые концерты проходят для горожан всю весну и лето.

Свистящие птицы

Некоторые представители мира пернатых издают звуки, напоминающие человеческий свист. Он слышится в лесу, саду, парке, как весной, так и в летние месяцы. Характерные звуки фить-фить, тик-тик-фьююю издает горихвостка обыкновенная и ее близкая родственница горихвостка-чернушка. Эти небольшого размера птички из семейства мухоловковых относятся к певчим. Они считаются одними из красивейших пернатых, обитающих в городских парках. Размер птицы всего 10-15 см. Брюшко и хвост птички окрашены в насыщенный оранжевый цвет. Когда она расправляет хвостик, создается впечатление, будто разгорается настоящее пламя.

Определяем птицу по манере пения

Голоса пернатых настолько многообразны, что разобраться в этом щебете непросто.

Вот характерные для некоторых птиц возгласы, по которым их узнают:

· воробей: джик-джик-джик, чир-чир;

· ворон: громкие крики крок-крок, кру-кру;

· галка: кхее-кхее, кааа-кааа;

· дрозд: цек-цек, кхии, кеее;

· трясогузка: звонкий прерывистый щебет.

Прислушивайтесь к голосам птиц нашей родины. Это удивительный концерт, наполненный жизнелюбием и красками, который дарит нам сама земля.

Вы нам очень поможете , если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.

Подписывайтесь на наш канал.

Еще больше историй читайте на сайте «Птица дома» .

Источник

Голоса птиц в музыке

Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Существует множество народных песен, академических музыкальных произведений, в которых отражены голоса пернатых.

Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, богатую орнаментику, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.

Скромный голосок кукушки и заливистые рулады соловья

Французским композиторам XVIII века, писавшим в стиле рококо – Л Дакену, Ф. Куперену, Ж-Ф. Рамо замечательно удавались имитации птичьих голосов. В клавесинной миниатюре Дакена «Кукушка» кукование лесной обитательницы отчётливо слышится в изысканной, подвижной, насыщенной украшениями звуковой массе музыкальной ткани. Одна из частей клавесинной сюиты Рамо называется «Курица», а ещё у этого автора есть пьеса «Перекличка птиц».

Ж-Ф. Рамо “Перекличка птиц”

В романтических пьесах норвежского композитора XIX в. Э. Грига «Утро», «Весной» имитация птичьего пения усиливает идиллический характер музыки.

Э. Григ “Утро” из музыки к драме “Пер Гюнт”

Французский композитор и пианист К. Сен-Санс сочинил в 1886 г. очень симпатичную сюиту для двух фортепиано и оркестра, названную «Карнавал животных». Произведение было задумано всего лишь как музыкальная шутка-сюрприз для концерта знаменитого виолончелиста Ш. Лебука. К удивлению Сен-Санса произведение получило огромную популярность. И сегодня «Карнавал животных» едва ли не самая известная композиция блестящего музыканта.

Одной из ярких пьес, наполненной добрым юмором зоологической фантазии, является «Птичник». Здесь солирует флейта, изображающая милое щебетание маленьких пташек. Сопровождают грациозную партию флейты струнные и два фортепиано.

К. Сен-Санс “Птичник” из “Карнавала животных”

В произведениях русских композиторов из обилия встречающихся имитаций птичьих голосов можно выделить наиболее часто звучащие – звонкое жаворонка пение и виртуозные трели соловья. Ценителям музыки наверняка известны романсы – А.А. Алябьева «Соловей», Н.А. Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей», «Жаворонок» М.И. Глинки. Но, если у французских клавесинистов и Сен-Санса преобладал в упомянутых музыкальных композициях декоративный элемент, то русские классики передавали, прежде всего, эмоции человека, который обращается к голосистой птице, приглашая ее сопереживать его горю или разделить с ним радость.

А. Алябьев “Соловей”

В крупных музыкальных полотнах – операх, симфониях, ораториях, голоса птиц – неотъемлемая часть образов природы. Например, во второй части Пасторальной симфонии Л. Бетховена («Сцена у ручья» – «птичье трио») можно расслышать пение перепела (гобой), соловья (флейта), кукушки (кларнет). В Симфонии № 3 (2 ч. «Наслаждения») А.Н. Скрябина к шелесту листвы, шуму морских волн, присоединяются голоса птиц, звучащие у флейты.

Композиторы-орнитологи

Выдающийся мастер музыкального пейзажа Н.А. Римский-Корсаков во время прогулок по лесу нотами записывал голоса птиц и потом точно выдержал интонационную линию птичьего пения в оркестровой партии оперы «Снегурочка». Композитор сам указывает в написанной им статье об этой опере, в каком разделе произведения слышится пение кобчика, сороки, снегиря, кукушки и других птиц. А затейливые звуки рожка пригожего Леля – героя оперы родились тоже из птичьего пения.

Французский композитор XX в. О. Мессиан был настолько влюблен в птичье пение, что считал его неземным, а птиц называл «служителями нематериальных сфер». Увлекшись всерьёз орнитологией, Мессиан много лет работал над созданием каталога птичьих мелодий, который позволил ему широко использовать имитацию голосов птиц в произведениях. «Пробуждение птиц» Мессиана для фортепиано с оркестром – это звуки летнего леса, наполненного пением лесного жаворонка и чёрного дрозда, камышёвки и вертишейки, встречающих рассвет.

Преломление традиций

Представители современной музыки разных стран широко применяют имитацию птичьего пения в музыке и часто включают прямые аудиозаписи птичьих голосов в свои сочинения.

Роскошную инструментальную композицию «Пение птиц» Э. В. Денисова – русского композитора середины прошлого столетия можно отнести к разряду сонористики. В этом сочинении звучат, записанные на магнитофонную ленту звуки леса, слышны птичье щебетание и трели. Партии инструментов записаны не обычными нотами, а с помощью различных знаков и фигур. Исполнители свободно импровизируют по заданной им канве. В результате создаётся необыкновенная сфера взаимодействия голосов природы и звучания музыкальных инструментов.

Э. Денисов «Пение птиц»

Современный финский композитор Эйноюхани Раутаваара создал в 1972 г. красивейшее произведение Cantus Arcticus (его еще называют Концерт для птиц с оркестром), в котором аудиозапись голосов различных птиц гармонично вписывается в звучание оркестровой партии.

Э. Раутаваара – Cantus Arcticus

Голоса птиц нежные и печальные, звонкие и ликующие, полнозвучные и переливчатые всегда будут волновать творческое воображение композиторов, и побуждать их к созданию новых музыкальных шедевров.

Источник

Оцените статью