Постановка рук на гитаре
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Практически все гитаристы, бравшие когда-то уроки игры на гитаре любого направления, начинают с того, что учатся правильно сидеть или стоять с инструментом, а также правилам постановки обеих рук при игре. Именно об этом очень подробно и профессионально рассказывается в данной статье.
Расположение правой руки
В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.
Согласно веяниям новейших техник игры на гитаре, правую руку необходимо разместить таким образом, чтобы на линии предплечья и кисти не было никаких существенных изломов, которые создавали бы так называемый эффект «переломанной руки».
С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.
Итак, чтобы положение правой руки было правильным, необходимо выполнить следующий алгоритм действий с гитарой.
- Сесть в стандартное для классического гитариста положение: на краешек стула, корпус прямой, левая нога опирается на подставку высотой 12-15 см, правая нога отставлена в сторону. Женщины садятся таким же образом, но левая нога не отставляется в сторону, а опускается коленом вниз (для этого она носком отставляется несколько назад, под стул).
- Гитара укладывается своей боковой нижней выемкой на левое приподнятое бедро так, чтобы её корпус был перпендикулярен полу. Никаких наклонов к груди гитариста или от неё быть не должно. Гитарист при необходимости сам должен чуть склониться над гитарой.
- Для первых упражнений нужна только правая рука, поэтому левой рукой можно придерживать корпус гитары в районе нижней его образующей под грифом. За гриф держаться не нужно — левая рука никак не участвует при игре в дополнительной поддержке инструмента.
- Головку грифа гитары (где находится колковый механизм) нужно приподнять до уровня левого плеча гитариста, взяв место опоры корпуса инструмента о бедро левой ноги за ось поворота грифа вверх. Чем больше угол положения грифа по отношению к полу, тем легче будет играть потом левой руке на нём.
- Теперь остаётся разместить правую руку. Согнув руку в локтевом суставе до прямого угла между плечом и предплечьем, точкой, находящейся чуть ниже локтевого сустава, нужно установить её на самой выпуклой части корпуса гитары в месте ребра между верхней декой и обечайкой.
Затем локтевой сустав немного разгибается так, чтобы пальцы можно было разместить возле розетки на струнах следующим образом: большой палец касается верхней струны, указательный — третьей струны снизу, средний — второй струны снизу, а безымянный — первой струны (самой нижней и тонкой).
Большой палец в любом случае должен находиться (если смотреть на него со стороны играющего) чуть впереди (левее) других пальцев.
В заключение следует проконтролировать результат и исправить ошибки положения правой руки. На что необходимо обратить внимание при контроле:
- рука на линии «локоть – предплечье – запястье – направление пальцев» не должна иметь изломов – всё находится на одной прямой со стороны зрителя, кроме большого пальца (он немного отклонится вверх, что нормально);
- со стороны играющего кисть правой руки должна иметь округлую форму за счёт небольшого сгибания кистевого сустава и выпуклости его на внешнюю сторону, но чаще бывает наоборот – кисть новичка имеет вогнутую форму за счёт изгиба кистевого сустава не в ту сторону (во внутреннюю вместо внешней);
- большой палец чуть выдвинут по отношению к другим пальцам.
Если что не так, необходимо исправить ошибки, потренировавшись заодно с правильной постановкой руки, начиная каждый раз с этапа посадки гитариста и установки гитары на бедро. В результате нескольких минут тренировки можно будет считать, что к первому упражнению по игре на гитаре начинающий музыкант подготовился.
Постановка левой руки
Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.
Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.
Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.
- Исходное положение: правильная посадка с гитарой, пальцы правой руки — на струнах (смотрим на описание расположения правой руки на гитаре выше по тексту).
- Левая рука, согнутая в локте под прямым углом и направленная предплечьем вперёд, находится под грифом.
- Ладонь расправляется пальцами вперёд, а её внутренняя часть поворачивается вниз – к полу.
- Нужно представить, что в ладонь берётся теннисный мяч или яблоко средней величины. Их нужно удержать. (Всё это для понимания можно проделать с настоящим яблоком или мячом).
- Сохраняя полученную форму пальцев и кисти, развернуть руку, вращая предплечье вместе с кистью по оси против часовой стрелки, внутренней частью ладони вверх.
- Поднести кисть к грифу инструмента. Гриф своей нижней боковиной надо будет вложить в промежуток, образовавшийся между большим пальцем левой руки и остальными её пальцами.
Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.
При этом большой палец оказывается расположенным позади грифа напротив линии между указательным и средним пальцами. Это – правильное положение большого пальца, поэтому в дальнейшем его нужно придерживаться в большинстве случаев.
При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).
Упражнения для тренировки
Приведём несколько упражнений, с которых должна начинаться ежедневная разминка пальцев начинающих гитаристов.
Для правой руки
Лучшими упражнениями для пальцев правой руки новичков являются арпеджио (переборы), когда поочерёдно, начиная с баса, извлекаются звуки из четырёх струн (шестой, третьей, второй и первой) по следующим схемам:
- P – i – m – a – m – i (смешанное прямое арпеджио);
- P – a – m – i – m – a (смешанное обратное арпеджио);
- P – i – m – a (восходящее арпеджио);
- P – a – m – i (нисходящее арпеджио).
Условные обозначения:
- P – большой палец, играющий только на 6 струне;
- i – указательный палец, играющий на 3 струне;
- m – средний палец, действующий на 2 струне;
- a – безымянный палец, играющий на 1 струне.
Для левой руки
Чтобы развить независимость, растяжку и силу пальцев левой руки, необходимо ежедневно проигрывать хроматические последовательности звуков на всех струнах. Начинать нужно с первой струны, затем переходить на вторую и так далее – до шестой
В первое время хватит игры лишь в первой позиции (в пределах первых 4 ладов), позднее следует играть до 12 лада на каждой струне.
Порядок такой: 0 – 1 – 2 – 3 – 4.
Здесь:
0 – открытая (неприжатая струна);
1 – указательный палец левой руки, прижимающий первую струну на первом ладу;
2 – средний палец, прижимающий первую струну на втором ладу;
3 – безымянный палец, прижимающий первую струну на третьем ладу;
4 – мизинец, прижимающий первую струну на четвёртом ладу.
При этом звуки из струны извлекают пальцы «i» и «m» правой руки поочерёдно: i-m-i-m (и так далее). Научившись свободно играть это упражнение на первой струне, переходите к его проигрыванию на всех струнах без остановки.
Источник
Классическая гитара >Обозначение пальцев. Правило постановки
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Впервые обозначение пальцев ввели в Испании. Эти правила актуальны и по сей день.
Обозначение пальцев происходят от испанских названий.
Большой палец левой руки не участвует в игре, а служит для помощи остальным пальцам. Находится он с обратной стороны и грифа и создаёт давление при игре.
Стараться нужно, чтобы большой палец стоял перпендикулярно грифу, а остальные пальцы были более округлые. Это предаёт удобство играющему, ну и конечно эстетичный вид.
При игре правой рукой, чаще всего большой палец ставится на шестую струну (самую верхнюю), а три другие на первую, вторую, третью струны соответственно. Мизинец используется крайне редко.
Рука должна быть расслаблена. Хотя поначалу кажется, что чем больше вы её напряжёте, тем легче играть. Нет! Это заблуждение, пальцы должны быть расслаблены и плавно перебирать струны.
Сядьте правильно, операясь на предыдущие уроки, поставьте правую и левую руки правильно. Добейтесь полного удобства и комфорта. Соблюдайте осанку. Если всё получилось попробуйте попереберать струны, расслабьте руки.
Распечатала сыну ваши рисунки с обозначением пальцев и дело пошло. Теперь ребенок с большим удовольствием учится играть. Статья действительно полезная, спасибо.
Здравствуйте! Всегда хотел научится играть на гитаре,но в музыкальную школу идти не хотел. С помощью ваших уроков я «продвинулся» и за два месяца уже научился играть «дворовые» песни. Спасибо вам за уроки, они мне очень помогли.
Здравствуйте! Не так давно я решил научиться играть на гитаре, но без репетиторов и музыкальной школы. В интернете информации много,но чаще всего одна «вода». Но недавно стал заходить на этот сайт и реально стало получаться.(как играть,ставить пальцы и т.д.) Спасибо тем ,кто это все делает.:)
Такое ощущение, что статьи писали разные люди, или же просто скопированы с разных источников…здесь рекомендуют ставить палец p на 6-ую струну, в статье выше на 4-ую…не серьезно как то товарищи. Мелочь конечно, но все же
Эту статью писали 6 лет назад. В настоящее время старые статьи проверяются и редактируются..
Большой палец левой руки еще как применяют посмотрите игру Э.Клэптона и Т.Эммануэля мизинец левой руки согласен можно отрубить шутка
Источник
Не получается играть на гитаре из-за коротких пальцев на руках, говоришь?
«К великому сожалению, человеческая лень столь же велика, как и высоты, которые мы способны достичь. Вопрос лишь в намерении, которое двигает нас в ту или иную сторону ежесекундно.»
Данное высказывание явно намекает на бессмысленность существования без намерения упорно двигаться к своей цели. Я это к тому, что очень часто притянутые за уши проблемы (которые на самом деле таковыми не являются) явно и жёстко отталкивают от нас реальность, в которой мы хотели бы жить. Наша лень настолько изворотлива и хитра, что готова придумать проблему любой изощрённости, выдвинув её на пьедестал, затмевая тем самым истинные ценности.
Я часто слышу от своих учеников и друзей такие вот «проблемы», которые реально и с полной серьёзностью мешают им развиваться в направлении гитарного мастерства: «мне кажется, играть на гитаре не моё, посмотри на мои сосиски (пальцы)»; «для того чтобы играть на гитаре, пальцы должны быть длинные, а у меня вообще какие-то огрызки», ну и в том же духе.
Было бы смешно, если б не было так грустно. Ведь мы сами же и зарываем свои таланты, благодаря воспалённому разуму.
Многие замечательные произведения были созданы музыкантами, страдающими от конкретных физических недостатков , и я хочу чтобы вы о них узнали. Мне кажется это послужит для вас хорошим примером того, что даже реальные проблемы не в состоянии повлиять на судьбу и уж тем более сломить дух, если вы приняли чёткое решение заниматься каким-либо делом.
Посмотрите, к примеру, на Тони Айомми, человека, который написал все демонические рифы Black Sabbath. Он потерял кончики пальцев на правой руке в результате производственной травмы (Тони левша), для многих гитаристов это поставило бы серьёзный вопрос об их гитарной карьере в будущем. Но Тони сделал себе кожаные протезы кончиков пальцев, перешёл на более тонкие струны и продолжил создавать отличную музыку.
Или взять Лес Пола, этого Леонардо да Винчи среди гитаристов, который фактически изобрёл мультидорожечную запись и цельнокорпусную электрогитару, не говоря уже о покорении поп-чартов своего времени и разработке классической гитары Gibson, названной в честь него.
Игра Лес Пола часто затмевалась его другими достижениями в области музыки, но послушайте его инструментальные записи начиная с 50-х, вы услышите гитариста с выдающейся техникой, едким чувством юмора и некоторыми идеями на десятки лет опередившими своё время. Существует история, что когда Лес сломал руку в автомобильной аварии, медики говорили ему, что те дни, когда он играл на гитаре, закончены. Несмотря на их заключение, Лес уговорил врачей поставить ему руку под нужным углом, так чтобы гипс постоянно держал руку в позиции для игры, и остался вполне доволен!
И, конечно, нельзя забыть случай с Джанго Рейнхардтом, они, вместе со Стефаном Граппели, были одними из первых исполнителей цыганского джаза (gypsy jazz). Зажигательная акустическая техника Джанго до сих пор вдохновляет легионы подражателей. Джанго обгорел во время пожара в таборе, два пальца на его левой руке были настолько сильно повреждены, что их практически невозможно было использовать в игре, кроме как для некоторых аккордов. Но послушайте его записи — в любой из них он звучит гораздо более ловким, чем большинство гитаристов с полным набором неповреждённых пальцев.
И последний музыкант, о котором стыдно не упомянуть — Марк Гоффени, известный как «Big Toe» (Большой Палец ноги). Это музыкант с большой буквы, поскольку будучи рождённым без рук, он играет на гитаре и бас-гитаре ногами! В 1999 году, PSB Records подписала контракт с его группой «Big Toe», что послужило дальнейшему сотрудничеству с небезызвестным продюсером Стивом Дьюдасом, в прошлом работающим с такими исполнителями как: Aerosmith, Ozzy Osbourne и Ringo Starr. В итоге, после выхода в свет первого диска «Big Toe», он получает оценку «Best of the Best» в San Diego Reader.
Список подобных музыкантов/героев можно продолжать и продолжать…
Суть в том, что если вы достаточно преданы музыке, то для вас становится возможным всё что угодно. Несмотря на это, я должен добавить, что вышеупомянутые музыканты были исключениями. Их воображение и видение позволяли создавать уникальные музыкальные вещи, каждый из них чувствовал необходимость донести свою музыку до всего мира, невзирая на возникающие преграды. Это люди редкого сорта, и, конечно, большинство из нас понимают, что даже гораздо более тривиальные травмы, чем те ужасы, что описаны выше, могут сильно повлиять на нашу игру. Другими словами, игра доставляет гораздо больше удовольствия, если вы можете о себе позаботиться.
Источник