Каким пальцем какую ноту нажимать

Классическая гитара >Обозначение пальцев. Правило постановки

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Впервые обозначение пальцев ввели в Испании. Эти правила актуальны и по сей день.

Обозначение пальцев происходят от испанских названий.

Большой палец левой руки не участвует в игре, а служит для помощи остальным пальцам. Находится он с обратной стороны и грифа и создаёт давление при игре.

Стараться нужно, чтобы большой палец стоял перпендикулярно грифу, а остальные пальцы были более округлые. Это предаёт удобство играющему, ну и конечно эстетичный вид.

При игре правой рукой, чаще всего большой палец ставится на шестую струну (самую верхнюю), а три другие на первую, вторую, третью струны соответственно. Мизинец используется крайне редко.

Рука должна быть расслаблена. Хотя поначалу кажется, что чем больше вы её напряжёте, тем легче играть. Нет! Это заблуждение, пальцы должны быть расслаблены и плавно перебирать струны.

Сядьте правильно, операясь на предыдущие уроки, поставьте правую и левую руки правильно. Добейтесь полного удобства и комфорта. Соблюдайте осанку. Если всё получилось попробуйте попереберать струны, расслабьте руки.

Распечатала сыну ваши рисунки с обозначением пальцев и дело пошло. Теперь ребенок с большим удовольствием учится играть. Статья действительно полезная, спасибо.

Здравствуйте! Всегда хотел научится играть на гитаре,но в музыкальную школу идти не хотел. С помощью ваших уроков я «продвинулся» и за два месяца уже научился играть «дворовые» песни. Спасибо вам за уроки, они мне очень помогли.

Здравствуйте! Не так давно я решил научиться играть на гитаре, но без репетиторов и музыкальной школы. В интернете информации много,но чаще всего одна «вода». Но недавно стал заходить на этот сайт и реально стало получаться.(как играть,ставить пальцы и т.д.) Спасибо тем ,кто это все делает.:)

Такое ощущение, что статьи писали разные люди, или же просто скопированы с разных источников…здесь рекомендуют ставить палец p на 6-ую струну, в статье выше на 4-ую…не серьезно как то товарищи. Мелочь конечно, но все же

Эту статью писали 6 лет назад. В настоящее время старые статьи проверяются и редактируются..

Большой палец левой руки еще как применяют посмотрите игру Э.Клэптона и Т.Эммануэля мизинец левой руки согласен можно отрубить шутка

Источник

(29) Гаммы: Обозначения и расстановка пальцев (аппликатура)

Разучивание гамм и арпеджио необходимо для отработки базовых исполнительских техник и навыка игры с листа, при этом пассажи следует доводить до автоматизма, чтобы играть, не задумываясь о том, как попасть нужным пальцем в нужную ноту. Практиковать игру нужно и в минорном, и в мажорном ладу. После освоения аппликатуры нет необходимости практиковать ее каждый день, хотя, нужно заметить, она представляет собой прекрасное упражнение для разминки.

В главе (76) Хроматическая гамма можно узнать откуда появились гаммы – хроматическая и другие, – а также узнать об их характерных особенностях. Здесь же мы обсуждаем обозначения и аппликатуры. Для теоретических целей используется кодировка нот буквенными обозначениями C D E F G A B; для пения см. Сольфеджио [(68) Теория, Сольфеджио].

Исторически ноты на белых клавишах фортепиано структурированы относительно тональности до мажор, можно сказать, что в этом случае наши предшественники допустили ошибку. Гораздо лучше было бы расположить клавиши на клавиатуре «равномерно», просто чередуя черные и белые клавиши. Это бы «уменьшило» октаву на одну клавишу, исполнителям было бы легче брать широкие аккорды, нужно было бы выучить всего четыре аппликатуры, существенно бы облегчилось транспонирование, особенно на целый интервал, упростилось бы исполнение арпеджио и хроматических гамм, расстояние между черными клавишами было бы одинаковым везде, что снизило бы количество ошибок, а учащиеся осваивали бы инструмент гораздо быстрее. Единственным недостатком, пожалуй, стало бы более узкое расстояние между черными клавишами, что было бы неудобно для исполнителей с широкими пальцами.

К сожалению, в результате исторической практики до мажор не назвали ля мажором. Таким образом, октавные числа изменяются на До, а не Ля; поэтому на C4 ноты имеют нумерацию A3, B3, C4, D4, … . . Названия нот были даны для скрипки, настроенной на Ля, о том, насколько это подходит для клавиатуры никто не думал. Не было никакой причины, по которой скрипку нельзя было бы настроить на частоту 440 Герц, и если бы это случилось, то Ля мажор на фортепиано игрался бы только белыми клавишами. Первая ступень мажорного или минорного лада называется тоникой, т.е. нота До — это тоника До-мажорной гаммы. Самая низкая нота на клавиатуре из 88 клавиш это А(0), а самая высокая — С8.

Стандартные аппликатуры восходящих мажорных гамм (Таблица 1.1) – это 12312345 (правая рука, одна октава), 54321321 (левая рука) для мажорных гамм C, G, D, A, E (с диезами 0,1,2,3,4, соответственно). В ряду F, C, G, D, A количество диезов увеличивается (в гамме соль-мажор присутствует F#, в гамме ре-мажор – F# и C#, в гамме ля-мажор – F#, C#, G# и т. д.), в F, Bb, Eb, Ab, Db, Gb, мажорные гаммы, в ряду B, E, A, D, G, увеличивается количество бемолей; каждый интервал между соседствующими ступенями является пятым. Открытые струны на скрипке — это соль, ре, ля, ми. Буквенная последовательность постоянная – GDAEBFC – и представляет собой квинтовый круг, ее нужно запомнить. Поскольку это круг, за C естественно следует G. Если взглянуть на гамму си-мажор или соль-бемоль мажор, то можно увидеть, что на нотной линейке в одну последовательность выстраиваются 5 диезов или 6 бемолей. Таким образом, 2 диеза будут фа-диезом и до-диезом, три диеза — фа-диезом, до-диезом, соль-диезом и т.д. Бемоли добавляются в обратном порядке по сравнению с диезами. Отличительным признаком гаммы является ключевой знак; так, ключевым знаком соль-мажорной гаммы является фа-диез (F#). Учитесь распознавать интервалы квинтового круга на клавиатуре; после этого играть гаммы в порядке увеличения количества диезов (идти квинтами от До вверх) или бемолей (идти квинтами вниз) для вас не составит труда, вы даже не будете заглядывать в ноты.

С минорными гаммами сложнее, потому что они подразделяются на три группы; сбивать с толку может и то, что зачастую их называют просто «минорными», не уточняя к какой именно группе относится гамма, не облегчает положения и то, что одна и та же гамма может именоваться в разных источниках по-разному. Минорные гаммы нужны для создания особого настроения. Простейшей минорной гаммой является параллельный минор (также называемый «натуральным минором»); простой он потому, что имеет тот же ключевой знак, что и его мажорная родственница; по теории, тоника параллельного минора движется до шестой ноты его мажорной сестры. Мне легче запомнить его как минор с пониженной третьей, а не повышенной шестой ступенью. Например, тональности Соль мажор и Ми минор являются параллельными по отношению друг к другу. Тоникой параллельного минора является Ми, а ключевым знаком Фа диез. Другой вид минора – мелодический минор; в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая; зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется параллельный минор. Третий и наиболее часто используемый минор – гармонический минор, его звукоряд отличается от звукоряда параллельного минора повышенной 7-й ступенью. Аппликатура для игры минорных гармонических гамм показана в таблице 1.2. В последнем столбце показана повышенная ступень минорной гаммы: таким образом, гармонический Ля минор — это ABCDEFG#A, а параллельный ему мажор — это Соль мажор.

Таблицы 1.1 — 1.2

Таблица 1.1 Восходящие мажорные гаммы

Таблица 1.2 Восходящие гармонические минорные гаммы

Источник

Вопросы аппликатуры в обучении игре на фортепиано

Разделы: Музыка

Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий и соответственно, использование технологии индивидуального обучения. Применение данной технологии педагогом дополнительного образования по классу «Фортепиано» создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством использования технологии индивидуального обучения является то, что она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его индивидуальным особенностям; следить за каждым действием учащегося, за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика. Применение технологии индивидуального обучения позволяет педагогу дополнительного образования осуществить дифференцированный подход в обучении; максимально раскрыть возможности каждого учащегося и создать условия для его персонифицированного развития.

Данная статья посвящена вопросам аппликатуры, принципам ее подбора, как общепринятым, так и обусловленным индивидуальными особенностями учащегося.

Аппликатура – это распределение пальцев при игре на инструменте, а также запись этого распределения в нотах цифрами.

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в фортепианной педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть (даже не слушая), какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.

Бытуют два принципиально различных подхода к аппликатуре. Первый заключается в том, что аппликатура с тщательностью «высчитывается» по определенным и узаконенным правилам, примерно так: если клавиша «до» берется, допустим, пятым пальцем левой руки, то клавишу «ми», следовательно, надо взять третьим пальцем, так как между ними расстояние в терцию. Второй подход диаметрально противоположен первому. Основным и решающим моментом в выборе аппликатуры является не «высчитывание», не так называемое «удобство», а ее целесообразность с точки зрения определенных художественных намерений. Характерно, что все крупные музыканты-художники стояли на позиции художественного подхода к расстановке аппликатуры. К.Ф.Э. Бах писал: «Почти каждая новая музыкальная мысль требует новой и своей аппликатуры». Не раз подчеркивал эту же мысль и Г. Бюлов: «Аппликатура хороша, если она облегчает фразировку, плоха – если затрудняет ее. Строит аппликатуру музыкальное чувство».

Пианист должен, прежде всего, стремиться найти ту аппликатуру, которая наилучшим образом позволяет выразить его музыкальные намерения. Такая аппликатура далеко не всегда совпадает с так называемой «удобной» аппликатурой; то, что «удобно», не всегда художественно полноценно.

Существует, в основном, два типа аппликатур: «трёхпалая», ведущая своё начало от Черни, и «пятипалая», идущая от Листа и его последователя Бузони. В свое время «трехпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры – сочетании легатности с почти неподвижной рукой – это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого). В последующем в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее «связанным», его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к пятому пальцу. В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо. А использование «трёхпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. И вообще здесь нельзя опираться на одни лишь общие принципы, пусть даже и правильные. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.

Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и постоянно совершенствовать ее в дальнейшем. В работе с начинающими учениками полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т.д. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.

В методике преподавания фортепиано существуют определенные принципы аппликатуры.

Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это – важнейший и основной аппликатурный принцип.

Из главного принципа аппликатуры естественно вытекают следующие ее принципы:

  • принцип физического удобства, удобства данной руки. При этом надо учитывать, что удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему.
  • гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Следует помнить, что в искусстве нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали.
  • принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Всякий знает, что рука, которая с трудом берет четырёхзвучный аккорд до-минора, совершенно по-другому будет «устраиваться» на клавиатуре, чем большая рука. Этот принцип подчинён двум первым. Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что выбор аппликатуры обусловливается, с одной стороны, музыкальным образом исполняемого произведения, с другой – целым рядом других причин, в первую очередь, индивидуальными физиологическими особенностями рук играющего (их строением, величиной, растяжением между пальцами и т.д.). Но здесь необходимо заметить, что хотя аппликатура и должна носить индивидуальный характер, но это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Более того, основные фортепианные технические формы – гаммы, арпеджиообразные последовательности, двойные ноты и аккорды – имеют строго определенную, типичную аппликатуру, которой учащийся должен обязательно овладеть. В противном случае наступит полнейшая анархия в области владения аппликатурой. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию.

Приступая к работе над аппликатурой в музыкальном произведении, педагог должен внимательно просмотреть аппликатуру редактора и, если это потребуется, внести в нее необходимые, с его точки зрения (конечно, обоснованные), коррективы. Затем следует обозначить пальцы в нотном тексте. Но обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подряд, следует обозначить лишь те из них, в отношении которых может возникнуть неясность. При подборе пальцев педагог должен обращать внимание на то, чтобы рука играющего по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука.

В работе над аппликатурой очень важно бороться с невнимательным отношением учащегося к обозначенным в нотах пальцам. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимся в исполнении учащегося, начинающего разучивать какое-либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз та или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз то же самое – иной. Это приведет в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнений противоречивые двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизации. Как правило, эти противоречивые двигательные ощущения, затушеванные последующей правильной работой ученика, всплывают наружу после длительного промежутка времени при ответственном исполнении музыкального произведения (например, на эстраде). Поэтому педагог должен требовать от учащегося тщательного выучивания одной, твердо установленной, наилучшей из возможных, аппликатуры. В тех же случаях, когда изменение аппликатуры учащимся – не результат небрежности («как пальцам удобнее»), а логично и обоснованно, у педагога не должно быть никаких оснований возражать против проявления учеником инициативы; наоборот, педагог должен всячески поощрять такую инициативу.

Также следует приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае (для этого учащийся должен знать основные аппликатурные требования). Но здесь надо учитывать, что подлинное понимание аппликатуры развивается у учащегося далеко не сразу: оно требует, с одной стороны, хорошего «инстинктивного» ощущения, а с другой – высокого уровня музыкального развития. Поэтому самостоятельность в вопросах аппликатуры ни в коем случае не должна быть предоставлена учащемуся слишком рано, иначе такая самостоятельность приведет лишь к бессистемности и беспорядку в расстановке пальцев.

Подбирая аппликатуру, педагог должен учитывать следующие моменты:

  • Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их звучание можно только слухом, верным представлением о звуке.

Первый палец – земледелец, способный к тяжелой работе. Его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.
Второй палец – это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.
Третий палец занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции, олицетворяя собой конструктивные силы.
Четвертый палец не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он представитель искусства.
Пятый палец – это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.

  • Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе.
  • Выбирать аппликатуру следует в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко!) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречащие художественному смыслу музыки!) аппликатуры.
  • Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой – то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу.
  • В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже. Однако это правило имеет немало исключений, диктуемых особенностями музыки. Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.
  • Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной, стараться не нарушать аппликатурные требования.
  • В аппликатурных вопросах нет несуществующих мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.
  • Учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура – серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.
  • Помимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким «правилам» аппликатуру. Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач – одна из характернейших примет пианистической одаренности и мастерства.
  • Обозначенная в нотном тексте аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей. Из этого можно сделать вывод, что подбирая аппликатуру для конкретного ученика надо учитывать его индивидуальные физиологические особенности (физиологические качества его рук – их величину, силу, эластичность, пальцевую растяжку).

Аппликатурная дисциплина – один из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Источник

Читайте также:  Ac dc highway to hell аккорд
Оцените статью