Какие виды пианино существуют

Фортепьяно

Родственные инструменты <<<родственные инструменты>>> Музыканты Список классических пианистов Производители <<<производители>>> Статьи по теме <<<статьи>>> [[:commons:Category:<<<викисклад>>>|Фортепиано]] на Викискладе

Фортепиа́но (тж. фортепья́но) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

Содержание

История

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции молоточки находились под струнами. (Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название.) Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 гг. Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Читайте также:  Три аккорда пьеха остаюсь

Разновидности

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. Существует также пирамидальное фортепиано — редчайший вид: единственный в мире действующий экземпляр хранится в Иркутске, в доме-музее Волконских [1].

См. также

Современное устройство

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (на новейших моделях ― четыре [1] ) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (напр., в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.

Фортепиано требует грамотных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента произвольно изменяется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Источник

Размеры и типы фортепиано

Размеры и типы роялей

Причины, по которым люди предпочитают рояли, а не пианино, зачастую являются психологическими и эстетическими. Рояль выглядит более эффектно, располагается в центре комнаты и создает более красивую картину, когда пианист садится играть за него, по сравнению с пианино, которое обычно стоит прислоненное к стене. Еще одним преимуществом рояля является то, что когда его крышка поднята, звук направляется сразу в зал, к слушателям, что еще больше усиливает его звучание.

К сожалению, такой подход в стремлении к экономии места, привел к появлению так называемых «Малых роялей» чье звучание и сила музыки значительно уступают настоящим роялям. Количество клавиш на таком рояле ограничено, а струны слишком коротки для воспроизведения качественного звука. Минимальная ширина рояля, способного конкурировать с хорошим пианино, должна быть не менее 1,5 метра.

Размеры и типы: стандартная ширина рояля составляет около 1,5 метра. Длина варьируется от 1,2 до 2,7 метра. Таким образом мы видим, что размеры для стандартного рояля должны быть не менее 1,5 метра шириной и 1,8 метра длинной. Длина рояля определяется от самой передней части клавиатуры до самого его конца при закрытой крышке. Так, самый маленький Steinway имеет длину 5 футов 1 дюйм (то есть примерно 1,55 метра). Размер считается по всей длине инструмента. Существуют следующие типы и размеры роялей:

  • Малый рояль от 1,2 до 1,5 метров
  • Детский рояль от 1,5 до 1,6 метра
  • Средний рояль от 1,6 до 1,7 метра
  • Рояль для гостиной от 1,7 до 1,8 метра
  • Профессиональный рояль – 1,8 метра
  • Рояль для зала – 1,9 метра
  • Рояль для большого зала – 2 метра
  • Небольшой концертный рояль – 2,2 метра
  • Концертный рояль – 2,7 метра

Рекомендация: Так как качество звука и громкость фортепиано зависит главным образом от размера деки и длины струн, лучше начинать с самого большого пианино, или хорошего рояля, если вы можете себе его позволить. Кроме того, необходимо оценить свободное пространство в комнате, где Вы планируете установить фортепиано. Звук маленького рояля может потеряться в большой открытой комнате и наоборот, звук среднего или крупного рояля в небольшой комнате моет быть слишком громким.

Размеры и типы пианино

Повальное увлечение инструментами малого размера не обошло и пианино. В итоге, на подобии роялей, появились миниатюрные модели пианино, которые можно использовать только в качестве игрушки. Высота таких моделей была снижена за счет расположения механизма по отношению к клавиатуре, таким образом, рычаг можно вытащить только с помощью ключа, а не в обычном порядке. Этот вид пианино часто продают как «Спинета».

В обзоре роялей мы уже говорили о низком качестве миниатюрных моделей. Ситуация с пианино аналогична – качество звучания миниатюрных моделей опускается до очень низкого уровня и не подходит даже для обучения игре на пианино. Еще можно понять спрос на небольшие рояли для небольших помещений или маленьких оркестров, где ограничено пространство, а пианист должен быть в роли лидера оркестра. Но нет никакого смысла уменьшать высоту фортепиано, сознательно ухудшая качество и силу звучания, только для того, чтобы сделать его на 10-20 сантиметров ниже.

Стандартная ширина пианино составляет около 1,5 метра, а «глубина» составляет около 60 сантиметров. Общая площадь, занимаемая пианино, должна составлять примерно 1,5 метра на 1,5 метра, включая место, занимаемое клавиатурой и пианистом.

Высота пианино не имеет значения для занимаемой площади, однако играет важнейшую роль в качестве звучания пианино. Высота пианино измеряется от пола до самой верхней части. Существует 4 типа пианино, основанные на его высоте:

  • Спинета
  • Консоли
  • Студийные пианино
  • Большие пианино

Как мы уже говорили выше, размер измеряется от пола до верхней части крышки. Фортепиано типа «Спинет» имеют высоту менее 91 сантиметра. Высота консолей варьируется от 1 до 1,1 метра. Студийные или профессиональные пианино имеют высоту от 115 до 127 сантиметров . Самые большие пианино имеют размер свыше 1,3 метра .

Спинеты являются самыми маленькими из пианино. Особенностью его механизма является то, что сам он значительно опущен вниз по сравнению с традиционными пианино, что значительно ухудшает качество его звучания. По внешнему виду спинет и консольные пианино очень похожи. Важным отличием является то, что в таком типе пианино требуется большая квалификация специалиста для его настройки и ремонте, чем даже для рояля. В спинете больше рабочих частей, что усложняет их обслуживание и ремонт и требует квалифицированных специалистов.

Консольные пианино являются наиболее популярной моделью. Механизм в консольных фортепиано расположен непосредственно над верхней частью клавиш и как и в любых традиционных пианино молотки находятся в вертикальном положении. После того как молоток ударяет в струну и ключ освобождается, пружина тянет молоток назад в исходное положение в готовность к новому удару в струну. Работа пианино, как правило, не так быстрая как у рояля.

Дополнительная высота для студийного фортепиано дает ему богатство и насыщенность звука, сравнимое с качественными моделями роялей. Механизм студийного пианино расположен так, что многие из них способны имитировать ощущение игры на рояле.

Самыми высокими из пианино являются «Большие» пианино. Высота 130 см и больше. Сегодня этот термин используется в основном для обозначения старых высоких фортепиано, которые иногда еще называют «Пианино бабушки». Сохранившиеся инструменты отличаются красотой, эстетичностью и высочайшим качеством и долговечностью их- когда либо сделанных. Встречаются Bluthner, Zimmerman, Bechstein, August Forter, Petrof. Ключевое правило при этом – правильное хранение и бережное обращение с пианино. Если условия хранения или обращение были не лучшими – то такое пианино может быть лишь частью мебели и полностью потерять свое прекрасное звучание.

Источник

Оцените статью