Какое дерево делают пианино

Из какого дерева делают пианино

Не всякая древесина подойдёт для изготовления музыкального инструмента, в том числе для пианино. Для изготовления инструмента требуется так называемая резонансная древесина, хотя с физической точки зрения, такое название не совсем верно. Слово резонанс происходит от французского слова, которое в дословном переводе означает «звучу в ответ». Для изготовления музыкального инструмента подходит орех, дуб, береза. Но наиболее звучащей является древесина из ели.

Чтобы изготовить хорошее пианино с качественным звуком, как было сказано ранее, подойдет древесина из ели. Однако не каждая ель одинаково звучит. Необходимо знать некоторые условия произрастания такого дерева. Резонансная ель произрастает преимущественно на склоне леса с северной стороны, где солнце не так жарко. Грунт, в котором растет дерево, должен быть средним, то есть не слишком плодородным, но и не слишком тощим. В таких условиях будущий инструмент должен расти более века. Но не просто расти, но и не пострадать от сильного ветра или жуков-короедов.

После определения дерева для изготовления пианино, окончательный вердикт можно будет вынести только после распила, сушки и выдержки древесины в мастерской. Также резонансное дерево не должно иметь пороков в виде сучков, завитков и других. Кольца ствола должны быть одинаковой ширины, а при распиле радиальным способом быть параллельными и прямыми.

Читайте также:  Ныне отпущаеши раба твоего владыко ноты ковальджи

Не раз пытались заменить еловую древесину другой, но попытки не увенчались успехом. Исследователь девятнадцатого века в ходе экспериментов выяснил, что скорость звука в еловой древесине больше в 15 раз, чем в воздухе.

Ввиду особенностей музыкальной древесины, её достаточно сложно отыскать, что сказывается на цене материала за кубометр, а это соответственно на цене качественных инструментов.

Древесину принято выбирать не на глаз, а по вычислениям характеристик по определенным формулам, соответствующим Госстандарту. Основной критерий называется акустическим коэффициентом. Музыкальная древесина сочетает несочетаемое: низкую плотность, высокую жесткость и высокую скорость проведения звука.

Качественную древесину также можно определить по её блеску. Музыкальное дерево имеет нежный серебристый блеск. Определяющим свойством является и запах, резкость которого определяется количеством содержащейся смолы. Чем больше смолы, тем хуже акустические характеристики древесины.

Таким образом, факторами, влияющих на выбор акустической древесины, являются порода дерева, условия его произрастания, внутреннее строение, порода и физические характеристики.

Теперь можно смело ответить на главный вопрос: из какого дерева делают пианино, — из «правильной» звучащей резонансной ели.

Источник

Из какого дерева делают пианино? В чём заключаются правила выбора?

Знаете ли вы, из какого дерева делают пианино? Этот инструмент не так уж и прост. Для его изготовления необходимо немало времени и сил. Звучание инструмента зависит в первую очередь от его конструкции. Поэтому необходимо знать, из какого дерева делают пианино, прежде чем приступать к производству, если вы вдруг решили заняться этим делом. Следует знать, что существует очень много различных нюансов.

Из какого дерева делают пианино? Правила выбора

Итак, подробнее. Из какого дерева делают пианино? В расчёт принимаются и страна, и лес, в котором оно растёт. К примеру, дека рояля «Фациоли» изготавливается из дорогой красной ели. Произрастает она во всемирно известном итальянском лесу, в котором бывал даже сам Страдивари. Возможно, именно здесь кроется и тайна знаменитых скрипок. На фабрике «Фациоли» эти ели нарезаются на тоненькие дощечки, которые после этого друг к другу приклеиваются. Так изготавливается дека.

А что же основная часть инструмента? Из какого дерева делают пианино, точнее, его корпус? Варианты также могут быть разными. Обычно это красное дерево или бук. Главный нюанс в том, что склеивается корпус из целых восемнадцати слоёв древесины, после чего ему и придаётся характерная форма. Бывает, что на эту процедуру уходит полгода.

Кроме того, в инструменте размещено немало других деталей, миниатюрных в том числе. Каждая из них изготавливается из разных пород дерева. Крышка пианино, например, может быть сделана из тополя; молоточки, бьющие по струнам, – из ореха или граба. В принципе, каждая фирма обладает своими секретами.

Какое бы дерево ни было выбрано, изначально его необходимо тщательно просушить. Инструменты из свежесрубленного материала хорошими не получаются. Занимает процесс высушивания около двух лет. Для этого необходимо время и свежий воздух.

Создание корпуса

А если вопрос поставлен так: из какого вечнозелёного дерева делают пианино? Ответ прост: это — красная ель, реже — сосна. Хотя как уже указывалось выше, это может быть и совсем другое дерево — лиственное. Как только оно выбрано, можно приступать и к изготовлению корпуса. Клеится он из восемнадцати слоёв (иногда из двадцати). В итоге получаются знакомые очертания: характерная крыловидная форма. Формируется корпус вручную. Времени это занимает немало. Иногда заказчикам приходится ждать около полугода, прежде чем мастера приступают к последующей обработке. Впрочем, все эти процессы работы с деревом логике и точным расчётам не подлежат. Многое зависит от интуиции, огромного опыта и, конечно же, простого везения.

Отделка

То же самое касается вопроса «Из какого хвойного дерева делают скрипки?». Пианино, рояли, гитары (корпуса) изготавливают из разных его пород. Но есть и ещё один важный момент – отделка. Каждый инструмент может от прочих своих «собратьев» заметно отличаться. Всё зависит от фантазии мастера. Для отделки нередко используются орех, вишня, тис, груша, лимон, бук, клён, дуб. Реже встречаются красное и чёрное дерево или палисандр. В самых редких случаях – вавона, платан, сикомор, секвойя, красный вяз и мирт. Для изготовления самых изысканных экземпляров материалы везут со всего мира. Даже из Африки и Юго-Восточной Азии.

Поверхность инструмента может оставаться матовой, полироваться или покрываться лаком. Многие фирмы имеют свои «рецепты». А для некоторых инструментов даже создаются отдельные виды лака. Иногда пианино инкрустируют драгоценными камнями или перламутром.

Дека является одной из самых важных деталей пианино. Без неё инструмент звучал бы очень слабо. Деревянный щит, склеенный из отдельных досок, размещается над струнами в вертикальном положении в пианино, в отличие от рояля, в котором он располагается над струнами горизонтально.

Кстати, дека не только усиливает звук, она ещё и формирует тембр инструмента. Причём слышно в основном благодаря ей не струны, а именно звучание дерева. Изготавливается она из сосны или резонансной ели. Дерево подбирается с особой тщательностью: с узкими прямыми слоями и без сучков. Само собой, оно также должно быть выдержанным и сухим.

Интересный факт

Казалось бы, каждый мастер-производитель знает о том, из какого дерева делают скрипки и пианино. Но и это не всё! В 1870-х годах большую популярность в Европе приобрела мебель, изготовленная из бамбука. Из этого материала делали жардиньерки, столы… В итоге изготовлено было даже пианино! Одним словом, инструмент может быть сделан не только из дерева, но и даже из травы!

Источник

Из какого дерева делают пианино?

Быстрый ответ:

Из какого дерева делают пианино и рояли?

Наиболее часто в изготовлении фортепиано применяются следующие виды древесины.

  • Опорные конструкции – сосна, бук.
  • Дека — резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
  • Вирбельбанк – высококачественный бук и ель.
  • Клавиатура — ель тангенциальной распиловки высокого качества.
  • Механика – береза, бук.
  • Корпус – щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой.

Максимальное применение древесины характерно для инструментов, изготавливавшихся до 70х годов прошлого столетия. В современном фортепиано строении все чаще используются заменители древесины, пластик и композитные материалы.

Подробный ответ:

Технологические свойства древесины характеризуют ее как материал, удобный для обработки при изготовлении деталей, узлов и инструмента в целом. Древесина обладает достаточной прочностью и сравнительно легко обрабатывается. Шпон из древесины некоторых пород имеет красивую текстуру, поэтому применяется для отделки наружных поверхностей фортепиано.

Для изготовления разных деталей фортепиано, как правило, используются определенные породы древесины.

Применение дерева в различных деталях фортепиано

Значительно, технология сборки фортепиано поменялась только в последнее время, с приходом современных материалов и способов их обработки, однако и на протяжении всех лет, начиная с изготовления первых фортепиано, изменения в технологии происходили тоже.

Неизменным остался только подход к изготовлению деки. Для ее изготовления как раньше, так и сейчас используется только музыкальная резонансная ель.

Для того чтобы исключить путаницу необходимо разделить старинные инструменты, относительно недавние пианино 50х – 90х годов прошлого столетия и современные фортепиано.

Старинное пианино Старое пианино Современное пианино
Опорные конструкции Сосна, бук. Хвойные и лиственные породы. Хвойные и лиственные породы.
Дека Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками.
Вирбельбанк 2-х – 3-х слойный, клееный щит из бука или граба + основа из ели. 3-х – 5-и слойный, клееный щит из бука, граба, клена + основа из ели. Многослойный (более 10 слоев), клееный щит из бука.
Басовый и дискантовый штеги Бук 1 или 2 слоя. Бук 1 или 2 слоя. Многослойный (более 10 слоев), клееный брус из бука.
Клавиатура Ель тангенциальной распиловки высокого качества, черное дерево. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик.
Механика Береза, бук, красное дерево. Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы). Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы), а так же пластик и композитные материалы.
Корпус Щитовые детали из хвойных и лиственных пород, обклеенные с двух сторон толстым шпоном. Щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой. На большинстве фортепиано низкого и среднего класса используется МДФ и ДСП

Минимальное количество пород древесины используемых при изготовлении фортепиано 3. Сосна, бук и береза, но даже одна порода, используемая для изготовления разных деталей, может отличаться как по качеству (допустимому количеству пороков древесины, допускам по шероховатости), так и по способу предварительной распиловки древесины (тангенциальный, радиальный).

В принципе же сырьем для изготовления пианино может служить древесина различных пород: ель, бук, береза, ольха, граб, клен, груша, орех, липа.

Для облицовывания применяют строганый шпон из древесины твердых лиственных и ценных пород (ореха, красного дерева и др.).

Породы и качество древесины, применяемой в производстве фортепиано

Классификация древесных пород

Древесные породы делятся на хвойные и лиственные. К хвойным породам относятся сосна, кедр, ель, лиственница, пихта и т. п. Лиственные породы — дуб, ясень, каштан, бук, граб, клен, береза, орех, груша, тополь, липа, ольха, осина, ива, красное дерево, палисандр, лимонное дерево, черное дерево и др. Кроме того, лиственные породы делятся на мягкие и твердые.

Главный объем работ в фортепианном производстве приходится на изготовление корпуса инструмента, опорных конструкций, резонансовой деки, клавиатуры и механики при изготовлении которых применяются и хвойные породы (дека, клавиши, футор), и лиственные (механика, корпус, штеги и др. детали).

Требования

Общие технические требования к пиломатериалам для этих деталей следующие: определенная постоянная влажность древесины — 6-8% и прямослойность волокон пиломатериалов, так как это необходимое условие прочности и резонансовых качеств древесины.

Технические условия строго регламентируют при изготовлении той или иной детали возможные отклонения волокон от оси в градусах, процентах, в абсолютной величине на 1 м или на всю длину детали; ограничение количества пороков в определенных деталях и отсутствие некоторых пороков в любых деталях (гниль, червоточина, сердцевина, сучки диаметром более 25 мм).

Остальные допускаемые дефекты строго регламентированы техническими условиями;
отсутствие на пиломатериале трещин (сквозных и несквозных); наличие красивой текстуры и цвета у древесины, идущей на облицовывание пианино, с сохранением натурального цвета древесины.

К резонансовой древесине предъявляются дополнительные требования, которые определяют звукопроводность древесины (определенная ширина годичных слоев, их равномерность, постепенный переход от узких слоев к более широким и др.).

Для того чтобы снизить требования и упростить изготовление сегодня часто используются заменители древесины (МДФ, ДСП), многослойные клееные бруски или щиты вместо цельно – пиленых деталей. Встречаются даже эксперименты с декой, самой важной частью звукового аппарата.

Сверху и снизу отчетливо видны дополнительные, тонкие слои дерева.
Фото предоставил Шухрат Ризаев

Но большинство изменений в лучшую сторону сказываются только на стабильности внешнего вида, ухудшая звуковые характеристики.

Одним из примеров может быть корпус современного пианино. На старинных и старых пианино он изготавливался из дерева, покрывался тонким слоем лака и вместе с декой являлся дополнительным резонатором.

Корпуса более современных пианино сделанных из дерева, но залитых толстым слоем лака* резонировали уже не так хорошо (на это повлиял не только лак, но и размер инструментов, чем он меньше тем хуже резонанс).

Корпуса пианино из мдф, на мой взгляд, почти не участвуют в резонансе, за тембр и качество звука, из деталей корпуса, отвечает только дека пианино.

* Современные лакокрасочные материалы с относительно большой толщиной покрытия используются сегодня на всех фортепианных фабриках. Относить инструменты, отделанные такими лаками, к плохим не стоит. Если не брать в расчет механику и струны, то качество инструментов в первую очередь зависит именно от качества древесины и абсолютном соблюдении технологии изготовления фортепиано.

Детали пианино и материалы

Дека состоит из резонансового щита, склеенного из отдельных резонансовых дощечек (делянок), дополнительно связанных поперек рипками. На плоскости резонансового щита крепят дискантовый и басовый штеги. Для делянок используют резонансовую древесину. При формировании резонансового щита подбирают делянки с одинаковой шириной годичных слоев, однородного цвета и равной плотности.

Рипки

Изготовление рипок. Для придания жесткости и равномерного распределения нагрузок по всей площади деки к одной из сторон резонансового щита приклеивают рипки, которые изготавливают из резонансового рипкового пиломатериала толщиной 30—35 мм. Требования к качеству пиломатериала для рипок имеют много общего с требованиями к качеству пиломатериала для резонансового щита.

Штеги

Изготовление дискантового и басового штега. Составной частью резонансовой деки являются штеги (криволинейные бруски), которые служат опорой для струнной одежды. Чем тверже опора, тем меньше будут потери энергии колебания струн. Изготавливают дискантовые и басовые штеги из здоровой, плотной, буковой древесины радиальной распиловки.

Клавиатура

Изготовление клавиатурного щита. Для изготовления одного комплекта клавишей предварительно склеивают щит, а затем после строгания в размер по толщине распиливают его на отдельные клавиши, придавая им необходимую конфигурацию.

Щит склеивают из отдельных делянок, расположенных веерообразно за счет вставления конусообразных врезок. Такой подбор элементов щита обусловливается расположением в плане клавишей клавиатуры.

Задние концы клавишей расходятся в обе стороны. Чтобы обеспечить их прочность, направление годичных слоев в каждой клавише должно соответствовать ее форме.

Для изготовления клавиатурного щита используют доски еловой древесины тангенциальной распиловки высокого качества толщиной 30—32 мм.

Высокая требовательность к подбору древесины клавиатурного щита обусловливается необходимостью создания надежной прочности клавишей и исключения их коробления.

Ответы на частые вопросы:

Из какого дерева делают пианино

Звуковой аппарат из резонансной ели и бука, механика – бук, береза, красное дерево, при изготовлении и отделки корпуса могут использоваться те же породы, что и для изготовления мебели.

Делают ли пианино из красного дерева

Нет. Непосредственно из красного дерева пианино не делались, но часто отделывались декоративным шпоном этой породы древесины.

На отдельных инструментах можно встретить декоративные элементы, выполненные из массива красного дерева.

Иногда из красного дерева делается деревянная часть молоточков пианино или отдельные детали механизма.

Целиком из красного дерева пианино не делается.

Из какого дерева делают клавиши пианино

Основу клавиш делают из ели. На старинных инструментах накладки полутонов (черные клавиши) делались из черного (эбенового) дерева, сегодня эти накладки делают из пластика.

Источник

Оцените статью