Какие ноты у струн домры

Все о домре

Домра относится к категории струнных музыкальных инструментов. Она принадлежит к щипковой группе. Старинный народный инструмент состоит из деревянного полусферического корпуса, грифа с несколькими колками, 3-х или 4-х струн. Для извлечения звука используют медиатор и прием тремоло.

Домры бывают 2 видов: четырех- и трехструнные. Первая разновидность имеет квинтовый строй, популярна среди белорусов и украинцев. У второго вида строй квартовый, он чаще встречается на территории России. Семейство домр входит в состав каждого оркестра русских народных инструментов. Их количество может быть разным: обычно используют до 20-ти малых, 3‒6 басовых, от 4-х альтовых и не больше одной пикколо.

Краткий экскурс в историю

В Древней Руси домрой пользовались, в основном, скоморохи. Они играли на ней во время своих выступлений. Период максимальной популярности народного инструмента приходится на XVI век и 1-ю половину XVII столетия. Об этом свидетельствуют старинные изображения. Но в 1648 году вышел Указ, наложивший запрет на скоморошничество. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил заняться исправлением нравов своих подданных. Так домра надолго пропала из поля зрения.

Инструмент получил новую жизнь лишь в 1896 году по инициативе Василия Васильевича Андреева, создателя Императорского оркестра (1988 г.). Талантливые мастера Налимов С.И., Пасербский Ф.С. и другие изготовили трехструнные домры квартового строя. Образцом для работы стала вятская разновидность реконструированной балалайки. Через 10 лет русскими специалистами были изготовлены 4-струнные домры.

Читайте также:  Тото кутуньо бона ноте перевод

Лучшей моделью 3-струнной домры служат инструменты, созданные С.И. Налимовым. Талантливый мастер более 20 лет сотрудничал с оркестром В.В. Андреева. Превосходные четырехструнные теноры, альты и примы изготавливал С.И. Сотский. Эти изделия охотно использовали русские народные оркестры Москвы. Они стали образцовыми моделями для производства качественных домр.

О конструкции домры и форме медиатора

У трехструнной домры выделяют 2 составные части: это полусферический корпус и удлиненный гриф, завершающийся головой. В деревянном корпусе две главные детали: кузов, последовательно склеенный из 7 деревянных частей и дека. Она крепится поверх кузова, а в роли окантовки используется обечайка. Чтобы струны не давили на поверхность деки, внизу корпуса устанавливают порожек. Там же расположено несколько кнопок, фиксирующих струны.

Длинный гриф соединен с корпусом домры. Его поверхность закрыта накладкой, верхняя часть которой заходит на деку. Эту зону закрывает так называемый панцирь. Прочная навесная деталь выполняет функцию щита. Он защищает поверхность деки от появления царапин в процессе игры. Рядом с панцирем находится фигурная розетка. Она расположена по центру, состоит из большого круглого голосника, окруженного шестью резонаторными отверстиями маленького диаметра.

В поперечных пропилах накладки закреплены порожки из металла. Промежуток между ними называется «лад». Верхний порожек служит начальной точкой для отсчета ладов. У большинства 3-х и 4-струнных домр их 19, на малой от 19 до 26, у примы от 24 до 30. Возле нижнего порожка деки часто прикрепляют удобный навесной подлокотник для комфорта исполнителей. Кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту деки.

Точно посередине между розеткой голосника и нижним порожком устанавливают подставку со специальными прорезями для поддержки струн. (Наклеек на инструменте вообще нет) Шейка грифа заканчивается верхним порожком, за ним расположена головка с металлическими колками для натяжения струн. Правильная установка подставки влияет на высоту струн. Если она избыточна, упругие стальные струны будет сложнее прижимать к грифу, это затруднит игру на домре.

Для медиатора характерна овальная форма. Его размеры соотносятся с габаритами инструментов. Для примера: длина может быть 25 мм, ширина 14 мм. Толщина равномерно увеличивается: верхняя часть медиатора не толще 0, 5 мм, а нижняя 1, 5 мм. На правом нижнем крае сделана двусторонняя отшлифованная фаска.

Материалы для изготовления домры и медиатора

Качественные домры делают только из сухого дерева. Для разных частей инструмента мастера используют отобранную опытным путем древесину:
• кузов делают из белого клена;
• деку изготавливают из пихты или ели;
• накладку и оба порожка вырезают из черного дерева;
• защитный панцирь и гриф мастерят из самых твердых пород древесины.

Медиаторы в прежние времена делали из черепахового панциря, он считался лучшим материалом. Современные производители чаще используют полимеры – капрон, капролон, черепаховый этрол. Для игры на басовых и альтовых домрах применяют кожаные медиаторы. Они хорошо приглушают звук.

Особенности настройки домры

В первую очередь необходимо проверить, насколько правильно расположена подставка для струн на деке домры. При правильном положении у струны, открытой или прижатой на 12 ладу, высота звука будет отличаться на октаву. Если прижатая струна издает более низкий звук, подставку перемещают в направлении верхнего порожка. Таким образом, рабочая часть струны становится короче. В том случае, когда звук оказался выше положенного, подставку передвигают в обратную сторону, в направлении нижнего порожка. Таким способом проверяют каждую струну.

Для настройки примы и малой домры ориентиром служит открытая вторая струна. С помощью любого музыкального инструмента – баяна, фортепиано – либо камертона опорную струну настраивают до соответствия ноте ля первой октавы. У трехструнных домр настройку всех остальных открытых струн выполняют чистыми квартовыми интервалами. Для этого вторую струну на пятом ладу прижимают, а первую настраивают с ней в унисон. В результате между двумя открытыми струнами будет кварта. Настройку остальных струн выполняют по аналогии.

Четырехструнные инструменты настраивают чистыми квинтами, за исключением домры-контрабаса. Для ее настройки используют кварты, добиваясь соответствия с нотами ре и соль малой октавы, ми и ля большой.

Источник

Домра

Домра – известный щипковый музыкальный инструмент, который в ряде стран причислен к «народным», в частности в России, Украине, Белоруссии. Она имеет корпус овальной формы, короткий гриф и 3-4 струны (квартовый или квинтовый строй; при этом трехструнная модификация широко распространилась только в России). Ноты 3-струнной домры: Ре (второй октавы); Ля, Ми (первой октавы), а 4-ех струнной: Ми (второй октавы); Ля, Ре (первой октавы); Соль (малой октавы).

Звук, как правило, извлекается посредством медиатора, реже подушечками пальцев. Самый характерный прием для домры – тремоло, быстрой и ритмичное «дребезжание», «дрожание». Если говорить о родственности, то ближе всего она к балалайке и мандолине. Принцип их устройства схож, но есть некоторые отличия – как конструктивные, так и в строе.

Домра по ряду причин долгое время не использовалась, и только в конце XIX века была реконструирована и воссоздана на базе «вятской балалайки», тогда появилось понятие «оркестровая домра», данный вид инструмента сохранился и по наши дни. Дети, поступая в музыкальную школу, могут выбрать класс домры и заниматься на этом инструменте: он легок, сравнительно недорого стоит, может браться домой, не будет мешать соседям; по этим причинам многие родители отдают своих юных музыкантов обучаться именно на этом музыкальном инструменте.

Краткая история происхождения

Происхождение слова «домра» очень простое: в тюркском «думбра» – балалайка, а ведь эти инструменты очень схожи конструктивно и по звуку. Изначально играли на них скоморохи (вольные шуты), примерно в XVI-XVII веках, ансамбли состояли из нескольких музыкантов, куда часто входили гусли, волынки, бубны и пр. Интересно, что раньше ударение ставили на последний слог, получалось «домра?». Инструмент был не только ансамблевым, но и сольным, что говорит о высокой практичности и применимости.

Гонение скоморохов началось в XVII веке, когда их стали сажать в остроги или казнить за смелые шутки над боярами и духовенством. Вместе с классом вольных шутов истреблялись и их инструменты, так как они стали восприниматься народом, как что-то крамольное, опасное, запрещенное, никто не хотел хранить дома домру. При этом гусли прекрасно существовали во все времена и их не коснулись никакие расправы и репрессии. Домра же загадочным образом исчезла полностью и осталась только на лубочный картинках и фресках. Современный вид приобрел инструмент только к XX веку, об этом упоминалось выше

Из чего состоит домра

Как и многие струнные щипковые инструменты, домра состоит из корпуса и грифа, в корпусе проделано отверстие для попадания в него звука, а на грифе находятся лады, струны натягиваются при помощи системы колков, где применяется «червячная передача». Корпус имеет две основные конструктивные части – кузов (нижняя чашеобразная часть) и деку (верхняя часть). Элементы изготавливаются чаще из деревянных полос, которые склеиваются особым образом, реже – из так называемых «древесных массивов», когда стараются использовать фрагменты, где нет разрывов и трещин. Считается, что это придает звучанию характерную силу и глубину. «Дырки» в деке называют резонаторными отверстиями

Чтобы защитить корпус от ударов руки при игре, применяют «защитный панцирь», который чаще всего выполняется в черном цвете и представляет собой жесткую пластиковую или виниловую пластину. Также существует система порожков, которая поддерживает и направляет струны. За нижним порожком устанавливают подставку, цель которой поддерживать струны на определенном состоянии от корпуса, этот элемент играет важнейшую роль, так как без него вовсе невозможна игра на инструменте. Он обычно не закреплен и может быть сдвинут рукой, делать этого нельзя. Кроме натяжения струн, порожек отвечает за передачу вибрации струн корпусу, что тоже важно.

На гриф набиты металлические полоски – лады. Каждая домра особенна по-своему и имеет своеобразное количество ладов – от 18 до 30-ти. Струны крепятся в верхней части колковыми валиками: чтобы настроить струну, нужно вращать рукоятку в ту или иную сторону в зависимости от того, какой нужен звук: если более высокий – струна натягивается, для низкого звучания – «отпускается». Струны могут быть установлены разные, в зависимости от назначения инструмента и предпочтений музыканта – либо пластиковые (мягкие и податливые, но тихие и нерезкие) или металлические (жесткие, играть на них трудно, но очень звонкие, «яркие»).

Малая домра

Наверное каждый, кто хоть как-то соприкасался с музыкой, встречал такое понятие, как «малая домра». На самом деле, дело не в размерах, а в назначении.Малой называют приму, то есть солирующую домру, играющую главную роль в той или иной музыкальной композиции на концерте. Да, она отличается от остальных, мензурой, ладами, длиной, но есть и другие типы:

  • пикколо;
  • прима (малая);
  • альт;
  • тенор;
  • бас;
  • контрабас.

Первый, четвертый и шестой тип практически не применяются, но существуют. Таким образом домры вместе с балалайками образуют балалаечно-домровый оркестр. При этом солирует – прима (она же малая ). Четырехструнные домры первенствуют над трехструнными по количеству октав и по громкости, но насыщенность и окраска тембров все же выше у трехструнных. Этот музыкальный инструмент идеально подойдет для занятий в музыкальной школе — а тут можно купить домру в интернет-магазине

Видео

Слушать домру:

Источник

Домра

Благодаря своему звучанию, в семействе струнных щипковых домра занимает особое место. Голос у нее нежный, напоминающий журчание ручейка. В XVI-XVII веках домрачеи были придворными музыкантами, а на улицах городов всегда собиралось много людей, чтобы послушать игру бродячих музыкантов, играющих на домре. Пережив сложный период, инструмент снова входит в академическую группу, используется для исполнения народной и классической музыки, звучит соло и в составе ансамблей.

Устройство домры

Корпус в виде полусферы имеет плоскую деку, к которой приделан гриф. На него натягиваются 3 или 4 струны, проходящие через нижний и верхний порожек. В центре деки вырезано семь резонаторных отверстий. Во время игры деку защищает «панцирь», пристроенный в месте соединения грифа и деки. Он предохраняет от царапин. Головка фигурной формы имеет настроечные колки по числу струн.

Академическая классификация относит домру к хордофонам. Если бы не круглый корпус, домра могла бы выглядеть, как другой русский народный инструмент – балалайка. Кузов тоже выполняется из разных пород дерева. Он формируется путем склеивания деревянных полос – клепок, окантовывается обечайкой. Нижний порожек имеет несколько кнопок, фиксирующих струны.

Интересный факт. Самые первые экземпляры делали из высушенной и выдолбленной тыквы.

Процесс создания домры сложный. Для одного инструмента используется несколько пород дерева:

  • кузов изготавливают из березы;
  • ель и пихту хорошенько высушивают, чтобы сделать деку;
  • накладки грифа выпиливаются из редкого черного дерева;
  • подставку формируют из клена;
  • для изготовления грифа и навесного панциря используются только очень твердые породы древесины.

Звук извлекается медиатором. Его размер может варьироваться, у более крупных инструментов он больше, чем у маленьких экземпляров. Концы медиатора стачиваются с двух сторон, образуя фаску. Длина – 2-2,5 см, ширина около полутора сантиметров.

Современный аксессуар, без которого музыканты не смогли бы играть на домре, изготавливается из мягкого капрона или капролона. Есть и традиционные медиаторы из панциря черепахи. На альтовом инструменте и домре бас для извлечения звука используется кожаное устройство. Такой медиатор делает звук приглушенным.

История домры

Версии о происхождении хордофона разные. Принято считать, что это инструмент русского, белорусского, украинского народа. На Руси он появился еще в X веке, о чем есть письменные свидетельства. Он упоминается в письменах восточного ученого-энциклопедиста Ибн Русте. Популярной домра стала в 16 столетии.

Сегодня историки говорят о восточном возникновении музыкального инструмента. Его строение напоминает тюркские тамбуры. У него тоже плоская дека, а во время игры музыканты в качестве медиатора использовали деревянную щепку, рыбную кость.

У разных народов Востока появились свои представители струнных щипковых, получивших свое название: казахская домбра, турецкая баглама, таджикская рубаба. Версия имеет право на существование, домра могла попасть в Древнюю Русь в период татаро-монгольского ига или была привезена торговцами.

Своим происхождением инструмент может быть обязан лютне – европейскому представителю семейства струнных щипковых. Но, если углубиться в историю, то и она пришла на запад с восточных территорий.

Два столетия домра развлекала народ, была инструментом скоморохов и сказителей. Цари и бояре имели своих домрачей при дворе, но хлесткие песни с высмеиванием черт характера, быта, нрава всех и вся часто вызывали недовольства у знати. В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, которым подверг гонениям скоморохов, вместе с ними исчезла и домра, игру на которой он назвал «бесовскими игрищами».

Интересный факт. По руководством патриарха всея Руси Никона скоморошачьи инструменты в огромном количестве собрали по городам и селам, привезли на телегах на берег Москвы-реки и сожгли. Пламя пылало несколько дней.

Возродить хордофон в 1896 году взялся руководитель «Великорусского оркестра», музыкант и исследователь В.В. Андреев. В его ансамбле балалаек не хватало ведущей мелодической группы. Вместе с мастером С.И. Налимовым они изучили утратившие популярность инструменты и сконструировали устройство, идеально подходившее для воспроизведения лирического ряда. С начала XX века домра вошла в состав струнных ансамблей, где имела особую ценность.

Виды домр

Этот музыкальный инструмент бывает двух видов:

  • Трехструнная или Малая – имеет квартовый строй в диапазоне от «ми» первой октавы до «ре» четвертой. Количество ладов на грифе – 24 . В эту категорию входят альтовая, басовая и домра-пикколо.
  • Четырехструнная или Большая– техника игры на ней напоминает бас-гитару, часто используется современными исполнителями. Строй квинтовый, количество ладов – 30. Диапазон – три полных октавы от «соль» малой до «ля» четвертой дополнен десятью полутонами. В число 4-струнных входят басовая домра, альтовая и пикколо. Реже используется контрабасовая и теноровая.

Насыщенный бархатный звук, густой, тяжеловатый тембр имеет бас. В нижнем регистре инструмент заполняет басовую линию в оркестре. 3-хструнные домры настраиваются квартовыми интервалами, настройка примы начинается с открытой второй струны.

Техника игры

Музыкант садится на половинку стула, слегка наклоняет корпус вперед, удерживая устройство. Правую ногу он кладет на левую, гриф удерживается левой рукой, согнутой под прямым углом. Начинающих обучают играть пальцем, а не медиатором. Техника называется пиццикато. После 3-4 упражнений можно приступать к игре медиатором. Задевая струну и прижимая пальцами левой руки струны на нужном ладу, исполнитель воспроизводит звук. Используется единичное или переменное движение, тремолирование.

Известные исполнители

Подобно скрипке в симфоническом оркестре, домра в народном – настоящая прима. Часто ее используют как солирующий инструмент. В музыкальной истории ее незаслуженно обходили маститые композиторы. Но современные музыканты успешно транскрибируют шедевры Чайковского, Баха, Паганини, Рахманинова и вносят их в репертуар хордофона.

Среди знаменитых профессиональных домристов профессор РАМ им. Гнесиных А.А. Цыганков. Ему принадлежит создание оригинальных партитур. Значительный вклад в развитие инструмента внес Р.Ф. Белов – автор сборников репертуара и хрестоматий для домры.

В истории национального русского народного инструмента не всегда были славные моменты. Но сегодня игре на нем обучается огромное количество людей, концертные залы заполняются поклонниками насыщенного тембрового звучания.

Источник

Оцените статью