Какие тональности есть аккордов

Урок 29. Таблица тональностей.

Как мы уже говорили, в общем и целом, тональность — это набор аккордов, гармонично звучащих друг с другом.
Ниже приведена таблица всех 12-ти тональностей.

В столбце «Тональность» указаны 2 буквы.
Это 2 тональности с одинаковыми аккордами.
Чтобы понять, что это значит, возьмем, например, первую строку (С-Am)
Тональности С (до-мажор) и Am (ля-минор) состоят из одних и тех же аккордов, которые перечислены в строке далее. Такие тональности называются параллельными. Кстати, гаммы до-мажор и ля-минор так же состоят из одинаковых нот, но щас не об этом.
Как все-таки определить где тональность С, а где Am? Как правило, по первому и\или последнему аккорду песни.
Например, в песне Кино — Пачка Сигарет аккорды Em Am C D
В песне Кино — Когда твоя девушка больна аккорды G Em C D
Эти аккорды соответствуют 8 строчке таблицы
Какая из них тональность G, а какая Em? По первому аккорду. Пачка в тональности Em, Девушка в тональности G.

Как правило, по характеру песни и без дополнительного мозготраха понятно, мажорная она или минорная. Мажорная — веселая. Минорная грустная.
Да и по большому счету, не нужно даже как-то называть тональности, важно, что эти 6 аккордов, которые в них входят, всегда хорошо, гармонично и красиво звучат друг с другом.

Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.

Читайте также:  Ноты бах концерт для двух скрипок pdf

Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂

Обратите внимание, что в этой таблице построена со смыслом только первая строка.
А каждая последующая строчка — лишь результат транспонирования предыдущей на полтона вверх (на 1 лад).

Так же обратите внимание на то, что шестой столбик аккордов (E, F, F# и т.д.) полностью совпадает с нотами на шестой струне. А так как 6-я и 1-я струны настраиваются на одну ноту E (с интервалом в 2 актавы) — то и на первой.
E — это открытая. F — прижатая на 1-м ладу. F# — на втором и т.д. D# — на 11-м

В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.

Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.

Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.

Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.

Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.

На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!

Источник

Тональности и таблица аккордов

Все песни написаны в каких-то тональностях. Их, как и нот – семь, а вместе с диезными (#) и бемольными (b) – двенадцать. Тональности бывают мажорные и минорные. Мажорные – это «весёлые» тональности, минорные – «грустные». Каждой тональности соответствует один «главный» тонический аккорд. Он построен от тоники – I ступени тональности. Он имеет ту же «окраску» что и тональность, т.е. для тональности До-мажор основным будет До-мажорный аккорд или в обозначении для гитары – С.

У каждой тональности есть так называемая параллельная её тональность. В ней те же самые ноты, но другая тоника и «окраска» её тоже другая. Они находятся друг от друга через одну ноту. Для тональности До-мажор (С), параллельной будет тональность Ля-минор (Am) и наоборот.

В песне обычно присутствует несколько аккордов. Это аккорды разных ступеней гаммы, как правило, I-й, IV-й и V-й. Они называются соответственно Тоника, Субдоминанта и Доминанта. Все они имеют ту же «окраску», что и основная тональность: для мажора – они все мажорные, для минора – минорные (за исключением V-й ступени). Также используются аккорды параллельных тональностей. Разберём на примере:

Тональность До-мажор (С), в ней могут быть использованы аккорды С, F, G, Am Dm и Em. Например, последовательность из песни «Звезда по имени Солнце»:

Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле. Одеялом лоскутным на ней. Город в дорожной петле.

Кроме параллельных тональностей есть ещё одноимённые. У этих тональностей общая тоника, но разная окраска и ноты (а соответственно и аккорды). Например, До-мажор (C) и До-минор (Cm). Аккорды одноимённой тональности встречаются в одной и той же песне гораздо реже. Часто их наличие говорит о переходе песне в её одноимённую тональность. Это бывает в сложных, джазовых пьесах.

Особое внимание заслуживает аккорд V-й, доминантовой, ступени тональности. Для его усиления он превращается в т.н. доминантсептаккорд, что усиливает его тяготение к тоническому аккорду. Он используется в конце куплета или припева, чтобы подчеркнуть нарастание напряжение перед тоническим аккордом. Переход «неустойчивого» доминантсептаккорда в тонический в музыке называется «разрешением».

Ниже приведена таблица аккордов для тональностей от основных семи нот:

Это есть общие сведения о тональностях и принципах построения аккордов и аккомпанемента к песням. Более подробно мы поговорим об этом в последующих статьях.

Источник

Песни под гитару Что такое тональность?

Аккорды песен под гитару, видео

Что такое тональность?

Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.

Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:

ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?

Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.

Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:

Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.

Перейдем к практике:

Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.

Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .

Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:

Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .

И снова практика:

Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.

И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.

И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:

Источник

Аккорды в тональности. Таблица аккордов

Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.

Виды аккордов

Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:

  • Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое «веселое» звучание
  • Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат «грустно»
  • Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
  • С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
  • Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень — септима.

Построение аккордов в тональности

Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.

Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.

Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.

C-D-E-F-G-A-B

  • C: C-E-F — аккорд до-мажор (б3+м3) C
  • D: D-F-G — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
  • E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
  • F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
  • G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
  • A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
  • B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim

По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.

Таблицы тональностей аккордов

Аккорды в мажорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
C C Dm Em F G Am Bdim
C# C# D#m Fm F# G# A#m Cdim
D D Em F#m G A Bm C#dim
D# D# Fm Gm G# A# Cm Ddim
E E F#m G#m A B C#m D#dim
F F Gm Am A# C Dm Edim
F# F# G#m A#m B C# D#m Fdim
G G Am Bm C D Em F#dim
G# G# A#m Cm C# D# Fm Gdim
A A Bm C#m D E F#m G#dim
A# A# Cm Dm D# F Gm Adim
B B C#m D#m E F# G#m A#dim

Аккорды в минорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
Cm Cm Ddim D# Fm Gm G# A#
C#m C#m D#dim E F#m G#m A B
Dm Dm Edim F Gm Am A# C
D#m D#m Fdim F# G#m A#m B C#
Em Em F#dim G Am Bm C D
Fm Fm Gdim G# A#m Cm C# D#
F#m F#m G#dim A Bm C#m D E
Gm Gm Adim A# Cm Dm D# F
G#m G#m A#dim B C#m D#m E F#
Am Am Bdim C Dm Em F G
A#m A#m Cdim C# D#m Fm F# G#
Bm Bm C#dim D Em F#m G A

Состав аккордов в тональности

Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.

Мажорный паттерн

  • I — Мажор
  • II — Минор
  • III — Минор
  • IV — Мажор
  • V — Мажор
  • VI — Минор
  • VII — Уменьшенный

Минорный паттерн

  • I — Минор
  • II — Уменьшенный
  • III — Мажор
  • IV — Минор
  • V — Минор
  • VI — Мажор
  • VII — Мажор

Как использовать сложные аккорды

Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.

Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.

Заключение

Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.

Источник

Оцените статью