Какие жанры для фортепиано

Какие жанры для фортепиано

Фортепианная музыка — это огромная область музыкальной культуры. Началом ее создания можно считать вторую четверть XVIII века, когда появилась новая конструкция клавишно-струнного инструмента — фортепиано. До тех пор пока она была несовершенна, произведения, появившиеся для исполнения на фортепиано, мало чем отличались от тех, что писались для клавира и клавесина, и могли исполняться на любом из этих инструментов.

К концу XVIII века фортепиано с его совершенно новыми возможностями для исполнителя вытеснило все другие виды клавишно-струнных инструментов. В то же время клавирная и клавесинная музыка не была забыта, потому что многое из нее прекрасно звучало на фортепиано, нисколько не теряя в выразительности.

Вскоре фортепиано становится инструментом для быстрого музицирования. Выразительные и виртуозные возможности фортепиано как концертного инструмента ярко проявились в блестящих пьесах разных жанров (рондо, вариации, концертино). Чтобы их исполнять, нужны немалые профессиональные навыки. Наиболее яркое из достижений фортепианной музыки конца XVIII столетия — это сонаты енских классиков И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Фортепианные сонаты Бетховена — произведения, по технике и приемам исполнения предназначенные именно для этого инструмента; ни на клавесине, ни на клавире их сыграть нельзя. В это время сочиняются и разнообразные миниатюры (танцы, багатели, марши),

Истинный расцвет фортепианного искусства связан с периодом романтизма. Прежние известные жанры переосмысливаются, часто превращаясь в нечто иное: прелюдия становится самостоятельной поэтической миниатюрой; романтическим содержанием и образами насыщаются жанры фантазии, вариации, сюиты; трансформируются соната и фортепианный концерт. Появляется и совсем новые, чисто романтические жанры: музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов.

Читайте также:  Почему девушкам нравятся парни с гитарой

Многие произведения романтиков — Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана и др. — являются программными. Наличие программы как расшифровки содержания меняет отношение к крупным фортепианным произведениям, а миниатюры складываются в циклы.

Русские композиторы обратились фортепианной музыке не сразу. Истинный расцвет русской фортепианной школы приходится на последнюю четверть XIX века, когда писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Большой вклад в расширение образной палитры фортепиано внесли С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. С. Аренский.

XX век научил звучать фортепиано по-новому. В образах фортепианной музыки появились острые, жесткие ритмы, сложная мелодика, новые пианистические приемы. Большое место в фортепианной музыке занимает жанр сонаты (С. С. Прокофьев, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович), но теперь количество частей зависит от замысла композитора, а содержание — самое разнообразное — от трагедийного до саркастического. Созданы циклы миниатюр, объединенных программой (Б. Барток, В. Лютославский, К. Дебюсси, М. Равель). По-прежнему широко применяются жанры фантазии, рапсодии, сюиты, концертино. Особый жанр фортепианной музыки — концерт с оркестром, где виртуозные особенности фортепиано выступают с особой силой.

Источник

Различные стили классической фортепианной музыки — 2021

Время и Стекло Так выпала Карта HD VKlipe Net

  • Классическая фортепианная музыка входит в различные музыкальные жанры. Хотя большинство жанров заметно различаются, многие люди не могут определить какой-либо конкретный жанр из-за отсутствия терминологии. В этой статье я надеюсь выделить наиболее распространенные жанры классической фортепианной музыки и дать рекомендации известных произведений.

    Концерт для фортепиано:

    Концерт — это произведение, состоящее из оркестрового ансамбля и небольшой группы или солиста. В фортепианном концерте пианино является сольным инструментом. На протяжении всей работы контраст между солистом и ансамблем сохраняется. Хотя и не исключительно, концерт состоит из трех контрастных движений (быстро-медленно-быстро). Известные фортепианные концерты: Шопен — Концерт № 1 для фортепиано (см. Видео) и Моцарт — Концерт № 1 для фортепиано (см. Видео).

    Соната для фортепиано:

    Термин соната имеет много коннотаций, но наиболее распространенное использование термина относится к форме музыки, происходящей из классического периода. Соната обычно состоит из трех-четырех частей, причем первая часть почти всегда в форме сонаты. Поэтому соната для фортепиано — это несопровождаемая работа для фортепиано соло, обычно в трех-четырех частях. Известные фортепианные сонаты: Шопен — фортепианная соната № 3 (см. Видео) и соната Бетховена в лунном свете.

    Фортепианное трио:

    Фортепианное трио — одна из самых распространенных форм камерной музыки, состоящая из фортепиано и двух других инструментов. Самым распространенным инструментом является фортепиано, скрипка и виолончель. Известные работы включают Брамс — Фортепианное трио № 1, соч. 8 (см. Видео) и Фортепианное трио Шуберта № 2 ми-бемоль мажор, D. 929 (соч. 100).

    Фортепианный квинтет:

    Самая распространенная форма фортепианного квинтета — фортепиано с четырьмя другими инструментами — это фортепиано со струнным квартетом. Самые известные работы включают фортепианный квинтет Шуберта «Форель» ля мажор. Прочитайте анализ квинтета «Форель». Посмотрите видео квинтета «Форель».

    Соло Фортепиано:

    Произведения для сольного фортепиано бывают разных жанров, в том числе этюд, прелюдия, полонез, ноктюрн, мазурка, вальс, баллада и скерцо. Некоторые из величайших композиторов для сольного фортепиано включают Скрябина, Шопена, Листа и Рахманинова.

    • этюд (Французский для изучения) — музыкальное произведение, предназначенное для обучения исполнителя определенному навыку на сольном инструменте.
    • прелюдия это короткое музыкальное произведение с небольшой внутренней формой или без нее, звучащее почти импровизационно.
    • полонез медленный танец польского происхождения обычно в 3/4 раза.
    • ноктюрн (Французский для ночного) это музыкальное произведение, вдохновленное ночью.
    • мазурка веселый польский народный танец в три метра
    • вальс это другая форма музыки, относящаяся к народному танцу в 3/4 времени.
    • баллада Это крупномасштабная работа с драматическими и повествовательными качествами.
    • скерцо обычно это название было дано какому-то большему количеству произведений, хотя в более поздние периоды классической музыки композиторы брали скерцо и превращали его в свою собственную работу. Скерцы обычно беззаботны, но у Шопена гораздо темнее и драматичнее.

    Источник

    Музыкальные стили в игре на фортепиано

    Всю дополнительную информацию о музыкальных стилях мы собрали для вашего удобства на этой странице. Если вы планируете взять уроки музыки или уроки игры на фортепиано, то вам будет интересно, в каких стилях вы сможете исполнять музыкальные произведения.

    Различные музыкальные стили на уроке фортепиано

    Обучение музыке включает в себя изучение (чтение с листа, анализ и разучивание) произведений различных музыкальных стилей и эпох. Хороший музыкант умеет исполнять музыку разных направлений. А любитель музыки хочет играть ту музыку, которая ему нравится.

    Поэтому на наших уроках по фортепиано и дети, и взрослые играют и классику, и эстраду, и джаз, и т.д. Наши педагоги по фортепиано обязательно учитывают ваши пожелания при выборе репертуара, который вы будете изучать на уроках музыки.

    Основополагающие принципы музыкального развития и в классической музыке, и в джазовой, и в эстрадной музыке — одни и те же. Поэтому на уроках фортепиано мы большое внимание уделяем анализу музыкальных произведений, изучению основ гармонии, и как результату всего этого – подбору музыки по слуху, импровизации.

    Урок по фортепиано может быть узкоспециализированным по музыкальным стилям изучаемых произведений. Вы можете получать уроки академического фортепиано (уроки классического фортепиано), уроки эстрадного фортепиано, уроки джазового фортепиано.

    Также вы можете заниматься фортепиано по комплексному методу обучения игре на фортепиано. В этом случае вы будете играть и классику, и эстраду, и джаз.

    Классическая музыка

    Классическая музыка включает в себя всю академическую музыку от Баха до Шнитке, Губайдулиной и др. современных нам композиторов. Музыку, написанную композиторами добаховской эпохи, мы называем старинной музыкой, но тоже можем ее отнести к классической музыке в широком смысле этого слова. Ведь классической мы можем назвать всю музыку прошлого, выдержавшую испытание временем и имеющую аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т.п.

    Эстрадная музыка

    Эстрадная музыка – термин, применяемый для обозначения разнообразных форм и жанров преим. развлекательной («легкой») музыки 19-20 вв. В эту категорию мы относим музыку, написанную к кинофильмам, мультфильмам, музыкальным спектаклям, песни поп-, рок-, и других направлений. Эстрадная музыка включает в себя элементы классической музыки и традиционной джазовой музыки.

    Склад эстрадной музыки – гомофонно-гармонический, то есть присутствует ярко выраженная легко запоминающаяся мелодия (обычно в партии правой руки) и аккомпанемент, поддерживающий гармониями (в различном фактурном изложении) эту мелодию. Это от классики. А черты джазовой музыки – в гармоническом языке (большое количество септаккордов) и ритмическом (когда за основу берется один из джазовых стилей: босанова и др.). Эстрадную музыку можно достаточно легко подобрать по слуху, особенно если вы прошли курс сольфеджио и основ гармонии. Вы можете углубленно изучать эти дисциплины на отдельных специальных уроках либо пройти основы сольфеджио и гармонии внутри урока фортепиано.

    Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Джазовую музыку мы можем отнести к эстрадной музыке.

    Существует много различных направлений внутри джазовой музыки: свинг, бибоп, кул, прогрессив-джаз, хард-боп, модальный джаз, соул-джаз, фри-джаз, мейнстрим, фьюжн, постбибоп, латино-американский джаз и т.д.

    Чувство ритма необходимо любому человеку, занимающемуся музыкой. Метро-ритм организует время внутри музыкального произведения. Без точного ритма и хорошего ощущения музыкального метра у исполнителя распадается музыкальная ткань на составные части, не складывается сюжет, образ, надлежащее впечатление от услышанного. Но особенно острым ощущение ритма должно быть у джазмена. Ведь синкопа – основа джазового языка, его яркая отличительная особенность – без точного повторения сильной доли такта полностью теряет свою силу, просто исчезает в пучине звуков и ритмов. А это не так уж и просто – играть остросинкопированный ритм, особенно учитывая то, что каждая рука играет свою ритмическую формулу, где акцентированные доли и цезуры не совпадают. Но все поддается тренировке. Существуют специальные ритмические упражнения, которые помогают освоить полиритмию, синкопы, свинг. На уроках джазового фортепиано вы освоите эти упражнения, после которых для вас не составит особого труда исполнение джазовых композиций.

    Владение основами импровизации необходимо вам, чтобы получать настоящее удовольствие от исполнения джазовой музыки. Без импровизации – нет настоящего живого джаза. На уроках игры на фортепиано по комплексному методу обучения музыке и на уроках сочинения музыки мы научим вас основам импровизации.

    Другие музыкальные стили

    АЛЬТЕРНАТИВА (альтернативная музыка), термин, употребляемый для обозначения конгломерата различных стилей, появившихся во второй половины 1980-х гг. и включающих в себя, в частности, гранж, индастриэл, брит-поп, сайкобилли, а также различного рода стилевые синтезы — в т. ч. рэп- и фанк-метал, ска-панк, джангл-поп и др. До успеха NIRVANA большинство т. н. альтернативной музыки издавалось на независимых фирмах грамзаписи, однако в 1990-е гг. значительная часть этой музыки влилась в рок-мэйнстрим — полностью или частично.

    ЭТНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (этника, этно) — ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира и классическая музыка неевропейских традиций, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из народной музыки и классической музыки Востока мотивов, звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п.

    АВАНГАРДИЗМ (франц. avantgarde — передовой отряд) — условное наименование различных художественных течений в искусстве, прочно утвердившихся в 20-х гг. XX в. и стремившихся к его обновлению как по форме, так и по содержанию. В музыке А. наиболее ярко себя проявил в сфере так называемой конкретной музыки, основанной на свободном использовании тоновых созвучий, а не гармонического ряда: алеаторика, соноризм, электронная музыка. Наиболее известные композиторы-авангардисты — К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, П. Булез, Л. Ноно, Д. Кейдж, Д. Лигети, Х. В. Хен, Л. Берио, К. Пендерецкий и др. Существует также авангардный джаз: фри-джаз, электронный джаз, «третье течение» и др.

    Источник

    Музыка. 7 класс

    В истории развития музыкальной культуры сформировалось немало жанров инструментальной музыки. Этюды и прелюдии, сонаты и транскрипции создавали композиторы для одного из самых совершенных инструментов – фортепиано.

    Прелюдия вначале была лишь небольшим вступлением к более важному, серьезному произведению. Однако, начиная с Фридерика Шопена, она стала трактоваться и как самостоятельный жанр. У многих композиторов есть отдельные фортепианные миниатюры с таким названием. Большой популярностью пользуются циклы прелюдий, созданные Ф. Шопеном, А. Скрябиным, Д. Кабалевским. У композиторов-импрессионистов прелюдии получают и образные поэтические названия.

    Жанр этюда также прошел определенную эволюцию. Вначале он был техническим упражнением для развития беглости пальцев. Этюды К. Черни играют уже многие поколения юных музыкантов. Затем в творчестве композиторов-романтиков этюды приобрели бόльшую художественную значимость. «Революционный» этюд Шопена пианисты часто исполняют на сцене. Это произведение, которое требует большого технического мастерства от исполнителя, и при этом несет в себе яркий художественный образ.

    Исключительно трудны для исполнения этюды Ференца Листа. Этот композитор сам был блестящим пианистом. Его этюды и транскрипции поражают обилием виртуозной техники, удивительными красочными приемами, которые раскрывают поистине безграничные возможности фортепиано.

    Не менее совершенное сочетание исключительного технического мастерства и яркого художественного образа отличает прелюдии и этюды-картины русского пианиста-виртуоза, композитора С. В. Рахманинова.

    Источник

  • Оцените статью