Какими микрофонами записать акустическую гитару

Запись акустической гитары

В этой небольшой статье я хотел бы рассказать Вам о способах записи акустической гитары. Тема интересная, но достаточно обширная, поэтому я освещу только основные моменты. С одной стороны, казалось бы, всё просто: поставил микрофон к гитаре или при наличии звукоснимателя подключил провод, нажал кнопку «запись» и вот он результат. Здесь, впрочем, как и везде, есть свои подводные камни. В этой статье я уделю внимание двум способам: технике записи с одним микрофоном и двумя микрофонами. Для записи примеров буду использовать две распространенных модели микрофонов: Shure SM58 в роли динамического и AudioTechnica AT2020 в роли конденсаторного. (примечание: запись производилась без дополнительных усилителей, эквалайзеров и приборов динамической обработки — микрофоны были подключены напрямую в микрофонные входы консоли M-Audio ProjectMix).


Динамический микрофон SHURE SM58 (слева) и конденсаторный AudioTechnica AT2020 (справа).

Но прежде чем начать, хотелось бы остановиться на паре важных моментов.

Во-первых, главная задача звукорежиссёра – добиться максимально качественного звучания от первоисточника, в данном случае гитары. Для этого, помимо хороших микрофонов и правильно растущих рук, понадобится еще и хороший инструмент. Проще говоря, если Ваша гитара – откровенные «дрова», лучше подыскать на время записи нормальный инструмент, который полностью устраивал бы Вас по звучанию. Соответственно струны тоже должны быть свежими (но не стоит устанавливать новый комплект прямо перед записью, иначе «неприигранные» струны «поплывут» по строю).

Во-вторых, акустика помещения. Если вы не обладатель специально предназначенного для записи тон-зала, то Вам стоит заранее позаботиться о приглушении ненужной реверберации от голых стен подручными средствами (ковры, плотные одеяла, полотенце и т.д.). Так же при наличии нежелательных отражений не стоит садиться напротив голой стены или любой другой отражающей поверхности.

Читайте также:  Нота с тремя черточками что это

Итак, начнем с техники записи одним микрофоном.

Динамический микрофон.

Самой распространенной схемой установки микрофона является место, где гриф крепится к корпусу (или как вариант – у 12 лада) – в этом месте находится достаточно сбалансированное звучание. Устанавливать его не стоит слишком близко или слишком далеко – достаточно расстояния в 10-15 см.


Первая позиция.

В роли второй позиции можно использовать место ниже резонаторного отверстия, направленное на середину между нижнем краем барабана и краем резонаторного отверстия – главное установить в такое положение, чтоб не задевать микрофон рукой при игре.


Вторая позиция.

Можно использовать еще одну позицию, но при её использовании будут преобладать средние частоты.


Третья позиция.

Не стоит направлять микрофон прямо в резонаторное отверстие – получите только гул.

Конденсаторный микрофон.

Чувствительность конденсаторного микрофона в разы превышает чувствительность динамического, поэтому конденсаторный микрофон «снимет» гораздо больше звуковых нюансов, нежели динамический. Учитывая эту особенность, конденсаторный микрофон лучше устанавливать на расстоянии 30-40 см (касается первой позиции), чтобы получить более полный звук. Амплитудно-частотная характеристика тоже разнится, как у динамических, так и конденсаторных, но динамические более склонны к нехватке высоких частот. В нашем случае SM58 значительно проигрывает AT2020 по детальности звука и частотной составляющей.

На нижеприведённых записях отчётливо слышно, что 58-му не хватает яркости и чёткости, в то время как у АТ2020 её с избытком.

Запись SHURE SM58 в первом положении — Скачать WAV (2.95 Мб)

Запись SHURE SM58 во втором положении — Скачать WAV (2.95 Мб)

Запись SHURE SM58 в третьем положении — Скачать WAV (2.83 Мб)

Запись AT2020 в первом положении — Скачать WAV (2.83 Мб)

Следует отметить, что вышеописанные позиции достаточно приблизительные, хоть и общепринятые – их можно использовать как стартовую точку и, двигая микрофон относительно неё, слушать в наушниках (желательно закрытых) и подбирать нужное звучание гитары. Важно запомнить несколько моментов: при перемещении микрофона вдоль грифа к колкам Вы получите более яркий и тонкий звук. Если перемещать по грифу в сторону резонаторного отверстия – более плотный звук с преобладанием низких частот. Отодвигая микрофон от гитары – больший объём, но если отодвинуть слишком далеко – слишком сухой и тусклый звук.

Помимо звучания самого инструмента, немалую роль играет и акустика комнаты, в которой пишется гитара и то место, где сидит исполнитель. Если для динамического микрофона (в силу его невысокой чувствительности) внешние «воздействия» будут минимальными, то в случае с использованием конденсаторного все «шероховатости» акустики комнаты могут достаточно сильно исказить звук. Поэтому, если Ваша комната грешит подобными изъянами и они отрицательно влияют на записываемый звук (гул, «бочковатый» звук), то стоит ограничиться записью прямого сигнала, поставив микрофон ближе к гитаре.

Техника записи двумя (несколькими) микрофонами основана на смешении звучания, снимаемым этими микрофонами. Тут полёт фантазии безграничен – главное не забывать про фазовую совместимость сигналов и следовать основному правилу: расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше расстояния между источником звука и микрофоном. Для записи с использованием подобной техники можно использовать как одинаковые микрофоны, так и разные. Например, в следующей записи использовались как SM58 (в первой позиции, «снимал» близкий, прямой звук) и AT2020, установленный в 1 м от головы исполнителя и капсюлем, направленным на резонаторное отверстие (выступал в роли обзорного микрофона, снимал акустику помещения и добавлял яркости звучанию).

Запись SM58 и AT2020 (Mono Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

В данном примере недостаток высоких частот динамического микрофона (прямого звука) компенсировался конденсаторным микрофоном, плюс добавился небольшой объём.

Для более широкой стерео картины можно распанорамировать сигналы с двух микрофонов влево и вправо:

Запись SM58 и AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

Тоже самое можно проделать, используя два конденсаторных микрофона: один ставится на расстоянии 40 см от 12 лада, а второй – в 1,5 м от головы исполнителя (капсюль направлен на резонаторное отверстие):

Тоже самое, но с панорамой влево-вправо:

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.85 Мб)

Можно «псевдо расширить» стереокартину добавив небольшую задержку (10 мс) к одному из сигналов:

Запись двух AT2020 (Stereo Mix, с задержкой 10 мс) — Скачать WAV (2.84 Мб)

Для добавления определённой теплоты гитарному звуку и придания звучанию медиатора некого «шелеста» можно обзорный микрофон поставить над правым плечом гитариста на высоте 30-40 см.

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

А для большей яркости струн один из микрофонов можно поставить в район 1-ого лада на грифе и второй оставить в первой позиции (на 12 ладу).

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

Еще один момент, который хотелось бы отметить – это использование встроенного звукоснимателя. Часто для записи «в пачке» с другими инструментами бывает достаточно и прямого «неокрашенного» сигнала со звукоснимателя, но если требуется дополнительный «окрас» или натуральный объем/запись отражённого звука – имеет смысл подмешать к сигналу от звукоснимателя сигнал, одновременно идущий с микрофонов.

Несколько слов об обработке записанного материала.

Лично я категорически против вмешательства эквалайзером ДО записи и ПРИ записи. Лучше постараться максимально натурально запечатлеть звучание гитары правильной расстановкой микрофонов, чем заставлять гитары звучать накручивая эквалайзер. Как вариант можно использовать компрессор, но с достаточно щадящими настройками, чтобы он на самых пиках снижал уровень на 2-4 Дб – степень сжатия выбрать от 2:1 до 4:1, атаку и релиз по слуху (чтобы не было «скачков» в звуке). Помните, что лучше немного «недожать», чем потом переписывать всё снова из-за того, что сигнал получился слишком «пережатый».

Уже записанный материал можно обработать эквалайзером для подчёркивания определённых звуковых нюансов. В первую очередь имеет смысл подрезать «шельфом» диапазон до 100 Гц, что избавит звук от ненужного гула и поможет поместить гитару в микс с другими инструментами. Если на записи присутствует «бубнёж», то его можно локализовать и изничтожить параметрическим эквалайзером (узкой полосой), просмотрев частоты в районе 100-270 Гц. Если записи не хватает воздуха, то диапазон выше 10 Кгц (широкой полосой) сможет Вам в этом помочь – главное не перестараться, иначе получится излишне яркий и неестественный звук. Более мягкий и яркий звук можно получить обработав записанный материал хорусом (chorus). Для получения интересного стерео эффекта можно обработать гитару хорусом только на одном канале: левом или правом.

Что касаемо реверберации. Её можно и нужно использовать, если при записи вы снимали только прямой, сухой сигнал. Тут всё зависит от ваших пожеланий: от моделирования небольшого помещения до концертных залов с очень яркими отражениями.

Подведём некий итог.

Как видно из примеров, для записи гитары больше подходят конденсаторные микрофоны в силу их большей чувствительности и лучшей АЧХ. Сколькими микрофонами записывать – дело каждого (я, например, часто сольные партии пишу либо со звукоснимателя, либо если требуется больший «объём», использую один микрофон с большой диафрагмой AudioTechnica AT4040SM). Главное максимально качественно и натурально снять звучание гитары. Причём стоит сразу позаботиться, а точнее свести на нет все фоновые шумы: будь то провод от наушников, бьющийся о корпус гитары или скрипящий под Вами стул и т.д. Ну и основное правило – не бойтесь экспериментировать, совершенствуйте свои навыки и в конечном итоге Вы найдёте тот самый ЗВУК, к которому так долго стремились!

Источник

Выбор микрофона для записи гитары

Привет! Сегодня поговорим о довольно важной штуке — запись гитарного звука по-взрослому. Все мы писали миллион демок в линию через комп и кто-то даже научился выстраивать звук более-менее, но всё это детские забавы по сравнению с тем, как звучит гитара, записанная через хороший усилитель, кабинет, микрофон, преамп и звуковой интерфейс. Описать это словами довольно трудно, но на слух разницу чувствуешь сразу.

Итак, без лишних рассуждений на тему отсутствия бабла и крутизны гитарных процессоров, которые «не хуже, чем. » перейдём непосредственно к предмету. У меня есть некоторый опыт записи гитар на студии и несколько микрофонов, которые стали основой звука на моих записях. Думаю, вам этот опыт может пригодиться.

Итак, поехали. Shure SM57. Довольно долгое время я пренебрежительно относился к этому микрофону, считая его чем-то несерьезным и пошлым. Первые опыты в студии с этими микрофонами были, прямо скажем, неудачными. И вот недавно я решил снова попробовать эти микрофоны и мне понравилось то, что они выдают. Фишка микрофонов SM57, да и вообще любых микрофонов в правильной установке перед источником звука. 57й Шурик даёт хороший резвый звук, по моим ощущениям ближе к высокой середине. Опять же зависит от того, где вы поставите его. Звук 57го всегда можно дополнить вторым микрофоном, если вам будет его нехватать. А это — в 90% случаев так. Если не делать 57й единственным микрофоном на треке, то это вполне рабочий вариант.

Я сторонник записи кабинета с 2 микрофонов. Я пробовал больше, сильной разницы не ощущаешь. 2 микрофона — достаточно, главное подобрать пару, которая будет друг друга дополнять. SM57 не просто так считается классическим микрофоном, потому что его использовали на стольких записях, что и пересчитать невозможно. Если вам нужен классический, привычный уху звук, этот микрофон подходит. Главное ставить его близко к сетке кабинета, тогда срабатывает т.н. proximity effect, поднимаются басы. Микрофон довольно трудно перегрузить даже на большой громкости, в общем, все преимущества динамического микрофона.

Этот микрик по-любому должен быть в вашем шкафу, если вы собираетесь записывать электрогитару с кабинета.

Второй микрофон который мне нравится — Shure SM7B. Он в чем-то похож на SM57, только стоит в разы дороже, удобнее в настройках и интереснее в звуке. На микрофоне есть 2 переключателя АЧХ. Обычно я врубаю горб на этом микрофоне, он задирает середину, что для гитары очень хорошо. Микрофон традиционно использовался на радио, потом его распробовали для записи вокала на студиях. С этим микрофоном записывались все, кому не лень, начиная от Metallica, заканчивая Incubus и Mastodon. Ну, как бы, других рекоммендаций для его покупки мне не было нужно.

Хотя я покупал его для вокала, больше всего он мне нравится с малым барабаном и гитарным кабинетом. Отлично работает в паре с HEIL PR30, про который ниже.

Heil PR30 — фишка, стыренная у Курта Бэллоу. Ну и вообще, в последнее время много, кто пересел на эти микрофоны. Heil — дочерняя компания фирмы Dunlop. Поэтому в гитарном звуке они соображают. Микрофон, прямо скажем, с яйцами. Если бы у меня была возможность купить только один микрофон для записи гитары, я бы купил его. У PR30 довольно полноценное звучание, которое можно дополнить чем нибудь, если нужен более объемный звук.

Royer R-121 классика для записи кабинетов. Ленточный микрофон. Я его пока не пробовал, но очень хочу купить. Его использовали многие звукорежиссеры на моих любимых альбомах, почти все как один. Поэтому сомнений нет. Одна проблема — цена 🙂 Но это проблема временная 🙂

Есть еще другие варианты. Например конденсаторные микрофоны на расстоянии от кабинета. Так, например, мне очень нравится микрофон AKG C414. Я его пробовал для записи маленького лампового комбика на расстоянии. Звук очень убедительный. Ничем дополнять не хочется. Сложность с записью на расстоянии в том, что здесь уже начинает играть роль акустика помещение. То есть, в принципе, звукозапись в домашних условиях — это дроч. Надо строить базу или студию, раскачивать лампу нормально и ебашить с отдачей на большой громкости. Иначе мяса не будет.

Ну есть конечно второй вариант — купить какой-нибудь супер пупер гитарный проц и сказать себе, что такой же пользуют твои любимые звезды. Ага, спокойствие 🙂

В этом мини обзоре не затронуты множество микрофонов, а также весь остальной тракт. Главное что вам стоит усвоить — берите любые микрофоны, которые попадаются под руку, экспериментируйте с местоположением, ищите сладкие точки. Только опытным путем вы научитесь писать гитары так, чтобы нравилось и вам и другим. Упомянутые выще микрики — мои личные предпочтения. Никто не говорит, что они подойдут вам. Я люблю классический звук электрогитары, разборчивыый и читаемый. Если звуковые задачи другие — меняйте всё по своему усмотрению.

Не менее важным чем микрофон является предусилитель, через который он работает. В аудиоинтерфейсах со встроенными предусилителями звук, как правило, недостойный. Ну то есть, на первое время сойдет. Пока вы учитесь, зарабатываете на что-то более серьезное. При первой же возможности попробовать внешний преамп для микрофона сделайте это и поймите колоссальную разницу с микшерными пультами и встроенными в звуковые карты предусилителями.

Короче, в звуке нет никаких правил кроме одного — хороший звук стоит того, чтобы на него потратиться. Но никаой бюджет не спасет вас от кривых ушей и рук, поэтому учитесь неспеша и делайте выводы самостоятельно.

Источник

Оцените статью