Каким ладом обыгрывать аккорд

Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов

Зачем вообще нужны эти лады?

На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.

Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.

Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):

Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.

Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.

Пример 2:

Каждый аккорд мелодии Am F C E обыгрываем отдельным ладом

  • Am — эолийским с тоникой Ля (ля-минорный лад);
  • F — лидийским от Фа;
  • С — ионийским от До (до-мажорный лад);
  • E — фригийским от Ми.

Лады см. на риске справа >>>

Пример 3 (джазовый):

Каждый аккорд мелодии Am F C E7 обыгрываем отдельным ладом

  • Am — дорийским от Ля;
  • F — лидийским от Фа;
  • С — лидийским от До;
  • E7 — миксолидийским от Ми.

Использование в джазовом стиле поверх минорных аккордов дорийского лада, мажорных лидийского, а доминанты миксолидийского — это своего рода стандарты.

Пример 4 (металлистский):

В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.

Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).

Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.

Пример 5:

Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.

Однако, например, G5 A5 H5 похоже на G A Hm, если H (Си) — тоника (минорная).

Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.

Пример 6 (красиво звучит):

Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),

второго
фа-лидийский (F G A H C D E).

Пример 7 (просто гамма):

Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).

Гамма:

Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.

Пентатоника тональностей «До-мажор» и «Ля-минор» (их ноты совпадают) — второй бокс:

Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9

а вот табы соло: Ноты (6 шт.) соло в рамках гаммы и 4 из них входят в пентатонику:

  • 2 струна: 8 лад — G;
  • 3 струна: 7, 9, 10 лады — D, E, F;
  • 4 струна: 9, 10 лады — H, C.

Пример 8 (3 вида гамм):

Натуральная гамма

  • т т пт т т т пт — мажорная
  • т пт т т пт т т — минорная

Гармоническая гамма

Мажорная гамма понижается на полутон в VI ступени.

  • В до мажоре это ля-бемоль.
  • В соль мажоре — ми-бемоль.
  • В фа-мажоре – ре-бемоль.

Минорная гамма повышается на полутон в VII ступени.

Мелодическая

Мажорная гамма понижается на полутон в VI и VII ступенях только при нисходящем движении.

  • В до мажоре это си-бемоль и ля-бемоль.
  • В соль мажоре отменяется фа-диез и ми-бемоль.
  • В фа-мажоре ми-бемоль и ре-бемоль.

При восходящем не отличается от натуральной.

Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.

При нисходящем не отличается от натуральной.

Пример 9:

Уменьшенный лад

Чередование интервалов тон-полутон.

Увеличенный лад

Между звуками тон.


Есть вопросы? Задайте

Источник

Соответствие аккордов и ладов, аккордо-ладовая взаимосвязь

Не углубляясь в дебри теории и гармонии, связь аккордов и ладов очень проста и очевидна. Все, что нам нужно — это иметь общую отправную точку для аккорда и лада. И такая точка — это тоника. Теперь весь алгоритм вычленения связи аккордов и ладов сводится к построению тонического созвучия в выбранном ладу.

Если открыть учебник по теории музыки, то можно найти классическое определение аккорда:

Аккорд — это созвучие из трех и более звуков, которые можно расположить по терциям.

Хочу обратить ваше внимание на то, что тоническое созвучие не всегда может иметь терцовую структуру. Не вникая сейчас, почему и зачем, будем строить созвучия из трех и четырех звуков. (Мне кажется все эти созвучия, трезвучия… немного страшновато звучат, но если вдумываться в слова, то все становится очевидно.)

Давайте возьмём для примера F (Фа) и построим от неё несколько ладов:

1. Мажорный лад. Это наше все! 15 веков формирования диатоники + пять веков освоения того, что сформировали. F G A Bb C D E — так выглядит Фа мажорный лад. Теперь через одну ноту (в данном случае — по терциям) строим аккорды и получаем: F A C — Фа мажорное трезвучие (F) и F A C E — Фа большой мажорный септаккорд (Fma7).


2. Дорийский лад. Пользуясь одним из описанных ранее способов, получаем — F G Ab Bb C D Eb. Аккорды: F Ab C (он же Fm) и F Ab C Eb (Fm7).

3. Миксолидийский лад. F G A Bb C D Eb. Аккорды: F A C (тоже Фа мажорное трезвучие) и F A C Eb (F7).


4. А вот это уже интереснее: лад называется Цыганская мажорная гамма, и ноты от Фа будут следующими — F Gb A Bb C Db E. Это один из настоящих народных ладов. Причем, имен у него очень много. На википедии можно найти статью про него. Аккорды: F A C (трезвучие F) и F A C E (Fma7).


5. Ивато (Iwato) — на одном из гитарных сайтов так называют обращение японского лада. Очень колоритно звучит и имеет несколько сюрпризов. F Gb A# B Eb. Аккорды: F A# Eb и …. пожалуй все, нот то всего 5. Невозможно построить 4-х звучные аккорды. Хотя со мной можно поспорить… В первый раз Ивато я услышал у Стива Вая в одном из обращений.

Как вы видите, одному аккорду может соответствовать несколько ладов, причём, совершенно разных. С другой стороны, в качестве тоники могут быть разные типы аккордов для одного и того же лада. Очень важно понимать, что трезвучие — это не септаккорд. В тоже время, в качестве тоники может быть и не терцовое созвучие вовсе.

Другими словами, если сейчас звучит Фа мажорное трезвучие, то поверх можно сыграть: Мажорный лад, Миксолидийский, цыганскую мажорную гамму и многие другие (можно послушать в треке ниже). Но условия использования и звучание у всех будет различным.

О том, какие есть способы правильно выбрать лад, мы поговорим в другой раз. Здесь я только хотел показать как связаны между собой лады и аккорды.

Чувствуйте себя свободно спросить что-либо в комментах, делитесь статьей в ваших любимых соц. сетях!

Источник

Обыгрывание аккордов минорного класса

6 комментарий (-ев) к статье «Обыгрывание аккордов минорного класса»

а где же звуковой файл, чтобы послушать? желательно для каждого примера отдельно.

Блин,забыл выложить:) Сделаю

Весьма полезно! Но почему в некоторых местах руки тянутся сыграть немножко другие ноты? В 9 примере на аккорд Cm вместо C Bb D G странным образом кажется (может именно мне только) интереснее C B D F#.

А на мой взгляд в этой пользы мало. Ну, проиграйте гамму от второй ступени мажорного лада по клавишам самого мажорного лада. Ну, судьба у этой гаммы такая, быть ей дорийской. Это же не вы ее сделали такой? И совсем не напряжетесь, обыгрывая аккорд второй ступени такими нотами, так как они естественны для тональности песни. В целом ведь просто использованы звуки основного тонического лада, а такая интерпретация только все усложняет.
Будучи отнюдь не противником теории в практической музыке, все-таки такой взгляд на построение мелодии, находящейся естественно в определенной тональности, на некоторый аккорд, гармонизирующий эту мелодию, это скорее просто факт, который замечает грамотный музыкант, владеющий дорийскими, миксолидийскими… ладами. На практике же разве что очень одаренный композитор будет сидеть и тупить, сочиняя мелодию, вспоминая, какими же мне ладами рекомендовали обыгрывать в сегодняшнем блюзе минор второй ступени в мажоре, учитывая что я отклонился туда из минора… сделать осознанный выбор, выдавить таки 3-5 нот мелодии и перейти к следующему аккорду. При таком подходе вряд ли выйдет хит, даже при условии соблюдения всех теорий. Скорее всего человек чувствует звучащее у него внутри настроение джаза… и генерирует мелодию лишь меньшей отчасти осознанно. А вот при обратном инжиниринге мы как раз и узнаём все озвученные раскладки. Они окажутся просто естественным складом стиля, а не задумкой автора. Другой вопрос, что такое ощущение музыки, стилей и умение применять это, генерировать мелодии естественным путем достигается, конечно же, широкими теоретическими знаниями и опытом слушания, исполнения, анализа….
Если цель статьи разложить жизнь по полочкам? То она имеет право на жизнь. Если цель — помощь композитору? То как-то сомнительно.

Вы не первый попали в большое заблуждение,которое пытаетесь выдать за истину.Если бы композиторы не искали гаммы и не применяли эти знания на практике,то не было бы вообще никакого развития.Большинство композиторов рождали свой стиль исключительно из теоретических предпосылок.Например,лады Мессиана не могли появиться естественным образом — это результат работы вдохновения и ума.То же самое и с импровизацией.Тот кто думает,что не надо знать гаммы и способы обыгрывания аккордов чаще всего обыгрывает все одно гаммой в результате чего импровизацию уже невозможно слушать через 8 тактов.Послушайте любого известного импровизатора и Вы услышите использование не 10-15 способов обыгрывания,а гораздо большее их количество.Развитие идет только через работу и постоянный поиск,который является теоретическим — практически большую часть невозможно найти.Можете посмотреть любую школу и любой учебник.Ну а лучшее доказательство — это конечно импровизации мастеров и музыка гениев)

Источник

ОБЫГРЫВАНИЕ БОЛЬШОГО МАЖОРНОГО СЕПТАККОРДА И МАЖОРНОГО СЕКСТАККОРДА.

ДОРИЙСКИЙ МИНОР.

Самым распространенным минорным ладом в импровизационной музыке, пожалуй, является ДОРИЙСКИЙ минор (отличается от натурального повышенной 6 ступенью). Именно высокая 6 ступень позволяет применять этот лад при обыгрывании минорных секстаккордов (наряду с обычными септаккордами). В тональности ре этот лад состоит из следующих нот: D E F G A B C D. Его можно использовать при обыгрывании аккордов: Dm7, Dm6, Dm9, Dm69, Dm11.

НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР.

В некоторых случаях, дорийский лад при обыгрывании минорных септаккордов все же звучит нелогично. Справедливости ради, следует признать, что такие ситуации встречаются не так уж часто. Возможно, в таком случае имеет смысл использовать натуральный минор. В тональности ре это будут следующие ноты: D E F G A Bb C D.

Поскольку, имеющаяся в ладу малая секста не дает нам возможность применять натуральный минор на секстаккорды Dm6, Dm69 (в них секста большая), то этот лад, как правило, используют при обыгрывании минорных трезвучий и септаккордов: Dm, Dm7, Dm9, Dm11, Dm b13

В каких же ситуациях уместней использовать дорийский минор, а в каких натуральный? Как уже говорилось ранее, натуральный минор не обыгрывает минорные секстаккорды. В остальных случаях, выбор между дорийским и натуральным ладом диктуется в большей степени слуховым опытом импровизатора. В конце концов, эти две гаммы отличаются друг от друга лишь одной нотой – шестой ступенью, которую можно и пропустить. И все же, как показывает практика – в джазе чаще используют дорийский минор.

3. МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР.

Мелодический минор не зря называют «джазовым» минором. Этот лад имеет характерную окраску, благодаря повышенным 6 и 7 ступеням. Некоторые музыканты для удобства представляют себе мелодический минор как натуральный мажор с пониженной (минорной) 3 ступенью. В тональности ре, мелодический минор выглядит как D E F G A B C# D. В отличие от классической гармонии, где шестая и седьмая ступени повышаются лишь в восходящем движении, в импровизационной музыке мелодический минор играется одинаково в обоих направлениях.

Ре минором мелодическим можно обыгрывать аккорды Dm6, Dm69, Dm maj7.

Казалось бы, этот лад нельзя использовать на септаккорды, так как возникнет диссонанс между высокой септимой гаммы и низкой септимой аккорда. Однако, это не совсем так. Мелодический минор прекрасно звучит и на аккорды m7, m9, m11, просто седьмую ступень гаммы не следует выделять, лучше воспринимать ее как проходящую или вводную к тонике.

4 ПЕНТАТОНИКА.

Минорная пентатоника строится на 1, 3, 4, 5, 7 ступенях минорной гаммы.

Ре минорная пентатоника будет состоять из нот: D F G A C.

Лучше всего такой лад обыгрывает аккорды Dm, Dm7, Dm11.

Помимо того, что на минорный аккорд можно играть минорную пентатонику от 1 ступени (рассмотренную выше), часто применяют минорные пентатоники от 2 и 5 ступеней тональности. То есть, на ре минорные аккорды можно использовать ре минорную пентатонику (пентатоника от 1 ст), ля минорную пентатонику (пентатоника от 5 ст), ми минорную пентатонику (пентатоника от 2 ст). Рассмотрим их подробнее…

Ля минорная пентатоника (для аккорда ре – пентатоника от 5 ст) содержит следующие ноты – A C D E G. Для тональности ре, это будут 1, 2, 4, 5, 7 ступени. Ля минорная пентатоника отлично обыгрывает аккорды Dm7, Dm9, Dm11.

Ми минорная пентатоника (для аккорда ре – пентатоника от 2ст) содержит следующие ноты – E G A B D. Для тональности ре, это будут 1, 2, 4, 5, 6 ступени. Ми минорная пентатоника подходит для аккордов Dm6, Dm69, Dm9, Dm11.

Все три пентатоники можно смешивать между собой. Так например, ре минорная и ми минорная пентатоники в сумме образуют ре дорийский лад.

5 ШЕСТИСТУПЕННЫЕ ЛАДЫ.

Эти лады не являются базовыми, в большинстве школ по импровизации о них нет ни слова, но я бы хотел немного затронуть и их.

Первый шестиступенный лад – минорная гамма без сексты. Универсальный минор – поскольку отсутствует секста, он и не дорийский, и не натуральный. Обыгрывая ре минорные аккорды, мне удобней воспринимать этот лад, как ля минорную пентатонику, с добавленной нотой фа.

Второй шестиступенный лад – дорийский минор без терции. Обыгрывая ре минорные аккорды, мне удобней воспринимать этот лад как ми минорную пентатонику с добавленной нотой до.

Казалось бы – зачем это нужно? Ведь в состав дорийской гаммы входят оба шестиступенных лада, и все три вышеперечисленные пентатоники? Можно просто играть дорийскую гамму, пропуская в ней какие-то ступени, и результат будет тот же.

Может быть… Но, я привык представлять все минорные лады как различные оттенки одного цвета. Это дает некие дополнительные возможности при игре. Например – у меня есть два минорных аккорда, допустим Dm9 – Fm9, мне надо на них импровизировать. Многие стали бы использовать на ре – ре дорийский лад, а на фа – фа дорийский. Мне же хочется задействовать разные цветовые спектры на каждый из этих аккордов. Например – на ре я бы сыграл ми минорную пентатонику (от 2 ступени), а на фа – до минорную (от 5 ступени). Или на ре – гамму без сексты, а на фа – дорийский лад без терции… Если переводить все в цветовые ассоциации, допустим – минор это зеленый цвет. Тогда я хочу покрасить ре минор темно зеленым, а фа минор – наоборот, светло зеленым. В палитре достаточно красок для поиска различных оттенков…

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

НАТУРАЛЬНЫЙ МАЖОР (ИОНИЙСКИЙ ЛАД).

Натуральный мажор довольно часто применяется в импровизационной музыке. В тональности до, мажорная гамма будет состоять из следующих нот: C D E F G A B C.

Этот лад обыгрывает аккорды С6, С69, Сmaj7, Cmaj9, Cmaj13.

В би-бопе, в мажорную гамму часто добавляют проходящую пятую повышенную ступень (би-боп мажор натуральный): C D E F G G# A B C.

ЛИДИЙСКИЙ МАЖОР.

Лидийский лад отличается от натурального мажора повышенной четвертой ступенью: C D E F# G A B C. Применяется на аккорды Сmaj7, Cmaj13, Cmaj9, Cmaj7#11. Лидийский лад имеет характерное звучание. Не смотря на то, что с точки зрения теории является функцией субдоминанты, на практике весьма часто используется и при обыгрывании тонической функции.

ВЫБОР МЕЖДУ НАТУРАЛЬНЫМ и ЛИДИЙСКИМ МАЖОРОМ должен диктовать слуховой опыт импровизатора.

3 ПЕНТАТОНИКА

Мажорная пентатоника строится на 1 2 3 5 6 ступенях мажорной гаммы. В тональности до это будут ноты: C D E G A. Такой лад лучше всего использовать не на септаккорды, а на аккорды с секстой: C6, C69.

Если на минорные аккорды мы играли три минорных пентатоники (от 1, от 5 и от 2 ступеней), то на мажорные аккорды можем использовать мажорные пентатоники от 1, 5, 2 ступеней. Другими словами, на до мажор мы можем играть до мажорную, соль мажорную, и ре мажорную пентатоники. Рассмотрим две последние пентатоники подробней.

Пентатоника G мажор (от 5 ступени аккорда С) состоит из нот: G A B D E. Для тональности до мажор, это будут 3, 5 , 6, 7, 9 ступени. Такой лад отлично звучит на аккорды Сmaj7, Cmaj9, Cmaj13.

Пентатоника D мажор (от 2 ступени аккорда С) состоит из нот: D E F# A B. Для тональности до мажор, это будут 3, #4, 6, 7, 9 ступени. Такой лад имеет ярко выраженное лидийское звучание, его применяют на аккорды Cmaj7#11, Cmaj13, Cmaj9, Cmaj7.

4 ШЕСТИСТУПЕННЫЕ ЛАДЫ.

Первый шестиступенный лад – мажорная гамма без 4 ступени. Он является универсальным мажором, поскольку не является ни натуральным, ни лидийским.

В тональности до, получаются следующие ноты: C D E G A B. Такой лад замечательно звучит на аккорды Cmaj7, Cmaj9, Cmaj13, C6, C69 в любом контексте.

Мне удобней представлять эту гамму, как соль мажорную пентатонику (от 5 ступени тональности до), с добавленной нотой до.

Второй шестиступенный лад – лидийская гамма без тоники. В тональности до, получаются следующие ноты: D E F# G A B. Такой лад играют на аккорды Cmaj#11, Cmaj13, Cmaj9, Cmaj 7.

Я представляю его как ре мажорную пентатонику (от 2 ступени тональности до), с добавленной нотой соль.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

УМЕНЬШЕННО-ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА (АЛЬТЕРИРОВАННЫЙ ЛАД).

Уменьшено-целотонная гамма (некоторые называют ее альтерированным ладом, или суперлокрийским ладом) является , на мой взгляд, одной из самых важных в современной импровизационной музыке. Ее состав: 1, b2, #2, 3 (мажорная), b5, #5, 7 (низкая) ступени. В тональности до, это будут следующие ноты: C Db D# E Gb G# Bb.

Этот лад отлично обыгрывает аккорды C7#5#9, C7b5b9, C7#9, C7b9, C7#5b9, C7#5, C7b5#9.

В состав гаммы входят основа доминантового септаккорда(1, 3, 7 ступени) и альтерации девятой и пятой ступеней. Поэтому лад может применяться практически на все альтерированные доминантовые аккорды, кроме аккорда C13b9.

Следует отметить, что уменьшено-целотонная гамма (альтерированный лад) состоит из тех же нот, что и мелодический минор от пониженной второй ступени аккорда: До альтерированный лад – то же самое, что ре бемоль минор мелодический. Это важно знать, но я бы советовал выучить уменьшено-целотонную гамму как отдельный лад, чтобы не путаться в тональностях, пытаясь представить себе мелодический минор на полтона выше.

УМЕНЬШЕННАЯ ГАММА.

Еще одна гамма, прекрасно обыгрывающая альтерированные аккорды – уменьшенный лад. Структура гаммы является симметричной – начиная от тоники строим полтона, тон, полтона, тон, полтона, тон, полтона, тон. Получаются следующие ступени: 1, b2, #2, 3(мажорная), b5,5,6,7(низкая). В тональности до это будут ноты: C, Db, D#, E, Gb, G, A, Bb.

Этим ладом можно обыгрывать аккорды C7b9, C13b9, C7#9, C7b5b9.

То есть, гамма подходит на любые альтерированные аккорды, кроме аккордов с повышенной квинтой.

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА.

Целотонная гамма по своему строению так же является симметричной: начиная от тоники – тон, тон, тон, тон, тон, тон. Ее состав: 1, 2, 3(мажорная), b5, #5, 7(низкая) ступени. В тональности до это будут ноты: C, D, E, Gb, G#, Bb.

Лучше всего такой лад обыграет аккорды C7b5, C7#5, C9b5, C9#5.

4. ФРИГИЙСКИЙ МАЖОР.

Если доминантовый аккорд разрешается в минорную тонику, он может обыгрываться гаммой фригийского мажора : 1, b2, 3мажорная, 4,5,#5, 7низкая ступени. В тональности до получаются следующие ноты: C, Db, E, F, G, G#, Bb. Лад подходит на аккордыC7, C7b9, C7#5, которые разрешаются в фа минор. Фригийский доминантовый мажор – на самом деле, есть ни что иное, как гармонический минор тоники, в которую доминанта разрешается. То есть – до фригийский мажор тоже самое, что фа минор гармонический.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ.

ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД.

Классической гаммой, для обыгрывания уменьшенного септаккорда является локрийский лад: 1, b2, 3минорная, 4, b5, 6натуральная, 7низкая ступени. То есть, от натурального минора такой лад отличается пониженной второй и пониженной пятой ступенями. В тональности до получаются ноты: С, Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb.

Такой лад подходит на аккорд Сm7b5 и его производные. В традиционном джазе, в локрийский лад часто добавляют проходящую чистую пятую ступень.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛАДОВ ПРИ ОБЫГРЫВАНИИ ГАРМОНИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ.

Оборот 2-5-1 в мажоре.

На второй ступени в мажорной тональности строится аккорд m7(9, 11), на пятой ступени – малый мажорный септаккорд: 7, 9, 13, (с возможными альтерациями 5 и 9 ступеней), на первой ступени – maj7(9,13), или секстаккорд — 6, 69. Рассмотрим различные варианты обыгрывания этого оборота в тональности до:

Dm7(9, 11) — играем ре дорийский лад.

G7 (9, 13) – играем соль миксолидийский лад.

Cmaj 7( 9) или C 69 – играем до ионийский лад (натуральный мажор).

Несмотря на то, что ре дорийский и соль миксолидийский по нотам представляют собой именно до мажор натуральный ( то есть все три аккорда обыгрываются общим ладом), я рекомендую рассматривать каждый аккорд отдельно. Обыгрывая аккорд ре минор, нужно понимать, что звучит именно ре дорийский (а не до натуральный), играя на аккорд соль понимать, что звучит именно соль миксолидийский.

В соль миксолидийский можно добавлять ноту ля бемоль (пониженная девятая ступень), в до мажоре натуральном так же можно использовать эту ноту как проходящую (повышенная пятая).

Dm9 (11) – играем минорную гамму без 6 ступени (ля минорная пентатоника с добавленной нотой фа)

G7 #5 (#5#9, #5b9, b5b9, #9, b9) – играем соль альтерированный лад ( уменьшено-целотонныя гамма).

Cmaj9 (13) – Играем мажорную гамму без 4 ступени (соль мажорная пентатоника с добавленной нотой до).

Dm7 (9, 11) – играем ре минор дорийский лад.

G 7b9 ( G13b9, G 7#9, G7b5b9) – играем соль уменьшенную гамму (полтона-тон).

C maj7 (9, 13) – играем до мажорную гамму без 4 ступени или соль мажорную пентатонику.

Dm9 (11) – играем ля минорную пентатонику.

G7 #5#9 (#5b9, b5b9) – играем си бемоль минорную пентатонику.

Cmaj9 (maj13) – играем соль мажорную пентатонику или ре мажорную

Оборот 2-5-1 в миноре.

В минорных тональностях на второй ступени строится полууменьшенный септаккорд, на пятой ступени – малый мажорный септаккорд (как правило с альтерациями : 7b9, 7#5, 7#5#9), на первой ступени минорный секстаккорд (в традиционном джазе) или минорный септаккорд с надстройками ( в музыке фьюжн). Рассмотрим варианты обыгрывания этого оборота в тональности ре минор.

Em7b5 – играем ре минор гармонический (он же – ля фригийский мажор). Но, при использовании гармонического минора тоники на полууменьшенный аккорд второй ступени, я рекомендую пропускать в ладу 7 высокую ступень ( в данном случае – нота до диез).

A7b9 – продолжаем играть ре минор гармонический без пропусков ступеней.

Dm6 (Dm69) – играем ре минор дорийский, или ре минор мелодический.

Em7b5 – играем ми минор локрийский.

A7 #5 – играем ре минор гармонический.

Dm6 (Dm 6 9) – играем ре минор дорийский или ре минор мелодический.

Em7b5 – играем ми минор локрийский.

A7#5#9 (#5b9) играем ля уменьшено-целотонный лад ( он же — си бемоль минор мелодический)

Dm9 (m9 11) – играем ля минорную пентатонику с добавленной нотой фа ( ре минорная гамма без сексты).

Em7b5 – играем соль минор мелодический.

A7#5#9 (#5b9, b5b9, #9, b9) – играем ля уменьшенно-целотонную гамму ( си бемоль минор мелодический).

Dm9 (Dm69) – играем ре минор мелодический.

В этом варианте задействованы сразу три мелодических минора, что придает звучанию особую окраску.

Конечно, способы обыгрывания оборотов 2-5-1, приведенные выше – это всего лишь небольшая часть из множества других возможностей при использовании ладов или арпеджио. Я просто привел ряд примеров, когда лады реально работают.

Как отрабатывать эти варианты? Я лично записываю аккомпанемент с выбранными аккордами в разных тональностях и в разных темпах, затем – начинаю импровизировать, используя лады. Главное – не просто играть гаммы от тоники до тоники, а пытаться «доставать» из ладов мелодии, искать все новые и новые интервальные решения для построения своих фраз. В этой работе мы не говорим о ритмике и фразировке, поскольку задача состоит в другом. Однако, любой музыкант, имеющий даже небольшой опыт практической импровизации, знает – основа любого красивого соло не столько ноты, сколько ритмика, фразировка. Пытаясь применять выученные гаммы в игре, всегда помните – в первую очередь фраза состоит из ритма.

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ.

КАК УЧИТЬ ГАММЫ?

Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – исключительно аппликатурное (позиционное) изучение гамм. То есть, человек просто выучивает нужные «боксы», порой даже не задумываясь о том, из каких нот или ступеней состоит лад. Конечно, гитара – инструмент весьма удобный для аппликатурно-позиционной игры, и чтобы научится видеть гриф нотами , потребуется достаточное время. Но, делать это просто необходимо. Вы можете выучить множество боксов, и даже наработать в них определенную технику, но при обыгрывании аккордовых последовательностей эти боксы окажутся просто бесполезными.

Дело в том, что в джазе принято обыгрывать гармонию, то есть преобладает «вертикальное» аккордовое мышление, когда стараются по возможности обыгрывать каждый аккорд. Мелодические линии мастеров джазовой импровизации позволяют почувствовать гармонию даже при отсутствии аккомпанемента. Аккорды и тональности в джазовых темах меняются довольно быстро, иногда чтобы подчеркнуть тональность успеваешь сыграть буквально одну или две ноты. А «боксы» — структуры громоздкие, человек привыкший ориентироваться только на них, просто не успевает среагировать на смену аккордов. О какой-то мелодике или фразировке при аппликатурном мышлении говорить вовсе не приходится. Вывод напрашивается сам собой: если хотите научиться обыгрывать аккорды – учите гаммы нотами и ступенями.

Один из способов это сделать – занимаясь ладами, ограничивать себя в струнах, пытаясь избегать механической игры. Например, вы хотите выучить ре минор дорийский чтобы обыгрывать этим ладом ре минорный септаккорд. Сыграйте гамму только на первой струне, пропойте ее с названием нот, просмотрите какая нота является какой аккордовой ступенью (относительно ре минора). Теперь на первой струне уже можно импровизировать поверх ре минорного септаккорда. Пытайтесь использовать различные интервалы, запоминайте звучание тех или иных ступеней. После того, как вы поработали с первой струной, сделайте то же самое на второй струне, третьей, и.т.д. Потом можно импровизировать, используя ре минор дорийский на первой и второй струнах, на второй и третьей струне, на третьей и четвертой и.т.д.

Такой способ играть на отдельных струнах подходит и при игре на одном аккорде, и при обыгрывании аккордовых последовательностей, и при импровизации на джазовые стандарты. Ограничивать себя в струнах в ходе занятий советовали многие великие гитаристы, например: Джим Холл, Пат Мэтини, Джон Скофилд и др…

Возникает вопрос: если аппликатуры в джазе не работают, значит, ими заниматься не надо? В том-то и дело, что аппликатуры тоже работают, просто даже находясь в заученной позиции, вы должны видеть лад не «кнопками на грифе», а нотами и аккордовыми ступенями. В любом случае, именно в аппликатурах часто отрабатываются технические элементы (например – секвенции), так что совсем отказываться от игры гамм в позициях, на мой взгляд, не стоит. Просто, занимаясь ладами следует распределить свое время так, чтобы большая часть занятий была посвящена основе – нотам, и аккордовым ступеням.

Автор: Евгений Спасский. Санкт-Петербург. 2018 год.

ДОРИЙСКИЙ МИНОР.

Самым распространенным минорным ладом в импровизационной музыке, пожалуй, является ДОРИЙСКИЙ минор (отличается от натурального повышенной 6 ступенью). Именно высокая 6 ступень позволяет применять этот лад при обыгрывании минорных секстаккордов (наряду с обычными септаккордами). В тональности ре этот лад состоит из следующих нот: D E F G A B C D. Его можно использовать при обыгрывании аккордов: Dm7, Dm6, Dm9, Dm69, Dm11.

НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР.

В некоторых случаях, дорийский лад при обыгрывании минорных септаккордов все же звучит нелогично. Справедливости ради, следует признать, что такие ситуации встречаются не так уж часто. Возможно, в таком случае имеет смысл использовать натуральный минор. В тональности ре это будут следующие ноты: D E F G A Bb C D.

Поскольку, имеющаяся в ладу малая секста не дает нам возможность применять натуральный минор на секстаккорды Dm6, Dm69 (в них секста большая), то этот лад, как правило, используют при обыгрывании минорных трезвучий и септаккордов: Dm, Dm7, Dm9, Dm11, Dm b13

В каких же ситуациях уместней использовать дорийский минор, а в каких натуральный? Как уже говорилось ранее, натуральный минор не обыгрывает минорные секстаккорды. В остальных случаях, выбор между дорийским и натуральным ладом диктуется в большей степени слуховым опытом импровизатора. В конце концов, эти две гаммы отличаются друг от друга лишь одной нотой – шестой ступенью, которую можно и пропустить. И все же, как показывает практика – в джазе чаще используют дорийский минор.

3. МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР.

Мелодический минор не зря называют «джазовым» минором. Этот лад имеет характерную окраску, благодаря повышенным 6 и 7 ступеням. Некоторые музыканты для удобства представляют себе мелодический минор как натуральный мажор с пониженной (минорной) 3 ступенью. В тональности ре, мелодический минор выглядит как D E F G A B C# D. В отличие от классической гармонии, где шестая и седьмая ступени повышаются лишь в восходящем движении, в импровизационной музыке мелодический минор играется одинаково в обоих направлениях.

Ре минором мелодическим можно обыгрывать аккорды Dm6, Dm69, Dm maj7.

Казалось бы, этот лад нельзя использовать на септаккорды, так как возникнет диссонанс между высокой септимой гаммы и низкой септимой аккорда. Однако, это не совсем так. Мелодический минор прекрасно звучит и на аккорды m7, m9, m11, просто седьмую ступень гаммы не следует выделять, лучше воспринимать ее как проходящую или вводную к тонике.

4 ПЕНТАТОНИКА.

Минорная пентатоника строится на 1, 3, 4, 5, 7 ступенях минорной гаммы.

Ре минорная пентатоника будет состоять из нот: D F G A C.

Лучше всего такой лад обыгрывает аккорды Dm, Dm7, Dm11.

Помимо того, что на минорный аккорд можно играть минорную пентатонику от 1 ступени (рассмотренную выше), часто применяют минорные пентатоники от 2 и 5 ступеней тональности. То есть, на ре минорные аккорды можно использовать ре минорную пентатонику (пентатоника от 1 ст), ля минорную пентатонику (пентатоника от 5 ст), ми минорную пентатонику (пентатоника от 2 ст). Рассмотрим их подробнее…

Ля минорная пентатоника (для аккорда ре – пентатоника от 5 ст) содержит следующие ноты – A C D E G. Для тональности ре, это будут 1, 2, 4, 5, 7 ступени. Ля минорная пентатоника отлично обыгрывает аккорды Dm7, Dm9, Dm11.

Ми минорная пентатоника (для аккорда ре – пентатоника от 2ст) содержит следующие ноты – E G A B D. Для тональности ре, это будут 1, 2, 4, 5, 6 ступени. Ми минорная пентатоника подходит для аккордов Dm6, Dm69, Dm9, Dm11.

Все три пентатоники можно смешивать между собой. Так например, ре минорная и ми минорная пентатоники в сумме образуют ре дорийский лад.

5 ШЕСТИСТУПЕННЫЕ ЛАДЫ.

Эти лады не являются базовыми, в большинстве школ по импровизации о них нет ни слова, но я бы хотел немного затронуть и их.

Первый шестиступенный лад – минорная гамма без сексты. Универсальный минор – поскольку отсутствует секста, он и не дорийский, и не натуральный. Обыгрывая ре минорные аккорды, мне удобней воспринимать этот лад, как ля минорную пентатонику, с добавленной нотой фа.

Второй шестиступенный лад – дорийский минор без терции. Обыгрывая ре минорные аккорды, мне удобней воспринимать этот лад как ми минорную пентатонику с добавленной нотой до.

Казалось бы – зачем это нужно? Ведь в состав дорийской гаммы входят оба шестиступенных лада, и все три вышеперечисленные пентатоники? Можно просто играть дорийскую гамму, пропуская в ней какие-то ступени, и результат будет тот же.

Может быть… Но, я привык представлять все минорные лады как различные оттенки одного цвета. Это дает некие дополнительные возможности при игре. Например – у меня есть два минорных аккорда, допустим Dm9 – Fm9, мне надо на них импровизировать. Многие стали бы использовать на ре – ре дорийский лад, а на фа – фа дорийский. Мне же хочется задействовать разные цветовые спектры на каждый из этих аккордов. Например – на ре я бы сыграл ми минорную пентатонику (от 2 ступени), а на фа – до минорную (от 5 ступени). Или на ре – гамму без сексты, а на фа – дорийский лад без терции… Если переводить все в цветовые ассоциации, допустим – минор это зеленый цвет. Тогда я хочу покрасить ре минор темно зеленым, а фа минор – наоборот, светло зеленым. В палитре достаточно красок для поиска различных оттенков…

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

ОБЫГРЫВАНИЕ БОЛЬШОГО МАЖОРНОГО СЕПТАККОРДА И МАЖОРНОГО СЕКСТАККОРДА.

НАТУРАЛЬНЫЙ МАЖОР (ИОНИЙСКИЙ ЛАД).

Натуральный мажор довольно часто применяется в импровизационной музыке. В тональности до, мажорная гамма будет состоять из следующих нот: C D E F G A B C.

Этот лад обыгрывает аккорды С6, С69, Сmaj7, Cmaj9, Cmaj13.

В би-бопе, в мажорную гамму часто добавляют проходящую пятую повышенную ступень (би-боп мажор натуральный): C D E F G G# A B C.

ЛИДИЙСКИЙ МАЖОР.

Лидийский лад отличается от натурального мажора повышенной четвертой ступенью: C D E F# G A B C. Применяется на аккорды Сmaj7, Cmaj13, Cmaj9, Cmaj7#11. Лидийский лад имеет характерное звучание. Не смотря на то, что с точки зрения теории является функцией субдоминанты, на практике весьма часто используется и при обыгрывании тонической функции.

ВЫБОР МЕЖДУ НАТУРАЛЬНЫМ и ЛИДИЙСКИМ МАЖОРОМ должен диктовать слуховой опыт импровизатора.

3 ПЕНТАТОНИКА

Мажорная пентатоника строится на 1 2 3 5 6 ступенях мажорной гаммы. В тональности до это будут ноты: C D E G A. Такой лад лучше всего использовать не на септаккорды, а на аккорды с секстой: C6, C69.

Если на минорные аккорды мы играли три минорных пентатоники (от 1, от 5 и от 2 ступеней), то на мажорные аккорды можем использовать мажорные пентатоники от 1, 5, 2 ступеней. Другими словами, на до мажор мы можем играть до мажорную, соль мажорную, и ре мажорную пентатоники. Рассмотрим две последние пентатоники подробней.

Пентатоника G мажор (от 5 ступени аккорда С) состоит из нот: G A B D E. Для тональности до мажор, это будут 3, 5 , 6, 7, 9 ступени. Такой лад отлично звучит на аккорды Сmaj7, Cmaj9, Cmaj13.

Пентатоника D мажор (от 2 ступени аккорда С) состоит из нот: D E F# A B. Для тональности до мажор, это будут 3, #4, 6, 7, 9 ступени. Такой лад имеет ярко выраженное лидийское звучание, его применяют на аккорды Cmaj7#11, Cmaj13, Cmaj9, Cmaj7.

4 ШЕСТИСТУПЕННЫЕ ЛАДЫ.

Первый шестиступенный лад – мажорная гамма без 4 ступени. Он является универсальным мажором, поскольку не является ни натуральным, ни лидийским.

В тональности до, получаются следующие ноты: C D E G A B. Такой лад замечательно звучит на аккорды Cmaj7, Cmaj9, Cmaj13, C6, C69 в любом контексте.

Мне удобней представлять эту гамму, как соль мажорную пентатонику (от 5 ступени тональности до), с добавленной нотой до.

Второй шестиступенный лад – лидийская гамма без тоники. В тональности до, получаются следующие ноты: D E F# G A B. Такой лад играют на аккорды Cmaj#11, Cmaj13, Cmaj9, Cmaj 7.

Я представляю его как ре мажорную пентатонику (от 2 ступени тональности до), с добавленной нотой соль.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Оцените статью