- Размеры и типы фортепиано
- Размеры и типы роялей
- Размеры и типы пианино
- Предшественники фортепиано: история музыки, первые клавишные инструменты, разновидности, устройство инструмента, этапы развития, современный вид и звучание
- С самого начала: монохорд
- Клавикорд
- Строение
- На практике
- Вариации
- Клавесин: история
- Строение
- Регистровые возможности
- Диапазон
- Вариации
- Настоящее время
- Разновидности фортепиано
- Характеристика
Размеры и типы фортепиано
Размеры и типы роялей
Причины, по которым люди предпочитают рояли, а не пианино, зачастую являются психологическими и эстетическими. Рояль выглядит более эффектно, располагается в центре комнаты и создает более красивую картину, когда пианист садится играть за него, по сравнению с пианино, которое обычно стоит прислоненное к стене. Еще одним преимуществом рояля является то, что когда его крышка поднята, звук направляется сразу в зал, к слушателям, что еще больше усиливает его звучание.
К сожалению, такой подход в стремлении к экономии места, привел к появлению так называемых «Малых роялей» чье звучание и сила музыки значительно уступают настоящим роялям. Количество клавиш на таком рояле ограничено, а струны слишком коротки для воспроизведения качественного звука. Минимальная ширина рояля, способного конкурировать с хорошим пианино, должна быть не менее 1,5 метра.
Размеры и типы: стандартная ширина рояля составляет около 1,5 метра. Длина варьируется от 1,2 до 2,7 метра. Таким образом мы видим, что размеры для стандартного рояля должны быть не менее 1,5 метра шириной и 1,8 метра длинной. Длина рояля определяется от самой передней части клавиатуры до самого его конца при закрытой крышке. Так, самый маленький Steinway имеет длину 5 футов 1 дюйм (то есть примерно 1,55 метра). Размер считается по всей длине инструмента. Существуют следующие типы и размеры роялей:
- Малый рояль от 1,2 до 1,5 метров
- Детский рояль от 1,5 до 1,6 метра
- Средний рояль от 1,6 до 1,7 метра
- Рояль для гостиной от 1,7 до 1,8 метра
- Профессиональный рояль – 1,8 метра
- Рояль для зала – 1,9 метра
- Рояль для большого зала – 2 метра
- Небольшой концертный рояль – 2,2 метра
- Концертный рояль – 2,7 метра
Рекомендация: Так как качество звука и громкость фортепиано зависит главным образом от размера деки и длины струн, лучше начинать с самого большого пианино, или хорошего рояля, если вы можете себе его позволить. Кроме того, необходимо оценить свободное пространство в комнате, где Вы планируете установить фортепиано. Звук маленького рояля может потеряться в большой открытой комнате и наоборот, звук среднего или крупного рояля в небольшой комнате моет быть слишком громким.
Размеры и типы пианино
Повальное увлечение инструментами малого размера не обошло и пианино. В итоге, на подобии роялей, появились миниатюрные модели пианино, которые можно использовать только в качестве игрушки. Высота таких моделей была снижена за счет расположения механизма по отношению к клавиатуре, таким образом, рычаг можно вытащить только с помощью ключа, а не в обычном порядке. Этот вид пианино часто продают как «Спинета».
В обзоре роялей мы уже говорили о низком качестве миниатюрных моделей. Ситуация с пианино аналогична – качество звучания миниатюрных моделей опускается до очень низкого уровня и не подходит даже для обучения игре на пианино. Еще можно понять спрос на небольшие рояли для небольших помещений или маленьких оркестров, где ограничено пространство, а пианист должен быть в роли лидера оркестра. Но нет никакого смысла уменьшать высоту фортепиано, сознательно ухудшая качество и силу звучания, только для того, чтобы сделать его на 10-20 сантиметров ниже.
Стандартная ширина пианино составляет около 1,5 метра, а «глубина» составляет около 60 сантиметров. Общая площадь, занимаемая пианино, должна составлять примерно 1,5 метра на 1,5 метра, включая место, занимаемое клавиатурой и пианистом.
Высота пианино не имеет значения для занимаемой площади, однако играет важнейшую роль в качестве звучания пианино. Высота пианино измеряется от пола до самой верхней части. Существует 4 типа пианино, основанные на его высоте:
- Спинета
- Консоли
- Студийные пианино
- Большие пианино
Как мы уже говорили выше, размер измеряется от пола до верхней части крышки. Фортепиано типа «Спинет» имеют высоту менее 91 сантиметра. Высота консолей варьируется от 1 до 1,1 метра. Студийные или профессиональные пианино имеют высоту от 115 до 127 сантиметров . Самые большие пианино имеют размер свыше 1,3 метра .
Спинеты являются самыми маленькими из пианино. Особенностью его механизма является то, что сам он значительно опущен вниз по сравнению с традиционными пианино, что значительно ухудшает качество его звучания. По внешнему виду спинет и консольные пианино очень похожи. Важным отличием является то, что в таком типе пианино требуется большая квалификация специалиста для его настройки и ремонте, чем даже для рояля. В спинете больше рабочих частей, что усложняет их обслуживание и ремонт и требует квалифицированных специалистов.
Консольные пианино являются наиболее популярной моделью. Механизм в консольных фортепиано расположен непосредственно над верхней частью клавиш и как и в любых традиционных пианино молотки находятся в вертикальном положении. После того как молоток ударяет в струну и ключ освобождается, пружина тянет молоток назад в исходное положение в готовность к новому удару в струну. Работа пианино, как правило, не так быстрая как у рояля.
Дополнительная высота для студийного фортепиано дает ему богатство и насыщенность звука, сравнимое с качественными моделями роялей. Механизм студийного пианино расположен так, что многие из них способны имитировать ощущение игры на рояле.
Самыми высокими из пианино являются «Большие» пианино. Высота 130 см и больше. Сегодня этот термин используется в основном для обозначения старых высоких фортепиано, которые иногда еще называют «Пианино бабушки». Сохранившиеся инструменты отличаются красотой, эстетичностью и высочайшим качеством и долговечностью их- когда либо сделанных. Встречаются Bluthner, Zimmerman, Bechstein, August Forter, Petrof. Ключевое правило при этом – правильное хранение и бережное обращение с пианино. Если условия хранения или обращение были не лучшими – то такое пианино может быть лишь частью мебели и полностью потерять свое прекрасное звучание.
Источник
Предшественники фортепиано: история музыки, первые клавишные инструменты, разновидности, устройство инструмента, этапы развития, современный вид и звучание
Первое, что приходит на ум после вопроса о том, какие же вы знаете музыкальные инструменты, — это фортепиано. Действительно, данное клавишное изобретение является классикой в музыкальном искусстве. Именно с помощью него изучается музыкальная грамота и сольфеджио.
Но сразу же ли оно появилось в том виде, в котором мы его знаем, и если же нет, то какой музыкальный инструмент являлся предшественником фортепиано?
С самого начала: монохорд
Наиболее ранним и известным прародителем фортепиано считается инструмент монохорд. Его принято относить к струнной щипковой группе, однако цель, с которой он использовался, достаточно близко походила на одну из ролей будущего клавишного инструмента.
Предшественник фортепиано несет свою историю к давней греческой античности (6 век до н.э.). К создателям относят Пифагора.
- Монохорд — музыкальное изобретение, цель которого — настройка интервалов с помощью фиксирования определенных длин частей, возбуждаемых щипком струны.
- из основы;
- двух порожков;
- движущейся подставки;
- одной натянутой струны.
Для более точного понимания на предшественника фортепиано могли наносить маркеры, обозначающие шкалу делений струн.
Задача: монохорд, начиная с античного времени и доходя до границ барокко, был неотъемлемым элементом в изучении музыкальной теории. Он являлся пособием для элементарной грамоты (сольфеджио) и служил лучшим приспособлением для музыкального распознавания.
Более подробную инструкцию по использованию данного инструмента, ориентируясь на принципы Пифагора, можно найти в работе Эвклида «Деление канона». Автор научного труда был выходцем из Древней Греции, где занимался теорией математики.
Во время практики на монохорде Пифагор смог выяснить, как же высота тона может влиять на деление струны. По принципу этого изобретения энтузиастами создавались и полихорды, имеющие большое количество струн.
Способы звукоизвлечения были разными: щипки, удары, использование мандолин (медиаторов). Однако большим шагом в развитии инструмента и предшественника фортепиано стало создание клавишного механизма.
Клавикорд
Клавикорд — один из самых древнейших инструментов, вышедший из монохорда. Точное время создания не датируется до сих пор. Однако имеются данные о первом сохранившимся клавикорде, время производства которого приходится на 1543 год. Автором изобретения явился Доминик Пизанский. Также самое раннее документальное упоминание инструмента датируется аж 1396 годом.
Если монохорд относился целиком и полностью к группе струнно щипковых, то в клавикорде уже нес свое начало принцип клавишного струнного инструмента.
Строение
Построение старинного клавишного инструмента и предшественника фортепиано:
- крышка;
- настраиваемые колки;
- тангенты — стержни из металла с плоской вершиной;
- струны;
- клавиши.
Размер клавикорда мог быть с объемом книги и доходить до длины корпуса в 1,5 метра.
На практике
Принцип работы: звук извлекался при помощи тех самых тангентов. Когда на клавишу происходило нажатие, штифт ударял по струне, как будто молоток. На каждую клавишу приходилась одна струна (в отличие от фортепиано, где на одну клавишу работает сразу до трех струн).
Основным исполнением был прием игры бебунг — один из вариантов клавишного вибрато, воспроизведение которого являлось возможным только на клавесине.
Так как динамический диапазон был достаточно беден, для усиления громкости применялись удвоение или даже утроение струн для каждого тона.
Звуковой же объем варьировался от изначального в две с половиной октавы до четырех (в XVI веке), а затем расширил границы до пяти октав.
Такой клавишный инструмент и предшественник фортепиано чаще всего использовался при домашнем музицировании, однако существовали варианты с увеличенными клавиатурами и педалями, позволяющие практиковаться на них органистам.
Вариации
Было два варианта клавикорда: связный и свободный.
1. Связный вид имел упрощенный струнный набор. В этом случае тангеты в количестве двух или трех клавиш отбивали одну и ту же струну, но только в разных ее частях. Такой вариант позволял сократить количество струн, но при этом ограничивал в возможности одновременного исполнения нескольких нот.
2. Свободный вид имел полный набор, где каждой клавише соответствовала определенная отдельная струна.
Свою минуту славы инструмент получил в XVII-XVIII веках. К сочинениям для клавикорда приложили свою руку знаменитые композиторы, такие как Бах и его сын Карл, а также Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
В начале XIX века предшественник фортепиано полностью вытесняется своим молодым чадом.
Клавесин: история
Клавесин также, как и клавикорд, относится к струнным клавишным инструментам, звук которого извлекается щипковым способом.
Документированная история клавесина берет свое начало с 1397 года из падуйского (итальянского) источника. Первейшая попытка изобразить инструмент была сделана в 1425 году в городе Миндене (Германия) на алтаре кафедрального собора.
За первое письменное описание стоит благодарить Арно — выходца из Голландии, который изобразил подобный клавесину инструмент в чертежном виде. Работа датируется 1445 годом. Однако, к сожалению, клавесины XV века не смогли сохраниться.
Исходя из данных, дошедших до настоящего времени, инструменты имели малые короткие объемы с достаточно массивным корпусом. Большинство образцов изготавливалось в научно-образовательном итальянском городе — Венеции.
Регистры были достаточно изящны, корпус состоял из кипарисовой древесины. Атака звука была намного отчетливее и резче, что отличало клавесин от описанного ранее предшественника фортепиано — клавикорда.
Также крупным центром по изготавливанию инструмента являлся второй крупный город Антверпен, расположенный в Бельгии. Данным производством руководила семья Рюккерс, создав впоследствии целую династию мастеров. Их индивидуальную работу отличают удлиненные струны и увесистый корпус.
С 1590 года клавесины начинают изобретать уже с двумя клавиатурами (мануалами).
В XVII веке представители Франции, Германии и Англии идут по стопам фламандских предшественников, некоторые работы которых сохранились до сих пор. Корпуса образцов создавались из орехового дерева.
В 1690 году работу Рюккерсов продолжают и французские коллеги, особо успешным становится производство семьи Бланше.
Знаменитыми английскими мастерами считались семейство Киркман и Шуди. Их работы можно было отличить по покрытому фанерой корпусу из дубовой древесины и широким звучанием инструмента ярко окрашенного тембра.
В немецком городе и центре изготовления клавесинов Гамбурге создавались клавесины с утроенными мануалами.
Солирующий статус предшественник современного фортепиано сохранял до самого конца XVIII века, пока молодой и более совершенный инструмент не вытеснил первого во второй половине того же столетия.
В 1809 году компанией Киркман создается последний образец, а уже через год клавесин окончательно выходит из употребления.
Однако спустя время происходит регенерация инструмента, затейником которой явился мастер инструментов Арнольд Долмеч. Первый инструмент он создает на границе XIX-XX веков в Лондоне (1896 год). После удачного эксперимента Арнольд открывает мастерские и во Франции (Париж), и в Бостоне (США).
Начиная с 1912 года рождается эпоха иной эстетики клавесина. По инициативе пианистки Ванды Ландовской мастерская «Плейель» открывает производство концертных инструментов с массивной рамой из металла. Изюминка таких образцов была в рояльном строении клавиатуры и педалей.
К сожалению, во второй половине XX века мода на концертные изделия проходит. Мастера из Бостона Хаббард и Дауд — первые, кто снова начинают изготовление копий старинных предшественников фортепиано.
Строение
В первоначальном виде инструмент создавался в четырехугольной форме. В XVII столетии модернизировался в геометрическую фигуру треугольника с крыловидным и продолговатым началом. Струны располагались горизонтально и параллельно клавиатуре.
Внешнему виду инструмента уделялось достаточное внимание: с корпусом проводили отделку резьбой, рисунками и инкрустацией (украшение материалами, отличающимися от материалов исходной поверхности).
Присутствовали такие детали:
- корпус;
- дека;
- крышка;
- штег;
- розетка;
- настроечные колки;
- клавиатура.
Регистровые возможности
Звучание клавесина весьма узнаваемо: звонкое, острое и даже блестящее, однако певучести предшественнику фортепиано как музыкальному инструменту не доставало. Это было связано с невозможностью плавно увеличивать и уменьшать динамику звучания. В связи с этим создавались несколько регистров, которые было реально переключать с помощью ручных механизмов (рычаги), территориально они находились по боковым границам клавиатуры. Переключатели регистров для ног и коленей пришли в свет с конца 1750 годов.
В зависимости от модели различали следующие регистры:
- восьмифутовый — соответствовал нотной записи;
- лютневый — исходил из восьмифунтового, при переключении которого струны заглушали с помощью специализированного механизма из кожи или войлока;
- четырехфутовый — звучал октавой выше;
- шестнадцатифутовый — звучал октавой ниже.
Диапазон
Диапазон клавесина (инструмента перед фортепиано) в XV столетии составлял три октавы. Веком позже возможности звучания расширились до четырех октавных единиц. В XVIII столетии диапазон смог дойти до своего максимума — пять октав.
Типичные представители клавесинов имеют две клавиатуры (мануала), два (8-футовый) или один (4-футовый) набор струн, которые возможно использовать единовременно с помощью изобретенных переключателей регистров. Также появился механизм копула, давший шанс использовать регистры второй клавиатуры при игре на первой.
Вариации
Клавикорн и клавесин были не единственными клавишными инструментами и предшественниками фортепиано. Существовали образцы меньшие по размерам с единичным струнным набором и четырьмя октавами.
- Спинет — струны натягивались диагонально слева направо.
Настоящее время
На рубеже XVIII и XIX века музыкальными деятелями стала достаточно сильно ощущаться нехватка выразительности в клавишном варианте, которая бы не уступала по звучанию скрипке.
Непосредственно само фортепиано изобрел Бартоломео Кристофори — мастер из Италии. В 1709 году он занимался механизмом, работающим по принципу молоточка, и уже через 2 года опыт деятельности был описан в венецианском журнале искусствоведом Сципионом Маффеи, который дал инструменту название — «пианофорте». В полном переводе звучит так: «Клавишный инструмент, играющий тихо и громко».
Дебютное произведение, написанное для фортепиано, относится к 1732 столетию — это соната Людовика Джустини.
Разновидности фортепиано
Многие слышали об инструментах под названиями рояль и пианино, но до сих пор существует путаница в их различиях.
- Пианино — уменьшенная версия фортепиано, где струны и дека расположены вертикально.
Рояль обладает большим преимуществом в плане звучания: тембр более насыщенный и диапазон динамики в стократ шире.
Характеристика
Для звуков, расположенных в нижнем регистре, работает одна струна, для остальных же (среднего и высокого) парная или тройная струнная группа.
Диапазон составляет ширину от ля субконтроктавы до до пятой октавы, что в сумме составляет 88 полутонов или, проще говоря, клавиш.
История фортепиано и его предшественников уходит в древние времена античности. Каждый последующий инструмент являлся ступенью к более совершенному виду, без которого сейчас музыка не представляется возможной.
Источник