Какие произведения шопена написаны не для фортепиано

Список произведений Фредерика Шопена по жанрам — List of compositions by Frédéric Chopin by genre

Большинство сочинений Шопена были для фортепиано соло , хотя он написал два фортепианных концерта, а также другую музыку для ансамблей.

Его более масштабные произведения, такие как сонаты , четыре скерци , четыре баллады , фантазия фа минор, соч. 49 , а Баркарола F ♯ мажор, соч. 60 прочно закрепились в фортепианном репертуаре, равно как и его более короткие произведения: полонезы , мазурки , вальсы , экспромты и ноктюрны .

Двумя важными сборниками являются Этюды , соч. 10 и 25 (которые являются основным продуктом этого жанра для пианистов) и 24 прелюдии , соч. 28 (цикл коротких пьес, объединенных в пары в основной / относительной минорной тональности , следующих по кругу квинт с шагом по часовой стрелке). Кроме того, Шопен написал многочисленные сеттинги на польские тексты и камерные пьесы, включая фортепианное трио и сонату для виолончели .

В этом списке используются традиционные номера опусов, где они применимы; другие работы обозначены номерами из каталогов Мориса Дж. Брауна ( B ), Кристины Кобыланской ( KK ) и Юзефа Михала Хоминьского ( A , C , D , E , P , S ).

Читайте также:  Сектор газа разбор аккордов

СОДЕРЖАНИЕ

Фортепианное соло

Баллады

  • Соч. 23: Баллада № 1 соль минор (сочинена 1835–36)
  • Соч. 38: Баллада № 2 фа мажор (1836–39)
  • Соч. 47: Баллада № 3 в А ♭ мажор (1841)
  • Соч. 52: Баллада № 4 фа минор (1842–43)

Études

Причудливые прозвища время от времени давались большинству Этюдов Шопена, хотя сам Шопен никогда не использовал прозвища для этих произведений, и ни одно из них не является подлинным. Лишь несколько прозвищ Этюдов широко используются.

Источник

Список произведений Шопена

Глава №130 книги «История зарубежной музыки — 3»

Список не претендует на полный охват творческого насле­дия композитора, а включает лишь наиболее значительные сочинения.

Для фортепиано

Мазурки (около 60)

Ор. 6 fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830—1831)
Op. 7 B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830—1831)
Op. 17 B-dur, e-moll, Аs-dur (1832—1833)
Op. 30 c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836—1837)
Op. 33 gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837—1838)
Op. 50 G-dur, As-dur, cis-moll (1841—1842)
Op. 56 H-dur, C-dur, c-moll (1843)
Op. 59 a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
Op. 63 H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
Op. 67 № 4 a-moll 1846 (1848?)
Op. 68 № 4 f-moll (1849)

Полонезы (около 20)

Op. 26 cis-moll, es-moll (1833—1335)
Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836-1839)
Op. 44 fis-moll (1840—1841)
Op. 53 As-dur (1842)
Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазня» (1845—1846)
Op. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (около 20)

Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829—1830)
Op 15 № 1 F-dur; № 2 Fis-dur (1830—1831); № 3 g-moll (1833)
Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834—1835)
Op. 32 H-dur, As-dur (1836—1837)
Op. 37 № 2 G-dur (1839)
Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
Op. 55 f-moll. Es-dur (1843)
Op. 62 №2 E-dur (1846)
Op. 72 e-moll (1827)

Этюды (всего 27)

Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828—1832)
Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1631—1836), f-moll, As-dur; Des-dur (1839)

Экспромты (всего 4)

Op. 29 As-dur (около 1837)
Op. 36 Fis-dur (1839)
Op. 51 Ges-dur (1842)
Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Вальсы (около 15)

Op. 18 Es-dur (1831)
Op. 34 № 1 As-dur (1835)
Op. 34 № 2 a-moll (1831)
Op. 64 № 2 cis-moll (1846—1847)

Прелюдии (всего 25)

24 прелюдии op. 28 (1836—1839)
Прелюдия cis-moll op. 45 (1841)

Скерцо (всего 4)

Op. 20 h-moll (1831—1832)
Op. 31 b-moll (1837)
Op. 39 cis-moll (1838—1839)
Op. 54 E-dur (1841—1842)

Баллады (всего 4) и другие одночастные формы

Ор. 23 g-moll (1831—1835)
Op. 38 F-dur (1836—1839)
Op. 47 As-dur (1840—1841)
Op. 52 f-moll (1842)

Фантазия op. 49 f-moll (1840—1841)
Баркарола op. 60 Fis-dur (1845—1846)
Колыбельная op. 57 Des-dur (1843)

Сонаты (всего 3)

Op. 4 c-moll (1827—1828)
Op. 35 b-moll (1837—1839)
Op. 58 h-moll (1844)

Инструментальные произведения для фортепиано с оркестром

Концерты

Ор. 21 f-moll (1829)
Op. 11 e-moll (1830)

Op. 14 Rondo а la Krakowiak (1828)
Op. 13 «Большая фантазия на польские темы» (1829—1830)
Op. 22 «Большой блестящий полонез, предшествуемый «Andante spianato» (1830-1834)
«Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» ор. 2 B-dur (1827)

Произведения для других инструментов

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 8 g-moll (1829)
Соната для виолончели ор. 65 g-moll (1845—1846)
Около 20 песен, не опубликованных при жизни Шопена

Источник

10 самых известных произведений Шопена

Большинство почитателей музыки Шопена начинают расти и воспитываться, уже обучаясь в детской музыкальной школе.

Что неудивительно, ведь великие опусы музыкального гения не включают на радио и вряд ли разучивают на уроках музыки в обычной школе.

Пока педагог обдумывает технические и творческие задачи, талант гения уже проникает в сердце учащегося. Даже в добровольно принудительной форме.

Шопен не успел при жизни воспитать собственных исполнителей. Не создал своей школы. Но успел сотворить произведения, которые, услышав один раз, запомнятся и никогда не перепутаются в сердцах слушателей.

Композитор писал свою музыку преимущественно для фортепиано. Но в переложении на другие инструменты с оркестром возникает сомнение, могли эти шедевры выйти из-под пера человека, настолько они божественны. Представляем 10 самых известных произведений Шопена – великого композитора все времен.

10. Ноктюрн № 2 — Весенняя рапсодия

Опус 9 № 2. Музыкальное произведение написано в ми–бемоль мажоре. Шопен написал его специально для исполнения на фортепиано. Годы написания: 1829-1834.

Посвящено блистательной пианистке Мари Фелисите Плейель, как дань годам дружбы и преклонению перед ее талантом. В этом произведении, одном из трех рапсодий, композитор выражает почтение через музыкальное посвящение.

Нежность пробуждающейся природы, которая раскрывается после сковывающего холода. Когда еще зябко, но в душе уже теплится предчувствие перемен. К первым солнечным лучам, к теплу тянется все живое. В музыке звучат восторг и страстный призыв к жизни.

9. Осенний вальс

Еще его можно назвать большим вальсом. Тональность – ля–бемоль мажор, написан для фортепиано в 1840 году.

Удивительно аристократический вальс. Неописуемой красоты звучания. Современники удивлялись, как под такую божественную музыку можно танцевать.

О чем повествует эта музыка? Кто ощущает многообразие красок жизни, кто период расцвета чувств, кто осень жизни. Калейдоскоп выразительных и изящных образов.

Когда человек слушает эту музыку, начинает в душе надеяться и верить, что композитор счастлив. На самом деле – неизвестно. Шопен был очень сдержанным человеком.

8. Похоронный марш из фортепианной сонаты № 2. Опус 35. Часть 3

Является третьей частью сонаты, всего их было создано четыре. Примечательно, что сам композитор не давал названий частям этого популярного произведения.

Строгость и скорбность третьей части привели к тому, что ее стали исполнять при траурных событиях.

Героическое начало сонаты, энергия, бунт сменяются размеренностью и неотвратимостью конца. На момент написания произведения композитору было всего двадцать семь лет.

Появление такой силы произведения современники посчитали дурным предзнаменованием. Фредерик Шопен был первым человеком, на чьих похоронах исполнили его марш, исполненный мрачного величия.

В настоящее время у марша появились слова, которые усиливают горечь потери.

7. Сад Эдема (Нежность)

Райская музыка, исполняемая ангелами. Несущая блаженный покой, умиротворение. Чувство любви, которое не имеет границ, а также заполняет сердце вихрем эмоций.

Без переводчика объясняющая смысл жизни, а для кого-то – и предназначение человека.

От произведения веет вдохновением, страстью. О композиторе его современники говорили как о человеке, который тщательно скрывал свои личные переживания. А музыка, которую он писал, выдавала его личность. Ранимую и поэтичную.

6. Прелюдия ми–минор (№ 4)

Сочинение 28. № 4. Одна из знаменитого цикла, в котом еще 23 произведения. Прелюдия стала некой зарисовкой на текущий момент жизни известного композитора.

Сиюминутный взгляд, влекущий быструю реакцию на обострившиеся чувства. Произведение непродолжительное по времени, и мастерство композитора здесь особенно ярко прослеживается.

5. Прелюдия ля мажор (№ 7)

Чудесное произведение. Малая форма. В прелюдии всего 16 тактов. И звучат они как человеческая речь. Убедительно. Поэтично. Неторопливо и величественно.

Интересно, что Фредерик Шопен был первым композитором, создавшим коллекцию из маленьких музыкальных повестей.

Если слушать весь цикл прелюдий подряд, то губы вдруг невольно начнут растягиваться в улыбке. Так как внезапно и неожиданно слушатель начнет узнавать самого себя. А как же иначе, ведь в каждом произведении раскрывается свой характер.

4. Вальс до-диез минор (№ 7)

Седьмой потому, что в собрании сочинений он занимает это место. Поклонники всех времен и народов склонны считать, что история появления произведения связана со страстным чувством любви, которое композитор испытывал к Марии Водзинской.

Семейный клан девушки не позволил соединиться молодым людям. Светлая печаль сохранилась в музыке. Необыкновенно элегантной, трепетной, утонченной.

Настоящий вальс, равно как и все вальсы Шопена, не предназначен для сопровождения танцующих пар. Он является концертным произведением. Романтичная история вдохновила талантливых современников для создания балета, инструментальных оранжировок.

3. Ноктюрн до-диез минор, посмертный

Ноктюрн № 20 был опубликован уже после смерти композитора. Почему такая судьба у музыкального шедевра – теперь неизвестно.

Современники композитора в своих воспоминаниях писали о том, что Шопен был чрезвычайно щепетилен, когда речь заходила о выходе в свет его новых творений. Они должны были быть безукоризненными.

Настоящее произведение писалось и переписывалось всю жизнь. В нем звучит нежность, искренность чувств, хрустальные переливы любви, радость за будущее и боль утраты. Как мог девятнадцатилетний юноша вместить всю гамму чувств в одно произведение – непостижимо.

Восхитительно звучит фортепиано, в переложении для скрипки с оркестром заставляет остановиться дыхание на время исполнения этого гениального произведения.

2. Революционный этюд до-минор

Для фортепиано. Сочинение 10, № 12. Этюды Шопена – всегда законченные произведения, включенные в концертные программы. А не упражнение на развитие технических возможностей пианиста.

Будучи родом из Польши, Шопен переживал все события, происходившие на его родине. Тем более, что там оставались его близкие, о судьбе которых он ничего не знал.

Произведение пишется во время Польского восстания, подавленного русскими войсками. Сам композитор при написании этюда считал, что его «Музыка поможет родному народу добиться победы».

Это произведение носит национальный характер, так как у него ритм полонеза. Ненасытность энергии волнует, заставляет вибрировать каждую клеточку организма. Заставляет ощущать сопричастность к событиям мира.

1. Полонез ля мажор

Сочинение 40. № 1. Полонез – это бальный танец, с воинственным, рыцарским характером. Музыка данного произведения наполнена переживаниями за судьбу польского народа.

Композитор как будто физически ощущает страдания людей. До слез. До застывшего на губах крика. По мнению музыкальных критиков, полонез является более революционным, чем одноименный этюд № 12.

Пианист использует всю клавиатуру, чтобы передать торжественность, монументальность произведения, его ликующий характер.

Источник

Семь самых популярных шедевров Шопена

Чтобы представлять себе контекст этой музыки, хорошо бы почитать Культшпаргалку о Шопене .

1. Ноктюрн до-диез минор, посмертный

«Посмертный» — потому, что впервые он был издан только после смерти композитора. А написал его Шопен в 20 лет.

Слово «ноктюрн» намекает на ночь. Это любимое время суток для романтиков, потому что это пора любовных свиданий или, наоборот, блаженного одиночества. Луна, звёзды, ночные ароматы и мечты.

Ноктюрн — самый популярный жанр у Шопена. Его природная меланхоличность и чудесный мелодический дар слились в ноктюрнах в настоящие шедавры музыкальной красоты.

Польский пианист Ян Лисецкий лучший исполнитель Шопена на сегодняшний день.

2. Ноктюрн ми-бемоль мажор

Ещё один из самых известных ноктюрнов Шопена. Здесь уже без тоски и надрыва — только безмятежность и красота. В ноктюрнах Шопена понимаешь, как же чист и прекрасен фортепианный звук!

При жизни Шопена изумительно красивые мелодии его ноктюрнов привлекали многих знаменитых певиц, и они пели эти ноктюрны, как колоратурные арии.

Артур Рубинштейн — великий польский пианист старой школы

А это (чтобы немного разбавить академический жанр) очень-очень старая запись ноктюрна в обработке американского джазмена Эдди Дучина со сладким вокалом Тони Леонарда.

3. Полонез ля мажор

Слово «полонез» означает «польский». Это старинный танец польской шляхты. Здесь уже никакой лирики. Фактически это музыкальная декларация независимости Польши и патриотический манифест. Когда Германия в сентябре 1939 года вторглась в Польшу, этот полонез ежедневно звучал по национальному радио.

4. Революционный этюд до минор

Шопен не выносил всяческих названий для своих произведений, «революционным» этот этюд назвал Лист, которому он и посвящён. Шопен написал его в 21 год по мотивам кровавых событий на его родине: русские войска жестоко разгромили польское национально-освободительное восстание. Бурлящий поток страстных эмоций — протест, ненависть, горе, жажада мести — это совсем другой Шопен.

Обратите внимание, какой великолепный no pasaran звучит в четырёх последних аккордах этюда!

Тянь Лу — ничем не знаменитая пианистка из Китая. Но Революционный она играет замечательно.

5. Вальс до-диез минор (№7)

У Шопена столько прекрасной музыки, что выбор чего-то одного — это довольно мучительное дело. Из целой галереи великолепных вальсов Шопена этот выделяется разве что своей хрупкой прощальной меланхолией и завораживающим кружением мелодии в рефрене. Во всяком случае, он так популярен, что его нельзя не включить в этот список.

Владимир Ашкенази — прославленный наш — раньше, а теперь исландский пианист.

6. Прелюдия ми-минор (№4)

Шопен завещал исполнить эту прелюдию на его похоронах, и его воля была выполнена.

Даже такую тяжёлую щемящую печаль, как в этой пьесе, Шопен сумел возвести в категорию прекрасного.

Прелюдия настолько популярна, что звучит везде — во множестве фильмов, в разнообразных аранжировках и даже компьютерных играх.

Клаудио Аррау — знаменитый чилийский пианист

7. Похоронный марш из Фортепианной сонаты №2

Мало кто слышал эту погребальную музыку в оригинале, все представляют её в звучании духового оркестра на траурных официальных церемониях.

Но на самом деле, это третья часть мрачнейшей Второй сонаты, и звучит она вот так:

Источник

Оцените статью