Какими цвета имеют ноты

Какими цвета имеют ноты

Мечты об объединении звука и цвета по общим для них законам не покидают нас вот уже на протяжении последних двухсот пятидесяти лет. Среди тех, кто вел интенсивную работу для их осуществления, можно встретить имена Ньютона, Гретри, Рамо, Эйлера, Гете, Вагнера, Гельмгольца, Скрябина, Оствальда, Термена, Эйнштейна и многих других. Более того, упоминание о том, что «цвета по приятности их соответствий могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными», восходит к античности (Аристотель).

«ЦВЕТНОЙ СЛУХ» И ИНТУИТИВНЫЕ ПОИСКИ

До сих пор эксперименты в области цветомузыки носили субъективный характер. То есть выбор цвета опирался либо на редкие явления синопсии (цветной слух), с «привязыванием» тональностей к определенным цветам, либо экспериментаторы, руководствуясь собственным пониманием художественного образа, интуитивно выбирали сочетания цветов для своих произведений. Однако, подобные пути приводят в «тупик», и даже Скрябин признавался: «Я чувствую, что здесь есть закономерность, но никак не могу ее найти».

ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗВУКА И ЦВЕТА

Внутри системы звуков (акустических волн) и системы цветов (электромагнитных волн) существуют определенные отношения («гармония»). В музыке это отношения функциональные (тонические, субдоминантовые, доминантовые), в живописи они основаны на принципе дополнительности цветов (красный, синий, жёлтый).

Читайте также:  Guerlain aqua allegoria pamplelune ноты

Существование этих взаимопропорциональных отношений нам удалось установить и математически обосновать. Приведем пример лишь одной из формул, описывающих систему:

КАКОГО ЦВЕТА НОТА ДО?

Невозможно навсегда привязать какую-либо ноту к определенному цвету в силу их различной природы (например, назначить «до» синим, красным, или любым другим цветом), поэтому необходимо связать отношения звуков и цветов в зависимости от того, в какой плоскости они представлены: мелодия, гармония или тональность. Иначе говоря, одна и та же нота в произведении может быть окрашена разными цветами.

Таким образом художник-композитор выбирает цветовую тональность своего произведения, а всё последующее развитие происходит по установленным законам звука и цвета.

ТОНАЛЬНОСТЬ

МЕЛОДИЯ

ГАРМОНИЯ

Помимо вышеперечисленных существует ахроматическая система (оттенков черного и белого), а также геометрическая система (направленности цветовых лучей).

ПРИМЕР: Прелюдия ми-бемоль минор из I тома ХТК И. С. Баха

1. тональность – фон

СИСТЕМА В. В. АФАНАСЬЕВА И ДРУГИЕ СИСТЕМЫ

Отличий этой системы от других, практикующихся сегодня много, назовём главное – она основана не на интуитивном подборе цветов, а на общих законах музыкальной и живописной гармонии.

I. МЕЛОДИЯ

Как показала практика, прямого соответствия между звуками и цветами не существует. Соответствие звука цвету определяет композитор-художник, создающий цвето- или светомузыкальное произведение, но отношения цветов всегда соответствуют отношениям звуков.

Для примера рассмотрим прелюдию es-moll из I тома ХТК И. С. Баха. Скажем, художник решил назначить тонику красного цвета (ми-бемоль = красный). Тогда, совместив на круге es с красным цветом получаем все остальные цвета:

Сравнение хроматической гаммы с 12-цветовым хроматическим кругом показывает, на первый взгляд, их полную идентичность:

II. ТОНАЛЬНОСТЬ (ФОН) И МОДУЛЯЦИЯ

Соответствие хроматической гаммы хроматическому кругу, изложенное в предыдущей главе о мелодии, не приемлемо для отражения тонального модулирования.

Максимальное родство цветов определяется между двумя соседними хроматическими цветами, а степень тонального родства – между звуками, находящимися на расстоянии семи полутонов друг от друга и отражена в квинтовом круге тональностей.

Таким образом, совмещая хроматический цветовой круг и квинтовый круг тональностей, получаем необходимую последовательность для модуляций.

Добавим к предложенному выше примеру из прелюдии И. С. Баха тональный план. Так как тоника, ми-бемоль, у нас была красного цвета, весь фон получится красного цвета:

В четвёртом такте происходит модуляция в до-бемоль мажор (Ces-dur), а в седьмом — в ля-бемоль минор (as-moll). Совмещая ноту ми-бемоль с красным цветом, получаем красно-оранжевый цвет для первой модуляции и красно-фиолетовый — для второй.

N.B. Параллельные тональности (Ces – as) имеют одинаковый звукоряд, поэтому необходимо подчеркнуть ощутимую на слух разницу, изменив направление движения по кругу. Так как начальная минорная тональность задана нами по часовой стрелке, для модуляции в мажорные тональности продолжим движение в обратном направлении. Теперь разница между «теплым» (оранжево-красным) мажором и «холодным» (фиолетово-красным) минором показана наглядно.

III. ГАРМОНИЯ
ТОНИКА. ДОМИНАНТА. СУБДОМИНАНТА.

В музыке существуют функциональные отношения (тоника – субдоминанта – доминанта), а в цветоведении этому соответствует принцип дополнительности цветов (красный – синий – желтый). То есть, главными цветами при принятом основном, например, красном, являются дополнительные – желтый и синий, главными трезвучиями в музыке – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.

Привязывание ступеней к цветам в данном случае происходит по принципу функциональных тяготений (подробнее см. в книге В. В. Афанасьева «Светозвуковой музыкальный строй», гл. «О пространстве функциональных наклонений»).

РЕЗЮМЕ И КРАТКИЕ ДОПОЛНЕНИЯ

В результате всего вышесказанного проясняется понимание того факта, что каждая из описанных трех подсистем (мелодическая, тональная, функциональная) содержит в себе возможности, недостающие двум другим. Поэтому только их совокупность и представляет собою полную систему цветозвуковых отношений.

Источник

Какими цвета имеют ноты

С какого возраста нужно проводить развивающие занятия?

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

Стишки-запоминалки

Чтобы малышам было веселей учить табличку соответствия звуков определённым цветам, мы придумали специальные стишки-запоминалки:

  • На скакалке До скакала, покраснела и упала.

  • В мандарине нота Ре отдыхает в кожуре.

  • Солнце светит, мы лучи превращаем в ноту Ми.

  • Нота Фа сидит на ветке и мечтает о конфетке.

  • Нота Соль всегда хотела, чтобы с неба соль летела.

  • В синем море Ля купалась, полотенцем вытиралась.

  • В тучу фиолетовую Си попал ракетою.

Если Вы ещё не догадались, что цветные персонажи-нотки, которые Вы могли видеть на главной странице нашего сайта, могут звучать, то вернитесь на главную страничку и поиграйтесь с ними.

Можно нажимать на них поочереди как вверх, так и вниз, а можно и в произвольном порядке. Обязательно пойте ноты. Если Вы уже разобрали и выучили по цветным ноткам какую-нибудь детскую песенку («Петушок», «Василёк», «Чижик-Пыжик»), то их также можно попытаться исполнить.

Цель этих занятий — запомнить цвет каждой нотки. При перезагрузке странички голоса ноток должны меняться, но не всегда с первого раза. Для перезагрузки странички пользуйтесь клавишей F5.

Играйте! Это весело!

Указывая на машину, деревья, небо, мамину кофточку спрашивайте ребёнка: «А это какая нотка?» В такой забавной, игровой манере Вы вскоре выучите все названия нот, и соответствие их цвету.

Цветонотки

Надеюсь, Вы выучили, какому звуку соответствует какой цвет? Здорово! А теперь, давайте познакомимся с основными образами обозначающими ноты. Именно их мы и будем использовать в дальнейшем в нашей цветомузыкальной методике. А называть мы их будем ласково — «Цветонотки»:

  • Звук Си – фиолетовый – «фиолетовая тýчка».

  • Звук До – красный – «красное сóлнышко».

  • Звук Ре – оранжевый – «оранжевая пирамúдка».

Звук Ми – жёлтый – «жёлтое сóлнышко».

Звук Фа – зелёный – «зелёные вéтви».

Звук Соль – голубой – «голубое нéбо».

Звук Ля – синий – «синее море».

Альтерированные звуки (диезы, бемоли) – серый – «серая стенá».

Мы начинаем изучать музыкальные песенки с белых клавиш фортепиано (диатонический звукоряд), именно на них мы и наклеиваем цветоноты. А чёрные клавиши (альтерированные звуки) мы пока использовать не будем.

Мы будем использовать в наших уроках по методике «Пиано «Радуга» всего 8 белых клавиш фортепиано: диапазон звуков от Соль1 до Соль2.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

«Волшебная струна»

А так, будут располагаться цветонотки на струнных инструментах: гитаре, скрипке, виолончели, балалайке и всех других:

фиолетовая тýчка съедает красное сóлнышко; серая стенá; оранжевая пирамúдка; серая стенá; жёлтое сóлнышко скатилось с зелёных ветвéй; серая стенá; голубое нéбо; серая стенá; синее мóре; серая стенá .

Источник

Какими цвета имеют ноты

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового .

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

На основе этой методике я придумала героев — нотную семейку. Это дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ. Вместе с героями в веселых музыкальных играх ребенок знакомится с удивительным миром музыки.

Предлагаем прямо сейчас послушать песенку о том, как смелые котята спасли нотный домик от наглых мышей! А заодно поиграть в музыкально-математические игры. Перейдите по ссылке ниже, введите свой имейл в форму — и через несколько минут игры и песенка придут вам на почту.

Источник

Оцените статью