Какие поломки могут быть у пианино

Повреждения корпуса

ПОВРЕЖДЕНИЯ ПИАНИНО. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИАНИНО

Как всякая сложная механическая система, фортепиано с течением времени подвергается большим или меньшим расстройствам и повреждениям. Все дефекты и ненормальности, которые появляются в корпусе и внутреннем механизме фортепиано (пианино или рояля), а также в его действии, можно, по причинам их возникновения, в общем отнести к двум группам:

  • дефекты, появляющиеся при нормальном пользовании инструментом, при совершенно аккуратном и бережном обращении с ним. Это — дефекты нормального износа и расстройства инструмента;
  • дефекты, возникающие вследствие случайных, внешних причин и из-за неаккуратного, небрежного обращения с инструментом, хранения его в неподходящих климатических условиях и т.п. Это-дефекты случайного, внешнего происхождения.

Осмотр и обследование состояния инструмента практически удобнее всего начинать с внешних его частей, переходя последовательно к внутренним частям примерно в таком порядке:

ПОВРЕЖДЕНИЯ КОРПУСА

Нормальными, неизбежно появляющимися в процессе длительной эксплуатации инструмента, являются:

  • постепенное потускнение полировки—оно вызывается отчасти постепенной перекристаллизацией и химическим изменением смол, входящих в лаковый и политурный слой, покрывающий инструмент, отчасти же— в результате периодического обтирания поверхности инструмента от пыли. Внедряясь в ткань тряпки, пыль наносит на блестящую полированную поверхность сначала еле заметные царапины, а затем, с течением времени, придает блестящей поверхности матовый оттенок;
  • обтирание кромок, в особенности на клавиатур­ном клапане, крышках и других часто открываемых частях корпуса. Этот дефект появляется также на всех выступающих частях инструмента (углах и т. п.), которые случайно задеваются людьми и их одеждой;
  • царапины на внутренней стороне клавиатурного клапана появляются преимущественно над черными клавишами, если у пианиста существует привычка играть несколько вытянутыми пальцами. Подобный же дефект можно видеть и над педалями, на карнизе лиры, царапаемом носками обуви, а у пианино на нижней поперечной перекладине корпуса. К повреждениям случайного, внешнего происхождения относятся:
  • поломки и механические повреждения корпуса, вызванные неаккуратным обращением с инструментом, особенно во время его транспортировки;
  • повреждения корпуса древоточцем и другими грызущими вредителями. Червоточина чаще всего появляется в тех (помещениях, которые раньше были заражены этим вредителем. В таких случаях необходим своевременный периодический осмотр инструмента, так как, если личинки жука достаточно размножились, борьба с ними становится очень трудной и практически почти безрезультатной. В долго стоявших без надзора и употребления инструментах иногда заводятся мыши и крысы.
Читайте также:  Mario main theme ноты

Мастер настройщик должен подробно обследовать корпус пианино, клавиатурный клапан, крышки, шарниры, ножки и ролики инструмента. У рояля, кроме того, следует обратить внимание на винты, которыми ножки привинчены или прикреплены к корпусу.

Источник

Ремонт и реставрация пианино

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Ремонт и реставрация пианино требуется, если инструмент потерял привлекательный вид вследствие возраста, частого использования или ненадлежащих условий хранения (помещение с повышенной влажностью и резкими температурными перепадами). Хотя восстановление антикварных фортепиано требует профессиональных навыков, некоторые проблемы можно решить самостоятельно способами, представленными ниже.

Как отремонтировать

В связи с длительной эксплуатацией на фортепиано возникают различные виды поломок.

  • Износ клавиш. В процессе использования середина косточек постепенно стирается, что приводит к потере блеска, образованию шероховатостей, углублений и дыр.
  • Расшатывание клавиш. В результате нарушается единство расстояния, что приводит к стуку при игре.
  • Загрязнение клавиатуры, приводящее к затрудненному движению клавиш, а также их заеданию.
  • Износ головок молотков, определяющийся увеличением глубины борозд сукна, войлока и кожи, составляющих гарнировку механики. В некоторых случаях требуется полная замена фетра и других тканевых элементов.
  • Отклеивание фильца на головках молотков, гарнировки, что затрудняет работу фортепианной механики.
  • Ржавчина на штифтах и пружинах. Помимо затрудненного движения, неисправность становится источником скрипа и писка.
  • Деформация и перекос деталей, что нарушает слаженность взаимодействия головок молоточков.
  • Поломка отдельных деталей и пружин.
  • Повреждения в результате жизнедеятельности моли, кожеедов, мышей и других вредителей.

Большинство неисправностей в механизмах устраняются по схожей схеме. Сначала разборка и осмотр повреждений. Если дефект небольшой его исправляют, при серьёзной поломке деталь меняется.

Работа с клавиатурой начинается с очистки от мусора. Затем необходима регулировка расстояния между клавишами, порой с помощью специальной линейки.

Электронное пианино отличается от акустического аналога механизмами звукоизвлечения. Поэтому здесь потребность в ремонте определяется другим перечнем неисправностей.

  • Самопроизвольное срабатывание звуковых сигналов, что чаще вызывается западанием. Но не мешает проверить процессор и генератор импульса.
  • Западание клавиши, связанное с поломкой механизма, возвращающего деталь в исходное положение. Здесь вопрос решается заменой клавиши.
  • Отсутствие звука от нажатия клавиши. Проверка неисправности начинается с тестирования блока питания и усилителя мощности. При отклонении напряжения от нормы больше 10% требуется диагностика соединительных разъёмов и самого блока питания.
  • Ошибки при переключении стиля, тембра и частоты звука. Они вызывают окисление контактов, проявляют себя при использовании инструмента на открытом воздухе или в помещении с повышенной влажностью.
  • Отсутствие сигналов при включении в сеть. Причиной неисправности может стать короткое замыкание из-за нестабильного сетевого напряжения, перегорание предохранителей или выход из строя блока питания.

Причинами неисправностей цифровых пианино называют некачественную сборку или неправильную эксплуатацию.

Практика показала, что ремонт чаще требуется полупрофессиональным моделям, используемым в быту.

Профессиональные синтезаторы рассчитаны на больший срок службы. Поэтому их детали выходят из строя реже.

Как правильно реставрировать

Для реставрации пианино своими руками потребуются инструменты для разборки, наждачная бумага (или шлифовальная машина), краски по дереву с кистями, морилка, грунтовка, полировка.

Работа проводится в несколько этапов.

  1. Сначала инструмент разбирается. Это необходимо, поскольку снижается вероятность повреждения механизма. А детали корпуса легче поддаются обработке. Чтобы исключить трудности при сборке, подвижные детали пианино собираются в пакеты или нумеруются бумажками.
  2. Теперь предстоит удалить старое покрытие черного цвета. Чтобы облегчить работу, рояльный лак смачивается ацетоном и закрывается полиэтиленом для полного растворения. Остатки состава снимаются шпателем. При работе с гравировками узора потребуется использовать больше ацетона, распределяя его по углублениям кисточкой. Для удаления лака здесь потребуется бамбуковая палочка.
  3. Открывшийся слой древесины нужно выровнять наждачной бумагой или шлифовальной машинкой. Затем потребуется избавиться от древесной пыли. Её можно убрать пылесосом или сдуть, а после протереть поверхность влажной тканью.
  4. Перед нанесением нового покрытия древесина проверяется на наличие крупных трещин. Их устраняют путем заполнения смесью из древесной стружки и лака.
  5. Теперь на древесину наносят морилку. Чтобы избежать тональных полос, состав наносится тончайшим слоем. После сушки процедура повторяется несколько раз. От количества слоёв морилки зависит глубина и насыщенность цвета, а также защищенность от неблагоприятных факторов.
  6. Сверху наносится несколько слоёв краски. Важно выбирать составы для мебели, а не стен или автомобилей. Допустимо использование матового или глянцевого состава.
  7. После просушки поверхность покрывается лаком. Для таких работ рекомендуется полиуретановый водостойкий лак, защищающий от механических повреждений. Состав по свойствам должен сочетаться с морилкой и краской, чтобы исключить химические реакции, портящие созданный образ. Чтобы инструмент выглядел достойно, после каждого нанесенного и высушенного слоя лака (всего 8-10) требуется полировка.

С завода большинство пианино и роялей выпускаются в черном цвете. При реставрации допускается отступить от канона, выбрав оттенок, соответствующий интерьеру помещения, где стоит инструмент.

Если пианино рассматривается не только как предмет интерьера, помимо восстановления корпуса, проходит проверка механической составляющей. Отслужившие детали меняются, сломанные элементы по возможности восстанавливаются, убираются посторонние скрипы, стуки и звон. После комплексного восстановления пианино акустические свойства не уступят аналогу, недавно сошедшему с конвейера. Недостатки будут заметны лишь при тщательном профессиональном осмотре. А взору хозяев и гостей предстанет ухоженный, бережно сохраненный инструмент с оттенком старины.

Полезные рекомендации

Люди, профессионально занимающиеся реставрацией инструментов, рекомендуют обратить внимание на ряд нюансов.

  • Оценить стоимость пианино. Восстановительные работы стоят дорого, поэтому важно предварительно оценить целесообразность работ. Реставрация показана инструменту возрастом до 30 лет, а также антиквариату с необычным дизайном. Определить год выпуска можно по серийному номеру, указанному на корпусе, а завод изготовитель по внешним элементам. При затруднениях стоит обратиться к профессиональному эксперту.
  • Осмотреть повреждения. Серьёзное поражение молью или личинками жука древоточца могут сделать восстановительные работы невозможными или дорогостоящими. Если цена реставрации превышает стоимость инструмента, лучше рассмотреть вариант замены.
  • Если пианино не оценивается в миллионы, и речь идёт о небольшом ремонте, его можно сделать своими руками. При восстановлении раритетного инструмента ошибки, допущенные новичком, часто имеют необратимые последствия. Поэтому здесь лучше доверить работу надежному мастеру.
  • Планируя перекраску инструмента под интерьер, стоит обратить внимание на используемые материалы. Краски, лаки и морилка должны соответствовать друг другу по качеству и свойствам. Тогда результат будет выглядеть достойно и естественно.
  • Объёмы реставрационных работ во многом определяются качеством ухода за инструментом. Так, пианино, стоящее в помещении с высокой влажностью и температурными перепадами, страдающее от моли, мышей и других вредителей, окажется в худшем состоянии, чем схожий по возрасту инструмент, который обслуживался должным образом.

Подведем итоги: ремонт и реставрация пианино – это процедуры, к которым прибегают, желая сохранить любимый инструмент. Музыкантов в большей степени интересуют акустические свойства, а также качество механической части.

Однако из внимания не упускается состояние древесины и корпуса. Поэтому предварительно нужно оценить состояние инструмента, масштабы и стоимость работы, возможность достичь нужного результата своими силами.

Как произвести реставрацию пианино своими руками, вы увидите в следующем видео.

Источник

Как выбрать фортепиано бу. Скрытые дефекты.

Содержание:

  • Что важно знать перед разборкой пианино
  • Скрытые дефекты и неисправности
    • Трещина чугунной рамы
    • Осмотр дискантового штега
    • Износ молоточного фильца
    • Очень кривые молоточки (неравномерный износ)
    • Сильный люфт клавиатуры, стуки клавиш
    • На что еще можно обратить внимание?
  • Заключение
  • Как выбрать пианино? Скрытые дефекты (видео)

Многие пианино бу имеют неисправности, знать о которых необходимо.

С обнаружением дефектов демонстрируемых в этой статье справится почти любой человек. Главное тут только внимательность. Однако для доступа к некоторым из деталей придется снять механику инструмента или демонтировать крышку, закрывающую клавиши.

Что важно знать перед разборкой пианино?

В некоторых случаях, при неправильной установке могут даже появиться неисправности, которых раньше не было. Могут перестать работать педали, появиться гудение после нажатия и отпускания клавиш и другие неприятные моменты.

Так что крайне желательно чтобы снимал механику и детали пианино опытный человек. Это позволит оставить инструмент в том же состоянии, в каком он был до осмотра.

Тем же, кто решит, на свой страх и риск, действовать самостоятельно рекомендую обязательно посмотреть видео о том, как разобрать и собрать пианино для осмотра.

Впрочем, тем, кто доверит осмотр пианино настройщику, данный материал тоже может быть полезен. Полученная информация позволит Вам, как оценить квалификацию мастера осматривающего инструмент, так и поучаствовать в процессе осмотра уже после того как специалист снимет механизм и детали инструмента.

Ну и не лишним будет напомнить, что снимать механику или клавиатурную крышку имеет смысл, только если все детали, о которых шла речь в статьях «На что обратить внимание«, «Оценка технического состояния» и «Нужен ли настройщик при выборе?» проверены и не имеют неисправностей.

Скрытые дефекты и неисправности

Некоторые, вполне очевидные, дефекты могут быть скрыты от глаз непрофессионала по двум причинам.

Либо для их обнаружения необходимо демонтировать часть деталей пианино, либо человек просто не знает, как должна выглядеть исправная деталь.

Трещина чугунной рамы

Трещина чугунной рамы

Дефект это очень редкий, однако, один из самых неприятных. Пианино с трещиной в раме не подлежит настройке, поэтому проверить эту деталь крайне желательно.


Для полноценного осмотра рамы необходимо снять механизм.

Наиболее подвержены трещинам места рядом с отверстиями шурупов и ребра рамы.

Мне как то встретилось пианино с очень незаметной трещиной за клавишами, будьте внимательны и обязательно используйте фонарик.

Осмотр дискантового штега

Осмотр дискантового штега

Дискантовый штег, это деталь, проходящая по диагонали через всю деку. Слабое место этой детали, это вырез рядом с одним из ребер рамы и самый край этой детали.

Разрушение дискантового штега в этих местах на современных инструментах чаще всего является следствием фабричного брака.

Встречаются как локальные неисправности (разрушение на одной, как правило крайней, струне), так и прогрессирующее разрушение (трещины рядом со штифтами нескольких струн стоящих рядом).


Струны, проходящие в местах разрушения штега, настройке не подлежат.
Как и в предыдущем случае, проверить штег тщательно, можно только сняв механизм.

Износ молоточного фильца

Износ молоточного фильца

По тому насколько глубоки канавки на передней части молоточков можно примерно определить, как сильно эксплуатировалось пианино.

Если в средней части механики канавки настолько глубоки, что струны в них заходят полностью, это говорит о том, что инструмент эксплуатировался активно.

Механику с такой выработкой молотков обязательно необходимо проверить на износ других деталей механики и клавиатуры.

Однако если инструмент поддерживался в форме и время от времени регулировался, он вполне может оказаться рабочим. Молоточки, при желании, можно отшлифовать и канавки исчезнут.

Но для выполнения этой работы у молоточков должен быть ресурс. Чтобы определить есть ресурс или нет, необходимо обратить внимание на дискановую (крайнюю правую) часть механики.

Фильц молоточков дискантового регистра намного тоньше. Если канавки этих молоточков очень глубоки, они могут доходить практически до деревянной части молотка.Если это так, шлифовка молоточков не возможна. Ремонтируются такие механики только полной заменой всех молоточков.

При крайней степени износа, когда молоточки уже потеряли форму и вместо полукруга их рабочая часть выглядит, как плоскость можно говорить о сильном износе.От инструмента с такими молоточками лучше отказаться.

Очень кривые молоточки (неравномерный износ)

Очень кривые молоточки (неравномерный износ)

Однако если такие молоточки не выровнять вовремя, молоточный фильц изнашивается неравномерно и значительно быстрее.

Еще хуже обстоят дела в случаях, когда пианино эксплуатировалось со сломанным (шатающимся) молоточком. При ударе такие молоточки бьют хаотично, в разные места своего хора или даже по соседним хорам.

Износ фильца таких молотков часто бывает криминальным. Определить его можно по сильной деформации формы молотка.

Некоторые настройщики меняют такие молотки, используя в качестве запасных частей детали с других подержанных пианино.

Найти и установить подходящий молоточек в большинстве случаев невозможно, поэтому устанавливаются более или менее похожие по размеру.

В результате и выглядят они не родными и по тембру могут сильно отличаться. Однако очень часто это единственный выход из положения, потому что качественный ремонт подразумевает только полную замену всего комплекта молотков, что в свою очередь тоже очень дорого по сравнению со стоимостью подержанного советского пианино.

Сильный люфт клавиатуры, стуки клавиш

Сильный люфт клавиатуры, стуки клавиш

На исправном, новом, инструменте все клавиши должны двигаться только вниз и вверх. На пианино подержанном практически всегда, в той или иной степени, встречается люфт клавиш.
Чем сильнее боковые люфты и люфты качения клавиш, тем сильнее изношен инструмент.

То есть при прочих равных условиях выбирайте пианино с меньшими люфтами клавиатуры.

Если снять клап (крышку, закрывающую клавиши), можно увидеть шарниры клавиш и по их износу сделать вывод.

Не редки случаи, когда сукно в шарнирах клавиш изнашивается до дерева, а сами клавиши (особенно в среднем регистре) качаются и могут даже стучать друг об друга.

Клавиатура в таком состоянии работает не правильно, регулировка ее не возможна, а соответственно и сами клавиши и детали механики испытывают нагрузку в местах, где ее быть не должно.

Что ведет еще к более быстрому износу даже того ресурса который остался, проблемы с мелким ремонтом на таких механиках тоже возникают чаще.

Если в шарнирах клавиш видны углубления доходящие до дерева или сами клавиши сильно качаются практически задевая друг друга, значит износ слишком велик, от такого пианино лучше отказаться.

На что еще можно обратить внимание?

На что еще можно обратить внимание?

Состояние бентиков

Бентики это небольшие ленточки с петлей на конце. По их состоянию иногда можно оценить как проблемность механики, так и квалификацию тех, кто с механикой работал.
Если на механизме некоторых нот бентики порваны, или заменены на инородные веревки, нитки или другие заменители, от пианино лучше отказаться, у него явно были проблемы, а обслуживал инструмент неквалифицированный человек. Как такое пианино поведет себя дальше иной раз не сможет сказать даже опытный специалист.

Большое количество порванных бентиков часто свидетельствует о том, что в инструменте долгое время находились грызуны.

Состояние польстера и клавиатуры (различия по высоте)

Высота клавиш, это один из самых важных параметров регулировки пианино. На новом инструменте вся клавиатура должна быть абсолютно ровной.
Клавиатура подержанного пианино теряет эту регулировку, но все равно должна оставаться в более или менее ровном состоянии.
Одна или две клавиши, выбивающиеся из всех остальных по высоте, не говорят о серьезных проблемах. Под ними просто может оказаться попавшая под клавишу монетка, скрепка или другой мелкий мусор.

Однако несколько рядом стоящих клавиш с постепенно увеличивающейся высотой, а так же пример когда клавиатура выглядит как неровный забор — могут говорить о проблемах с польстером.
Такой дефект чаще всего возникает, если моль уничтожила часть польстера.

Соответственно такой дефект говорит о том, что моль могла серьезно поработать с механикой инструмента.

Состояние клавиатурных штифтов

Следы сильной ржавчины в верхней части штифтов клавиатуры, говорят о том, что инструмент значительное время находился в условиях с повышенной влажностью.
В принципе инструмент с таким дефектом необходимо осматривать в комплексе и оценивать его состояние еще и по другим параметрам. Но в большинстве случаев следы ржавчины на штифтах клавиатуры это серьезный маркер.
Часто такие инструменты требуют ремонта очень многих деталей и для эконом варианта не подходят.

Заключение

В случаях, когда консультация настройщика в принципе не доступна, конечно, можно попробовать и самостоятельно принять решение о покупке. Информация, представленная на этом сайте, в значительной степени, снизит риск приобретения неисправного пианино, но совсем исключить его она не сможет.

Сэкономить и воспользоваться услугами мастера только на последнем этапе выбора (как я рекомендовал в предыдущих статьях) действительно можно, но относится это только к случаям, когда покупается недорогой инструмент и требования к нему минимальны. То есть исправность основных узлов и стабильный строй.

Тут уже мастер должен осматривать каждый инструмент и оценивать степень износа или серьезности поломок различных деталей. Сравнить их и дать ответ, какой из инструментов будет наиболее подходящим и по стоимости работ и по ресурсу.

При покупке подержанного пианино делать этого не стоит. Слишком много нюансов, о которых такие люди не знают.

Оценивая звук и степень расстроенности пианино, они могут констатировать только то, что инструмент необходимо настроить, но возможно ли его настроить и сколько будет стоить приведение его в порядок, сказать не смогут.

Даже Вы сами, изучив материалы, представленные на этом сайте или ютуб канале «Kazan Piano», сможете намного точнее определить состояние пианино, чем те, кто на инструменте играет профессионально но не знают его устройства.

Приглашать для оценки пианино музыкантов и педагогов можно только при покупке заведомо исправных инструментов. То есть либо пианино прошедших капитальный ремонт в профессиональных мастерских имеющих хорошую репутацию, либо новых инструментов из магазина.

На этом тема непосредственно выбора и оценки технического состояния закончена, темой следующей статьи будет «Лучшее из возможного». На что можно рассчитывать, покупая недорогое подержанное пианино, и какие альтернативы имеет смысл рассмотреть.

Как выбрать пианино? Скрытые дефекты (видео)

Задавайте вопросы в комментариях. Ваши вопросы это новые темы статей и видео.

Источник

Оцените статью